Предупреждение №054/01/15-329/2020 В действиях (бездействии) Администрации города Тогучина Тогу... от 26 февраля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 054/01/15-329/2020
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
26 февраля 2020 г. г. Новосибирск
В действиях (бездействии) Администрации города Тогучина Тогучинского района Новосибирской области установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные чч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Согласно Постановлению № 141 от 29.05.1998 года «Об утверждении правил» полномочия по оказанию ритуальных услуг возложены на муниципальное унитарное предприятие бытового обслуживания «Сибирь» (далее – МУП БО «Сибирь»).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, МУП БО «Сибирь» является правообладателем на праве хозяйственного ведения земельных участков с кадастровыми номерами 54:24:010149:308, 54:24:010502:410, 54:24:010502:478 на основании Постановления администрации города Тогучина Тогучинского района Новосибирской области № 324 от 25.06.2019 года, Постановления администрации города Тогучина Тогучинского района Новосибирской области № 295 от 28.05.2015 г. (для размещения кладбища).
Согласно Постановлению администрации города Тогучина Тогучинского района Новосибирской области № 434 от 27.01.1999 года утвержден устав МУП БО «Сибирь». Согласно п. 4 Постановления № 434, МУП БО «Сибирь» считается специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно п. 1.2 Устава МУП БО «Сибирь» Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием . бланки и иную фирменную атрибутику.
Согласно п. 2.1 Устава МУП БО «Сибирь» Целями создания предприятия являются выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Согласно пп. 1 п. 2.2 Устава МУП БО «Сибирь» Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет оказание ритуальных услуг.
Согласно п. 3.1 раздела 3 Устава МУП БО «Сибирь» Имущество является муниципальной собственностью г. Тогучина и закреплено за Предприятием передаточным актом на праве хозяйственного ведения и отражается в самостоятельном балансе Предприятия.
Согласно пп. 1 п. 3.3 Устава МУП БО «Сибирь» Источником формирования муниципального имущества являются: прибыль, полученная от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной и внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
МУП БО «Сибирь» осуществляет хозяйственную деятельность в пределах, установленных действующим законодательством, уставом, следовательно, по смыслу определения, установленного в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», является хозяйствующим субъектом, поскольку осуществляет приносящую доход деятельность.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Пунктами 1 и 4 ст.18 Закона № 8-ФЗ установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение, какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специальной службы, и наделение хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения Законом № 131-ФЗ и Законом № 8-ФЗ не предусмотрена.
Указанная позиция подтверждается постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 № 17206/10, от 23.09.2008 № 12027/07, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.2017 № А45-21776/2016, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.07.2019 года № А45-38252/2018.
МУП БО «Сибирь» осуществляет функции органа местного самоуправления и функции хозяйствующего субъекта путем оказания ритуальных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Таким образом, в действиях (бездействии) Администрации города Тогучина Тогучинского района Новосибирской области, выразившихся в наделении МУП БО «Сибирь» функциями органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и функциями хозяйствующего субъекта, а также передаче в хозяйственное ведение земельных участков для размещения кладбища, в результате чего МУП БО «Сибирь» получило преимущественные условия деятельности при оказании ритуальных услуг, что могло привести к созданию третьим лицам препятствий при осуществлении хозяйственной деятельности на данном рынке, усматриваются признаки нарушения чч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Новосибирское УФАС России на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем осуществления действий, направленных на возврат земельных участков, используемых для размещения кладбища в муниципальное ведение, а также на исключение из Устава МУП БО «Сибирь» положений о совмещении функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта в срок до 24.04.2020 г.
О выполнении предупреждения сообщить в Новосибирское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.