Определение №054/01/14.6-2275/2020 в отношении АНО ДПО "Новосибирский институт повышения квалиф... от 30 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 054/01/14.6-2275/2020

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

«30» ноября 2020 г.                                     г. Новосибирск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) <…> – заместитель руководителя управлении, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от № 207 от «30» ноября 2020г. о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АНО ДПО "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения" (ОГРН 1205400010298) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, а именно ст.ст. 14.4, 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в регистрации наименования сходного до степени смешения с наименованием Заявителя - АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения», а также в создании и использованию сайта с доменным именем (nipkiprz.ru) и адресов электронной почты (nipkiprz@ mail.ru, <...>), сходных до степени смешения с доменным именем сайта заявителя (nipkrz.ru) и адресами его электронной почты (nipkrz@mail.ru, <...>),

УСТАНОВИЛ:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения» по факту нарушения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения».

По мнению заявителя, нарушение выражено в регистрации последним наименования, сходного до степени смешения с наименованием заявителя; регистрации наименования сайта, схожего с наименованием сайта заявителя, а также регистрации адреса электронной почты, схожей с адресом электронной почты заявителя.

При этом заявителем отмечается, что полное наименование Заявителя - Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения», сокращенное наименование - АНО ДПО НИПКРЗ (ИНН 5405969473). Организация зарегистрирована 11.01.2016 г. Основным видом деятельности организации является Образование профессиональное дополнительное (ОКВЭД 85.42). Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области 31.03.2016года была выдана Лицензия 54Л01 3041 9627 бессрочная. В связи с изменением места нахождения организации Министерством образования Новосибирской области 03.03.2020 года выдана Лицензия № 11283 на дополнительное профессиональное образование. Образовательная организация имеет сайт nipkrz.ru.

Полное наименование Ответчика - Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения», сокращенное наименование - АНО ДПО «НИПК и ПРЗ» (ИНН 5403056534). Организация зарегистрирована 26.02.2020г. Основным видом деятельности организации является Образование профессиональное дополнительное (ОКВЭД 85.42). Министерством образования Новосибирской области 18.05.2020 года выдана Лицензия № 11387 на дополнительное профессиональное образование. Образовательная организация имеет сайт nipkiprz.ru.

Таким образом, Заявитель и Ответчик являются юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на основании полученных Лицензий, осуществляя один и тот же вид деятельности на одной территории, являются конкурентами на рынке образовательных услуг, практически с идентичным наименованием юридического лица, с одинаковыми доменами официальных сайтов, с практически идентичными адресами электронной почты: nipkrz@mail.ru, <...> у АНО ДПО НИПКРЗ, nipkiprz@ mail.ru, <...> у АНО ДПО «НИПК и ПРЗ»).

В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ единственным учредителем и единоличным исполнительным органом Ответчика, директором, с 26.02.2020 года является <…> (ИНН <…>).

<…> (ИНН <…>) состояла в трудовых отношениях с Заявителем с 01.08.2019 года по 22.06.2020 года, работая на должности руководителя Отдела продаж. По поручению работодателя <…> зарегистрировала на себя электронную почту: <...> для выполнения своих трудовых функций, включая переписку, обмен документами для заключения договоров с контрагентами АНО ДПО НИПКРЗ.

В соответствии с Приказом от 22.06.2020 года № 41 с <...> был расторгнут трудовой договор по инициативе работника на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ, то есть по собственному желанию.

Написанию заявления об увольнении по собственному желанию предшествовал конфликт интересов, возникший между Заявителем и <...>, которая одновременно работала на Заявителя и на Организацию, созданную <...> По своей деятельности организация Ответчика является конкурирующей с организацией Заявителя. Кроме этого, после расторжения трудового договора <...> заблокировала почту <...>, отказавшись передать полномочия на использования электронного адреса АНО ДПО НИПКРЗ. Одновременно <...> зарегистрировала на своё имя электронную почту со схожим адресом: <...>. Информация о данных электронной почты размещена на официальном сайте АНО ДПО «НИПК и ПРЗ».

То есть, используя налаженные партнерские связи с контрагентами Заявителя, полномочия действовать от его имени, используя его отличную деловую репутацию, материально-техническую базу, электронный адрес, доступ к информационным ресурсам и контакты профессорско-преподавательского состава, <...> создала образовательную организацию со схожим до степени смешения (тождественным) наименованием, получила соответствующую Лицензию и начала реализовывать образовательные услуги, заключая договоры об образовании как от имени Ответчика, так и от имени Заявителя. Поскольку наименование конкурирующего хозяйствующего субъекта отличается от наименования Заявителя всего одним словом, которое теряется в других словах, так как наименование состоит из 12 слов, включая одну и ту же организационно-правовую форму, клиенты Заказчика заключали договоры с новой образовательной организацией, узнавая об этом только при осуществлении оплаты по другим банковским реквизитам.

Данный факт подтверждается многочисленными обращениями контрагентов Заявителя за возвратом ошибочно перечисленных денежных средств за образовательные услуги. То есть, оплата поступает на счет Заявителя по отлаженной схеме сотрудничества, а договоры заключаются с Организацией конкурентом. Разница в наименовании не усматривается, клиент Заявителя вводится в заблуждения относительно поставщика образовательных услуг.

Так в качестве примера, Заявитель приводит обращение краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Рубцовской центральной районной больницы» от 04.08.2020 года № 181, согласно которому плательщик просит вернуть денежные средства, оплаченные по счету от 29.05.2020 года № Ю-29.5/01 и договору от 29.05.2020 года № Ю-29.5/01 с АНО ДПО «НИПК и ПРЗ», так как бухгалтер ошибочно их перечислил на счет Заявителя, не усмотрев разницу в наименовании и по реквизитам ранее известным бухгалтеру, поскольку существует длительный опыт сотрудничества между плательщиков и Заявителем.

Таким образом, Ответчик, являясь конкурентом Заказчику на рынке реализации образовательных услуг, осуществляя один и тот же вид деятельности в пределах одного территориального образования, систематически подменяет Заказчика в договорных отношениях с клиентами и слушателями по реализации образовательных услуг и постепенно вытесняет его с рынка, тем самым допускает акты недобросовестной конкуренции.

Ответчик принимает участие в закупках на электронной площадке www.sberbank- ast.ru с указанием своего полного и сокращенного наименования, на которой работает и Заявитель.

Таким образом, Заявитель полагает, что ему причинен реальный ущерб, так как потенциальные заказчики образовательных услуг, введенные в заблуждение Ответчиком, заключают договоры на оказание образовательных услуг с организацией-конкурентом, которая не имеет на рынке образовательных услуг ни наработанного опыта, ни надлежащей деловой репутации. Также Заявителю причинен ущерб в виде упущенной выгоды, поскольку объем реализовываемых образовательных услуг уменьшился в разы. Существует реальная опасность причинения вреда деловой репутации Заявителя, так как клиент, не видя разницы в наименовании, введенный в заблуждение относительно поставщика услуг, при получении услуг ненадлежащего качества, предъявит свои претензии к Заявителю, который к оказанным услугам не будет иметь никакого отношения и соответственно не может отвечать за их качество. Тем самым может пострадать как деловая репутация Заявителя, так и права и интересы потребителя образовательных услуг на получение образовательных услуг надлежащего качества.

06.10.2020г. в ответ на запрос Новосибирского УФАС России, АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения» представлен отзыв (вх. № 17972), согласно которому Общество осуществляет свою деятельность на всей территории РФ.

По мнению Общества, наименование АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения» не является фирменным обозначением заявителя, так как указанное юридическое лицо является некоммерческой организацией (ст. 1473 ГК РФ). Кроме того, данное наименование содержит в себе лишь указание на вид деятельности которую оно осуществляет.

Наименования АНО ДПО «Новосибирский институт повышения и переподготовки квалификации работников здравоохранения» и АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения» схожи по смыслу в связи с тем, что осуществляют фактически один и тот же вид деятельности и не обладают различительной способностью.

На основании изложенного, Общество полагает, что в его действиях отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции. Организация зарегистрирована в установленном законом порядке и имеет соответствующую лицензию. АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения» никогда не имело цели получения преимуществ перед иными хозяйствующими субъектами, в том числе перед АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения» и осуществляет свою деятельность исключительно в рамках правового поля.

Домен для создания сайта был приобретен на законных основаниях и на момент покупки был свободен. Сайт администрируется компанией «КОНТУР» ИП Кириллов А.А. При создании сайта и регистрации адресов электронной почты АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения» не имело намерения ввести в заблуждение потребителей или нанести вред репутации АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения».

Кроме того, наполнение сайта, его цветовая гамма, графика шаблона на базе которого он создан существенно отличаются от того, что мы видим на сайте АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения»

Общество полагает, что так как наименования АНО ДПО «Новосибирский институт повышения и переподготовки квалификации работников здравоохранения» и АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения» не обладают различительной способностью (смысловое сходство сравниваемых обозначений связано лишь с осуществлением одного вида деятельности), то невозможно ставить вопрос о сходности до степени смешения принадлежащих данным организациям доменных имен и адресов электронной почты.

Рассмотрев представленные сторонами материалы, Новосибирское УФАС России отмечает следующее.

В силу п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с п.9 ст.4 Закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу ч.1 ст. 14.4 Закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

В соответствии с требованиями статьи 14.6. Закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;

2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения» и АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения» осуществляют деятельность на одном товарном рынке (оказание образовательных услуг) на одной территории (Новосибирская область), следовательно, являются конкурентами.

Наименования данных организаций, адрес сайта и электронной почты практически идентичны, что привело к смешению и ввело потребителей в заблуждение, что подтверждается ошибкой ГБУЗ «РЦРБ» при перечислении денежных средств за оказанные услуги. Данное смешение вызвано действиями АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения» по регистрации наименования, сходного до степени смешения с наименованием заявителя, а также создании официального сайта (nipkiprz.ru) и адреса электронной почты (nipkiprz@ mail.ru, <...>), сходных до степени смешения с доменным именем официального сайта заявителя (nipkrz.ru) и адресами электронной почты заявителя (nipkrz@mail.ru, <...>).

В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

При этом в законодательстве отсутствуют иные ограничения по выбору наименования некоммерческой организации. В соответствии с ЕГРЮЛ, основным видом деятельности организации является Образование профессиональное дополнительное (ОКВЭД 85.42). Министерством образования Новосибирской области 18.05.2020 года Обществу выдана Лицензия № 11387 на дополнительное профессиональное образование.

Таким образом, у АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения» была возможность зарегистрировать любое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму и характер деятельности, при этом, не создавая смешения с АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения».

Законодательством не закреплена обязанность создания официального сайта организации, состоящего из первых букв её наименования. Следовательно, спектр символов для создания официального сайта и адресов электронной почты у АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения» не ограничивался исключительно буквами nipkiprz, способными создать смешение с доменным именем официального сайта заявителя.

Кроме того, Новосибирское УФАС России принимает во внимание факт наличия трудовых отношений между учредителем и директором АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения» <...> и Заявителем на дату регистрации АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения».

Данное обстоятельство свидетельствует о намерении учредителя и единоличного исполнительного органа АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения» воспользоваться информацией, ставшей известной данному должностному лицу в связи с исполнением им своих обязанностей на должности у Заявителя. Кроме того, данное обстоятельство свидетельствует об осведомленности учредителя и директора АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения» о существовании Заявителя, его наименовании, наименовании доменного имени сайта, адресов электронной почты, а также информации о контрагентах, ценовой политике и иных обстоятельствах деятельности организации, и намерении использовать данную информацию для получения преимущества.

Данные действия противоречат обычаям делового оборота, могут ввести в заблуждение потребителей относительно исполнителя услуг, причинить убытки заявителю и создать опасность причинения вреда деловой репутации.

При этом Новосибирское УФАС России отмечает, что признаков нарушения ст. 14.2 Закона «О защите конкуренции», согласно которой не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении изготовителя такого товара, в действиях АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения» не усматривается, поскольку лицо осуществляет предпринимательскую деятельность от своего имени и не выдаёт себя каким-либо способом за другое лицо.

В то же время, выбранное Обществом наименование и адреса электронных сервисов способны вызвать смешение с Заявителем, что, при совокупности иных признаков недобросовестной конкуренции, также является нарушением антимонопольного законодательства.

Исходя из изложенного, в действиях АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения» по регистрации наименования сходного до степени смешения с наименованием Заявителя - АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения», усматриваются признаки нарушения ст.14.4 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, в действиях АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения» по созданию и использованию сайта с доменным именем (nipkiprz.ru) и адресов электронной почты (nipkiprz@ mail.ru, <...>), сходных до степени смешения с доменным именем сайта заявителя (nipkrz.ru) и адресами его электронной почты (nipkrz@mail.ru, <...>), усматриваются признаки нарушения ст. 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного, в соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 44 Федерального закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 6 статьи 44 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 054/01/14.6-2275/2020 к рассмотрению на «28» декабря 2020г. в 14:30 часов по адресу: Кирова 3, кабинет 1007 (предварительная регистрация в кабинете 1008).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 054/01/14.6-2275/2020 в качестве ответчика: АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения» (630079, город Новосибирск, улица Костычева, дом 74/1, этаж 1, ОГРН: 1205400010298, Дата присвоения ОГРН: 26.02.2020, ИНН: 5403056534, КПП: 540301001, директор: <...>).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 054/01/14.6-2275/2020 в качестве заявителя: АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения» (630005, город Новосибирск, улица Некрасова, дом 54, этаж 4, офис 406В, ОГРН: 1165476050970, Дата присвоения ОГРН: 11.01.2016, ИНН: 5405969473, КПП: 540601001).

4. АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения», АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения» представить в срок до «23» декабря 2020г. в Новосибирское УФАС России:

- документы, которые могут повлиять на решение Комиссии Новосибирского УФАС России;

- отзыв на данное определение.

Документы представляются в прошитом виде, в копиях, заверенных юридическим лицом, с сопроводительным письмом. В случае отсутствия какого-либо из перечисленных документов необходимы письменные пояснения.

В соответствии с ч.6 ст.19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

В случае неявки представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, с надлежащим образом оформленной доверенностью, для участия в рассмотрении дела, дело будет рассмотрено в отсутствии представителя. В доверенности представителя должна содержаться ссылка на представление интересов в Антимонопольном органе (Новосибирском УФАС России) с указанием номера дела, включая право на получение приглашения на составление протокола об административном правонарушении представителем ответчика.

Председатель Комиссии Н.П. Камнева

Связанные организации

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"
ИНН 5403056534, ОГРН 1205400010298