Решение №054/10/18.1-2389/2021 жалоба ИП Доброва на действия ФГБОУ ВО «НГТУ» от 14 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/10/18.1-2389/2021

14 декабря 2021 года                                                                                             г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП Доброва <...> (вх. №21356 от 06.12.2021г.) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный технический университет» (далее – ФГБОУ ВО «НГТУ») при проведении открытых торгов посредством открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества, находящегося в федеральной собственности, расположенного по адресу: город Новосибирск, ул. Блюхера, д. 30/1, целевое назначение: оказание социальных услуг студентам и сотрудникам университета (размещение прачечной) (Процедура 300921/0008855/01, опубликованная 30.09.2021 г. на сайте http://torgi.gov.ru/, Лот № 1),

в присутствии ИП Доброва<...>,

в присутствии <...>

 

УСТАНОВИЛА:

                        

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ИП Доброва <...> (вх. №21356 от 06.12.2021г.) на действия ФГБОУ ВО «НГТУ» при проведении открытых торгов посредством открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества, находящегося в федеральной собственности, расположенного по адресу: город Новосибирск, ул. Блюхера, д. 30/1, целевое назначение: оказание социальных услуг студентам и сотрудникам университета (размещение прачечной) (Процедура 300921/0008855/01, опубликованная 30.09.2021 г. на сайте http://torgi.gov.ru/, Лот № 1).

Заявитель сообщил следующее.

Заявитель считает требования аукционной документации №3/2021 неправомерными:

1) Приложение №1 к документации об аукционе (информационная карта аукциона), раздел 7:

- Устанавливаемое оборудование должно иметь сертификаты пожарной и электробезопасности.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза 010/2011 от 18.10.11 такой вид оборудования как стиральная машина не обязан сертифицироваться по пожарной и электробезопасности.

2) Приложение №1 к документации об аукционе (информационная карта аукциона), раздел 12 пункт Е, заявка на участие в аукционе должна содержать:

- сертификат соответствия оборудования в сфере пожарной безопасности;

- сертификат соответствия в сфере электробезопасности.

Предоставление любых сертификатов на оборудование на этапе проведения аукциона является преждевременным требованием к участникам аукциона, т.к. оборудование еще не куплено, потому что участник не знает будет ли он победителем. Для этого и существует раздел №7, который регламентирует технические характеристики к товарам, работам или услугам, выполняемым в отношении объекта, в данном случае – установка оборудования.

Данный аукцион проводится повторно. При первичном проведении аукциона вышеперечисленных требований не предъявлялось.

ФГБОУ ВО «НГТУ» предоставило следующие возражения на доводы жалобы.

Порядок проведения аукциона № 3/2021 регулируется положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и Правилами проведения конкурсов на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход права на муниципальное имущество, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 г. № 67 (далее - Правила), а также Гражданским кодексом Российской Федерации (частью первой) (далее - ГК).

Извещение № 300921/0008855/01 опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru (далее - Сайт торгов).

Предметом аукциона на право заключения договора аренды недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Новосибирский государственный технический университет» на праве оперативного управления, являются нежилые помещения № № 5, 6 на поэтажном плане подвала, общей площадью 30,1 кв.м., в здании Общежития с поликлиникой, расположенном по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Блюхера, д. 30/1, кадастровый номер 54:35:064300:59, с реестровым номером федерального имущества П12550011287.

Целевое назначение - оказание социальных услуг студентам и сотрудникам университета (размещение прачечной). 

Размер годовой арендной платы, без учета НДС, коммунальных платежей, административно-хозяйственных и эксплуатационных расходов - 88 795,00 (Восемьдесят восемь тысяч семьсот девяносто пять) рублей 00 копеек.

Дата публикации извещения: 30.09.2021.

Дата окончания приема заявок: 20.10.2021.

Дата окончания рассмотрения заявок: 22.10.2021.

Согласно Протоколу №3/2021-з от 22.10.2021 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе Заявитель (ИП Добров А.Н.) не был допущен к участию в аукционе в связи с тем, что не представлены сертификат соответствия оборудования в сфере пожарной безопасности и сертификат соответствия в сфере электробезопасности (заявка не соответствует требованиям Документации об аукционе).

В соответствии с пп. 2 п. 121 Правил в п. 7 Приложения № 1 (Информационная карта аукциона) к Документации об аукционе установлены следующие требования - устанавливаемое оборудование должно иметь сертификаты пожарной и электробезопасности, иметь понятный интерфейс, с поддержкой безналичной (банковские карты) и наличной (купюры и монеты РФ) оплаты, должно работать круглосуточно в режиме самообслуживания, с возможностью дистанционного мониторинга работоспособности стиральных и сушильных машин.

В нарушение установленных пп. «е» п. 12 Приложения № 1 (Информационная карта аукциона) к Документации об аукционе требований в заявке ИП Добров А.Н. не представлены сертификат соответствия оборудования в сфере пожарной безопасности и сертификат соответствия в сфере электробезопасности.

Заявитель считает данное требование Документации об аукционе неправомерным, обосновывая это тем, что в соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза от 18 октября 2011 года ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» такой вид оборудования как стиральная машина не обязан сертифицироваться по пожарной и электробезопасности.

По существу вышеуказанной жалобы ФГБОУ ВО «НГТУ» заявило следующие возражения.

В соответствии с п.п. 108 - 110 Правил документация об аукционе разрабатывается организатором аукциона, специализированной организацией и утверждается организатором аукциона. Документация об аукционе может содержать требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками аукциона выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.

Таким образом, законодателем установлено право на предъявление ряда требований к качеству, техническим характеристикам услуг, оказание которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками аукциона оказываемых услуг.

Исходя из требований пп. 2 п. 121 Правил, заявка на участие в аукционе должна содержать предложения об условиях выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также по качеству, количественным, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) установленным требованиям, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации.

Анализ положений пп. 2 п. 121 Правил позволяет сделать вывод о том, что организатор торгов не имеет права предъявлять к участникам торгов требования, не предусмотренные законодательством, но он обязан включить в документацию об аукционе условие о соответствии товаров (работ, услуг) требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно Документации об аукционе целью сдачи в аренду государственного имущества является организация прачечных услуг для студентов и сотрудников университета.

В том числе, пунктом 7 Приложения № 1 (Информационная карта аукциона) к Документации об аукционе установлено, что оборудование должно работать круглосуточно в режиме самообслуживания, с возможностью дистанционного мониторинга работоспособности стиральных и сушильных машин.

Исходя из круглосуточного режима работ, а также нижеприведённых требований ГОСТ Р 56247-2014, следует использование профессионального оборудования. Так как принципиальным отличием профессионального оборудования от бытового (в данном случае стиральная машина) являются: большая загрузка, возможность программирования и увеличенный моторесурс.

ГОСТ Р 56247-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. «Прачечные промышленные. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.11.2014 № 1743-ст) устанавливает:

«4.1. Стирка в промышленных прачечных должна производиться в соответствии с установленным технологическим процессом для текстильных изделий (белья) конкретных видов и больших объемов.

4.2.      Промышленные прачечные выполняют стирку текстильных изделий (белья) для:

- гостиниц, домов отдыха, общежитий, пансионатов, санаториев и других средств размещения.

4.3.      Обрабатываемые текстильные изделия могут принадлежать персоналу организации или непосредственно самой организации, а также гражданам, пребывающим в организациях как временно, так и постоянно.

5.2.2.   Прачечные должны быть оснащены промышленными стиральными машинами и специализированным оборудованием для промышленных прачечных. Все оборудование прачечных, расстановка машин и отделка помещений должны допускать легкую и быструю их очистку

5.2.3.   Промышленные стиральные машины должны отвечать требованиям ГОСТ 27457 и иметь сопроводительные документы, подтверждающие соответствие требованиям согласно законодательству Российской Федерации.

5.4.1 При функционировании промышленных прачечных должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья персонала, санитарно-гигиенические и технологические требования, а также соблюдаться требования нормативных правовых документов».

Такие требования устанавливает Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», а именно:

«п. 6 ст. 8 Декларация о соответствии или сертификат о соответствии является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента».

Согласно Приложению 3 к Техническому регламенту (ТР ТС 010/2011) «Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия:

«п. 35 Оборудование прачечное промышленное».

Таким образом, включая требование - устанавливаемое оборудование должно иметь сертификаты пожарной и электробезопасности - организатор торгов (НГТУ) действовал в соответствии с пп. 2 п. 121 Правил, соблюдая необходимость включения условия о соответствии товаров (работ, услуг) требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Ввиду того, что пользоваться оборудованием будут студенты и сотрудники Университета, Организатору торгов было необходимо учитывать и требования ч. 2 п. 6 ст. 28 и ч. 8 п. 1 ст. 41 Закона «Об образовании» где сказано, что в обязанности образовательной организации входят вопросы, связанные с обеспечением безопасности и здоровья обучающихся на территории образовательной организации и образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В связи с чем требование Документации об аукционе - устанавливаемое оборудование должно иметь сертификаты пожарной и электробезопасности - ФГБОУ ВО «НГТУ» считает обоснованным и являющимся обязательным, поскольку требование основано на нормах законодательства РФ, в соответствии с которыми обеспечиваются безопасные условия для обучающихся.

Таким образом, учитывая совокупность вышеизложенных фактов и норм права, Организатором торгов в закупочной документации установлены необходимые требования, соответствующие действующему законодательству, с соблюдением принципов добросовестной конкуренции и не совершения действий, приведших к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

По результатам аукциона № 3/2021 заключен договор аренды.

Относительно факта повторного проведения аукциона ФГБОУ ВО «НГТУ» пояснило следующее.

22.06.2021 состоялся аукцион на право заключения договора аренды федерального имущества, закрепленного за НГТУ на праве оперативного управления на объект: нежилые помещения №№ 5, 6 на поэтажном плане подвала, общей площадью 30,1 кв.м., в здании Общежития с поликлиникой, расположенном по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Блюхера, д. 30/1, кадастровый номер 54:35:064300:59, с реестровым номером федерального имущества П12550011287.

Победителем аукциона признан ИП Добров <...>, предложивший величину годовой арендной платы 802 613,00 руб., при начальной цене лота 88 193 руб. (162 шага).

На отправленное 23.06.2021 в адрес ИП Доброва А.Н. заказное письмо с уведомлением о заключении договора аренды с приложением протокола аукциона № 2/2021-и и договора аренды для подписания ответа в установленные сроки не последовало. В связи с чем по итогам заседания аукционной комиссии 13.07.2021 был составлен протокол №2/2021-3 о признании ИП Доброва <...> уклонившимся от заключения договора.

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), что и было нарушено действиями ИП Доброва А.Н.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

30 сентября 2021 года на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru организатором торгов ФГБОУ ВО «НГТУ» было размещено Извещение о проведении торгов  № 300921/0008855/01 в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды недвижимого имущества, закрепленного за ФГБОУ ВО «НГТУ» на праве оперативного управления, нежилые помещения №№ 5, 6 на поэтажном плане подвала, общей площадью 30,1 кв.м., в здании Общежития с поликлиникой, расположенном по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Блюхера, д. 30/1, кадастровый номер 54:35:064300:59, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование, целевое назначение - оказание социальных услуг студентам и сотрудникам университета (размещение прачечной).

Прием заявок на участие в аукционе осуществлялся в рабочие дни с 09:00 до 12:00 местного времени с 01 октября 2021 по 20 октября 2021 г., включительно. Начало рассмотрения заявок на участие в аукционе: 22 октября 2021 г. в 10:00 местного времени, окончание 22 октября 2021 г. в 10:30 местного времени. Дата проведения аукциона – 26 октября 2021 года в 10:30 местного времени.

Порядок проведения аукциона № 3/2021 регулируется положениями ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и Правилами проведения конкурсов на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход права на муниципальное имущество, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 г. № 67 (далее - Правила), а также Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК).

Согласно Протоколу № 3/2021-з от 22.10.2020 г. рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению № 300921/0008855/01, в установленный срок подано 3 заявки на участие в аукционе от следующих лиц: ООО «Первая клининговая компания», ИП Нечаев <...>, ИП Добров <...>, из них только заявка ООО «Первая клининговая компания» была допущена к участию в аукционе, остальные 2 заявки были признаны не соответствующими требованиям аукционной документации, в связи с непредоставлением сертификатов соответствия оборудования в сфере пожарной и электробезопасности.

Относительно довода Заявителя о том, что в соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза 010/2011 от 18.10.11 такой вид оборудования, как стиральная машина, не подлежит сертификации по пожарной и электробезопасности, Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено следующее.

В п. 7 Приложения № 1 (Информационная карта аукциона) к Документации об аукционе установлено требование о том, что устанавливаемое оборудование должно иметь сертификаты пожарной и электробезопасности.

В соответствии с пп. 2 п. 121 Правил, Заявка на участие в аукционе должна содержать предложения об условиях выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также по качеству, количественным, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) установленным требованиям, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 108 - 110 Правил документация об аукционе разрабатывается организатором аукциона, специализированной организацией и утверждается организатором аукциона. Документация об аукционе может содержать требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками аукциона выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.

Таким образом, законодателем установлено право на установление организатором торгов ряда требований к качеству, техническим характеристикам услуг, оказание которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками аукциона оказываемых услуг, а также предоставлению копий документов о соответствии товаров (работ, услуг) установленным требованиям.

Согласно п. 6 ст. 8 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823, декларация о соответствии или сертификат о соответствии является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента.

Согласно п. 35 Приложения 3 к Техническому регламенту ТР ТС 010/2011 «Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», подтверждение соответствия требованиям Технического регламента «Оборудования прачечного промышленного» осуществляется в форме декларирования соответствия.

Таким образом, организатор торгов ФГБОУ ВО «НГТУ» имел право затребовать у участников торгов документ, подтверждающий соответствие требованиям Технического регламента, но не в форме сертификата, а в форме декларации о соответствии прачечного оборудования ГОСТ Р 56247-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. «Прачечные промышленные. Общие требования» в части пожарной и электробезопасности.

Исходя из смысла положений пп. 2 п. 121 Правил, организатор торгов не имеет права предъявлять к участникам торгов требования, не предусмотренные законодательством, но он обязан включить в документацию об аукционе условие о соответствии товаров (работ, услуг) требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организатор торгов – ФГБОУ ВО «НГТУ» неправомерно включил в аукционную документацию требование о предоставлении копии сертификата пожарной и электробезопасности.

Учитывая, что в настоящее время ФГБОУ ВО «НГТУ» заключен договор по итогам торгов, основания для выдачи предписания отсутствуют.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Доброва  (вх. №21356 от 06.12.2021г.) на действия ФГБОУ ВО «НГТУ» при проведении открытых торгов посредством открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества, находящегося в федеральной собственности, расположенного по адресу: город Новосибирск, ул. Блюхера, д. 30/1, целевое назначение: оказание социальных услуг студентам и сотрудникам университета (размещение прачечной) (Процедура 300921/0008855/01, опубликованная 30.09.2021 г. на сайте http://torgi.gov.ru/, Лот № 1) обоснованной.

2. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении организатора торгов к административной ответственности.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны