Решение №054/06/42-435/2023 жалоба ООО «Турэксперт» на действия заказчика – министерства... от 17 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/42-435/2023

 

17 марта 2023 года                                                                                                             г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Турэксперт» на действия заказчика – министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области при открытого конкурса в электронной форме № 0851200000623000924 на оказание услуг по организации проведения X Международного Сибирского транспортного форума и выставки «Современный транспорт и инфраструктура», начальная (максимальная) цена контракта 51 235 000 руб.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Турэксперт» с жалобой на действия заказчика – министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области при открытого конкурса в электронной форме № 0851200000623000924 на оказание услуг по организации проведения X Международного Сибирского транспортного форума и выставки «Современный транспорт и инфраструктура».

Суть жалобы ООО «Турэксперт» заключается в следующем.

1. В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком установлены критерии оценки заявок участников открытого конкурса. Одним из критериев оценки заявок участников является квалификация участников закупки, в соответствии с которой показателем оценки является наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Детализирующим показателем оценки является наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров, оценивается наибольшая цена исполненного участником закупки договора сопоставимого с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя, а именно, оказание услуг по организации и проведению конгрессно-выставочных мероприятий и/или обеспечения участия организаций в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в сфере транспорта или дорожно-транспортного комплекса.

Документами, подтверждающими наличие у участника закупки опыта оказания услуг по организации и проведению конгрессно-выставочных мероприятий и/или обеспечения участия организаций в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в сфере транспорта или дорожно-транспортного комплекса, являются: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.

По мнению подателя жалобы, установленный заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, ограничивает конкуренцию, поскольку участники конкурса, имеющие опыт организации большего числа иных мероприятий (в иной сфере), необоснованно при оценке заявок не получат по указанному критерию баллы. Кроме того, заказчик будет вынужден будет заключить контракт по более высокой цене, которую предложит участник закупки со специфическим учитываемом опытом.

При этом, ООО «Турэксперт» считает, что исполнитель данного контракта будет использовать те же средства и методы, что и при организации эколого-просветительских мероприятий, следовательно, требования к опыту участников закупки, которые указаны заказчиком в извещении о закупке не соответствует описанию объекта закупки и существенно сужен по субъектному и предметному составу.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, в описании объекта закупки установлены стандартные условия оказания услуг, не раскрыта необходимость наличия у участников закупки специфичного опыта, который предусмотрен извещением о проведении закупки (опыт по организации в сфере транспорта или дорожно-транспортного комплекса).

По мнению подателя жалобы, данная позиция также отражена в правоприменительной практике (решение Московского УФАС России от 27.05.2022 № 077/06/106-7935/2022, решение Московского УФАС России от 03.03.2022 № 077/06/106-3355/2022, решение Московского УФАС России от 12.04.2022 № 077/06/106-5483/2022, постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2017 № Ф05-6387/2017 по делу № А40-163916/16, решение и предписание ФАС России от 20.07.2016 № К-1155/16, постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2015 по делу № А40-195614/14, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 N 13АП-17263/2015 по делу № А56-25525/2015, решение Московского УФАС России от 16.03.2020 № 077/07/00-4577/2020, решение Московского УФАС России от 12.05.2021 № 077/06/106-7623/2021, решении ФАС России от 22.06.2017 № 223ФЗ-568/17).

2. Податель жалобы считает, что заказчиком неправомерно в извещении о закупке не установлено предельное максимальное значение показателя, сопоставимое с условиями проводимой закупки.

Так, в случае, если одним из участников закупи будет представлен договор, цена которого значительно (в десятки раз или более) превышает размер НМЦК, участник закупки, который исполнил контракты на сопоставимую с НМЦК сумму не сможет конкурировать за счет второго критерия оценки (цены контракта).

ООО «Турэксперт» считает, что неустановление в извещении о закупке предельного значения показателя по опыту, который подлежит оценке приводит к необоснованному предоставлению участнику закупки, обладающего максимальным опытом, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной процедуры даже в случае значительного снижения цены на границе экономической рентабельности.

По мнению подателя жалобы, данная позиция также отражена в правоприменительной практике (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по делу № А26-4568/2022, решении Нижегородского УФАС России от 13.05.2020 № 052/07/4-839/2020, решение Томского УФАС России от 14.09.2022 № 070/07/3-611/2022, решение Московского УФАС России от 21.09.2020 № 077/07/00-15381/2020, решение Московского УФАС России от 29.05.2019 № 077/07/00-1688/2019).

На основании изложенного, податель жалобы считает, что заказчиком нарушены положения действующего законодательства.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области и ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «Турэксперт» сообщили следующее.

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке был сформирован в соответствии с положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Положение).

Одним из детализирующих показателей оценки критериев является общее количество исполненных участником закупки договоров, в котором оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров, сопоставимых с предметом контракта заключаемого по результатам определения исполнителя, а именно, оказание услуг по организации и проведению конгрессно-выставочных мероприятий и/или обеспечения участия организаций в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в сфере транспорта или дорожно-транспортного комплекса.

Принцип эффективности осуществления закупок, установленный ч.1 ст.12 Закона о контрактной системе предусматривает, что государственные органы при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, поэтому целью выбранных критериев оценки послужило то, кто будет наибольшим образом соответствовать потребностям проводимого транспортного форума с учетом специфики объекта закупки и объема оказанных услуг.

Детализирующие показатели «Общее количество исполненных участником закупки договоров» и «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров» показателя «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «квалификация участников закупки» установлены в соответствии с пп. «а» п.28 Положения, при этом, в пп. «в» п.28 данного Положения устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

По смыслу пунктов 24, 25, 28 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться один или несколько показателей оценки.

В данном случае заказчиком применен показатель оценки, предусмотренный пп. «в», п.24 данного Положения, предусматривающий наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта, и при этом применяются один или несколько детализирующих показателей: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно описанию объекта закупки основное практическое назначение результатов оказания услуг – проведение Форума в целях решения стратегических задач и определения перспектив инновационного развития транспортно-логистической отрасли и дорожно-строительного комплекса. Результаты оказания услуг планируется использовать в целях повышения уровня информированности общественности о потенциале транспортной индустрии Новосибирской области, формирования образа Новосибирской области как ключевого транспортного узла Восточной части России.

В рамках мероприятия пройдут переговоры с зарубежными делегациями и экспертами, на которых планируется подписание соглашений, разработка инициатив о взаимном сотрудничестве между различными организациями транспортной отрасли.

Разделом 8 описания объекта закупки предусмотрен единый комплекс организационных (разработка концепции форума, программы проведения форума, доработка фирменного стиля и логотипа), технических (создание видео-графического сопровождения форума, разработка официального сайта, предоставление готового мобильного приложения, изготовление рекламных баннеров и материалов), логистических (взаимодействие с прессой по участию в мероприятии, обеспечение аккредитации участников форума, организация работы волонтеров на форуме), хозяйственных (организация, проведение и техническое обеспечение работы пленарного заседания, круглых столов и тематических мероприятий) и иных мероприятий, обеспечивающих достижение целей осуществляемой закупки.

Таким образом, заказчик и уполномоченное учреждение считают, что требование о наличии у участников закупки опыта оказания услуг, связанных с предметом контракта в сфере транспорта или дорожно-транспортного комплекса связано с установленными параметрами, характеристиками и требованиями к оказываемым услугам.

2. Детализирующие показатели «Общее количество исполненных участником закупки договоров» и «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров» показателя «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «квалификация участников закупки» установлены в соответствии с пп. «а» п.28 Положения, при этом, в пп. «в» п.28 данного Положения устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

Таким образом, по мнению заказчика и уполномоченного учреждения, требования о сопоставимости договора с ценой, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, не предусмотрены Положением.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1)           цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2)           расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3)           качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4)           квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом, количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Согласно пп. «в» п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться, если иное не предусмотрено данным Положением, показатель оценки «опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

В соответствии с п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 данного Положения, применяются детализирующие показатели.

Согласно извещению о закупке по показателю «наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта» оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров, сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя, а именно: оказание услуг по организации и проведению конгрессно-выставочных мероприятий и/или обеспечения участия организаций в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в сфере транспорта или дорожно-транспортного комплекса, а также наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договора, сопоставимого с предметом контракта заключаемого по результатам определения исполнителя, а именно, оказание услуг по организации и проведению конгрессно-выставочных мероприятий и/или обеспечения участия организаций в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в сфере транспорта или дорожно-транспортного комплекса.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что порядок оценки заявок участников, содержащийся в извещении о закупке не противоречит Положению. Установление предельного максимального значения показателя в соответствии с Положением является правом заказчика, следовательно, по мнению Комиссии Новосибирского УАФС России, заказчиком не были нарушены положения действующего законодательства. Довод жалобы не обоснован.

Объектом закупки является оказание услуг по организации проведения X Международного Сибирского транспортного форума и выставки «Современный транспорт и инфраструктура».

Пунктом 8 описания объекта закупки установлены параметры, характеристики и требования к оказываемым услугам, уровню и способам технических решений, основными из которых являются:

  • написание тематик для обсуждения в ходе ключевых форматов Форума;
  • подготовка плана, структуры и содержания ключевых мероприятий Форума;
  • составление технического сценария ключевых форматов Форума;
  • подбор модераторов и спикеров для ключевых форматов Форума;
  • коммуникация со спикерами, обсуждение и корректировка тем выступлений, поиск равнозначных замен (в случае отказов), решение с ними содержательных и организационных вопросов, сбор тезисов;
  • разработка концепции Форума и программы проведения Форума, куда входит разработка совместно с партнерами и соорганизаторами 3-х дневной деловой программы, предусматривающей не менее 20 и не более 24 тематических офлайн и онлайн мероприятий по ключевым направлениям и вопросам развития транспортной отрасли и т.д.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что разделом 8 описания объекта закупки предусмотрен единый комплекс организационных, технических, логистических и иных мероприятий, обеспечивающих достижение целей осуществляемой закупки.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, требование заказчика о наличии у участников закупки опыта оказания услуг, связанных с предметом контракта в сфере транспорта или дорожно-транспортного комплекса связано с установленными параметрами, характеристиками и требованиями к оказываемым услугам, поскольку требование о наличии у участников закупки указанного опыта свидетельствует о необходимости оказания услуг с определенной контрактом спецификой. Довод жалобы не нашел подтверждения.

Приведенная в жалобе ООО «Турэксперт» практика не может быть принята во внимание Комиссией Новосибирского УФАС России, поскольку в указанных актах рассмотрению и оценке подлежали конкретные фактические обстоятельства дел, отличных от обжалуемой закупки.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России


РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Турэксперт» на действия заказчика – министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области при открытого конкурса в электронной форме № 0851200000623000924 на оказание услуг по организации проведения X Международного Сибирского транспортного форума и выставки «Современный транспорт и инфраструктура» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны