Решение №054/01/18.1-1960/2019 Признать жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия заказчика О... от 14 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-1960/2019

14 октября 2019 года                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Кузина А.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» при проведении закупки на право заключения договора страхования сотрудников от несчастных случаев и болезней в 2020-2024гг. (№ извещения 31908298872 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),

в отсутствие: заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу;

в отсутствие: заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу;

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России области поступила жалоба СПАО «РЕСО-Гарантия» (вх. № 10971э от 04.10.2019г.) на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» при проведении закупки на право заключения договора страхования сотрудников от несчастных случаев и болезней в 2020-2024гг. (№ извещения 31908298872 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).

Заявитель сообщает следующее.

В документации определены следующие критерии оценки заявок, их содержание и установленное максимальное (предельное) количество баллов (всего 100 баллов на все критерии):

№ п/п

Критерий оценки заявок

Значимость критерия (%)

Коэффициент значимости критерия

1.

Цена договора

10 %

Ka = 0,1

2.

Квалификация участников закупки

90 %

Kb= 0,9

Итого:

100 %

 

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).

Оценка заявок по критерию «Цена договора»:

Максимальное количество 100 баллов.

Количество баллов по  критерию  "Цена договора" (ЦБi) участника закупки, определяется по формуле:

ЦБi = Ц max –ЦiЦ max*100

где:

Цi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Цmax– начальная (максимальная) цена договора.

Дробное значение оценки округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Рейтинг заявке, присуждаемый участнику закупки по критерию «Цена договора», определяется по формуле Rаi=ЦБi*Ka, путем умножения оценки ЦБi на соответствующую указанному критерию значимость Ka.

Оценка по критерию «Квалификация участников закупки» осуществляется по  показателям, которые рассматриваются в следующем порядке.

Максимальное количество баллов по всем показателям критерия = 100 баллов.

По каждому показателю предложению участника закупки присваивается значение в баллах в соответствии с таблицей:

Показатели

Значение показателя

Кол-во баллов

Количество заключенных аналогичных договоров

Оценивается количество заключенных аналогичных договоров за период январь-декабрь 2018 года в соответствии с данными формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» (раздел 1 стр. 122 гр. 4)

Сведения подтверждаются копией раздела 1 формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018 г. Представление формы в полном объеме в составе заявки не требуется.

≤ 2 500 000

0 баллов

˃ 2 500 000 и

≤ 5 000 000

15 баллов

˃ 5 000 000

30 баллов

Доля страхования от НС в портфеле

Оценивается за период январь-декабрь 2018 года в соответствии с данными формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика». Расчет производится по формуле:

=Раздел.1, стр.122, столб.3Раздел.1, стр.100, столб.3*100

Сведения подтверждаются копией раздела 1 формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018 г. Представление формы в полном объеме в составе заявки не требуется.

≤ 5%

0 баллов

˃ 5% и≤ 10%

15 баллов

˃ 10%

30 баллов

Уровень отказов по страхованию от НС

Оценивается за период январь-декабрь 2018 года в соответствии с данными формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика». Расчет производится по формуле:

=Раздел.1, стр.122, столб.8Раздел.1, стр.122, столб.7*100

Сведения подтверждаются копией раздела 1 формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018г. Представление формы в полном объеме в составе заявки не требуется.

˂7%

40 баллов

≥7% и≤ 15%

20 баллов

˃ 15%

0 баллов

Рейтинг по заявке, присуждаемый участнику закупки по критерию «Квалификация участников закупки» определяется  по формуле Rbi = НЦBi * Kb, путем умножения значения НЦBi (Количество баллов участника по критерию «Квалификация участников закупки») на соответствующую указанному критерию значимость Kb.

Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявке вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах присвоенных всеми членами единой комиссии по каждому из указанных показателей. 

Таким образом, вес ценового критерия составляет 10 баллов из 100. При таких критериях и их весах отставание в 15 баллов по одному из неценовых критериев означает необходимость снижения по цене до 0 рублей.

Указанным образом, Заказчик минимизировал влияние цены предлагаемой участниками на итоги закупки определяющим является сумма баллов по неценовым критериям.

Как показывает информация по неценовым критериям, каждый показатель оценки  основан на публичной информации - отчетности страховщиков, размещенной на сайте Банка России.

http://www.cbr.ru/finmarket/account/account_repor_insure/information_ssd/report_individual_ssd/report_individual_ins/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.DtType=1&UniDbQuery.ToYear=2018

Анализ данных показывает, что в данной закупке безальтернативно выигрывает САО «ВСК».  Остальные потенциальные участники закупки не могут претендовать на победу даже с ценой в 0 рублей.

При таких обстоятельствах Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки заявок по нестоимостным критериям, поскольку сведения каждого страховщика по ключевым показателям вышеуказанных критериев являются публичными и общедоступными, и сумма баллов по показателям заранее известна, как и победитель закупки – САО «ВСК».

Установленный порядок оценки является формальным соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках), Положения о закупке Заказчика в части необходимости установления показателей в рамках нестоимостных критериев, однако фактически не обеспечивает условия конкурентной борьбы ввиду очевидного факта возможности Заказчика достоверно определить присуждаемое количество баллов по оспариваемым показателям для каждого участника закупки  без необходимости рассмотрения и оценки непосредственно  документов в составе заявок.

ООО «СК «Согласие» является текущим страховщиком данных рисков.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3 Закона 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

При таких обстоятельствах и с учетом значимости неценовых показателей в 100 баллов из 100, по которым только САО «ВСК» может набрать максимальный балл, что публично и известно заранее - в действиях Заказчика имеется нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Жалоба СПАО «РЕСО-Гарантия»  подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

Общество с ограниченной ответственностью «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» представило следующие возражения на жалобу.

ООО «Горэлектросеть» на 2019 год запланировало проведение закупки услуг по страхованию сотрудников от несчастных случаев и болезней. Приказ о проведении закупки и создании закупочной комиссии был издан 12.09.2019 г. Документация о проведении закупки была сформирована с целью выбора страховой организации, отвечающей требованиям по стабильности финансового состояния, и иным требованиям, существенным для страхователя. Нарушений каких- либо требований нормативных правовых актов данная документация не содержит.

В установленный документацией о проведении закупки срок (до 13 часов 00 минут местного времени 24 сентября 2019 года) было подано две заявки на участие в запросе предложений - от Акционерного общества «Группа страховых компаний «Югория» и Страхового акционерного общества «ВСК». Обе заявки рассмотрены комиссией, признаны соответствующим требованиям документации о запросе предложений. По результатам их рассмотрения Общество разместило в ЕИС соответствующий протокол 03.10.2019 года в 8 часов 53 минуты местного времени. По итогам рассмотрения и оценки поданных заявок комиссия признала победителем закупки САО «ВСК». В связи с получением извещения УФАС по Новосибирской области, которым в соответствии с ч. 18 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Управление потребовало от Общества не заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе, договор с победителем закупки не заключался.

Общество обращает внимание Управления, что СПАО «РЕСО-Гарантия» не обращалось с заявкой для участия в закупке в форме запроса предложений № 31908298872 (38).

В связи с указанными выше обстоятельствами, полагаем, что интересы СПАО «РЕСО- Гарантия» не только не нарушены, но и не могли быть нарушены.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции «Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган

- лицами, подавшими заявки на участие в торгах,

- а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов;

- акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель)».

Соответственно, в рамках данной процедуры (в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) в антимонопольный орган действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут обжаловаться лицами, не подававшими заявки на участие в торгах, но «права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов» исключительно по следующим основаниям: «если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах». Только такие лица относятся в рамках данной статьи к «заявителям».

В настоящем случае СПАО «РЕСО-Гарантия», не будучи лицом, подавшим заявку на участие в торгах, и направив жалобу не в связи с «нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах», не имело права на такое обжалование, и не имеет статуса «заявителя», а его обращение не может являться «жалобой» в том смысле, который установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Такое обращение не подлежит рассмотрению по существу (остается без рассмотрения), и в любом случае оно не может быть удовлетворено.

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Заказчик ООО «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении закупки на право заключения договора страхования сотрудников от несчастных случаев и болезней в 2020-2024гг. (№ извещения 31908298872).

Начальная (максимальная) цена договора – 20 000 000,00 руб.

Запрос предложений проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ООО «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в соответствии с Положением о  закупках ООО «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ», утвержденным протоколом общего собрания участников ООО «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ»  № 25 от  «28» декабря   2018г (далее – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона является, в частности, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пп. 4.4.12. п. 4.4 Положения, документация процедуры закупки должна содержать: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с п. 3 Документации о закупке в форме запроса предложений №40, утвержденной генеральным директором ООО «УК «НовокузнецкЭнерго» на основании устава и договора о передаче полномочий единоличного исполнительно органа И.Ю. Карташевым (далее – Документация о закупке), установлены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений (цена договора; квалификация участников) и их значимость.

Оценка и сопоставление заявок осуществляется комиссией исходя из содержания и значимости вышеперечисленных критериев.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, как это зафиксировано в «Журнале регистрации поступления заявок на участие в конкурсе».

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в заявке на участие в конкурсе и которому присвоен первый номер.

Согласно п. 10 Документации о закупке, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений, участников допущенных к проведению запроса предложений, осуществляется закупочной комиссией по лучшей совокупности условий исполнения договора в соответствии с критериями, установленными в настоящей документации.

 Таким образом, критерии оценки заявок, на которые указывает заявитель, не являются основанием для отклонения заявок, позволяют заказчику торгов оценить заявки и определить заявку, содержащую наилучшие условия.

Учитывая, что Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не содержит перечня критериев, которые должны применяться при оценке заявок, Комиссией Новосибирского УФАС России не усматривается в действиях Заказчика нарушения действующего законодательства Российской Федерации при установлении данных критериев оценки.

Довод Заказчика об отсутствии у заявителя права на подачу жалобы в антимонопольный орган не принимаются по следующим основаниям. 

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующем случае: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Нарушений порядка организации и проведения запроса предложений в действиях Заказчика не установлено.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» при проведении закупки на право заключения договора страхования сотрудников от несчастных случаев и болезней в 2020-2024гг. (№ извещения 31908298872 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны