Решение №054/06/33-1126/2021 жалоба ООО «ЮгОптТрейд» на действия заказчика ФГБУ «ННИИТ» М... от 15 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1126/2021

 

15 июня 2021 года                                                                                                             г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «ЮгОптТрейд» на действия заказчика ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России при проведении электронного аукциона № 0351100002321000117 на поставку средств гигиены, начальная (максимальная) цена контракта 167 629,90 руб.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «ЮгОптТрейд» с жалобой на действия заказчика ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России при проведении электронного аукциона № 0351100002321000117 на поставку средств гигиены.

Суть жалобы ООО «ЮгОптТрейд» заключается в следующем.

ООО «ЮгОптТрейд» считает, что некоторые требования к значениям характеристик необходимого к поставке товара установлены таким образом, что таким характеристикам соответствует товар единственного производителя – Essity, TORK (Швеция).

1. Так, по позициям № 1 (жидкое мыло-пена для рук для диспенсеров), № 2 (жидкое мыло для рук для диспенсеров) описания объекта закупки установлены, в том числе, следующие требования к характеристикам товара: активный компонент: глицерин; в составе нет парабенов, сульфатов, красителей.

На территории РФ регламентирующими документами о жидком мыле являются технический регламент на косметическую продукцию ТР ТС 009/2011, ГОСТ 31696-2012 «Продукция косметическая гигиеническая моющая. Общие технические условия».

В соответствии с указанными документами мыло изготавливается по рецептуре производителя на основании списка ингредиентов, утвержденных в ТР ТС 009/2011. Все мыло проходит дерматологическую проверку в соответствие с регламентами РФ.

Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, из описания объекта закупки следует, что если у изготовителя в составе мыла отсутствует глицерин, а имеется более качественный смягчающий компонент, то с его продукцией участники закупки не смогут принять участие в данной закупке.

2. По позициям № 1 (жидкое мыло-пена для рук для диспенсеров), № 2 (жидкое мыло для рук для диспенсеров) описания объекта закупки установлены следующие требования к упаковке товара: мыло размещено в одноразовых герметичных полимерных картриджах, изготовленных из полиэтилена высокой плотности – цифровой код «2» в петле Мебиуса «PE».

Каждый картридж оснащен встроенным дозировочным клапаном, изготовленным из полиэтилена высокой плотности, на клапане отсутствуют заусенцы: одноразовый дозировочный клапан исключает риск заражения патогенной микрофлорой.

Картридж обеспечивает герметичность, выдерживает сжимающее усилие в направлении вертикальной оси корпуса, картридж не должен деформироваться и растрескиваться при воздействии горячей воды, дозировочный клапан должен быть прочно прикреплен к картриджу и выдерживать установленную нагрузку, сварной и клеевой швы не должны пропускать воду, внутренняя поверхность картриджа должна быть стойкой к упакованному мылу.

По мнению ООО «ЮгОптТрейд», на территории РФ нет ограничений по упаковке жидкого мыла. ТР ТС 009/2011, ГОСТ 31696-2012 установлены только общие требования к потребительской таре парфюмерно-косметической продукции.

При этом, податель жалобы считает, что указанные в описании объекта закупки требования к упаковке жидкого мыла противоречат регламентирующим документам, действующим на территории РФ, и ведут к ограничению количества участников закупки.

На основании изложенного, ООО «ЮгОптТрейд» считает, что заказчиком нарушены положения п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России в возражениях на жалобу ООО «ЮгОптТрейд» сообщило следующее.

1. По мнению заказчика, установленные ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России требования к характеристикам товара не свидетельствуют об ограничении количества участников закупки. Указанные требования установлены в связи с необходимостью предотвращения появления аллергических реакций у сотрудников, осуществляющих деятельность в медицинском учреждении, а также во избежание заражения новой коронавирусной инфекцией.

2. Требование к упаковке жидкого мыла (размещено в одноразовых герметичных полимерных картриджах, изготовленных из полиэтилена высокой плотности — цифровой код «2» в петле Мебиуса «РЕ») установлено заказчиком в соответствии с ч.2 ст.6 ТР ТС 005/2011. Так, в соответствии с указанным пунктом маркировка должна содержать цифровой код и (или) буквенное обозначение (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), в соответствии с Приложением 3 и должна содержать символы в соответствии с Приложением 4: рисунок 2 (возможность утилизации использованной упаковки (укупорочных средств) - петля Мебиуса).

Полиэтилен высокой плотности (низкого давления) в конструкции картриджей необходим заказчику для работы в условиях высоких механических нагрузок по причине большой штатной численности учреждения. Иные виды пластика, по мнению ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России, не соответствуют установленным в описании объекта закупки характеристикам.

Согласно ч.2 ст.5 ТР ТС 005/2011 упаковка (укупорочные средства) должна быть спроектирована и изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению обеспечивалась минимизация риска, обусловленного конструкцией упаковки (укупорочных средств) и применяемыми материалами.

При открытии клапана с заусенцами сотрудники учреждения часто травмируются, в связи с чем в описании объекта закупки было установлено следующее требование: каждый картридж оснащен встроенным дозировочным клапаном, изготовленным из полиэтилена высокой плотности, на клапане отсутствуют заусенцы: одноразовый дозировочный клапан исключает риск заражения патогенной микрофлорой.

Кроме того, в соответствии с описанием объекта закупки заказчику к поставке требуется жидкое мыло-пена для рук и жидкое мыло для рук, упакованное в герметичный картридж. Картриджи должны быть совместимы с диспенсерами TORK систем S1, S4, имеющимися у заказчика.

Таким образом, ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России считает, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с описанием объекта закупки заказчику к поставке необходимо жидкое мыло-пена для рук и жидкое мыло для рук, упакованное в герметичный картридж. Картриджи должны быть совместимы с диспенсерами TORK систем S1, S4, имеющимися у заказчика.

1. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что ч.2 ст.5 ТР ТС 005/2011 предусмотрены перечень веществ, запрещенных к использованию в парфюмерно-косметической продукции (приложение № 1), перечень веществ, разрешенных к использованию в парфюмерно-косметической продукции с ограничениями (приложение № 2).

При этом, в указанных перечнях отсутствует глицерин, следовательно, действующим законодательством не предусмотрены какие-либо ограничения в части указанного компонента. Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчик правомерно установил требование к активному компоненту мыла. Довод жалобы не подтвержден.

2. В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Описанием объекта закупки установлены требования к упаковке товара. При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что ряд установленных требований действительно указывает на то, что указанным характеристикам соответствует товар единственного производителя – Essity, TORK (Швеция).

Заказчиком не представлена информация о соответствии товаров иных производителей требованиям, установленным в описании объекта закупки.

Кроме того, на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки, изучив заявки участников закупки, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что оба участника закупки в своих заявках предложили к поставке жидкое мыло-пену для рук и жидкое мыло для рук с ТЗ TORK, что свидетельствует о том, что перечню требований к характеристикам товара, установленных в описании объекта закупки, соответствует товар единственного производителя. Таким образом, заказчиком нарушены положения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел подтверждение.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

1. Согласно ч.1 ст.45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи.

Вместе с тем, в пп.2.2 п.12 аукционной документации установлено, что заказчик в качестве обеспечения исполнения контракта принимает банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст.74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковской гарантии в целях налогообложения. Таким образом, заказчик нарушил ч.1 ст.45 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом, срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе, в случае его изменения в соответствии со ст.95 настоящего Федерального закона.

Между тем, в пп.2.3 п.12 аукционной документации установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Заказчиком нарушена ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.

3. Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии);

3) наименование страны происхождения товара.

Между тем, в соответствии с п.30 документации об электронном аукционе первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения товара. Таким образом, заказчиком был нарушен п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.

Кроме того, п.30 документации об электронном аукционе предусмотрено, что конкретные показатели поставляемого товара, указанные в первой части заявки, должны содержать знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), что также является нарушением п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЮгОптТрейд» на действия заказчика ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России при проведении электронного аукциона № 0351100002321000117 на поставку средств гигиены частично обоснованной (обоснован довод № 2).

2. Признать заказчика нарушившим ч.1 ст.33, ч.1 ст.45, п.2 ч.3 ст.66, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны