Решение №054/01/18.1-548/2022 жалоба <...> на действия организатора торгов ООО «Астрея» от 5 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-548/2022

05 апреля 2022 года                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев посредством ВКС жалобу <...> (вх. № 3241-ИП/22 от 25.03.2022) на действия организатора торгов ООО «Астрея» при проведении торгов в форме открытого аукциона в электронной форме по продаже арестованного имущества (извещение № 240322/5184000/05 (лот № 1), № 240322/5184000/04 (лот № 1), № 240322/5184000/03 (лот № 1), № 240322/5184000/02 (лот № 1), № 240322/5184000/01 (лот № 1), № 170322/5184000/04 (лот №1), № 170322/5184000/03 (лот № 1), 170322/5184000/02 (лот № 1), 170322/5184000/01 (лот № 1), на сайте www.torgi.gov.ru),

в отсутствие …

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба <...> (вх. № 3241-ИП/22 от 25.03.2022) на действия организатора торгов ООО «Астрея» при проведении торгов в форме открытого аукциона в электронной форме по продаже арестованного имущества (извещение № 240322/5184000/05 (лот № 1), № 240322/5184000/04 (лот № 1), № 240322/5184000/03 (лот № 1), № 240322/5184000/02 (лот № 1), № 240322/5184000/01 (лот № 1), № 170322/5184000/04 (лот №1), № 170322/5184000/03 (лот № 1), 170322/5184000/02 (лот № 1), 170322/5184000/01 (лот № 1), на сайте www.torgi.gov.ru).

Заявитель сообщает следующее.

Организатор торгов – ООО «АСТРЕЯ».

Номера обжалуемых извещений: 240322/5184000/05 (лот № 1), № 240322/5184000/04 (лот № 1), № 240322/5184000/03 (лот № 1), № 240322/5184000/02 (лот № 1), № 240322/5184000/01 (лот № 1), № 170322/5184000/04 (лот №1), № 170322/5184000/03 (лот № 1), 170322/5184000/02 (лот № 1), 170322/5184000/01 (лот № 1).

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Согласно части 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), данным Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети «Интернет». Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

В соответствии с частью 3 статьи 87 Закона об исполнительном производстве реализация недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (пункт 4 статьи 447 ГК РФ торги).

Действия Организатора торгов нарушают требования государственного контракта, заключенного территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве.

Указанный договор размещен публично по адресу https://agregatoreat.ru/purchases/ (далее - Договор).

В п. 7.65 Договора указано, что к обязанностям Организатора торгов относится: в обязательном порядке не допускать взимании дополнительной платы с претендентов на участие в торгах за услуги, предоставление которых должно осуществляться на безвозмездной основе.

В п. 4.4.1 Договора указано, что к обязанностям Организатора торгов относится оказывать определенные настоящим Контрактом услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Техническим заданием (Приложение № 1 к настоящему Контракту), а также письменными поручениями Заказчика.

Пункт 6.4.1 Приложения №1 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме и регистрации заявки на участие в торгах и в допуске к участию в торгах.

Внесение обеспечительного взноса на счет электронной торговой площадки не является основанием по п. 6.5 Приложения 1 к Государственному контракту для отказа в приеме и регистрации заявки на участие в торгах и в допуске к участию в торгах.

В извещении о проведении торгом должны быть отражена информация о вознаграждении оператора ЭТП по п.6.4.1 Приложения 1 к Государственному контракту

Обязанности Исполнителя определены в Государственном контракте по пункту 4.4.1.: Оказывать определенные настоящим Контрактом Услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Техническим заданием (Приложение № 1 к настоящему Контракту), а также письменными поручениями Заказчика.

Приложение №1 к Государственному контракту содержит следующие требования к организации и проведению торгов:

Согласно п. 6.4.1 в извещении о проведении торгов должен быть указан адрес ЭТП в сети «Интернет», на которой будут проводиться электронные торги, наименование оператора электронной площадки, информация о порядке участия в таких торгах (регистрация на ЭТП), а также информация о вознаграждении оператора ЭТП.

Согласно п. 6.5 в извещении о проведении торгов должны быть указаны:

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме и регистрации заявки на участие в торгах и в допуске к участию в торгах.   

К таким основаниям могут относиться исключительно:

- подача заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов нарушением срока, установленного в информационном сообщении;

-           подача предусмотренных информационным сообщением документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и информационным сообщением;

-           заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

-           не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет, указанный в информационном сообщении.

В п. 7.65 Договора указано, что к обязанностям Организатора торгов относится: в обязательном порядке не допускать взимании дополнительной платы с претендентов на участие в торгах за услуги, предоставление которых должно осуществляться на безвозмездной основе, а также

В нарушение п.6.4.1 Приложения 1 Государственного контракта Организатором в извещениях о проведении публичных торгов указано, что Участники обязаны соблюдать требования регламента площадки.

Регламент ЭТП требует от участников внесения денежных средств на ЭТП для подачи заявки на участие. При этом без обеспечительного взноса пользователи не смогут технически подать заявку Организатору торгов.

В силу того, что Организатор торгов должен обладать должной осмотрительностью при выборе электронной площадки и обязан самостоятельно ознакомится с требованиями электронной площадки в части ограничений для подачи Участниками заявок, которые установлены регламентом площадки - Организатор торгов нарушает требования государственного контракта.

Указанные Торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наибольшей ценой. Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований взыскателя.

Таким образом, совокупность обстоятельств, установленных при анализе деятельности электронных торговых площадок в части взимания платы за участие в процедурах, позволяет прийти к выводу о том, что Организатором торгов созданы такие условия, при которых покупательский интерес к реализуемому имуществу снижен в связи с выбором площадки, взимающей экономически необоснованную плату за участие в Торгах в повышенном размере по сравнению с аналогичными торговыми площадками, представляющими сходный функционал для участников процедур.

При этом Организатором торгов не учтено то, что при наличии взимания платы на участие в Торгах в разумном размере могло быть подано большее количество заявок и, как следствие, имущество могло быть реализовано за большую цену. Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, Организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.

Соответственно, отсечение претендентов на стадии определения участников торгов, на стадии подачи заявок за счет взимания платы за доступ к торгам не соответствует ни целям реализации имущества должника, ни целям конкурсного производства. Действия Организатора торгов, в данном случае, могут повлечь за собой необоснованное ограничение конкуренции, ввиду того, что выбор площадки, требующей вознаграждение за пользование услугами и функциональными возможностями, может привести к ограничению количества потенциальных участников торгов. В частности это касается физических лиц, которые, ввиду существенного различия в материальном состоянии каждого лица, не могут позволить себе участвовать в торгах, так как ограничены в средствах.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В целях обеспечения максимального количества участников на Организатора торгов возложена обязанность обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах.

Кроме того, Организатор торгов обязан использовать информационные системы, обеспечивающие свободный и бесплатный доступ к информации о проведении торгов, правилах работы с использованием такой системы, возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов. Таким образом, Организатор торгов несет ответственность за действия выбранной им электронной площадки в части обеспечения доступа всех заинтересованных лиц к участию в торгах. Комиссия отмечает, что в данном случае Организатор торгов, ввиду отсутствия предусмотренного действующим законодательством запрета, злоупотребил своими гражданскими правами при реализации имущества должника на Торгах, выбрав площадку с взиманием платы за регистрацию и участие в торгах, что безусловно создает опасность искусственного сужения круга потенциальных участников Торгов

Правовая практика Московского УФАС России защищает права должников и кредиторов, решение, предписание Московского УФАС России от 09.09.2019 № 46096/19, в котором рассматривается факт необоснованного установления высоких тарифов на электронных площадках.

Обзор тарифов на 25.03.2022г., установленных на электронных торговых площадках, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2488-р и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р.

Наименование торговой площадки

Предельная сумма за участие в торга, руб.

Открытое акционерное общество «Российский аукционный дом»

10 000 руб.

Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»

7 900 руб.

Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ»

9 900 руб.

Закрытое акционерное

14 700 руб.

 общество «Сбербанк -

 

Автоматизированная система

 

Торгов»

 

В соответствии с государственным контрактом, заключенным между организатором торгов и ТУ Росимущества, на оказание услуг по реализации арестованного имущества, настоящий контракт финансируется из федерального бюджета. Размер подлежащего оплате вознаграждения определяется в Акте приема-сдачи Услуги в рамках общей цены контракта, включая иные расходы, связанные с оказанием Услуги. Таким образом, указанный контракт не предусматривает вознаграждение оператора электронной площадки при проведении торгов

В силу того, что Организатор торгов должен обладать должной осмотрительностью при выборе электронной площадки и обязан самостоятельно ознакомится с требованиями электронной площадки в части ограничений для подачи Участниками заявок, которые установлены регламентом площадки - Организатор торгов нарушает требования государственного контракта.

В силу пункта 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Исходя из вышеуказанной нормы, рассматриваемое положение государственного контракта не является исключительно гражданско-правовым условием исполнения обязательств, поскольку касается публичного порядка проведения торгов.

Публичный характер некоторых условий государственного контракта также подтверждается тем, что его положения определяют порядок проведения публичных торгов, а именно действий Организатора торгов как лица, обремененного публично-правовой обязанностью по реализации имущества на торгах, проводимых в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, условия государственного контракта не являются исключительно гражданско-правовыми условиями исполнения обязательств, а ненадлежащее исполнение последних влечет не только наступление санкций гражданско-правового характера, но и публичного-правового, например, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков при расторжении договора в одностороннем порядке заказчиком в связи с ненадлежащим исполнением Организатором торгов обязательств по государственному контракту.

При этом наделение антимонопольного органа полномочиями по осуществлению контроля по обязательным торгам на основании статьи 18.1 Закона о защите конкуренции свидетельствует о возможности установления в действиях Организатора торгов несоблюдения публично-правого порядка их проведения, возложенного на последнего государственным контрактом.

ООО «АСТРЕЯ» представило следующие возражения на доводы жалобы.

ООО «Астрея» оказывает услуги по реализации имущества, стоимость которого превышает 500 000,00 рублей, арестованного (заложенного) недвижимого имущества и заложенного движимого имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество на территории г. Новосибирска, Новосибирской области (государственный контракт № 100181945121100064 от 26.11.2021 г.).

На основании поручений № 39 и 747 от 05 марта 2022г., 63 и 68 от 10 марта 2022г., и 58, 76, 86 и 89 от 17 марта 2022г., на прием и реализацию арестованного имущества в соответствии с Государственным контрактом № 100181945121100064 от 26.11.2021г., наша организация выступает Организатором торгов по реализации арестованного заложенного имущества, а именно:

1.         Поручение № 39 - Земельный участок, площадью 131 800 кв.м., к/н <...> . Имущество расположено по адресу: НСО, Ордынский р- н, с/с Усть-Луковский сельсовет (170322/5184000/04).

2.         Поручение № 747 - Жилое помещение (квартира) площадью 63,2 кв.м, к/н <...> Имущество расположено по адресу: г. Новосибирск, ул. Доватора, д. 19/1, кв.62 (170322/5184000/01).

3.         Поручение № 63 - Жилое помещение (квартира) площадью 58,1 кв.м, к/н <...> . Имущество расположено по адресу: г. Новосибирск, ул. Широкая, д. 135/1, кв. (18 170322/5184000/02).

4.         Поручение № 68 - Жилое помещение (квартира) площадью 22,9 кв.м., к/н <...> . Имущество расположено по адресу: г. Новосибирск, ул.<...> (170322/5184000/03).

5.         Поручение № 58 - Нежилое помещение, площадью 84,6 кв.м., к/н 54:34:012717:209, земельный участок, площадью 117 кв.м., к/н <...> (240322/5184000/04) и Нежилое помещение, площадью 187,6 кв.м., к/н <...> , земельный участок, площадью 117 кв.м., к/н <...> . (240322/5184000/03). Имущество расположено по адресу: НСО, г. Куйбышев, у<...> . 

6.         Поручение № 76 - Жилое помещение (квартира) площадью 32,4 кв.м, к/н <...> . Имущество расположено по адресу: г. Новосибирск, <...> 2 (240322/5184000/05)

7.         Поручение № 86 - Жилое помещение (квартира) площадью 32,5 кв.м, к/н <...> . Имущество расположено по адресу: г. Новосибирск,  <...> (240322/5184000/01).

8.         Поручение № 89 - Жилое помещение (квартира) площадью 29,9 кв.м, к/н <...> . Имущество расположено по адресу: НСО, Новосибирский р-н, ст. Мочище, <...> (240322/5184000/02).

Согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации. Порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети «Интернет». Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

16.03.2022 в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - Закон об ипотеке) и во исполнение постановления судебного пристава ООО «Астрея» известило о предстоящих торгах не позднее, чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании газета «Советская Сибирь» (№ 11 от 16.03.2022), являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а так же размещено на сайте «ООО «Астрея»: https://astreya.lc-umi.ru/, на электронной площадке АСТ-ТОРГ» http://ast-torg.ru.

Кроме того, 17.03.2022 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 № 66 «О Правилах направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого имущества в ходе исполнительного производства для размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Правила № 66) размещена информация не позднее дня, следующего за днем опубликования извещения о предстоящих торгах в периодическом издании на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов по реализации имущества должника: http://www.torgi.gov.ru/. (Поручения № 747, 63, 68 и 39).

23.03.2022 в соответствии с Законом об ипотеке и во исполнение постановления судебного пристава ООО «Астрея» известило о предстоящих торгах не позднее, чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании газета «Советская Сибирь» (№ 12 от 23.03.2022), являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а так же размещено на сайте «ООО «Астрея»: https://astreya.lc-umi.ru/, на электронной площадке АСТ-ТОРГ» http://ast-torg.ru.

Кроме того, 24.03.2022 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 № 66 и в соответствии с п. 3 Правил № 66 размещена информация не позднее дня, следующего за днем опубликования извещения о предстоящих торгах в периодическом издании на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов по реализации имущества должника: http://www.torgi.gov.ru/. (Поручения № 86, 89, 58 и 76).

Таким образом, информация о проведении торгов и имеющаяся информация по реализуемым лотам была размещена и доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Подача заявок на участие в торгах претендентом происходит согласно п. 12 Регламента проведения торгов электронной торговой площадки ast-torg.ru («Универсальные торги»).

На основании п. 15.1 Регламента участник торгов, признанный победителем торгов, оплачивает вознаграждение Оператору, независимо от того, впоследствии был ли им заключен или не заключен договор купли-продажи с Организатором торгов. Вознаграждение Оператора НДС не облагается, так как Оператор применяет упрощенную систему налогообложения. П. 15.5. Регламента гласит все средства, внесенные на расчетный счет Оператора до торгов, будут возвращены как ошибочный платеж по заявлению, направленному на <...> с вычетом банковской комиссии.

Таким образом, регистрация претендентов на электронной площадке «АСТ- ТОРГ», ознакомление с документацией по реализуемым лотам и подача заявок осуществляется без взимания платы.

<...> в своей жалобе указывает на ряд нарушений, допущенных ООО «Астрея», которые нарушают требования государственного контракта, заключенного с территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве. Данные доводы являются несостоятельными, поскольку каких-либо контрактов кроме государственного контракта с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области ООО «Астрея» не заключало.

В соответствии с п. 4.4.11. Государственного контракта № 100181945121100064 от 26.11.2021 г. ООО «Астрея» должна обеспечить наличие действующего в течение всего периода оказания услуг договора с оператором электронной торговой площадки, для проведения торгов в электронной форме. При организации проведения торгов по продаже арестованного имущества в электронной форме использовать площадки, на которых не взимается какая-либо плата за ознакомление с информацией о предмете торгов либо участие в торгах с заявителей, претендентов, участников торгов.

Порядок выбора организатором публичных торгов электронной торговой площадки, на которой будут проводиться торги, законодательством РФ не предусмотрен. Также отсутствует законодательное регулирование действий электронных торговых площадок, в том, числе, по установлению ими размера и случаев взимания с участников торгов денежного вознаграждения за участие в торгах.

Согласно решению Томского УФАС России по делу №070/10/18.1-69/2021 от 02.06.2021, оплата вознаграждения оператору электронной площадки за счет средств победителей торгов конкуренцию не устраняет и не ограничивает, покупателем может быть любое лицо, претендующее на заключение договора; покупатели получают достаточный набор объективной информации, все участники конкурса (аукциона) заранее извещаются об обязанности победителя конкурса возместить расходы, что позволяет своевременно оценить свои силы, зарезервировать необходимый объем финансовых ресурсов для участия в таком конкурсе (аукционе).

Сам факт несогласия с финансовыми условиями взаимодействия с Оператором электронной площадки, не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов заявителя.

Доводы заявителя об ограничении конкуренции несостоятельны, поскольку в торгах в среднем принимают участия как минимум 20-30 потенциальных покупателей, а стоимость реализуемого имущества достигает рыночной цены.

Наглядный пример:

-           согласно протоколу № 430 от 30 марта 2022 по рассмотрению заявок на участие в аукционе по продаже арестованного имущества в электронной форме, а именно: Жилое помещение (квартира) площадью 58,1 кв. м, к/н 54:35:063181:157. Имущество расположено по адресу: г. Новосибирск, ул. Широкая, д. 135/1, кв. 18 допущены к дальнейшему участию в процедуре 27 претендентов.

-           согласно протоколу № 431 от 30 марта 2022 по рассмотрению заявок на участие в аукционе по продаже арестованного имущества в электронной форме, а именно: Жилое помещение (квартира) площадью 22,9 кв. м., к/н 54:35:012650:765. Имущество расположено по адресу: г. Новосибирск, ул. Трикотажная, д. 61, кв. 708 допущены к дальнейшему участию в процедуре 29 претендентов.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

ООО «АСТРЕЯ» разместило на сайте www.torgi.gov.ru извещения о проведении торгов в форме открытого аукциона в электронной форме по продаже арестованного имущества (извещение № 240322/5184000/05 (лот № 1), № 240322/5184000/04 (лот № 1), № 240322/5184000/03 (лот № 1), № 240322/5184000/02 (лот № 1), № 240322/5184000/01 (лот № 1), № 170322/5184000/04 (лот №1), № 170322/5184000/03 (лот № 1), 170322/5184000/02 (лот № 1), 170322/5184000/01 (лот № 1), на сайте www.torgi.gov.ru).

Порядок проведения торгов определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите конкуренции, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Исходя из части 4 статьи 447 ГК РФ целью проведения аукциона является привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц для получения максимальной цены за объект торгов.

В силу части 1 статьи 449.1 ГК РФ под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 ГК РФ, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Проведение публичных торгов, проводимых в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, регулируется статьей 449.1 ГК РФ.

В силу части 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается ГК РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, законодательство, регулирующее организацию и проведение публичных торгов, не устанавливает каких-либо требований к электронным торговым площадкам, в том числе, связанных с установлением тарифов вознаграждения оператора электронной площадки по продаже арестованного имущества, взымаемых с победителя торгов.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2015 № 4-АПГ15-16).

Так, согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2015 № 4-АПГ15-16 оплата вознаграждения специализированной организации за счет средств победителя торгов конкуренцию не устраняет и не ограничивает, покупателем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора; покупатели получают достаточный набор объективной информации, все участники конкурса (аукциона) заранее извещаются об обязанности победителя конкурса возместить специализированной организации расходы, что позволяет своевременно оценить свои силы, зарезервировать необходимый объем финансовых ресурсов для участия в таком конкурсе (аукционе); заключение договора осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При организации и проведении торгов организатор торгов должен строго следовать целям проведения торгов, соблюдать принцип добросовестной конкуренции, публичность, открытость и прозрачность, а также требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В рассматриваемом случае Заявителем не представлено доказательств нарушения Организатором торгов норм законодательства Российской Федерации.

Сам факт несогласия с финансовыми условиями взаимодействия с Оператором электронной площадки не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов Заявителя.

Таким образом, в действиях организатора торгов ООО «АСТРЕЯ» не установлено нарушений порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу <...> (вх. № 3241-ИП/22 от 25.03.2022) на действия организатора торгов ООО «Астрея» при проведении торгов в форме открытого аукциона в электронной форме по продаже арестованного имущества (извещение № 240322/5184000/05 (лот № 1), № 240322/5184000/04 (лот № 1), № 240322/5184000/03 (лот № 1), № 240322/5184000/02 (лот № 1), № 240322/5184000/01 (лот № 1), № 170322/5184000/04 (лот №1), № 170322/5184000/03 (лот № 1), 170322/5184000/02 (лот № 1), 170322/5184000/01 (лот № 1), на сайте www.torgi.gov.ru) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны