Решение №054/01/18.1-2357/2021 жалоба ООО «Астра-Мед» на действия заказчика Федерального го... от 6 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-2357/2021

06 декабря 2021 года                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев посредством ВКС жалобу общества с ограниченной ответственностью «Астра-Мед» (далее – ООО «Астра-Мед») (вх. №№ 20738, 20758э от 25.11.2021 года) на действия заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», НГУЭУ при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательных и предварительных медицинских осмотров работников (извещение № 32110827953 на сайте https://zakupki.gov.ru/),

в присутствии <...>

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «Астра-Мед» (вх. №№ 20738, 20758э от 25.11.2021 года) на действия заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», НГУЭУ при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательных и предварительных медицинских осмотров работников (извещение № 32110827953 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

Заявитель сообщает следующее.

При ознакомлении с документацией и извещением о проведении аукциона в электронной форме № 32110827953 на оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников (на сумму 1 900 000 (один миллион девятьсот тысяч рублей 00 копеек) обнаружено ограничительное условие, а именно:

  1. Документация о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников (только для субъектов малого и среднего предпринимательства):

13) Требования к участникам закупки: .... Иные требования, в том числе: ... 3) отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе.

  1. Приложение № 2 к Документации о проведении аукциона в электронной форме содержит следующие требования:

описание объекта закупки:

1.17. Отсутствие претензий по качеству оказания услуг со стороны Заказчика в течение 3 последних лет.

1.18.    Руководствуясь согласованным с Заказчиком графиком прохождения медосмотра, Исполнитель разрабатывает оптимальные графики работы врачей-специалистов, средних медицинских работников и лечебно-диагностических служб, чтобы обеспечить проведение медицинских осмотров в удобное для работников время. При этом время прохождения всех специалистов с учетом забора материалов для лабораторных исследований не должно превышать 2,5 часов для одного работника...»;

1.19.    Наличие         возможности самостоятельной записи на медосмотр в том числе маммографию и УЗИ диагностику с выбором времени, даты и автоматическим СМС подтверждением

Таким образом, по мнению Заявителя Заказчиком нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Так по п. 1.19 - по справочной информации, имеющейся у Заявителя, отсутствуют потенциальные исполнители с наличием работающей возможности самостоятельной записи на медосмотр в том числе маммографию и УЗИ диагностику с выбором времени, даты и автоматическим СМС подтверждением

По п. 1.17 разнятся требования в Документации о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников (только для субъектов малого и среднего предпринимательства): ... 13) Требования к участникам закупки: .... Иные требования, в том числе: ... 3) отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе и Приложением № 2 к Документации о проведении аукциона в электронной форме, где в п. 1.17. указано требование об отсутствии претензий по качеству оказания услуг со стороны Заказчика в течение 3 последних лет.

По п. 1.18 невозможность исполнения требования, указанного в Приложении № 2 к Документации о проведении аукциона в электронной форме: 1.18. Руководствуясь, согласованным с Заказчиком графиком прохождения медосмотра, Исполнитель разрабатывает оптимальные графики работы врачей-специалистов, средних медицинских работников и лечебно-диагностических служб, чтобы обеспечить проведение медицинских осмотров в удобное для работников время. При этом время прохождения всех специалистов с учетом забора материалов для лабораторных исследований не должно превышать 2,5 часов для одного работника...», т.к. при прохождении медицинского осмотра требуется прохождение следующих осмотров/исследований: осмотр врача-терапевта, врача-невролога, врача-психиатра-нарколога, флюорография, ЭКГ, Электроэценфаллогафиия, осмотр врача акушера-гинеколога, осмотр врача-офтальмолога, Маммография, осмотр врача-оториноларинголога, осмотр врача дерматовенеролога, осмотр врача-стоматолога, осмотр врача-хирурга, осмотр врача-психиатра, забор анализов на лаборатные исследования, УЗИ органов малого таза, УЗИ брюшной полости, УЗИ щитовидной железы, что невозможно сделать за 2,5 часа.

НГУЭУ представило следующие возражения на доводы жалобы.

  1. Заявитель жалобы указывает на наличие ограничительного условия, а именно, установление требования к участникам закупки об отсутствии фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе. Заказчик считает данный довод необоснованным на основании следующего.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данным Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 4 раздела 5 Положения о закупке ФГБОУ ВО «НГУЭУ» (далее - Положение о закупке) предусмотрено право заказчика предъявить иные измеряемые требования, в том числе требования об отсутствии фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе.

Таким образом, заказчик правомерно установил указанное требование в документации о проведении электронного аукциона (далее - Документация).

Относительно довода заявителя о расхождении требований, установленных в Документации о проведении аукциона в электронной форме и в Описании предмета закупки (Приложение №2), поясняет следующее.

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в Документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам такой закупки.

В соответствии с п. 13 Документации о проведении аукциона в электронной форме заказчиком установлены обязательные требования к участникам закупок в равной степени, в том числе отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в Документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Указанные требования к оказанию услуг в соответствии с п. 8 Документации о проведении аукциона в электронной форме установлены в описании предмета закупки (Приложение № 2 к Документации).

Таким образом, единые требования к участникам закупки, в том числе требование об отсутствии фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе, содержатся исключительно в п. 13 Документации.

2.         Заявитель указывает на невозможность исполнения требования, указанного в Приложении № 2 к Документации, установленного в п. 1.18.

В соответствии с п. 32 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (далее - Приказ № 29н) периодический осмотр является завершенным в случае наличия заключений врачей-специалистов и результатов лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем, в соответствии с приложением к данному Порядку, с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации.

В п. 2.2 Описания предмета закупки (Приложение № 2 к Документации) определен перечень медицинских исследований, а также врачей-специалистов, осмотр которыми проводится при проведении медицинского осмотра, при этом данный перечень не включает указанные в жалобе исследования и осмотры в частности УЗИ органов брюшной полости, УЗИ щитовидной железы, электроэнцефалографию, осмотр врачом-хирургом.

Также, при наличии в штате исполнителя врача-психиатра-нарколога потребность в прохождении отдельного освидетельствования врачом-психиатром отсутствует, что сокращает время на прохождение медицинского осмотра.

Практический опыт проведения медицинского осмотра работников НГУЭУ в период с марта 2021 г. (с момента вступления в силу Приказа №29н) показал, что временной промежуток в 2,5 часа на одного работника является достаточным при условии грамотно выстроенной логистики медицинского центра и разработки оптимальных графиков работы врачей-специалистов.

3.         Заявитель указывает на отсутствие потенциальных исполнителей с наличием возможности для работников самостоятельной записи на медосмотр, в том числе на маммографию и УЗИ-диагностику, с выбором времени, даты и автоматическим смс-подтверждением.

При подготовке описания предмета закупки в целях сбора ценовой информации заказчиком направлялись запросы коммерческих предложений не менее чем пяти потенциальным исполнителям. При получении обратной связи в виде коммерческих предложений заказчиком установлены не менее трех потенциальных исполнителей, готовых исполнить условия описания предмета закупки, в том числе коммерческое предложение поступило и от заявителя, что подтверждает его согласие с условиями описания предмета закупки. Кроме того, на текущий момент заказчик имеет действующий договор на оказание услуг по проведению медицинских осмотров с аналогичным условием, при этом претензии по оказанию услуг у заказчика отсутствуют.

Включение в Документацию об аукционе перечисленных условий о временном промежутке прохождения медицинского осмотра, а также гибких возможностях выбора времени проведения медицинского осмотра является для заказчика принципиально важным, поскольку большая часть работников университета относится к преподавательскому составу, подчиненному сложноструктурированному расписанию занятий с обучающимися по образовательным программам высшего, среднего профессионального и дополнительного образования. Несоблюдение таких условий может отразиться на качестве образования и привести к срыву учебного процесса.

Отдельно следует отметить, что согласно п. 23 Документации, любой участник закупки вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении аукциона в электронной форме и (или) документации о закупке. 

Вместе с тем, заявитель своим законным правом не воспользовался, при этом подал заявку на участие в аукционе в электронной форме, выразив тем самым готовность выполнить условия Документации.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

НГУЭУ осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, на основании Положения о закупке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», утвержденного Заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Положения о закупке).

17.11.2021 года в Единой информационной системе в сфере закупки (далее - ЕИС) опубликовало извещение № 32110827953 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательных и предварительных медицинских осмотров работников (извещение № 32110827953 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее – «шаг аукциона»).

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в Документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам такой закупки.

В соответствии с п. 13 Документации о проведении аукциона в электронной форме заказчиком установлены обязательные требования к участникам закупок в равной степени, в том числе отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе.

При этом в п. 1.17 Приложения № 2 к Документации о проведении аукциона в электронной форме содержит требование об отсутствии претензий по качеству оказания услуг со стороны Заказчика в течение 3 последних лет.

Представитель НГУЭУ при рассмотрении жалобы Комиссией Новосибирского УФАС России пояснил, что срок, указанный в п. 1.17 Приложения № 2 к Документации о проведении аукциона в электронной форме, является опечаткой, заявки участников не оцениваются по критерию, указанному в п. 1.17 Приложения № 2 к Документации о проведении аукциона в электронной форме, не влияет на допуск или отклонение заявки.

Довод подателя о невозможности проведения медицинского осмотра одного работника за 2,5 часа не принимается, поскольку подателем жалобы не представлено достаточных доказательств. Согласно пояснениям НГУЭУ опыт проведения медицинского осмотра работников НГУЭУ в период с марта 2021 г. (с момента вступления в силу Приказа №29н) показал, что временной промежуток в 2,5 часа на одного работника является достаточным при условии грамотно выстроенной логистики медицинского центра и разработки оптимальных графиков работы врачей-специалистов.

Довод ООО «Астра-Мед» о том, что отсутствуют потенциальные исполнители с наличием возможности для работников самостоятельной записи на медосмотр, в том числе на маммографию и УЗИ-диагностику, с выбором времени, даты и автоматическим смс-подтверждением, не может быть принят, поскольку подателем жалобы не представлено сведений, подтверждающих указанные выводы. Согласно пояснениям НГУЭУ при подготовке описания предмета закупки в целях сбора ценовой информации заказчиком направлялись запросы коммерческих предложений не менее чем пяти потенциальным исполнителям. При получении обратной связи в виде коммерческих предложений заказчиком установлены не менее трех потенциальных исполнителей, готовых исполнить условия описания предмета закупки, в том числе коммерческое предложение поступило и от заявителя, что подтверждает его согласие с условиями описания предмета закупки. Кроме того, на текущий момент заказчик имеет действующий договор на оказание услуг по проведению медицинских осмотров с аналогичным условием, при этом претензии по оказанию услуг у заказчика отсутствуют.

На стадии подачи заявки ООО «Астра-Мед» указанные положения Документации не обжаловало, за разъяснением положений Документации к заказчику не обращалось.

Таким образом, в действиях НГУЭУ при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательных и предварительных медицинских осмотров работников (извещение № 32110827953 на сайте https://zakupki.gov.ru/) не усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Астра-Мед» (вх. №№ 20738, 20758э от 25.11.2021 года) на действия заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», НГУЭУ при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательных и предварительных медицинских осмотров работников (извещение № 32110827953 на сайте https://zakupki.gov.ru/) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны