Решение №054/01/18.1-2357/2021 жалоба ООО «Астра-Мед» на действия заказчика Федерального го... от 6 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
054/01/18.1-2357/2021
06 декабря 2021 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
…
рассмотрев посредством ВКС жалобу общества с ограниченной ответственностью «Астра-Мед» (далее – ООО «Астра-Мед») (вх. №№ 20738, 20758э от 25.11.2021 года) на действия заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», НГУЭУ при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательных и предварительных медицинских осмотров работников (извещение № 32110827953 на сайте https://zakupki.gov.ru/),
в присутствии <...>
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «Астра-Мед» (вх. №№ 20738, 20758э от 25.11.2021 года) на действия заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», НГУЭУ при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательных и предварительных медицинских осмотров работников (извещение № 32110827953 на сайте https://zakupki.gov.ru/).
Заявитель сообщает следующее.
При ознакомлении с документацией и извещением о проведении аукциона в электронной форме № 32110827953 на оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников (на сумму 1 900 000 (один миллион девятьсот тысяч рублей 00 копеек) обнаружено ограничительное условие, а именно:
- Документация о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников (только для субъектов малого и среднего предпринимательства):
13) Требования к участникам закупки: .... Иные требования, в том числе: ... 3) отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе.
- Приложение № 2 к Документации о проведении аукциона в электронной форме содержит следующие требования:
описание объекта закупки:
1.17. Отсутствие претензий по качеству оказания услуг со стороны Заказчика в течение 3 последних лет.
1.18. Руководствуясь согласованным с Заказчиком графиком прохождения медосмотра, Исполнитель разрабатывает оптимальные графики работы врачей-специалистов, средних медицинских работников и лечебно-диагностических служб, чтобы обеспечить проведение медицинских осмотров в удобное для работников время. При этом время прохождения всех специалистов с учетом забора материалов для лабораторных исследований не должно превышать 2,5 часов для одного работника...»;
1.19. Наличие возможности самостоятельной записи на медосмотр в том числе маммографию и УЗИ диагностику с выбором времени, даты и автоматическим СМС подтверждением
Таким образом, по мнению Заявителя Заказчиком нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Так по п. 1.19 - по справочной информации, имеющейся у Заявителя, отсутствуют потенциальные исполнители с наличием работающей возможности самостоятельной записи на медосмотр в том числе маммографию и УЗИ диагностику с выбором времени, даты и автоматическим СМС подтверждением
По п. 1.17 разнятся требования в Документации о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников (только для субъектов малого и среднего предпринимательства): ... 13) Требования к участникам закупки: .... Иные требования, в том числе: ... 3) отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе и Приложением № 2 к Документации о проведении аукциона в электронной форме, где в п. 1.17. указано требование об отсутствии претензий по качеству оказания услуг со стороны Заказчика в течение 3 последних лет.
По п. 1.18 невозможность исполнения требования, указанного в Приложении № 2 к Документации о проведении аукциона в электронной форме: 1.18. Руководствуясь, согласованным с Заказчиком графиком прохождения медосмотра, Исполнитель разрабатывает оптимальные графики работы врачей-специалистов, средних медицинских работников и лечебно-диагностических служб, чтобы обеспечить проведение медицинских осмотров в удобное для работников время. При этом время прохождения всех специалистов с учетом забора материалов для лабораторных исследований не должно превышать 2,5 часов для одного работника...», т.к. при прохождении медицинского осмотра требуется прохождение следующих осмотров/исследований: осмотр врача-терапевта, врача-невролога, врача-психиатра-нарколога, флюорография, ЭКГ, Электроэценфаллогафиия, осмотр врача акушера-гинеколога, осмотр врача-офтальмолога, Маммография, осмотр врача-оториноларинголога, осмотр врача дерматовенеролога, осмотр врача-стоматолога, осмотр врача-хирурга, осмотр врача-психиатра, забор анализов на лаборатные исследования, УЗИ органов малого таза, УЗИ брюшной полости, УЗИ щитовидной железы, что невозможно сделать за 2,5 часа.
НГУЭУ представило следующие возражения на доводы жалобы.
- Заявитель жалобы указывает на наличие ограничительного условия, а именно, установление требования к участникам закупки об отсутствии фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе. Заказчик считает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данным Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 4 раздела 5 Положения о закупке ФГБОУ ВО «НГУЭУ» (далее - Положение о закупке) предусмотрено право заказчика предъявить иные измеряемые требования, в том числе требования об отсутствии фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе.
Таким образом, заказчик правомерно установил указанное требование в документации о проведении электронного аукциона (далее - Документация).
Относительно довода заявителя о расхождении требований, установленных в Документации о проведении аукциона в электронной форме и в Описании предмета закупки (Приложение №2), поясняет следующее.
Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в Документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам такой закупки.
В соответствии с п. 13 Документации о проведении аукциона в электронной форме заказчиком установлены обязательные требования к участникам закупок в равной степени, в том числе отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в Документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Указанные требования к оказанию услуг в соответствии с п. 8 Документации о проведении аукциона в электронной форме установлены в описании предмета закупки (Приложение № 2 к Документации).
Таким образом, единые требования к участникам закупки, в том числе требование об отсутствии фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе, содержатся исключительно в п. 13 Документации.
2. Заявитель указывает на невозможность исполнения требования, указанного в Приложении № 2 к Документации, установленного в п. 1.18.
В соответствии с п. 32 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (далее - Приказ № 29н) периодический осмотр является завершенным в случае наличия заключений врачей-специалистов и результатов лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем, в соответствии с приложением к данному Порядку, с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации.
В п. 2.2 Описания предмета закупки (Приложение № 2 к Документации) определен перечень медицинских исследований, а также врачей-специалистов, осмотр которыми проводится при проведении медицинского осмотра, при этом данный перечень не включает указанные в жалобе исследования и осмотры в частности УЗИ органов брюшной полости, УЗИ щитовидной железы, электроэнцефалографию, осмотр врачом-хирургом.
Также, при наличии в штате исполнителя врача-психиатра-нарколога потребность в прохождении отдельного освидетельствования врачом-психиатром отсутствует, что сокращает время на прохождение медицинского осмотра.
Практический опыт проведения медицинского осмотра работников НГУЭУ в период с марта 2021 г. (с момента вступления в силу Приказа №29н) показал, что временной промежуток в 2,5 часа на одного работника является достаточным при условии грамотно выстроенной логистики медицинского центра и разработки оптимальных графиков работы врачей-специалистов.
3. Заявитель указывает на отсутствие потенциальных исполнителей с наличием возможности для работников самостоятельной записи на медосмотр, в том числе на маммографию и УЗИ-диагностику, с выбором времени, даты и автоматическим смс-подтверждением.
При подготовке описания предмета закупки в целях сбора ценовой информации заказчиком направлялись запросы коммерческих предложений не менее чем пяти потенциальным исполнителям. При получении обратной связи в виде коммерческих предложений заказчиком установлены не менее трех потенциальных исполнителей, готовых исполнить условия описания предмета закупки, в том числе коммерческое предложение поступило и от заявителя, что подтверждает его согласие с условиями описания предмета закупки. Кроме того, на текущий момент заказчик имеет действующий договор на оказание услуг по проведению медицинских осмотров с аналогичным условием, при этом претензии по оказанию услуг у заказчика отсутствуют.
Включение в Документацию об аукционе перечисленных условий о временном промежутке прохождения медицинского осмотра, а также гибких возможностях выбора времени проведения медицинского осмотра является для заказчика принципиально важным, поскольку большая часть работников университета относится к преподавательскому составу, подчиненному сложноструктурированному расписанию занятий с обучающимися по образовательным программам высшего, среднего профессионального и дополнительного образования. Несоблюдение таких условий может отразиться на качестве образования и привести к срыву учебного процесса.
Отдельно следует отметить, что согласно п. 23 Документации, любой участник закупки вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении аукциона в электронной форме и (или) документации о закупке.
Вместе с тем, заявитель своим законным правом не воспользовался, при этом подал заявку на участие в аукционе в электронной форме, выразив тем самым готовность выполнить условия Документации.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
НГУЭУ осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, на основании Положения о закупке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», утвержденного Заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Положения о закупке).
17.11.2021 года в Единой информационной системе в сфере закупки (далее - ЕИС) опубликовало извещение № 32110827953 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательных и предварительных медицинских осмотров работников (извещение № 32110827953 на сайте https://zakupki.gov.ru/).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее – «шаг аукциона»).
Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в Документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам такой закупки.
В соответствии с п. 13 Документации о проведении аукциона в электронной форме заказчиком установлены обязательные требования к участникам закупок в равной степени, в том числе отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе.
При этом в п. 1.17 Приложения № 2 к Документации о проведении аукциона в электронной форме содержит требование об отсутствии претензий по качеству оказания услуг со стороны Заказчика в течение 3 последних лет.
Представитель НГУЭУ при рассмотрении жалобы Комиссией Новосибирского УФАС России пояснил, что срок, указанный в п. 1.17 Приложения № 2 к Документации о проведении аукциона в электронной форме, является опечаткой, заявки участников не оцениваются по критерию, указанному в п. 1.17 Приложения № 2 к Документации о проведении аукциона в электронной форме, не влияет на допуск или отклонение заявки.
Довод подателя о невозможности проведения медицинского осмотра одного работника за 2,5 часа не принимается, поскольку подателем жалобы не представлено достаточных доказательств. Согласно пояснениям НГУЭУ опыт проведения медицинского осмотра работников НГУЭУ в период с марта 2021 г. (с момента вступления в силу Приказа №29н) показал, что временной промежуток в 2,5 часа на одного работника является достаточным при условии грамотно выстроенной логистики медицинского центра и разработки оптимальных графиков работы врачей-специалистов.
Довод ООО «Астра-Мед» о том, что отсутствуют потенциальные исполнители с наличием возможности для работников самостоятельной записи на медосмотр, в том числе на маммографию и УЗИ-диагностику, с выбором времени, даты и автоматическим смс-подтверждением, не может быть принят, поскольку подателем жалобы не представлено сведений, подтверждающих указанные выводы. Согласно пояснениям НГУЭУ при подготовке описания предмета закупки в целях сбора ценовой информации заказчиком направлялись запросы коммерческих предложений не менее чем пяти потенциальным исполнителям. При получении обратной связи в виде коммерческих предложений заказчиком установлены не менее трех потенциальных исполнителей, готовых исполнить условия описания предмета закупки, в том числе коммерческое предложение поступило и от заявителя, что подтверждает его согласие с условиями описания предмета закупки. Кроме того, на текущий момент заказчик имеет действующий договор на оказание услуг по проведению медицинских осмотров с аналогичным условием, при этом претензии по оказанию услуг у заказчика отсутствуют.
На стадии подачи заявки ООО «Астра-Мед» указанные положения Документации не обжаловало, за разъяснением положений Документации к заказчику не обращалось.
Таким образом, в действиях НГУЭУ при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательных и предварительных медицинских осмотров работников (извещение № 32110827953 на сайте https://zakupki.gov.ru/) не усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Астра-Мед» (вх. №№ 20738, 20758э от 25.11.2021 года) на действия заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», НГУЭУ при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательных и предварительных медицинских осмотров работников (извещение № 32110827953 на сайте https://zakupki.gov.ru/) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.