Решение №054/06/104-24/2023 обращение заказчика – ГБУЗ НСО «ККДП № 27» о включении в рее... от 16 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/104-24/2023

«16» мая 2023 года                                                                                                    г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в отсутствие ….

рассмотрев обращение заказчика – ГБУЗ НСО «ККДП № 27» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» (ИНН 1900003817) в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам электронного аукциона (извещение от 14.04.2023 № 0351300026923000068) на поставку медицинского оборудования,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) поступило обращение заказчика – ГБУЗ НСО «ККДП № 27» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам электронного аукциона (извещение от 14.04.2023 № 0351300026923000068) на поставку медицинского оборудования.

Из поступившего обращения Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

ГБУЗ НСО «ККДП № 27» разместило в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки от 14.04.2023 № 0351300026923000068 на поставку медицинского оборудования (НМЦК - 267 200,00 руб.)

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.04.2023 № ИЭА1 победителем было признано ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС».

Так, между ГБУЗ НСО «ККДП № 27» и ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» планировался к заключению контракт по цене - 145634,00 рублей.

В соответствии с протоколом от 10.05.2023 ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» признано уклонившимся от заключения контракта в связи с невыполнением требований ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).

ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» на запрос Новосибирского УФАС России о причинах уклонения от заключения государственного контракта сообщило следующее.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 50 ФЗ № 44-ФЗ заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 данного Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Руководствуясь нормами ФЗ № 44-ФЗ, ответственное лицо со стороны ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» подписало контракт, однако данный контракт не был заключен ввиду не исполнения требований ч. 6 ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ.

Когда ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» стало известно о размещении документа «Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 10.05.2023 № ППУ20_1», был вынесен Приказ о применении дисциплинарного взыскания по отношению к ответственному за подписание контракта сотруднику.

ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» обратилось с письменным обращением в адрес заказчика с подробным изложением сложившихся обстоятельств, послуживших причиной невыполнения участником закупки требований ч. 3 ст. 51 ФЗ № 44-ФЗ, а также направило подписанный проект контракта.

Из смысла положений ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

По заверению ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС», признаки недобросовестности, а именно: злоупотребление правом, умысел направленный на уклонение от исполнения контракта, в поведении и действиях ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» отсутствуют.

ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» не имело намерения уклониться от подписания контракта, напротив имеет намерение его подписать и исполнить, поскольку данный контракт имеет для ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» большую потребительскую и репутационную ценность.

Таким образом, ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» считает, что предприняло все меры для надлежащего заключения контракта, готово исполнить его в полном объеме, но по причине человеческого фактора не смогло заключить контракт.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 названного Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный пп. «б» п. 2 ч. 6 ст. 51, пп. «в» п. 4 ч. 14 ст. 73, ч. 16 и ч. 22.2 ст. 95 названного Закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе).

В соответствии с ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила № 1078).

В силу пп. «а» п. 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч.15 ст. 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пп. «б» п. 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» данного пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п. 14 и п. 15 названых Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 14 Правил № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. «а» п. 13 названных Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;

в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Вместе с тем, основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или отказ от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.

Таким образом, при включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со ст. 96 названного Закона.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения контракта в размере 5 % от цены, по которой заключается контракт (ч. 6 ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.04.2023 № ИЭА1 победителем было признано ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» с ценовым предложением 145634,00 руб. (снижение составило 45,50 %).

Согласно ч. 1 ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В соответствии с ч. 2 ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно ч. 6 ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Платежным поручением 03.05.2023 № 7 ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» предоставило обеспечение исполнения контракта в размере 7 281,70 руб.

Таким образом, на дату подписания проекта контракта ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» не предоставило обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, или информацию, подтверждающую добросовестность с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, чем нарушило требования ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ.

ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» одновременно с представлением пояснений в адрес Новосибирского УФАС России направило ходатайство о предоставлении возможности подписания государственного контракта на поставку медицинского оборудования за пределами установленного законодательством срока.

Законом о контрактной системе не предусмотрено продление установленного срока подписания контракта по результатам осуществления рассматриваемой закупки, в связи с чем, указанное ходатайство ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» рассмотрено Комиссией Новосибирского УФАС России в качестве письменных объяснений ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» по факту уклонения от заключения вышеуказанного контракта.

Верховный Суд России в пункте 41 Обзора Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017 «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пришел к выводу, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает возможным сведения об ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ст. 51, ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. № 1078,

РЕШИЛА:

В удовлетворении обращения ГБУЗ НСО «ККДП № 27» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ЦЕРТУС ЕВЕНТУС» (ИНН 1900003817) в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам электронного аукциона (извещение от 14.04.2023 № 0351300026923000068) на поставку медицинского оборудования, отказать.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны