Решение б/н Решение по делу №24 в отношении мэрии города Новосибирска от 11 сентября 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена  12 мая  2011 г.                                   г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено  18 мая  2011г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. -  заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П.   – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,

Донских В.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

с участием представителя заявителя (ООО «Нск-1») «…» (доверенность «…».),   представителей ответчика   (мэрия города Новосибирска) «…» (доверенность «…»), рассмотрев дело № 24 от 20.04.2011г. по признакам нарушения  мэрией города Новосибирска (ул. Красный проспект, 50, город Новосибирск, 630091) части 1   статьи 15 Федерального закона РФ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В  Новосибирское УФАС России обратилось с заявлением ООО «Нск-1» (вх. № 1677 от 09.03.2011г.) на действия мэрии г. Новосибирска по отказу в предоставлении земельного участка для размещения гостиницы и центра обслуживания туристов.

Заявитель сообщил, что мэрия г. Новосибирска отказала в просьбе  выделить ему  в аренду земельный участок площадью около 0,65 га, расположенный в Кировском районе г. Новосибирска в районе улице 2-я Гэсстроевская (с предварительным согласованием места  расположения), для строительства гостиницы, центра обслуживания туристов, без указания причин такого отказа.

ООО «Нск-1» считает, что указанные действия мэрии г. Новосибирска необоснованно препятствуют его деятельности  и содержат признаки нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Заявитель представил копии:

- письма департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска от 08.12.2010г. № 15315-5/13;

- решения Арбитражного суда Новосибирской области от 21.02.2011г. по делу № А45-408/2011;

- жалобы ООО «Нск-1» на имя мэра г. Новосибирска № 08112010-ж.

На запрос Новосибирского УФАС России мэрия города Новосибирска сообщила, что ООО «Нск-1» обращалось в мэрию с заявлением о выборе земельного участка от 19.07.2011г. К заявлению были приложены:

- копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 12.10.2009г.;

- схема зонирования и расположения земельного участка.

Заявление было рассмотрено в соответствии с Земельным кодексом  РФ и Порядком подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о представлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска, утверждённым постановлением  мэрии города Новосибирска от 26.01.2005г. № 71. По результатам рассмотрения указанного заявления было принято решение отказать ООО «Нск-1» в размещении заявленного объекта. Отказ был оформлен постановлением  мэрии города Новосибирска от 01.10.2010г. № 2660 «Об отказе в размещении объекта».

По мнению мэрии г. Новосибирска закон не установил органу местного самоуправления обязанность при утверждении решения об отказе в размещении объекта обосновывать такой отказ.

Мэрия г. Новосибирска  представила копии:

- заявления ООО «Нск-1» от 19.07.2010г. № 190710-зм с приложениями;

- постановления мэрии города Новосибирска от 01.10.2010г. № 2660 «Об отказе в размещении объекта»;

- протокола комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска от 09.09.2010г. № 295.

Из представленных сведений и документов следует, что ООО «Нск-1»  в соответствии с ч.1 ст. 31 Земельного кодекса РФ обратилось с заявлением о выборе земельного участка площадью около 0,65 га (улице 2-я Гэсстроевская г. Новосибирска) и предварительном согласовании места размещения объекта (гостиницы, центра обслуживания туристов).

Мэрия города Новосибирска  постановлением от 01.10.2010г. № 2260 «Об отказе в размещении объекта» на основании решения комиссии по вопросам земельных отношений  и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска отказала ООО «Нск-1» в размещении объекта – гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. 2-й Гэсстроевской г. Новосибирска.

Указанный отказ не мотивирован, в том числе комиссией  по вопросам земельных отношений  и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска.

Отказ мэрии г. Новосибирска был обжалован  ООО «Нск-1» в Арбитражный суд Новосибирской области, который решением от 21.02.2011г. по делу № А45-408/2011 удовлетворил требования ООО «Нск-1»:

- признал незаконным немотивированный отказ в выборе земельного участка для размещения вышеуказанного объекта;

- обязал повторно рассмотреть заявление ООО «Нск-1» с принятием решения о предварительном согласовании места размещения или мотивированного решения об отказе в размещении объекта.

На запрос Новосибирского УФАС России (исх. № 05-1422 от 08.03.2011г.) мэрия г. Новосибирска также не обосновала (не указала причины и основания) отказ  в размещении объекта ООО «Нск-1», пояснив, что закон не обязывает орган местного самоуправления при утверждении решения об отказе в размещении объекта приводить обоснование такого отказа (исх. № 3853-7/13 от 30.03.2011г.).

Однако в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления обязан обеспечить  выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Действия мэрии города Новосибирска, выразившиеся в  необоснованном отказе ООО «Нск-1» в размещении объекта – гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. 2-й Гэсстроевской г. Новосибирска, нарушают ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции», так как они приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По существу дела мэрия города Новосибирска  пояснила следующее.

В ходе рассмотрения заявления ООО «Нск-1» был произведён градостроительный анализ, в рамках которого был направлен запрос в адрес МУП г. Новосибирска «Горводоканал» о возможности размещения  объекта  на запрашиваемой ООО «Нск-1» территории.  МУП г. Новосибирска  «Горводоканал» сообщил (письмо от 24.08.2010г.  № 57692), что по земельному участку  предполагаемой застройки проходят магистральные напорные канализационные коллекторы 2 Д=800 мм от КНС-20, обеспечивающие приём стоков от р.п. Краснообск, пос. Левые Чёмы и большей части Кировского района. Территория для эксплуатации коллекторов не может входить в отвод земельного участка и требует резервирования.

Кроме того, 26.08.2010г. комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол № 294 подпункт 10.3) было принято решение об утверждении зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения – объектов водоснабжения и водоотведения местного значения по ул. 2-й Гэсстроевской в Кировском районе.

11.10.2010г. на основании решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол № 294 подпункт 10.3) было издано Постановление мэрии города Новосибирска № 2916 «Об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения».

В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ резервирование  земель для муниципальных нужд осуществляется (среди прочих) в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Ч. 4 ст. 70.1 ЗК РФ определяет порядок резервирования земель для муниципальных нужд, который установлен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных  или муниципальных нужд».

Согласно п.2 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. № 561, решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления.

Согласно ст.27 Устава города Новосибирска  мэрия города Новосибирска входит в структуру  органов местного самоуправления города Новосибирска.

Постановление мэрии города Новосибирска № 2916 от 11.10.2010г. является  муниципальным правовым актом, которое направлено на резервирование земель для муниципальных нужд в полном соответствии с требованиями действующего земельного и градостроительного законодательства.

На заседании Комиссии представитель мэрии города Новосибирска Я.Я. Чагин поддержал ранее изложенную позицию мэрии.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам:

1. Поскольку  ст. 31 Земельного кодекса РФ предусматривает: обязанность органа местного самоуправления обеспечивать  выбор земельного участка путём реализации процедур, предусмотренных законом; право заинтересованного лица обжаловать в суд отказ в размещении объекта, то данный отказ возможен только по основаниям, установленным законом и выявленным в ходе реализации указанных процедур.

Таким образом, вывод мэрии об отсутствии обязанности у органа местного самоуправления мотивировать отказ в размещении объекта необоснован  и противоречит содержанию и смыслу ст. 31 Земельного кодекса РФ.

2. Отсутствие у хозяйствующего субъекта сведений о причине отказа в выборе земельного участка  для размещения объекта создаёт препятствование осуществлению его деятельности, поскольку хозяйствующие субъекты не могут планировать свою деятельность (обжаловать отказ в выборе  данного земельного участка или, с учётом имеющихся объективных препятствий для согласования этого земельного участка, обратиться за согласованием другого земельного участка). 

3.Указанные действия мэрии города Новосибирска могут негативно повлиять на эффективность функционирования товарного рынка и  привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Основания для прекращения рассматриваемого дела отсутствуют.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать мэрию города Новосибирска  нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» путём немотивированного отказа ООО «Нск-1» в размещении объекта – гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. 2-й Гэсстроевской г. Новосибирска, что  приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи мэрии города Новосибирска предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: выдать ООО «Нск-1»  мотивированное решение об отказе в размещении объекта – гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. 2-й Гэсстроевской г. Новосибирска.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                          А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                                                           

                                                                                                                                    Н.П. Камнева

 

                                                                                                                                    В.А. Донских

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 20

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 18  мая 2011г.                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А.  –  заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П. –начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,

Донских В.А.– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от  18.05.2011г. по делу № 24 от 20.04.2011г. о  нарушении мэрией города Новосибирска (ул. Красный проспект, 50, город Новосибирск, 630091) части 1   статьи 15 Федерального закона РФ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Мэрии города Новосибирска в срок до 03.06.2011г.  устранить нарушение ч. 1 ст. 15  Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившееся в немотивированном отказе ООО «Нск-1» в размещении объекта – гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. 2-й Гэсстроевской г. Новосибирска, что  приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. 

2. С целью исполнения настоящего предписания мэрии города Новосибирска необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: выдать ООО «Нск-1»  мотивированное решение об отказе в размещении объекта – гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. 2-й Гэсстроевской г. Новосибирска.

3. Об исполнении настоящего предписания мэрии города Новосибирска сообщить в Новосибирское УФАС России до  08.06.2011г., с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

             А.А. Ельчанинов

          

             Н.П. Камнева

 

             В.А. Донских

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны