Решение №054/06/33-2388/2021 жалоба ИП Шейко В.С. на действия заказчика – ФИЦ ФТМ от 8 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-2388/2021

«08» декабря 2021 года                                                                                                    г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России, Комиссия) в составе:

в отсутствие …

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Шейко В.С. на действия заказчика – ФИЦ ФТМ при проведении электронного аукциона № 0351100001221000121 на поставку лабораторной мебели с начальной (максимальной) ценой контракта 2 920 000,00 руб.,

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратился ИП Шейко В.С. с жалобой на действия заказчика – ФИЦ ФТМ при проведении электронного аукциона № 0351100001221000121 на поставку лабораторной мебели.

Суть жалобы заключается в следующем.

В рамках данного аукциона заказчик закупает лабораторную мебель.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), заказчик  использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В части терминологии описание объекта закупки заказчика соответствует положениям ГОСТ 16371-2014 и указанному в нем ГОСТ 20400-2013.

Однако заказчик указал на отсутствие национальных стандартов (ГОСТов).

Вместе с тем, согласно ГОСТ 16371-2014 (п. 5.2.1. Таблица 1) при габаритных размерах до 2000 мм. допускается отклонение ± 4,00 мм.

В нарушение данного положения ГОСТ 16371-2014 заказчик установил требования к габаритам без допустимого отклонения габаритных размеров по следующей позиции:

 

2

Стол лабораторный низкий

14 шт. 

2.5.1

Длина

1500 мм

2.5.2

Глубина

650 мм

2.5.3

Высота

750 мм

 

Кроме того, заказчик установил противоречивые требования к параметрам стола и столешницы по позиции № 2.

На основании изложенного, податель жалобы просил выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

На жалобу от заказчика поступили возражения, суть которых сводится к следующему.

Описание объекта закупки отвечает требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Заказчиком определены параметры и характеристики товара, удовлетворяющие его потребностям, которые отражают специфику его деятельности и обеспечивают эффективное расходование бюджетных средств.

ГОСТ 20400-2013 определяет термины и определения понятий видов мебели.

Лабораторной мебелью по данному контракту будет укомплектовываться вирусологическая лаборатория II-IV групп патогенности. Согласно разделу 1 ГОСТ 16371-2014 данный стандарт распространяется на бытовую мебель и мебель для общественных помещений. Вирусологическая лаборатория II-IV групп патогенности не относится к общественным помещениям, поэтому указанный ГОСТ при закупке лабораторной мебели для данной лаборатории не применяется.

По поводу указанных в жалобе размеров стола позиции 2 документации о закупке заказчиком была допущена техническая ошибка при составлении описания объекта закупки.

На основании изложенного, заказчик просил признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, размещенные в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно п.5 ГОСТ 16371-2014 данный стандарт разработан для обеспечения соблюдения требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции».

В соответствии с п.1 ГОСТ 16371-2014 данный стандарт распространяется на бытовую мебель и мебель для общественных помещений, выпускаемую предприятиями (организациями) любых форм собственности, а также индивидуальными изготовителями.

Виды мебели приведены в приложении А к ГОСТ 16371-2014.

Согласно п.2 ГОСТ 16371-2014 в данном стандарте использована нормативная ссылка, в том числе, на ГОСТ 20400-2013 «Межгосударственный стандарт. Продукция мебельного производства. Термины и определения».

В п.19 раздела 2 ГОСТ 20400-2013 указано, что мебель лабораторная – мебель для общественных помещений, предназначенная для обстановки производственных и учебных химических, физических, биологических, медицинских и других лабораторий.

В свою очередь, в приложении А ГОСТ 16371-2014 указана мебель для общественных помещений (лабораторий). При этом, в данных стандартах отдельно не определены понятия общественной лаборатории или общественных помещений для лабораторий.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что действие ГОСТ 16371-2014 распространяется, в том числе, на закупаемую заказчиком мебель.

Следовательно, заказчик должен был применить ГОСТ 16371-2014, в том числе, в части возможных предельных отклонений при габаритах мебели до 2000 мм., либо включить в описание объекта закупки обоснование неприменения предельных отклонений, что не сделано заказчиком. Заказчиком в описании объекта закупки указано, что на производство продукции, являющейся объектом закупки, на территории Российской Федерации отсутствуют национальные стандарты (ГОСТы), что не соответствует действительности. Данный довод жалобы подтвержден, заказчик нарушил п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В п.2 перечня закупаемых товаров по товару «Стол лабораторный низкий» установлено, что столешница должна быть с рабочей поверхностью из влагостойкой ДСП толщиной 26мм. При этом, в п.2.13.1 описания объекта закупки установлено, что столешница должна быть изготовлена из ламината толщиной не менее 27 мм. Таким образом, заказчиком допущено противоречие требований к товару, что является нарушением ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы подтвержден.

В п.2 перечня закупаемых товаров по товару заказчиком установлено требование к глубине стола лабораторного низкого 650 мм. При этом, в п.2.13.3 описания объекта закупки указаны габаритные размеры столешницы данного стола в виде 1500×800 мм. Представители заказчика на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России не смогли представить однозначные пояснения о различиях ширины столешницы и глубины стола. Комиссия считает, что данные параметры тождественны. Таким образом, заказчиком допущено противоречие требований к товару, что является нарушением ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы подтвержден.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

По данной закупке заказчиком определен код товара по ОКПД 2 31.09.14.190. В каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержатся позиции, которые соответствуют данному коду по мебели, а именно, № 31.09.10.000-00000041, № 31.09.10.000-00000042 и № 31.09.10.000-00000043, которые обязательны для применения заказчиками с 11.01.2021г.

Однако заказчик в нарушение п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, не применил ни одну из данных позиций каталога.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ИП Шейко В.С. на действия заказчика – ФИЦ ФТМ при проведении электронного аукциона № 0351100001221000121 на поставку лабораторной мебели обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.
  3. Выдать заказчику и комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны