Решение №054/01/18.1-318/2024 в отношении АО «Электромагистраль» от 15 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№054/01/18.1-318/2024

15.02.2024                                                                                                                 г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Центр Метрологии» (вх. № 1944-эп/24 от 05.02.2024 г.) на действия заказчика АО «Электромагистраль» при проведении аукциона в электронном виде на оказание услуг по поверке измерительных трансформаторов (№ ЕИС 32313149551),

в присутствии  представителей ООО «Центр Метрологии» <...> (по доверенности от 05.02.2024 г), АО «Электромагистраль» <...> (по доверенности №4/24 от 05.02.2024), в отсутствие представителя ООО «Центр метрологии», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы.

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Центр Метрологии» (вх. № 1944-эп/24 от 05.02.24 г.) на действия заказчика АО «Электромагистраль» при проведении аукциона в электронном виде на оказание услуг по поверке измерительных трансформаторов (№ ЕИС 32313149551)

Заявитель сообщает следующее.

«31» января 2024г. был опубликован протокол допуска к участию в переторжке по процедуре 32313149551. В отношении заявки ООО «Центр Метрологии» на участие, номер в протоколе: 4, принято решение: Не соответствует требованиям согласно п. 22.2 Раздела 16 (Информационная карта) Документации о закупке, в п. 22.2 Раздела 16 указано «Несоответствия Участников требованиям Документации о закупке».

 В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. В соответствии с п. 5.1. документации о закупке для проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по поверке измерительных трансформаторов АО «Электромагистраль» (далее документация о закупке) «Требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям, указаны в Приложении №3 (Требования к участникам закупки) к настоящей документации о закупке».

Согласно пункту 9.1. документации о закупке «Заявка подается в электронной форме с использованием функционала и в соответствии с Регламентом работы ЭТП (www.roseltorg.ru) с приложением скан-копий всех документов согласно Приложению №3 (Требования к участникам закупки) к настоящей документации о закупке».

Согласно приложения № 3 документации о закупке перечислен перечень документов, которые должен приложить к заявке Заявитель.

19.01.2024г. ООО «Центр Метрологии» подало заявку с приложением соответствующих документов.

«23» января 2024г. на адрес электронной почты ООО «Центр метрологии» поступило уведомление следующего содержания: «Уведомление о направлении запроса на разъяснение положений заявки на участие в процедуре 32313149551, лот №1. Извещаем вас о направлении запроса на разъяснение положений заявки на участие в процедуре 32313149551, лот №1 от Акционерного общества «Электромагистраль». Текст запроса: « в целях уточнения соответствия заявки на участие в процедуре № 32313149551 «Оказание услуг по поверке измерительных трансформаторов» требованиям Закупочной документации/ Извещения о закупке, прошу направить следующие документы: 1. Коммерческое предложение в формате excel и скан-копию документа, содержащего 2024-1532 подпись уполномоченного лица, в формате pdf по форме Приложения №6 (Коммерческое предложение) к документации о закупке».

23 января 2024г. ООО «Центр метрологии» было повторно направлены Коммерческое предложение (в формате excel и скан-копию в формате pdf по форме Приложения № 6) со следующими комментариями: что указанные документы подавались вместе с заявкой на участие 19.01.2024г. 23 января 2024, последовало еще одно письмо: «Тема: Уведомление о внесении изменений в содержание запроса на разъяснение положений заявки на участие в процедуре 32313149551, лот №1. Извещаем вас о внесении изменений в содержание запроса на разъяснение положений заявки на участие в процедуре № 32313149551, лот №1 от Акционерное общество «Электромагистраль». Текст запроса: «Не актуально»

31.01.2024г. ООО «Центр метрологии» стало известно, что не допущено к участию в процедуре 32313149551.

В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников. Оценка – процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, и направлен на выявление лучших условий исполнения договора, указанных в заявках (предложениях) участников закупки. В случае н предоставления некоторых документов, предусмотренных Документацией, оценка участника осуществляется без учета таких документов, следовательно, заявка Заявителя не может быть отклонена по вышеуказанному основанию.

Таким образом, можно сделать вывод, что недопуск ООО «Центр Метрологии» к участию в запросе предложений в электронной форме на оказание услуг по поверке измерительных трансформаторов по основаниям, указанным в Протоколе от 31.01.2024г. допуска к участию в переторжке по процедуре 32313149551 является неправомерным, тем самым нарушает Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заявитель считает, что заявка подана в полном соответствии с требованиями заказчика и документации о закупке.

АО «Электросталь» представлено в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу ООО «Центр метрологии».

АО «Электромагистраль» в ходе рассмотрения заявок участников правомерно отклонило заявку ООО «Центр Метрологии», по причине несоответствия требованиям согласно п.22.2 Раздела 16 (Информационная карта) Документации о закупке, а именно по причине несоответствия Участников требованиям Документации о закупке.

АО «Электромагистраль» 29.12.2023 опубликовало на ЭТП Росэлторг запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по поверке измерительных трансформаторов (№ ЕИС 32313149551). НМЦЛ составляла 2 749 494,00 руб. без НДС. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 22.01.2024 16:00 (НСК).

Заявки на участие в закупочной процедуре поступили от 6-ти участников, в том числе от участника ООО «Центр метрологии» (ИНН: 5507244148).

По итогам рассмотрения заявок участников 31.01.2024 на ЭТП был опубликован протокол допуска к переторжке, на основании которого заявка участника ООО «Центр Метрологии» (ИНН: 5507244148) была отклонена по причине несоответствия требованиям согласно п.22.2 Раздела 16 (Информационная карта) Документации о закупке, а именно по причине несоответствия Участников требованиям Документации о закупке.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок, в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Положение о закупке в силу требований части 2 статьи 2 Закона о закупках является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

Таким образом, закон обязывает заказчика самостоятельно разработать и установить в положении требования и порядок проведения закупки. Каких-либо ограничений в Законе о закупках относительно требований к такому порядку проведения закупки не установлено.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06- 6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Также Верховным Судом Российской Федерации в определении от 21.08.2014 N 307-ЭС14- 210 по делу NA05-10778/2013 указано, что "субъекты предпринимательской деятельности по условиям делового оборота, при выборе контрагентов должны оценивать не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, а также, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

Следовательно, проверка лишь правоспособности контрагентов не свидетельствует о том, что общество, будучи заинтересованным в надлежащем исполнении договоров, проявило должную степень осмотрительности и осторожности при выборе контрагента".

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 305-КГ17- 2243 указано, что Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

На основании правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с 4 А40-31838/23 применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЭ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований, само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и, не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Статьей 9.5 Положения о закупках АО «Электромагистраль» установлены обязательные требования к участникам закупки, к которым в т.ч. относится п 9.2.5. «отсутствие факта уклонения от заключения договора по итогам проведенной закупочной процедуры, просроченных неисполненных или ненадлежащим образом исполненных обязательств в соответствии с документацией о закупке».

Согласно п.5.1. Документации о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям, указаны в Приложении №3 (Требования к участникам закупки) к настоящей документации о закупке. На основании п.2 Требований к участникам закупки (Приложение №3) у участника закупки не должно быть просроченных неисполненных или ненадлежащим образом исполненных обязательств перед АО «Электромагистраль», возникших по вине участника закупки.

На момент проведения закупочной процедуры у участника ООО «Центр Метрологии» (ИНН: 5507244148) имеются неисполненные обязательства перед АО «Электромагистраль» в рамках исполнения договора № ПД-23-00104 от 14.04.2023 (далее - Договор) на оказание сервисных услуг по поверке (калибровке, аттестации) средств измерений АО «Электромагистраль». Срок исполнения услуг в рамках заключенного ранее договора - до «31» декабря 2023 года. Однако, по состоянию на 13.02.2024 обязательства по договору не выполнены со стороны ООО «ЦЕНТР МЕТРОЛОГИИ». Кроме того, в ходе исполнения обязательств по Договору Исполнителем неоднократно нарушались сроки оказания услуг по поверке (калибровке, аттестации) приборов и предоставлению документов о результатах проведенной проверки, что подтверждается официальными письмами в адрес исполнителя (№ ЭМ-2023-1276 от 23.06.2023, № ЭМ-2023-1489 от 24.07.2023, № ЭМ-2023-1790 от 29.08.2023, № ЭМ-2023-2473 от 16.11.2023).

Исходя из сложившейся практики (Решение Саратовского УФАС от 16.08.2023 №064/07/3- 1085/2023; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023 №А40- 31838/2023; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.05.2023 №А40- 87557/2022 и др.) по аналогичным вопросам, наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами может подтверждаться в т.ч. и выставленными претензиями в адрес участника закупки.

Таким образом, АО «Электромагистраль» при проведении запроса предложений в электронной форме руководствовалось требованиями Закона о закупках, Положением о закупке, принятым во исполнение Закона о закупках, и конкурсной документацией, разработанной на основании закрепленных в Положении о закупке требований к проводимой закупке, в связи с чем заявка участника ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЦЕНТР МЕТРОЛОГИИ" (ИНН: 5507244148) была признана несоответствующей требованиям закупочной документации.

Кроме того, заказчик обращает внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также, при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо, в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

Следовательно, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышесказанного, АО «Электромагистраль» при проведении запроса предложений в электронной форме, соблюдены требования ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а приведенные Заявителем в жалобе доводы несостоятельны.

Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

29.12.2023 АО «Электромагистраль» объявлено о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по поверке измерительных трансформаторов.

Дата начала срока подачи заявок 29.12.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 22.01.2024.

Приложением №3 к документации о закупке установлены требования к участникам закупки, в том числе п.п. 2 – отсутствие просроченных неисполненных или ненадлежащим образом исполненных обязательств перед АО «Электромагистраль», возникших по вине участника закупки.

ООО «Центр метрологии» отказано в допуске к участию в торгах в связи с несоответствием требованиям согласно п. 22.2 Раздела 16 (Информационная карта) Документации о закупке, Протокол допуска к участию в переторжке по процедуре 32313149551, Лот 1 от 31.01.2024.

АО «Электромагистраль» представило Новосибирскому УФАС России копии писем № ЭМ-2023-1276 от 23.06.2023, № ЭМ-2023-1489 от 24.07.2023, № ЭМ-2023-1790 от 29.08.2023, № ЭМ-2023-2473 от 16.11.2023, свидетельствующие о претензиях АО «Электромагистраль» к ООО «Центр метрологии» к качеству, сроку оказываемых услуг, по ранее заключенным договорам.

Данные обстоятельства подтверждают факт несоответствия ООО «Центр метрологи» требованию к участникам закупки – отсутствие просроченных неисполненных или ненадлежащим образом исполненных обязательств перед АО «Электромагистраль». Следовательно, заявка заявителя была правомерно отклонена заказчиком.

Таким образом, в действиях АО «Электромагистраль» отсутствует нарушение порядка организации и проведения торгов при проведении аукциона в электронном виде на оказание услуг по поверке измерительных трансформаторов (№ ЕИС 32313149551)

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Центр Метрологии» (вх. № 1944-эп/24 от 05.02.24 г.) на действия заказчика АО «Электромагистраль» при проведении аукциона в электронном виде на оказание услуг по поверке измерительных трансформаторов (№ ЕИС 32313149551) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны