Решение №054/06/67-303/2021 жалоба ООО «Тендермаркет» на действия ФГКУ «ПУ ФСБ России по... от 24 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 054/06/67-303/2021
«24» февраля 2021 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
в отсутствие представителей ООО «Тендермаркет», уведомлено надлежащим образом,
в отсутствие представителей ФГКУ «ПУ ФСБ России по Республики Тыва», уведомлено надлежащим образом
рассмотрев жалобу ООО «Тендермаркет» на действия ФГКУ «ПУ ФСБ России по Республики Тыва» при проведении закрытого электронного аукциона № 0312100000121000009 на поставку шин пневматических в ассортименте (в рамках государственного оборонного заказа), начальная (максимальная) цена контракта 2 497 996,62 рублей,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «Тендермаркет» на действия ФГКУ «ПУ ФСБ России по Республики Тыва» при проведении закрытого электронного аукциона № 0312100000121000009 на поставку шин пневматических в ассортименте.
Суть жалобы заключается в следующем.
28.01.2021 г. в ЕИС (www.zakupki.gov.ru) ФГКУ «ПУ ФСБ России по Республики Тыва» разместило извещение о проведении закрытого электронного аукциона
№ 0312100000121000009 на поставку шин пневматических в ассортименте (в рамках государственного оборонного заказа) с начальной (максимальной) ценой контракта
2 497 996,62 рублей.
При рассмотрении первых частей заявок на участие в закрытом электронном аукционе № 0312100000121000009 был составлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в закрытом электронном аукционе от 10.02.2021, по итогам которого ООО «Тендермаркет» отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в закрытом электронном аукционе № 9 – АС от 10.02.2021 года ООО «Тендермаркет» (заявка с идентификационным номером 66734) отказано в допуске к участию в электронном аукционе. на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" № 44-ФЗ (далее – ФЗ № 44-ФЗ) «Непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации». В пояснении к решению комиссии указано, что в пп. «б» п. 2 ч. 3. ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, п. 3 ч 3. раздела 2 документации закрытого электронного аукциона указанно: первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). В описании объекта закупки (Приложение № 2 к документации) указаны функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, в т.ч. описание товара, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, требования к гарантийному сроку товара, объему предоставления гарантий его качества указано «Гарантия изготовителя не менее 10 000 км. или 12 месяцев с даты поставки». В заявке на участие в закрытом электронном аукционе данный показатель отсутствует.
Участник считает, что принятое решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе не обосновано, ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 67 ФЗ № 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Указанный перечень оснований для недопущения участника закупки к участию в аукционе является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию (часть 5 статьи 67 ФЗ № 44-ФЗ). Содержание документации об электронном аукционе определено статьей 64 ФЗ № 44-ФЗ, в ч. 1. настоящей статьи закреплено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно части 3 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требование о предоставлении в составе заявки сведений о гарантийных сроках и дате изготовления товара не относится к характеристикам товара, работ и услуг и прямо не поименовано в части 3 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ, по мнению подателя жалобы.
Сведения о гарантийном сроке поставляемого товара и дате изготовления товара в составе первой части заявки не являются параметром такого товара и его технической характеристикой, применительно к п. «б» п.п. 2 ч.3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ, а лишь относится к предмету поставки товара (может быть включено в описание объекта закупки на основании части 4 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ).
Исходя из изложенного, ООО «Тендермаркет» просит признать необоснованным отказ единой комиссии ФГКУ «ПУ ФСБ России по Республики Тыва» в допуске к участию в закрытом электронном аукционе заявителю.
На жалобу ООО «Тендермаркет» от заказчика поступили возражения, следующего содержания.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в закрытом электронном аукционе № 9-АС от 10.02.2021 заявка участника аукциона № 66734 была отклонена на основании п. 1 ч. 4 статьи 67 ФЗ № 44-ФЗ, по причине не представления информации, предусмотренной ч. 3 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе, к участию в закрытом электронном аукционе.
При рассмотрении заявки участника аукциона № 66734 комиссией заказчика было установлено что, в заявке участника не представлена информация в отношении требования к гарантийному сроку предлагаемого к поставке товара, а именно: «Гарантия изготовителя не менее 10 000 км или 12 месяцев с даты поставки», что не соответствует требованиям документации закрытого электронного аукциона.
В соответствии с ч. 1 п. 2 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ о контрактной системе п. 6 раздела 2 документации закрытого электронного аукциона содержит Инструкцию по заполнению заявки. В пп. 1.1.1. Инструкции (раздел 2 документации) указано, что функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, в т.ч. описание товара, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, требования к гарантийному сроку товара, объему предоставления гарантий его качества указаны в п. 5 информационной карты (раздел 10 документации).
В соответствии с ч. 4 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ (требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости), Документация содержит требования к гарантийному сроку товара «Гарантия изготовителя не менее 10 000 км или 12 месяцев с даты поставки».
В п. 5 Информационной карты закрытого электронного аукциона (раздел 10 документации) «Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, в т.ч. описание товара, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, требования к гарантийному сроку товара, объему предоставления гарантий его качества» указываются в соответствии с описанием объекта закупки (приложение №2 к документации), в котором в отношении гарантийных требований установлено: «Гарантия изготовителя не менее 10 000 км или 12 месяцев с даты поставки».
Таким образом, считаем доводы ООО «Тендермаркет» о несоответствии принятого решения Единой комиссии требованиям ч. 4 статьи 67 ФЗ № 44-ФЗ о контрактной системе не обоснованными.
В соответствии с п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд2 по общему правилу, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара в т. ч. требований к гарантийному или эксплуатационному сроку, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (п. 2 ч. 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ).
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Заказчик установил однозначные и одинаковые требования во всех частях документации о закупке, закрепив их в положениях Инструкции по заполнению заявки.
ООО «Тендермаркет» указывает, что пробег авто на закупаемой шине не относится к гарантии на шину.
Вместе с тем, заказчик не предъявлял требований к закупаемому товару в части пробега автомобиля. Указание пробега (километража) на закупаемый товар (шин пневматических в ассортименте) или требования про 12 месяцев с даты поставки, необходимо для учета требований ГОСТ 4754-97 и ГОСТ 5513-97 на изготавливаемый Товар.
Таким образом, заказчик, устанавливая требование к гарантийному сроку товара, стремился уберечь себя от приобретения некачественного (потерявшего эксплуатационные свойства в силу длительных сроков хранения после его изготовления) товара.
Таким образом заказчик считает жалобу ООО «Тендермаркет» необоснованной.
Изучив предоставленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 4, 5 статьи 67 ФЗ № 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в закрытом электронном аукционе № 9-АС от 10.02.2021 года ООО «Тендермаркет» (заявка с идентификационным номером 66734) отказано в допуске к участию в электронном аукционе. № 0312100000121000009 на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 ФЗ № 44-ФЗ «Непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации». В пояснении к решению комиссии указано, что в пп. «б» п. 2 ч. 3. ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, п. 3 ч 3. раздела 2 документации закрытого электронного аукциона указанно: первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). В описании объекта закупки (Приложение № 2 к документации) указаны функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, в т.ч. описание товара, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, требования к гарантийному сроку товара, объему предоставления гарантий его качества указано «Гарантия изготовителя не менее 10 000 км. или 12 месяцев с даты поставки». В заявке на участие в закрытом электронном аукционе данный показатель отсутствует.
Таким образом, Единая комиссия ФГКУ «ПУ ФСБ России по Республики Тыва» полагает, что требования к гарантийному сроку товара относятся к конкретным показателям товара.
Согласно п. 1.1 ч. 6 раздела 2 инструкции по заполнению заявки, первая часть заявки должна содержать информацию, указанную в части 3 раздела 2 настоящей документации. Сведения, которые содержатся в заявке, не должны допускать двусмысленных толкований. Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, в т.ч. описание товара, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, требования к гарантийному сроку товара, объему предоставления гарантий его качества указаны в п. 5 Информационной карты (раздел 10 настоящей документации).
В соответствии с ч. 3 раздела 2 первая часть заявки на участие в закрытом электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) наименование страны происхождения товара;
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Часть 5 раздела 10 информационной карты определят, что функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, в т.ч. описание товара, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, требования к гарантийному сроку товара, объему предоставления гарантий его качества соответствуют описанию объекта закупки (Приложение № 2 к документации). Требуемые параметры товаров и их значения содержатся в таблице «Описание объекта закупки» (приложение № 2 к документации). Таким образом исходя из положений документации закрытого электронного аукциона не следует, что «гарантия не менее 10 000 км или 12 месяцев с даты доставки» относится к конкретным показателям товаров, требуемых заказчиком.
Однако согласно правовой позиции, изложенной в том числе в Определении Верховного Суда РФ от 27.10.2016 № 304-КГ16-13891 по делу № А75-10735/2015, установленное заказчиком требование к гарантийному сроку и объему предоставляемых гарантий не является тем показателем (характеристикой) товара, которые участник аукциона должен указывать в первой части заявки, а лишь относится к предмету поставки.
Таким образом, недопуск участника с идентификационным номером заявки 66734 к участию в закрытом электронном аукционе № 0312100000121000009 на поставку шин пневматических в ассортименте по причине отсутствия указания в заявке гарантийного срока на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 ФЗ № 44-ФЗ является неправомерным. Комиссией заказчика нарушены требования ч. 5 ст. 67 ФЗ №44-ФЗ. Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Исходя из вышеизложенного жалоба признана обоснованной
При проведении внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ закрытого электронного аукциона № 0312100000121000009 на поставку шин пневматических в ассортименте (в рамках государственного оборонного заказа) Комиссия Новосибирского УФАС России иные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявила.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, ч. 2 ст. 22 ФЗ № 44-ФЗ, Административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Тендермаркет» на действия заказчика - ФГКУ «ПУ ФСБ России по Республики Тыва» при проведении закрытого электронного аукциона
№ 0312100000121000009 на поставку шин пневматических в ассортименте (в рамках государственного оборонного заказа) обоснованной.
2. Признать комиссию заказчика нарушившей ч. 5 ст. 67 ФЗ № 44-ФЗ.
3. Выдать комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.