Постановление №054/04/14.31-1892/2021 ООО «Новосибирскоблгаз» от 11 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/14.31-1892/2021

о назначении административного наказания

 

11 ноября 2021 года                                                                                           г. Новосибирск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <...>, рассмотрев протокол № 054/04/14.31-1892/2021 от 30 сентября 2021 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Новосибирскоблгаз» (далее – ООО «Новосибирскоблгаз») (ИНН 5433168404, юридический адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, населенный пункт в районе с. Толмачево, Новосибирская газонаполнительная станция; почтовый адрес: 633102, г. Обь, ул. Строительная, 3, а/я 46), в отсутствие законного представителя ООО «Новосибирскоблгаз», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела №054/04/14.31-1892/2021 об административном правонарушении от 15.10.2021, направленным письмом исх. №02-14265 от 19.10.2021. Данное определение направлено на почтовый адрес: 633102, г. Обь, ул. Строительная, 3, а/я 46. Согласно данным официального сайта Почты России, номер почтового идентификатора 80096265783174, указанное письмо 09.11.2021 вручено адресату.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 27.08.2021 по результатам рассмотрения дела № 054/01/10-967/2021 от 24.05.2021 ООО «Новосибирскоблгаз» признано:

- занимающим доминирующее положение на рынке услуг по поставке сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд, реализуемого из групповых газовых резервуарных установок на территории Новосибирской области, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем приостановления исполнения обязательств по поставке СУГ потребителям, проживающим в домах по адресам: г. Новосибирск, ул. Советская, 58, ул. Достоевского, 7, г. Бердск, ул. Ленина, 106, 108, 110, 116, 130, 134, ул. Кирова, 1, 5, без предварительного уведомления потребителей, предусмотренного п. 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549.

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России установлено следующее.

В Новосибирское УФАС России поступили обращения департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска, прокуратуры г. Бердска по вопросу приостановления ООО «Новосибирскоблгаз» исполнения обязательств по поставке сжиженного углеводородного газа (вх. № 4880 от 25.03.2021 г., 4945э от 25.03.2021 г., 5238 от 30.03.2021 г.).

ООО «Новосибирскоблгаз» на основании заключенных договоров поставки газа осуществляет поставку сжиженного углеводородного газа потребителям, проживающим в многоквартирных домах по адресам: г. Новосибирск, ул. Советская, д. 58, ул. Достоевского, д. 7, г. Бердск, ул. Ленина, д. 92, 96, 106, 108, 110, 116, 130, 134, ул. Кирова, д. 1, д. 5, ул. К. Маркса, д. 45.

Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, урегулированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 (далее – Правила № 549).

Согласно п. 2 Правил № 549 поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется, в том числе, исходя из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа.

Согласно пп. 22 «а» Правил № 549 поставщик газа обязан обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве.

В соответствии с п. 45 Правил № 549 поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в следующих случаях:

а) нарушение исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа;

б) отказ абонента допускать представителей поставщика газа для проведения проверки;

в) неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд;

г) использование абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего оборудованию, указанному в договоре;

д) поступление уведомления от организации, которая по договору с абонентом осуществляет техническое обслуживание внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, об использовании абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям;

е) отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.

При этом согласно п. 46 Правил № 549 до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.

В соответствии с п. 47 Правил № 549 подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в следующих случаях:

а) авария в газораспределительной сети;

б) авария внутридомового или внутриквартирного газового оборудования либо утечка газа из внутридомового или внутриквартирного газового оборудования;

в) техническое состояние внутридомового или внутриквартирного газового оборудования по заключению специализированной организации, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании указанного оборудования, создает угрозу возникновения аварии.

В марте 2021 г. ООО «Новосибирскоблгаз» приостановило исполнение обязательств по поставке СУГ потребителям, проживающим в домах по адресам: г. Новосибирск, ул. Советская, 58, ул. Достоевского, 7, г. Бердск, ул. Ленина, 106, 108, 110, 116, 130, 134, ул. Кирова, 1, 5, путем отключения групповых резервуарных установок, снабжающих указанные многоквартирные дома сжиженным углеводородным газом, что подтверждается информацией, представленной департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска, прокуратурой г. Бердска, представленными прокуратурой письмами администрации г. Бердска и потребителей газа, а также представленными ООО «Новосибирскоблгаз» служебными записками от 13.03.2021 г., 16.03.2021 г.

Согласно пояснениям ООО «Новосибирскоблгаз», приостановление исполнения обязательств по поставке СУГ потребителям, было вызвано аварийной ситуацией, из-за которой временно было невозможно продолжить поставку, а именно: падением давления и объема газа в резервуарах. Давление в резервуарных установках упало по причине того, что у ООО «Новосибирскоблгаз» отсутствовал СУГ в необходимом количестве для заполнения резервуарных установок, а также денежные средства на его приобретение, в связи с тем, что последние 3 года ООО «Новосибирскоблгаз» ведет деятельность в убыток, поскольку в связи со значительным и продолжительным ростом оптовых цен на СУГ, закупочные цены на газ превышают заложенные тарифом, установленным Департаментом по тарифам Новосибирской области.

ООО «Новосибирскоблгаз» не представило технических документов, а также актов обследования, свидетельствующих об аварийном характере отключения поставки газа, таким образом, ссылка Общества на п. 47 Правил № 549 о правомерности неуведомления потребителей о приостановке поставки газа, со стороны Общества в данном случае не состоятельна.

ООО «Новосибирскоблгаз» сообщило, что предпринимало меры по разрешению данной ситуации, а именно еще до момента аварийной приостановки поставки газа ООО «Новосибирскоблгаз» обращалось в уполномоченные органы в целях получения субсидий. Однако, ввиду наличия установленного Законом порядка, предприятие лишено возможности повлиять на ускорение процедуры получения субсидии.

На запрос Новосибирского УФАС России Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области письмом вх. №14328э от 10.08.2021 сообщило, что в 2020 году обращений в Правительство Новосибирской области за получением субсидий от ООО «Новосибирскоблгаз» не поступало. 

Кроме того, являясь поставщиком СУГ для населения, ООО «Новосибирскоблгаз» обязано осуществлять поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан исходя из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа. Следовательно, осуществляя закупку СУГ, в том числе, в условиях убыточности, возникающей в связи с закупкой газа по ценам, превышающим тариф на газ, установленный для населения, Общество имело возможность спрогнозировать отсутствие СУГ в необходимом количестве, в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Также необходимо отметить, что из заявления департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска, прокуратуры г. Бердска следует, что отключенная система газоснабжения используется для нужд пищеприготовления многоквартирных жилых домов по ул. Советская, 58 и ул. Достоевского, 7. Отключение системы газоснабжения является социально значимой проблемой, особенно для социально незащищенных слоев населения, таких как пенсионеры или люди с ограниченными возможностями.

Таким образом, ООО «Новосибирскоблгаз», заведомо зная о наличии задолженности и отсутствии у Общества денежных средств, не приняло своевременные меры, обеспечивающие наличие СУГ в необходимом количестве для заполнения резервуарных установок, что вызвало прекращение поставки газа в том числе потребителям, добросовестно и своевременно производящим оплату потребленного ресурса.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Аналитическим отчетом, подготовленным отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, установлено наличие доминирующего положения ООО «Новосибирскоблгаз» на рынке услуг по поставке сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд, реализуемого из групповых газовых резервуарных установок на территории Новосибирской области.

Таким образом, действия ООО «Новосибирскоблгаз», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по поставке сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд, реализуемого из групповых газовых резервуарных установок на территории Новосибирской области, по приостановлению исполнения обязательств по поставке СУГ потребителям, проживающим в домах по адресам: г. Новосибирск, ул. Советская, 58, ул. Достоевского, 7, г. Бердск, ул. Ленина, 106, 108, 110, 116, 130, 134, ул. Кирова, 1, 5, без предварительного уведомления потребителей, предусмотренного п. 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, нарушают ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность юридического лица за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, ООО «Новосибирскоблгаз» за нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», несет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения нарушения – Новосибирская область, Новосибирский район, населенный пункт в районе с. Толмачево, Новосибирская газонаполнительная станция.

Время совершения правонарушения – с 01.03.2021 по 25.03.2021

 

На рассмотрение дела об административном правонарушении ООО «Новосибирскоблгаз» пояснений не представило, законного представителя не направило.

Учитывая изложенные обстоятельства, Новосибирским УФАС России установлено следующее. 

Согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Факт нарушения ООО «Новосибирскоблгаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» подтверждается решением комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 27.08.2021 по результатам рассмотрения дела № 054/01/10-967/2021 от 24.05.2021, в связи с чем возбуждено дело об административном правонарушении № 054/04/14.31-1892/2021 от 11.11.2021.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в совершении хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с обеспечением добросовестной конкуренции.

Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо – ООО «Новосибирскоблгаз».

Применительно к субъективной стороне необходимо принимать во внимание, что согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия ООО «Новосибирскоблгаз» всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено.

В связи с этим, в деянии ООО «Новосибирскоблгаз» усматривается вина предусмотренная частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, поскольку у последнего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт нарушения подтверждается решением комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 27.08.2021 по результатам рассмотрения дела № 054/01/10-967/2021 от 24.05.2021 и  материалами дела об административном правонарушении, протоколом № 054/04/14.31-1892/2021 от 11.11.2021 об административном правонарушении.

С учетом имеющихся в деле доказательств, наличие в действиях ООО «Новосибирскоблгаз» состава вменяемого административного правонарушения является доказанным.

Таким образом, ООО «Новосибирскоблгаз» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ. В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, целью которой является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении, перечень которых установлен статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено. Оснований для отложения рассмотрения дела не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ, за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации, составляет один год, и в настоящее время не истек.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, установленным пунктом 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ является добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Малозначительность совершенного ООО «Новосибирскоблгаз» административного правонарушения не установлена. Оснований для применения положений части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.

Руководствуясь частью 1 статьи 14.31, статьей 23.48, статьей 29.9, статьей 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие отягчающих и отсутствие смягчающих обстоятельств,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ООО «Новосибирскоблгаз» (ИНН 5433168404) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к ООО «Новосибирскоблгаз» (ИНН 5433168404) меру ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Банк получателя: Сибирское ГУ Банка России//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск.

Номер банковского счета 40102810445370000043.

Номер казначейского счета 03100643000000015100.

БИК 015004950.

ОКТМО 50701000.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России л/с: 04511127040), дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 21.01.1998, ИНН 5405116098/КПП 540501001, код БК 16111601141010031140, УИН 16100500000001171919.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

 


[1] В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Связанные организации

Связанные организации не указаны