Решение №054/06/33-2620/2023 в отношении ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России от 13 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-2620/2023

 

13 декабря 2023 года                                                                                                 г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителей:

заказчика – ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России: (по доверенности), (по доверенности), (по доверенности),

подателя жалобы – ИП Квасова, (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Квасова А.В.  на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России при проведении закупки № 0351100002323000187 на оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России, начальная (максимальная) цена контракта 31 460 000 руб. 00 коп.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратился ИП Квасова А.В. на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России при проведении закупки № 0351100002323000187 на оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении закупки размещено в ЕИС 08.11.2023;

2) дата окончания срока подачи заявок на участие закупке - 11.12.2023;

3) на участие в закупке подана единственная заявка;

4) дата рассмотрения заявки на участие в закупке - 11.12.2023;

5) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.

Суть жалобы ИП Квасова А.В. заключается в следующем.

1. Податель жалобы считает, что описание объекта закупки в разделе «Прочие требования к оказываемым услугам» содержит требования, являющиеся вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя и не влияют на надлежащее исполнение участником обязательств по контракту, заключаемому по результатам проведения закупки.

2. ИП Квасов А.В. считает требование заказчика о заключении договора аренды незаконным, поскольку заказчик обязывает участника закупки (в случае, если он будет признан победителем) заключить договор аренды на условиях, указанных в проекте договора аренды. Вместе с тем, Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ) предусматривает самостоятельное правовое регулирование договоров аренды, соответственно, по мнению подателя жалобы, заключение договора аренды возможно только после согласования сторонами условий договора аренды. ИП Квасов А.В. считает, что заказчиком нарушена глава 34 ГК РФ.

3. Пунктом 3.1 проекта договора аренды недвижимого имущества установлено, что оказание услуг осуществляется 12 (двенадцать) месяцев с момента заключения контракта. При этом, податель жалобы считает, что документами, размещенными в ЕИС по данной закупке, не предусмотрена государственная регистрация договора аренды недвижимого имущества в Росреестре. Таким образом, заказчиком нарушено требование ГК РФ, в соответствии с которым договоры аренды нежилых помещений, заключенные на срок более 11 месяцев, подлежат обязательной государственной регистрации в Росреестре.

4. По мнению подателя жалобы, заказчиком неправомерно установлено требование о том, что после каждой выдачи пищи должна производиться тщательная уборка помещений пищеблока с применением растворов дезинфицирующих средств. При этом, положениями п.2.18 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» установлено, что в производственных помещениях ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. Таким образом, требование о ежедневной влажной уборке с применением моющих и дезинфицирующих средств пять раз в день (готовая продукция пациентам выдаётся пять раз за одни сутки) неправомерно.

5. ИП Квасов А.В. полагает, что заказчиком нарушены требования Приказа Минздрава РФ от 05.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации».

Так, размещённые заказчиком в составе извещения о проведении закупки карточки-раскладки меню имеют ошибки, расхождения по технологии приготовления, не подписаны должностными лицами и не утверждены.

6. В описании объекта закупки в разделе «Пищевая продукция, используемая при оказании услуг» указано, что пищевая продукция, используемая при оказании услуг (Приложение № 1.1 к техническому заданию «Требования к пищевой продукции, используемой при оказании услуг»), должна соответствовать Техническими регламентами Евразийского Экономического союза (Таможенного союза), Российской Федерации, за исключением требований к отдельным видам продовольственных товаров, процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты еще не вступили в силу на территории Российской Федерации.

При этом, в Приложении № 1.1 к техническому заданию «Требования к пищевой продукции, используемой при оказании услуг» установлен перечень 71 наименования пищевых продуктов и указаны ГОСТ для каждого вида продукта, которому он должен соответствовать. По мнению подателя жалобы, данные требования к пищевым продуктам противоречат друг другу.

ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России в возражениях на жалобу ИП Квасова А.В. сообщило следующее.

1. По мнению заказчика, в требованиях к исполнителю отсутствуют положения, являющиеся вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя, только перечислены его обязанности.

ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России считает, что установленные к исполнителю требования не противоречат положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), относятся ко всем участникам закупки в равной степени и не создают кому-либо из участников закупки дополнительных преимуществ.

2. Порядок согласования передачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного на соответствующем вещном праве за подведомственными Минздраву России организациями, определен письмом Минздрава России от 31.10.2022 № 22-7/И/2-18478.

В соответствии с согласованием проекта решения о передаче федерального имущества в аренду ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России от 07.10.2022 № 54-НГ/7595/06 условия договора аренды должны соответствовать требованиям, установленным Приказом Минфина России № 146н.

Кроме того, в соответствии с п.10 ч.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом о контрактной системе, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта.

3. Согласно п.2.1 проекта договора аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России, договор заключается на срок исполнения контракта на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов учреждения. Планируемый период оказания таких услуг - 12 месяцев.

Пунктом 3.3.20 проекта договора аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России, устанавливает обязанность арендатора обеспечить за свой счет и своими силами государственную регистрацию договора в течение трех месяцев с момента его подписания.

4. ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России считает, что СанПиН 2.3/2.4.3590-20 устанавливают минимальный набор правил и нормативов, распространяемых на юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания населению.

Вместе с тем, пациентами ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России являются больные туберкулезом различной локализации. Учитывая, что СанПиН 2.3/2.4.3590-20 устанавливают минимальное количество уборок пищевых блоков медицинских организаций, ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России считает, что увеличение количества уборок пищевого блока (после каждой выдачи пищи), не нарушает законодательства Российской Федерации.

5. В ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России четырнадцатидневное меню и карточки-раскладки, разработанные на основании диетической терапии больных туберкулезом («Методические рекомендации», утвержденные Минздравсоцразвития России 21.04.2006 № 2029-ВС), практического руководства («Семидневные меню для основных вариантов стандартных диет с использованием блюд оптимизированного состава, применяемых в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения и учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»), разработанного учреждением российской академии медицинских наук НИИ питания РАМН, ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы». Четырнадцатидневное меню и карточки-раскладки рассмотрены и утверждены протоколом № 5 от 20.10.2023 на заседании Совета по питанию ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России в соответствии с приказом ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России № 4/21-301 от 30.12.2020 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России».

Информация в виде текста размещается в ЕИС в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра («документ в электронной форме»).

6. Заказчиком в Приложении № 1 к извещению перечислены акты, которым должен руководствоваться исполнитель при оказании услуг, в Приложении № 1.1 к описанию объекта закупки «Требования к пищевой продукции, используемой при оказании услуг» содержатся ГОСТ, ТУ которым должна соответствовать продукция.

По мнению заказчика, перечисленные в извещении технические регламенты устанавливают требования к безопасности, а ГОСТ содержат нормы, стандарты качества, данные документы не противоречат друг другу.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что описание объекта закупки в разделе «Прочие требования к оказываемым услугам» содержит, в том числе, следующие требования к исполнителю:

  • исполнитель ежеквартально, без дополнительного требования заказчика, предоставляет заказчику информацию о ходе выполнения плана производственного контроля, с приложением документов, подтверждающих его выполнение;
  • исполнитель контролирует состояние условий труда на рабочих местах, соблюдение правил безопасности и охраны труда, правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • исполнитель предоставляет заказчику список сотрудников, осуществляющих работы по организации лечебного питания в рамках контракта, с предоставлением медицинских книжек. в случае замены сотрудников на вновь поступающих исполнитель информирует не позднее чем за один рабочий день до замены в письменной форме заказчика и предоставляет их медицинские книжки;
  • исполнитель обеспечивает представителям Заказчика беспрепятственный контроль за качеством приготовления блюд, за правильностью закладки при приготовлении блюд, за технологией приготовления, за выполнением сотрудниками Исполнителя правил личной гигиены, за своевременными прохождениями ими профилактических медицинских осмотров.

При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что довод жалобы относительно установления заказчиком требований, являющихся вмешательством в деятельность исполнителя, не может быть признан состоятельным, поскольку указанные положения направлены на осуществление со стороны заказчика контроля оказания услуг по контракту исполнителем надлежащего качества. По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, данные положения не ущемляют прав и законных интересов исполнителя и не противоречат требованиям действующего законодательства. Довод жалобы не подтвержден.

2. В соответствии с п.10 ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом о контрактной системе, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что 17.07.2023 ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России направило в Минздрав России заявку о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Новосибирский научно-исследовательский институт» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

18.09.2023 Минздрав России принял решение, согласованное с территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, о передаче в аренду без права выкупа и без права передачи в субаренду временного использования федерального недвижимого имущества - нежилых помещений - № 1-29 на 1 этаже, № 1,2,4-12 на 2 этаже, общей площадью 419,2 м2 в здании (пищевой блок с переходом), литер В, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Охотская, 81 А, закрепленный на праве оперативного управления за ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России, со сроком заключения договора аренды на 12 месяцев, для использования под организацию оказания услуг лечебным питанием пациентов учреждения.

В соответствии с письмом о согласовании проекта решения о передаче федерального имущества в аренду ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России от 15.08.2023 № 54-ИГ/7754/06 условия договора аренды должны соответствовать требованиям, установленным Приказом Минфина России № 146н.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком правомерно включены в извещение о закупке требования о заключении договоров аренды. Довод жалобы не нашел подтверждения.

3. Согласно п.2.1 проекта договора аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России, договор заключается на срок исполнения контракта на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов учреждения. Планируемый период оказания таких услуг - 12 месяцев.

Пунктом 3.3.20 проекта договора аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России, устанавливает обязанность арендатора обеспечить за свой счет и своими силами государственную регистрацию договора в течение трех месяцев с момента его подписания.

Из изложенного следует, что проектом договора аренды федерального недвижимого имущества предусмотрена государственная регистрация договора аренды со сроком действия не менее года, данная обязанность возложена на арендатора. Довод жалобы не нашел подтверждения.

4. Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

Пунктом 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование заказчиком при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что описанием объекта закупки определён график выдачи готовой продукции в отделения – пять раз в сутки (с периодичностью 2-2,5 часа). В соответствии с разделом «Прочие требования к оказываемым услугам» описания объекта закупки после каждой выдачи пищи должна производиться тщательная уборка помещений пищеблока с применением растворов дезинфицирующих средств.

Вместе с тем, требованиями п.2.18 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 установлено, что все помещения, предназначенные для организации общественного питания, должны подвергаться уборке. В производственных помещениях ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. Столы для посетителей должны подвергаться уборке после каждого использования.

При этом, на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что в помещения пищеблока попадает посуда, прошедшая обработку после ее использования пациентами. Таким образом, указанное выше положение описания объекта закупки устанавливает требование о проведении уборки помещения, в котором находится посуда, не бывшая в контакте с пациентами учреждения.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает требование заказчика о проведении уборка помещений пищеблока с применением растворов дезинфицирующих средств после каждой выдачи пищи излишним. Заказчиком нарушены положения п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел подтверждение.

5. В соответствии с позицией, изложенной в письме ФАС России от 30.06.2014 № АЦ/26237/14 согласно п.3 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 № 470, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра («документ в электронной форме»).

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что размещение в ЕИС документов и информации в текстовых документах различных форматов не является нарушением действующего законодательства и не противоречит ему.

Кроме того, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, вопросы, связанные с оформлением документов, которые включены в описание объекта закупки, не регулируются положениями Закона о контрактной системе. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в описание объекта закупки включена исчерпывающая информация об оказании необходимых заказчику услуг, в том числе, относительно карточек-раскладок меню. Довод жалобы не подтвержден.

6. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что установленные заказчиком в описании объекта закупки в разделе «Пищевая продукция, используемая при оказании услуг» требования о соответствии продуктов питания Техническим регламентам Евразийского Экономического союза (Таможенного союза), Российской Федерации, не противоречат требованиям к продуктам питания, установленным в приложении №1.1 «Требования к пищевой продукции, используемой при оказании услуг», поскольку технические регламенты устанавливают требования к безопасности, а ГОСТ, указанные заказчиком в Приложении № 1.1 к описанию объекта закупки, содержат нормы и стандарты, подтверждающие качество продуктов. Довод жалобы не подтверждён.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Квасова А.В. на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России при проведении закупки № 0351100002323000187 на оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России частично обоснованной (обоснован довод № 4).

2. Признать заказчика нарушившим положения ч п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны