Решение №РНП-54-473 обращение заказчика – Межрегионального филиала ФКУ «ЦОКР» в ... от 20 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №РНП-54-473

«20» сентября 2022 года                                                                                                      г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии ….

рассмотрев в дистанционном режиме обращение заказчика – Межрегионального филиала ФКУ «ЦОКР» в г. Новосибирске о включении сведений об ООО «ГТМ» (ИНН 5407474878, 630091, г. Новосибирск, пр-кт Красный, д. 82, офис 109Б) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по охране от пожаров организаций и (или) населенных пунктов для обеспечения государственных нужд (извещение № 0851100001922000440),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение заказчика – Межрегионального филиала ФКУ «ЦОКР» в г. Новосибирске о включении сведений об ООО «ГТМ» (ИНН 5407474878, 630091, г. Новосибирск, пр-кт Красный, д. 82, офис 109Б) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по охране от пожаров организаций и (или) населенных пунктов для обеспечения государственных нужд (извещение № 0851100001922000440).

Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденным постановлением Правительства РФ №1078 от 30.06.2021г., Новосибирским УФАС России была проведена проверка представленных документов и информации, в ходе которой было установлено следующее.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика №0851100001922000440 от 01.09.2022, опубликованным в ЕИС, победителем электронного аукциона признано ООО «ГТМ», предложившее цену контракта 274 093,24 руб. при начальной (максимальной) цене контракта 349 333,34 руб. Снижение от НМЦК составило 21,5%, в связи с этим антидемпинговые меры, предусмотренные в ст. 37 Закона о контрактной системе, не применяются.

05.09.2022 заказчиком в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе размещен проект контракта на подписание победителю аукциона.

12.09.2022 победителем аукциона в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе размещен подписанный проект контракта и представлено обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии №8047J5QK099R2Q0AQ0QQ8RL от 08.09.2022 на сумму 34 933,33 руб., выданной ПАО «Сбербанк России».

Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 данной статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 данной статьи формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.

13.09.2022 заказчиком был опубликован протокол № 46-06-11/0573 о признании ООО «ГТМ» уклонившимся от заключения контракта в связи с нарушением ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, согласно которому:

12.09.2022 победитель аукциона разместил на электронной площадке и в ЕИС документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в виде независимой гарантии от 08.09.2022 № 8047J5QK099R2Q0AQ0QQ8RL, выданной ПАО «Сбербанк России».

Предоставленная независимая гарантия не отвечает требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.

В независимой гарантии указано условие: «гарант имеет право приостановить осуществление платежа в пользу бенефициара на срок до 7 (семи) календарных дней, если он имеет разумные основания полагать что…» противоречит указанному в независимой гарантии условию: «гарант обязуется уплатить бенефициару денежную сумму по настоящей гарантии на позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования бенефициара, соответствующего условиям настоящей гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования», а также нарушает требования ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе: «В независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования».

Заказчиком отказано в принятии независимой гарантии на основании пункта 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.

До заседания Комиссии Новосибирского УФАС России от ООО «ГТМ» были получены пояснения следующего содержания.

ООО «ГТМ» заблаговременно обратилось в банк с заявлением о предоставлении независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта. Проект независимой гарантии был направлен на согласование в адрес заказчика 06.09.2022.

05.09.2022 от заказчика поступил проект контракта.

В связи с тем, что от заказчика не поступили замечания на проект гарантии, было принято решение оплатить гарантию и подписать контракт. 12.09.2022 проект контракта был подписан, к нему приложена независимая гарантия. После чего, ООО «ГТМ» проводились мероприятия по подготовке к исполнению контракта. 

13.09.2022 заказчик разместил протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта в связи с непредставлением надлежащего обеспечения исполнения контракта.

После публикации протокола о признании уклонившимся от заключения контракта 14.09.2022 ООО «ГТМ» проведены мероприятия по замене гарантии: по факту ненадлежащего оказания банковских услуг по вопросу выдачи независимой гарантии, не соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, в адрес ПАО «Сбербанк России» направлена претензия с требованием заменить независимую гарантию. В настоящее время от банка получено предварительное согласие на перевыпуск гарантии после отмены протокола о признании уклонившимся от заключения контракта (представитель банка просит отменить протокол о признании уклонившимся или направить уведомление об отказе от своих прав по независимой гарантии в установленном порядке, т.к. условия гарантии могут быть изменены гарантом только с согласия бенефициара).

В целях оперативной замены обеспечения исполнения контракта ООО «ГТМ» было принято решение внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта.

14.09.2022 в адрес заказчика направлено письмо с просьбой оказать содействие с целью заключения контракта.

В действиях ООО «ГТМ» отсутствуют признаки недобросовестного поведения, так как участником совершены активные действия, направленные на заключение контракта и на его исполнение.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 83.2, частями 3, 4 статьи 96 Закона о контрактной системе ООО «ГТМ» заключило договор на получение независимой гарантии с ПАО «Сбербанк России».

Специалисты банка заверили, что независимая гарантия полностью соответствует статье 45 Закона о контрактной системе и информационной карте закупочной документации.

В адрес заказчика направлялся проект гарантии. Отсутствие замечаний на проект послужило основанием для выпуска гарантии в редакции банка и направления её с подписанным контрактом в адрес заказчика.

Направленная гарантия соответствовала требованиям части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, т.к. закрепляет общий срок рассмотрения требования не позднее 10 рабочих дней без возможности его увеличения, так и требования пункта 2 статьи 376 Гражданского кодекса Российской Федерации, которое позволяет банку в рамках общего срока рассмотрения требования приостановить осуществление платежа для проверки документов бенефициара, но не более 7 календарных дней, что позволяет не нарушать общий срок уплаты гарантом денежных средств бенефициару - 10 рабочих дней.

У ООО «ГТМ» имеются необходимые ресурсы для исполнения контракта (технические, материальные, профессиональные). Проведены подготовительные мероприятия по вопросу исполнения контракта: имеется необходимое оборудование, имеется лицензия на проведение данного вида работ, имеется разрешение Ростехнадзора о регистрации шифра-клейма, имеется обученные сотрудники по данному виду работ, закуплена краска для окраски баллонов, проведена поверка манометров для оборудования находящегося в цехе, по электронной почте осуществляется диалог с заказчиком, имеется коммерческое предложение на поставку необходимого газа от поставщика.

Действия ООО «ГТМ», связанные с подготовкой к исполнению контракта, свидетельствуют о направленности на подписание проекта контракта и его дальнейшее исполнение.

К пояснениям приложены: 1) письмо (исх. №29 от 14.09.2022) в адрес заказчика по вопросу признания уклонившимся от заключения договора, 2) скриншот письма от 06.09.2022 в адрес заказчика о согласовании независимой гарантии, 3) независимая гарантия от 08.09.2022 № 8047J5QK099R2Q0AQ0QQ8RL, 4) платежное поручение №450 от 14.09.2022 о внесении денежных средств на сумму 34 933,33 руб. на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта, 5) письмо (исх. №32 от 14.09.2022) в адрес ПАО «Сбербанк России» по вопросу замены независимой гарантии, 6) реестр исполненных контрактов, 7) документы, подтверждающие подготовку к исполнению контракта.

Изучив представленные документы и сведения, выслушав доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России установила нарушение ООО «ГТМ» ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе.

Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что представленная ООО «ГТМ» независимая гарантия не соответствует требованиям ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе. Кроме того, ООО «ГТМ» обратилось в ПАО «Сбербанк России» с требованием заменить гарантию на соответствующую требованиям законодательства, что подтверждено письмом от 14.09.2022 (исх. №32).

В силу пункта 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частью 3 данной статьи.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком верно был сделан вывод об уклонении победителя закупки от заключения контракта. Между тем, принимая во внимание вышеуказанные факты (подписание проекта контракта, предоставление независимой гарантии, а также внесение денежных средств на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта), нельзя сделать вывод об умышленном уклонении ООО «ГТМ» от заключения контракта.

В соответствии с пп. б) п. 14 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, в случае если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

Согласно п. 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017г., нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта, предпринявшем меры для его заключения, не может являться основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, как отметил Верховный суд РФ, установление одного факта нарушения участником своих обязательств не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков, в каждой конкретной ситуации необходимо оценивать все обстоятельства дела в совокупности.

Принимая во внимание объяснения ООО «ГТМ», а также с учетом того, что ООО «ГТМ» подписало проект контракта, предоставило заказчику обеспечение исполнения контракта, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что у ООО «ГТМ» отсутствовали намерения уклониться от заключения контракта.

В связи с изложенным, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает возможным не включать сведения об ООО «ГТМ» в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь ст. 51, ч. 2 ст. 104 ФЗ 44-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021г. №1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

В удовлетворении обращения Межрегионального филиала ФКУ «ЦОКР» в г. Новосибирске о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ГТМ» отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны