Решение №054/01/18.1-802/2021 жалоба ООО «ГРАЖДАНСТРОЙ» (вх. № 6636э от 15.04.2021 года) н... от 26 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-802/2021

 

 

26 апреля 2021 года                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством ВКС жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГРАЖДАНСТРОЙ» (далее – ООО «ГРАЖДАНСТРОЙ») (вх. № 6636э от 15.04.2021 года) на действия заказчика Филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по выполнению работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) высокопроизводительных фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей до 30 000 об/мин (2301-2021-00459) (извещение № 32110085247 на сайте https://zakupki.gov.ru/),

в присутствии представителей ООО «ГРАЖДАНСТРОЙ» - <...> (доверенность от 15.04.2021 года), <...> (представитель по доверенности от 15.04.2021 г.),

в присутствии представителей филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» - <...>  (представитель по доверенности № 416 от 05.08.2020 г.), <...> (представитель по доверенности № 26 от 16.04.2021 г.), <...> (представитель по доверенности № 415 от 05.08.2020 г.), <...> (представитель по доверенности № 414 от 05.08.2020 г.), <...> (представитель по доверенности № 400 от 05.08.2020 г.), <...> (представитель по доверенности № 26 от 16.04.2021 г.),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «ГРАЖДАНСТРОЙ» (вх. № 6636э от 15.04.2021 года) на действия заказчика филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» при проведении конкурса в электронной форме на право на право заключения договора оказания услуг по выполнению работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) высокопроизводительных фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей до 30 000 об/мин (2301-2021-00459) (извещение № 32110085247 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

Заявитель сообщает следующее.

 18 марта 2021 г. на электронной торговой площадке был опубликован запрос разъяснений № 165735 касаемо отсутствия в прейскуранте стоимости запасных частей (Таблица №3, п.7.2.1 - форма коммерческого предложения документации о закупке, а также Приложение №7 проекта договора), являющемся частью документации о закупке, данных о производителе, модели, артикуле производителя запасных частей, что не позволяет их идентифицировать. Таким образом, как и Участник закупки, Заявитель лишен возможности предоставить Заказчику актуальное коммерческое предложение и сформировать заявку на участие в Конкурсе.

22 марта 2021 г. на электронной торговой площадке Заказчиком был опубликован ответ на запрос разъяснений от 18 марта 2021 г., в котором Заказчик утверждает, что данные о производителе, модели и артикуле производителя запасных частей на момент проведения закупочной процедуры Заказчику неизвестны, и что такие данные возможно узнать при проведении технического обслуживания или непосредственно после выхода из строя и демонтажа неисправной детали.

В последующем вопрос Участника каким образом в таком случае Заказчик определил максимальную стоимость запасных частей, не имея данной информации, остался без ответа Заказчика. Так же осталось неясным каким образом, Участник закупки в момент её проведения, может идентифицировать запасные части и сформировать коммерческое предложение, если Заказчик сам утверждает, что идентификация запасных частей возможна только в будущем в момент исполнения договора.

Обращаем внимание, что, ответ на запрос разъяснений был оформлен Заказчиком в виде служебной записки начальнику отдела 17 О.В. Никитенко от главного механика О.И. Ли (исх.№3/3211/113/е3 от 19.03.21 г.). Участник закупки в своем втором запросе разъяснений указал на данный факт, что данная служебная записка является внутренним документом Заказчика и не может являться ответом на запрос разъяснений документации. Кроме того, данная служебная записка не содержала требуемой запрашиваемой информации. В связи с этим Участник повторно просил Заказчика предоставить ответ на запрос Участника закупки и опубликовать его на электронно-торговой площадке в установленном виде и порядке. Заказчик эту просьбу также проигнорировал и свой последующий ответ на запрос разъяснений также опубликовал в виде служебной записки между теми же самыми должностными лицами.

23 марта 2021 г. на электронной торговой площадке был опубликован второй запрос разъяснений № 166070. В данном запросе Участник повторно просил Заказчика предоставить данные о производителе, модели и артикульных номерах производителя запасных частей, а также просил разъяснить, каким образом при отсутствии данных запасных частей и их стоимости на момент проведения закупки (как указано в служебной записке исх.№3/3211/113/е3 от 19.03.21 г.), Заказчик сформировал Прейскурант стоимости запасных частей с установленной максимальной ценой на запасные части (Таблица №3, п.7.2.1 - форма коммерческого предложения документации о закупке, а также Приложение №7 проекта договора). Также Участник повторно сообщал Заказчику, что лишен возможности предоставить Заказчику актуальное коммерческое предложение, и что по мнению Участника Заказчик, умышленно ограничивает участие в данной закупочной процедуре, что является нарушением действующего антимонопольного законодательства РФ.

31 марта 2021 г. на электронной торговой площадке Заказчиком был опубликован ответ на запрос разъяснений от 23 марта 2021 г. Ответ на запрос разъяснений Заказчик также опубликовал в виде служебной записки от 31.03.2021 г. между теми же самыми действующими лицами (начальнику отдела 17 О.В. Никитенко от главного механику О.И. Ли), но уже без подписи и исходящего номера. Сами по себе ответы Заказчика, как и в прошлый раз, не содержали требуемой Участником закупки запроса информации.

Кроме того, у Участника закупки не было технической возможности направить Заказчику 3-й (третий) запрос разъяснений документации, поскольку крайней датой для подачи разъяснений Участниками было 30 марта 2021 г.

Таким образом, Заказчик не предоставил разъяснения документации в надлежащем виде, поскольку:

1.         Все ответы Заказчика на запросы разъяснений были оформлены в виде служебных записок. Данные служебные записки являются внутренними документами Заказчика, и Заказчик нарушил установленный порядок предоставления разъяснений закупочной документации.

2.         Во всех запросах на разъяснения, от Заказчика требовалось указать актуальные данные и артикульные номера запасных частей. Вместо этого Заказчик перечислил станки, к которым эти запчасти якобы относятся. Информация представлена в таком виде, что определить какая именно запасная часть к какому именно станку относится невозможно. Более того без предоставления Заказчиком информации об артикульных номерах, идентификация запчастей невозможна. Более того, в своем ответе разъяснений закупочной документации от 22 марта 2021 г. (исх.№3/3211/113/е3 от 19.03.21 г.) Заказчик утверждал, что запрашиваемые сведения о производителе, модели и артикуле производителя запасных частей на момент проведения закупочной процедуры Заказчику неизвестны, и что такие данные возможно узнать при проведении технического обслуживания или непосредственно после выхода из строя и демонтажа неисправной детали. В связи с этим для Заявителя осталось неясным каким образом, потенциальный Участник закупки в момент её проведения, может идентифицировать запасные части и сформировать коммерческое предложение, если Заказчик сам утверждает, что идентификация запасных частей возможна только в будущем в момент исполнения договора.

3.         Заказчик в своём ответе на запрос разъяснений закупочной документации от 31.03.2021 г.  (служебная записка б/н от 31.03.2021 г.) указывает, что в технической документации, поставленной в комплекте с оборудованием, информация о производителе запасной части, ее модели, а также артикуле производителя запасных частей не указана.

Для Заявителя неясно, каким образом в таком случае Заказчик сформировал Прейскурант стоимости запасных частей с установленной максимальной ценой на запасные части (Таблица №3, п.7.2.1 - форма коммерческого предложения документации о закупке, а также Приложение №7 проекта договора) при отсутствии у Заказчика этих данных.

4.         Согласно п. 4.9 проекта договора и Приложения № 7 к проекту договора, требуется указать Страну происхождения материалов и запасных частей для выполнения работ по аварийному ремонту.

Для Заявителя неясно, каким образом Исполнитель без какой-либо идентификации запасных частей и при отсутствии в конкурсной документации артикульных номеров производителей запасных частей, должен указать требуемую информацию.

5.         Согласно п. 2.3.2 проекта договора максимальная цена единицы материалов и запасных частей, используемых Исполнителем при аварийном ремонте, указана в Прейскуранте максимальных цен на материалы, запасные части (далее – Прейскурант) (Приложение № 7 к настоящему Договору). Цены, указанные в Прейскуранте, являются максимальными, и в период действия настоящего Договора могут изменяться только в сторону уменьшения.

Если при исполнении Договора, при выполнении аварийного ремонта, при дефектовке оборудования возникнет потребность в приобретении дополнительных материалов и запасных частей, не входящих в Прейскурант, без которых будет невозможным завершение аварийного ремонта.

Для Заявителя неясно, каким образом и по каким ценам эти материалы и запасные части будут приобретаться Исполнителем для исполнения договора.

6.         Заказчик в своём ответе на запрос разъяснений от 31.03.2021 г.  (служебная записка б/н от 31.03.2021 г.)  указывает, что ознакомление с технической документацией на оборудование Заказчиком не ограничивается.

Заказчик в составе конкурсной документации не опубликовал никакой дополнительной технической документации для ознакомления с ней Участниками закупки. Соответственно, потенциальный Участник закупки располагает только документами извещения, размещенными на ЭТП, а именно:

-           Форма003_Конкурс.docx

-           ТЗ.pdf

-           Договор_ТО и аварийный ремонт НАЗ 10.02.docx

http://etprf.ru/NotificationEX/id/135588

Из представленных документов у потенциального Участника закупки нет возможности идентифицировать запасные части и как следствие Участник закупки лишен возможности предоставить Заказчику актуальное коммерческое предложение по форме 2 приложения 1 заявке (п.7.2.1) документации, что ограничивает его право на участие в данной закупочной процедуре.

7.         Заказчик в своём ответе на запрос разъяснений от 31.03.2021 г.  (служебная записка б/н от 31.03.2021 г.) утверждает, что Коммерческое предложение от Участника Конкурса на запасные части не требуется. Подписывая договор потенциальный, контрагент соглашается с условиями Заказчика.

Согласно конкурсной документации, Участник закупки должен предоставить коммерческое предложение по форме 2 приложения 1 заявке (п.7.2.1) документации. В данном коммерческом предложении Таблицей №3 как раз и представлен прейскурант максимальной стоимости запасных частей. Таким образом соглашаясь на эти цены, Участник подтверждает, что в случае победы и исполнения в последующем договора будет работать по ценам, не превышающим этого прейскуранта. Для того, чтобы согласиться или не согласиться с условиями Заказчика, необходимо идентифицировать запчасти и определить их стоимость, поскольку в последующем исполнителю придется осуществлять ремонт по предложенному прейскуранту цен. В данном случае это невозможно.

8.         Заказчик в своём ответе на запрос разъяснений от 31.03.2021 г.  (служебная записка б/н от 31.03.2021 г.) утверждает, что основной задачей конкурса является выбор специализированной, сертифицированной организации по ремонту и обслуживанию оборудования, а не поставщика запасных частей, по этой причине Прейскурант стоимости запасных частей не торгуется.

Заявитель считает, что данное утверждение Заказчика некорректно. Обращаем внимание, что предметом договора является выполнение работ по техническому обслуживанию (далее - ТО), аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) Оборудования.  При осуществлении аварийного ремонта, Исполнитель в рамках этого договора будет обязан приобрести и использовать в ремонте те самые запчасти из прейскуранта (Приложение № 7 - Прейскурант максимальных цен на материалы и запасные части для выполнения работ по аварийному ремонту).

Поэтому Исполнитель по данному договору будет являться в том числе и поставщиком запасных частей. Согласно Приложения №6 к Договору (ПРОФОРМА Акт приёмки выполненных работ № ______ от ___ ._________ .20____г. по Заявке № ___ от ___ ._________ .20____г. к Договору № ____________)  Исполнитель будет закрывать работы по акту выполненных работ, в которых и будет прописана стоимость запасных частей из прейскуранта предложенного Заказчиком.

9.         Заявитель обращает внимание, что в прейскуранте максимальных цен на материалы и запасные части для выполнения работ по аварийному ремонту – Приложение №7 к проекту договора (Таблица №3, п.7.2.1 - форма коммерческого предложения документации о закупке), не указано количество запасных частей. Хотя по некоторым пунктам указаны запасные части во множественном числе, такие как

-           Каретки

-           Линейные направляющие

-           Реле давления

Для того чтобы определить максимальную стоимость запасных частей Заказчику необходимо предоставить данные о производителе, модели и артикульных номерах производителя запасных частей, но и их количестве по всем позициям.

10.       Заявитель также обращает отдельное внимание УФАС, что Заказчик по такому же принципу проводит еще одну аналогичную закупку, с таким же составом нарушений.  Это открытый конкурс 2301-2021-00423 в электронной форме на право заключения договора по предмету закупки: Выполнение работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) высокопроизводительных токарно-фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей до 24 000 об/мин. на электронной торговой площадке http://etprf.ru  Извещение УЗ вх.№ 137447 и в Единой информационной системе в сфере закупок в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) под № 32110120456. По данной процедуре дата и время окончания подачи заявок истекает 16.04.2021 г. в 06:00 (МСК). Если Заказчик будет так же бездействовать, то мы будем обратиться с жалобой в УФАС и по данной закупочной процедуре.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

     В соответствии с пп. 1 п. 6.1. части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчиком в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с пунктами 1,7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, Заказчиком нарушены вышеназванные требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", поскольку не размещена информация о производителе, модели и артикульных номерах производителя запасных частей, формировании стоимости запасных частей, что делает невозможным формирование Заявителем заявки на участие в Конкурсе и ограничивает права Заявителя на участие в закупочной деятельности в целом.

 

Филиал ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» предоставил следующие возражения на доводы жалобы.

Извещение о закупке № 32110085247 на право заключения договора по предмету закупки «Выполнение работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) высокопроизводительных фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей до 30 000 об/мин., для нужд Филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова»» было размещено на электронной торговой площадке (etprf.ru) 16 марта 2021 г., при этом дата окончания подачи заявок определена на – 02.04.2021 г. 06:00 по Московскому времени.

 Основанием для проведения открытого конкурса в электронной форме является План закупки товаров (работ, услуг) ПАО «Компания «Сухой» на 2021 г.

ООО «Гражданстрой» – участник закупки, не подававший заявку на участие в рассматриваемой закупке, обратился в УФАС по НСО с жалобой на действие Заказчика при проведении закупочной процедуры.

 Доводы жалобы считаем не обоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению по нижеуказанным основаниям.

Согласно ч. 13 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011г. (далее – «Закон»), рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

По тексту доводы жалобы пронумерованы от 1 до 10, но, фактически, доводы дублируются и сводятся к двум основным:

1. Заказчик предоставил ответ на запрос Участника в форме служебной записки, а не адресного обращения к Участнику.

2.         Заказчик предоставил Участнику недостаточно информации по запчастям, которые могут понадобиться Заказчику при выполнении Исполнителем аварийного ремонта оборудования в рамках договора (проект договора является Приложением №1 к Закупочной документации).     

1. Довод Участника о нарушении его прав в связи с предоставлением Заказчиком ответа на дозапрос Участника в форме служебной записки не основан на законе и не является основанием для признания жалобы обоснованной.

Законодательство в сфере закупочной деятельности не содержит обязательных требований о форме ответа Заказчика на дозапрос Участника.

Исходя из принципов, определенных в ч. 1 ст. 3 Закона, Заказчики обязаны обеспечить  информационную открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Перечисленные принципы Заказчиком не нарушены – представленные Участнику ответы на дозапросы в необходимой мере соответствуют всем указанным принципам. То обстоятельство, что участнику ответ предоставлен в форме служебной записки, направленной профильным подразделением Заказчика в качестве сведений по дозапросу, не оказало негативного влияния на информационную открытость закупки. В определенной степени такой ответ дополнительно подтверждает открытость Заказчика. Фактически, Участнику были направлены не какие-то избирательно подготовленные для него документы, а полностью открытая информация, предоставленная специалистами профильного подразделения Заказчика.

2. Довод Участника о недостаточности предоставленной ему информации по запчастям, которые могут понадобиться Заказчику при выполнении аварийного ремонта оборудования в рамках договора не соответствует фактическим обстоятельствам проведения закупочной процедуры и документам, приложенным Заказчиком к настоящим Возражениям на жалобу.

Раскрывая довод о недостаточности сведений о запасных частях, Участник описывает ограничение своих возможностей установить стоимость запчастей и указать страну их происхождения.

При этом Участником даётся некорректная оценка условиям договора, который должен быть заключен по результатам Закупочной процедуры.

Условия договора:

Из анализа условий договора следует, что Заказчик в результате закупочной процедуры должен будет заключить с Участником-победителем договор на выполнение работ по техническому обслуживанию (далее - ТО), аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) Оборудования. Перечень Оборудования определён в Приложении №1 к Договору.

В указанном Перечне указаны точное наименование и код оборудования, изготовитель оборудования и дата выпуска (постройки) оборудования.

Стоимость выполнения работ по аварийному ремонту рассчитывается исходя из количества затраченных нормо-часов, стоимости использованных в ремонте запасных частей и расходных материалов и указывается в Акте приемки выполненных работ.

Стоимость одного нормо-часа при выполнении аварийных ремонтов торгуется. Стоимость нормо-часа учитывает все возможные расходы Исполнителя, связанные с выполнением работ, за исключением стоимости запасных частей и/или материалов, используемых при выполнении работ.

Максимальная цена единицы материалов и запасных частей, используемых Исполнителем при аварийном ремонте, указана в Прейскуранте максимальных цен на материалы, запасные части (далее – Прейскурант) (Приложение № 7 к Договору). Цены, указанные в Прейскуранте, являются максимальными, и в период действия Договора могут изменяться только в сторону уменьшения.

Состав работ, стоимость материалов и запасных частей для выполнения работ по аварийному ремонту, планируемое количество нормо-часов для выполнения работ предварительно согласовываются Сторонами Договора в Заказ-наряде на выполнение Работ по аварийному ремонту Оборудования (форма - Приложение № 4 к Договору). Фактический состав работ, трудоемкость и стоимость запчастей и материалов, использованных в работе, указываются Сторонами в сервисном отчете и Акте приемки выполненных работ, который является основанием для оплаты выполненных работ по аварийному ремонту Оборудования.

Порядок проведения аварийного ремонта определён в разделе 4 Договора.

Работы по аварийному ремонту производятся Исполнителем в случае выявления неисправностей Оборудования при проведении ТО, либо в случае выявления Заказчиком в процессе эксплуатации Оборудования необходимости в проведении аварийного ремонта.

При выявлении Исполнителем в процессе проведения ТО Оборудования необходимости проведения работ по аварийному ремонту Оборудования, Исполнитель обязан немедленно известить об этом Заказчика, провести дефектацию и предоставить Заказчику Заказ-наряд на проведение работ по аварийному ремонту Оборудования (форма - Приложение № 4 к настоящему Договору) в двух экземплярах, подписанных Исполнителем. В Заказ-наряде Исполнитель указывает предполагаемое количество нормо-часов и перечень материалов и запасных частей, необходимых для выполнения работ.

В случае выявления Заказчиком в процессе эксплуатации Оборудования необходимости проведения аварийного ремонта, Заказчик направляет Исполнителю по факсимильной и/или электронной связи по реквизитам, указанным в настоящем Договоре Заявку.

Исполнитель в течение 1 рабочего дня с даты получения Заявки от Заказчика, осуществляет дефектацию оборудования составляет Заказ-наряд на проведение работ по аварийному ремонту Оборудования. Заказ-наряд передается Исполнителем Заказчику в 2 экземплярах, подписанных со стороны Исполнителя. В Заказ-наряде Исполнитель указывает предполагаемое количество нормо-часов и перечень материалов и запасных частей, необходимых для выполнения работ.

В случае согласия Заказчика с объемом и стоимостью подлежащих выполнению аварийных работ, Заказчик подписывает Заказ-наряд и один экземпляр возвращает Исполнителю. Экземпляр Заказ-наряда, переданный по факсу или по электронной почте, имеет юридическую силу при условии последующего обмена оригиналами.

По результатам работ по аварийному ремонту Оборудования оформляются Сервисные отчеты (форма - Приложение №5 к Договору) по каждой единице Оборудования.

 Таким образом, условия договора предусматривают возможность выбора Заказчиком способа приобретения запчастей. В случае если при проведении аварийного ремонта Исполнитель установит необходимость замены той или иной запчасти, он имеет право предложить Заказчику приобрести эту запчасть у него по той цене, которая определена в прейскуранте или по более низкой цене. При этом Заказчик не связан обязательствами приобрести запчасть именно у Исполнителя. Заказчик, проведя соответствующий анализ цен на рынке запчастей, имеет право закупить запчасти у какого-то другого продавца – по более низкой цене и другим улучшенным условиям.

Заказчик не имеет возможности определить какие именно запчасти понадобятся в случае аварийной поломки. Поэтому перечень запчастей в договоре сформирован исходя из анализа возможных потребностей Заказчика (основываясь на опыте предыдущего обслуживания оборудования, датах изготовления оборудования, степени его износа и других объективных сведениях).

Во избежание злоупотребления участником(-ами) закупки, связанными с занижением стоимости работ по ремонту оборудования за счёт завышения стоимости запчастей, используемых при ремонте, Заказчик принимает меры, направленные на обеспечение целевого и экономически эффективного расходования денежных средств – закрепляет в Договоре максимальную (предельную) стоимость, по которой Исполнителем может быть продана та или иная запчасть. При этом Исполнитель, заинтересованный в реализации имеющихся у него запчастей, имеет право продать запчасти Заказчику и по более низкой цене. Что также соответствует принципам и целям Закона.

Ссылки Участника на невозможность получить информацию о стоимости запчастей свидетельствуют не о злоупотреблении со стороны Заказчика, а о недостаточности квалификации Участника, как в участии в закупочных процедурах, так и в закупаемом виде работ – обслуживании высокотехнологичного промышленного оборудования.

Добросовестный участник, обладающий необходимыми навыками и познаниями для ремонта такого оборудования, при получении информации об оборудовании (названии, производителе, годе выпуска) безусловно имеет возможность определить специфику запчастей, заменяемых при аварийных поломках оборудования. А также имеет возможности определить где и на каких условиях закупаются такие запчасти.

  Все запчасти находятся в свободной продаже. Предложенный ООО «Гражданстрой» вариант  указания в закупочной документации конкретного производителя, товарного знака, артикула и т.п. мог бы рассматриваться как создающий необоснованные препятствия для участников закупки, что является признаком ограничения конкуренции (нарушение п.2 ч.6.1 ст. 3 Закона). Поэтому Заказчик в Закупочной документации не обязывает участника(-ов) поставлять запчасти только от определенного производителя запчастей, а предлагает поставлять запчасти, соответствующие техническим характеристикам оборудования, указанным в техническом задании и договоре. Наименование и данные всех единиц оборудования, для ремонта которого будут использоваться запчасти, опубликованы в закупочной документации и достаточны для необходимой идентификации запчастей.

Стоимость запчастей определена в соответствии с требованиями Единого положения о закупке Государственной корпорации «РОСТЕХ», а именно методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При формировании прейскуранта Заказчиком проведен мониторинг рынка, взяты данные за несколько предыдущих лет работы по ремонту оборудования. Цена сформирована с учётом цены, по которой приобреталась ранее та или иная запчасть, с учетом коэффициента инфляции и коммерческих предложений от различных специализирующихся на обслуживании оборудования организаций.

Запрос информации о стране происхождения запчастей включен Заказчиком в условия договора в целях исполнения требований ч.5.2 ст.3.1 Закона. При этом не ограничено право Участника изначально указать по запчасти не какую-то одну страну – если одна запчасть может производиться в нескольких странах, то это также может быть указано в договоре, кроме того это условие может уточняться на этапе исполнения договора путём внесения необходимых изменений в договор и(или) приложения к нему.

Необходимо отметить, что Заказчик в ответе на дозапрос сообщил Участнику о наличии у него, при необходимости, возможности ознакомиться с технической документацией на оборудование. Предполагалось, что действительно заинтересованный в участии в закупочной процедуре Участник, сообщит о том с какой именно технической документацией ему необходимо ознакомиться и какой вариант ознакомления для него приемлем. Но такого сообщения от Участника не последовало. В некоторых случаях Участники выражают желание ознакомиться с оборудованием на территории Заказчика, но такого обращения от Участника также не было.

На основании изложенного, считаем, что доводы ООО «Гражданстрой» о наличии нарушений в действиях Заказчика по закупочной процедуре № 2301-2021-00459 не обоснованы, а указанная жалоба не подлежит удовлетворению.

 

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

16.03.2021 г. в Единой информационной системе в сфере закупки (далее – ЕИС) Филиал ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» было опубликовано извещение № 32110085247 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по выполнению работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) высокопроизводительных фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей до 30 000 об/мин (2301-2021-00459) (извещение № 32110085247 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

Филиал ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» осуществляет свою закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) на основании Единого положения о закупке Государственной корпорации «Ростех», утвержденного Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (Протокол от 18 марта 2015 г. №2), а также в соответствии с Документацией о закупке по конкурсу в электронной форме на право заключения договора на выполнению работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) высокопроизводительных фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей до 30 000 об/мин (2301-2021-00459) (далее – Документация о закупке).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке.

Таким образом, именно заказчик наделён правом устанавливать требования к закупаемым товарам, работам, услугам.

Согласно п. 2 извещения об осуществлении закупки предметом договора является выполнение работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) высокопроизводительных фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей до 30 000 об/мин.

Согласно п. 5 извещения об осуществлении закупки все необходимые сведения о количестве товара / объеме работ, услуг приведены в разделе 9 документации о закупке.

Согласно разделу 9 Документации о закупке технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе Приложения №2 к документации о закупке (файл под названием «Техническое задание»).

Согласно положениям Технического задания,  применяемые расходные материалы и запасные части должны быть оригинальными, либо подтвержденными аналогами и соответствовать тем, которые отражены в эксплуатационной документации от производителя на оборудование; применяемые запасные части должны соответствовать тем, которые описаны в паспортах производителя на оборудование; в процессе ремонтных работ. Исполнитель должен использовать запасные части и расходные материалы, приобретаемые самостоятельно; класс точности измерительного оборудования, его количество и комплектация должны соответствовать требованиям производителей оборудования или его отдельных компонентов.

Приложение №4 к информационной карте содержит сведения о начальной (максимальной) цене каждой единицы продукции, являющейся предметом договора, Стоимость выполнения работ одного технического обслуживания оборудования, Прейскурант стоимости запасных частей. Также в документации о закупке содержится перечень компаний-производителей станочного оборудования.

Перечень Оборудования также содержится в Приложении №1 к Договору. В указанном Перечне определены наименование и год выпуска оборудования. В Приложении № 7 к Договору установлен прейскурант максимальных цен на материалы и запасные части для выполнения работ по аварийному ремонт.

Информация о запасных частях с несколькими артикульными номерами для различных станков была предоставлена лицу, направившему запрос, в ответе на запрос.

Согласно пояснениям заказчика, заказчик не имеет возможности определить какие именно запчасти понадобятся в случае аварийной поломки. Поэтому перечень запчастей в договоре сформирован исходя из анализа возможных потребностей заказчика (основываясь на опыте предыдущего обслуживания оборудования, датах изготовления оборудования, степени его износа и других объективных сведениях).

Наименование и данные всех единиц оборудования, для ремонта которого будут использоваться запчасти, опубликованы в закупочной документации и достаточны для идентификации запчастей.

Стоимость запчастей определена в соответствии с требованиями Единого положения о закупке Государственной корпорации «РОСТЕХ», а именно методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Согласно ответу на запрос подателя жалобы Заказчик сообщил о наличии у участника при необходимости возможности ознакомиться с технической документацией на оборудование.

Законодательство в сфере закупочной деятельности не содержит обязательных требований о форме ответа Заказчика на запрос Участника.

Таким образом, в действиях заказчика филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по выполнению работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) высокопроизводительных фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей                   до 30 000 об/мин (2301-2021-00459) не усматривается нарушений порядка организации и проведения торгов в форме конкурса в электронной форме.

 

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ГРАЖДАНСТРОЙ» (вх. № 6635э от 15.04.2021 года) на действия заказчика филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по выполнению работ по техническому обслуживанию, аварийному ремонту (ремонтно-восстановительные работы) высокопроизводительных фрезерных металлообрабатывающих центров со скоростью вращения шпинделей до 30 000 об/мин (2301-2021-00459) (извещение № 32110085247 на сайте https://zakupki.gov.ru/) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны