Решение №97/16 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 97/16 и предписание в отношении ООО «Продю... от 10 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №97/16

Резолютивная часть решения оглашена «12» сентября 2016 г

Решение в полном объеме изготовлено «26» сентября 2016 г.                            г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,

          члены Комиссии: В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

                                           М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело № 97/16, по факту размещения рекламных плакатов в мае-июне 2016г. в лифтах многоквартирных жилых домов Заельцовского района г. Новосибирска, с признаками нарушения:

- ст. 8 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), согласно которой в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;  

- ст. 12 Закона о рекламе, согласно которой рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых "законодательством" Российской Федерации установлено иное,

         в отсутствии представителя заявителя – физического лица (не явился, уведомлен надлежащим образом);

в отсутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «Продюсерский центр ПРОдвижение - Новосибирск» (не явился, уведомлен надлежащим образом);

УСТАНОВИЛА:

В адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления физического лица  (вх. № 2448э от 03.06.16г., вх. № 5218 от 09.06.16г.) по факту размещения в июне 2016г. на рекламных плакатах, расположенных в лифтах многоквартирных жилых домов Заельцовского района г. Новосибирска информации следующего содержания:

«Щебень, песок, ПГС, гравий, грунт, отсев, бут, торф с доставкой заказ самосвала 5 тонн, 10 тонн 381-65-64», без указания наименования организации, осуществляющей продажу товаров дистанционным способом.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.              

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.     

08.09.2016 г. ООО был представлен Отзыв (вх. № 8215), в котором Общество указывает,  что в силу п. 2 ст. 497 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Следовательно, рассматриваемый договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и, во-вторых, определение средств ознакомления с товаром: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и так далее.

Согласно подп. а п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее – Правила) настоящие Правила не применяются в отношении, в том числе  работ (услуг), за исключением работ (услуг), выполняемых (оказываемых) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом.

В связи с чем Общество полагает, что рассматриваемая рекламная информация не подпадает под определение дистанционного способа продажи товаров, так как в продавцом не предложено ознакомление покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других).

Объявление не содержит отличительного признака дистанционной продажи - не определены средства ознакомления с товаром: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и так далее. Также в макете речь идет об оказании услуг перевозки. С учетом изложенного, у покупателя имеется возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Комиссия Новосибирского УЫФАС России считает данную позицию ошибочной на основании следующего.

Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 (далее – Правила).

Согласно пункту 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

В силу п. 3 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Момент заключения договора розничной купли-продажи определен в статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

В п. 2 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" закреплено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.    

Согласно п. 4 названной статьи, при дистанционном способе продажи товара потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

Таким образом, в данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление товара происходит посредством изучения каталога, буклета, проспекта, фотоснимков, средств связи. При этом покупатель не имеет возможность ознакомиться с товаром либо образцом товара при заключении такого договора, поскольку распространённая обществом реклама не содержит указаний, где покупатель может ознакомиться с товаром (дистанционный способ продажи товара).         

В соответствии со ст. 8 Закона о рекламе, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

         Следовательно, в рассматриваемой рекламе предлагается продажа товара дистанционным способом, при этом отсутствуют сведения, указание которых обязательно  в силу ст. 8 Закона о рекламе.             

         Ответственность за несоблюдение требований ст.8 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (ч.7 ст.38 Закона «О рекламе»). Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч.7 ст. 3 Закона «О рекламе»).

        В заявлении, в качестве рекламораспространителя, допустившего распространение рассматриваемого рекламного объявления, не соответствующего требованиям ст.8 Закона о рекламе, указано ООО ПЦ «ПРОдвижение-Новосибирск».

        С целью установления рекламодателя, Новосибирским УФАС России был направлен запрос в адрес ООО «Продюсерский центр ПРОдвижение».

ООО «Продюсерский центр ПРОдвижение - Новосибирск» представило (вх.№ 5305 от 14.06.16г.) ответ, согласно которому, документы на размещение рекламного плаката «Щебень, песок, ПГС, гравий, грунт, отсев, бут, торф с доставкой заказ самосвала 5 тонн, 10 тонн 381-65-64» были утрачены менеджером Общества. Соответственно, определить рекламодателя рассматриваемой рекламы не предоставляется возможным.

07.09.2016 г. ООО «Продюсерский центр ПРОдвижение - Новосибирск» были представлены документы, согласно которым рекламодателем рассматриваемой рекламы является физическое лицо Заречный Евгений Олегович на основании Договора № 542/2016 ПРО-Н от 27.05.2016 г.

Во исполнение указанного договора Обществом был представлен Счет № 242 от 31.05.2016 г., Приходный кассовый ордер № 27 от 06.06.2016 г. 

При этом макет рекламной информации Обществом не представлен.

Поскольку Обществом представлены документы, регулирующие отношения с рекламодателем по размещению рассматриваемой рекламы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения ст. 12 Закона о рекламе. 

  Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Продюсерский центр ПРОдвижение - Новосибирск» (ИНН 5402515841, юридический адрес: 630111, г Новосибирск, ул. Кропоткина, д.116 корп. 1 офис 99).

 Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.       

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

          1. Признать информацию, распространенную в мае-июне 2016г. в лифтах многоквартирных жилых домов Заельцовского района г. Новосибирска следующего содержания:      «Щебень, песок, ПГС, гравий, грунт, отсев, бут, торф с доставкой заказ самосвала 5 тонн, 10 тонн 381-65-64», ненадлежащей рекламой,

а ООО «Продюсерский центр ПРОдвижение - Новосибирск» (ИНН 5402515841, юридический адрес: 630111, г Новосибирск, ул. Кропоткина, 116 корп. 1 офис 99) нарушившим требования ст. 8 Закона о рекламе, согласно которой в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

2. Выдать ООО «Продюсерский центр ПРОдвижение - Новосибирск» предписание о прекращении нарушения требований законодательства РФ о рекламе.

         3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

26 сентября 2016 г.                                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,

            члены Комиссии: В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

                                           М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,

            на основании своего решения от 26 сентября 2016 г. по делу № 97/16 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в мае-июне 2016г. в лифтах многоквартирных жилых домов Заельцовского района г. Новосибирска, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закона о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

           1. Обществу с ограниченной ответственностью «Продюсерский центр ПРОдвижение - Новосибирск» (ИНН 5402515841, юридический адрес: 630111, г Новосибирск, ул. Кропоткина, 116 корп. 1 офис 99)в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы, с нарушением требований: ст. 8 Закона о рекламе, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе следующего содержания:  «Щебень, песок, ПГС, гравий, грунт, отсев, бут, торф с доставкой заказ самосвала 5 тонн, 10 тонн 381-65-64».

          2. ООО «Продюсерский центр ПРОдвижение - Новосибирск» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 октября 2016 г.

       В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны