Решение №054/01/17.1-1289/2024 в отношении муниципального бюджетного образовательного учр... от 26 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

№054/01/17.1-1289/2024

Резолютивная часть решения оглашена 18.07.2024                                              г. Новосибирск                                        

В полном объёме решение изготовлено 26.07.2024

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> – заместитель руководителя управления- начальник отдела по борьбе с картелями, председатель Комиссии;

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

<...> специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело №054/01/17.1-1289/2024, возбужденное 31.05.2024 в отношении   муниципального бюджетного образовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №67 имени героя Советского Союза Н.П. Кузнецова»  по признакам нарушения части 3.1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствие представителей заявителя, муниципального бюджетного образовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №67 имени героя Советского Союза Н.П. Кузнецова», извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение депутата Совета депутатов г. Новосибирска <...>, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях муниципального бюджетного образовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №67 имени героя Советского Союза Н.П. Кузнецова» при заключении договора аренды нежилого помещения без проведения торгов.

Так, в силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В силу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение, в том числе договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 этой статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Вместе с тем частью 3.1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено специальное правило на случай заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений: без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих требований: 1) арендаторами являются хозяйственные общества, созданные учреждениями, указанными в абзаце первом настоящей части; 2) деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы; 3) договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества, предоставленного хозяйственным обществам по таким договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

01.09.2023 между МБОУ г. Новосибирска «СОШ №67 имени Советского Союза Н.П. Кузнецова» и ООО «Авто» заключен договор аренды объекта недвижимости №025242-НП для использования под услуги по обучению (автошкола).

Срок договора аренды устанавливается на 01.09.2023 до 01.08.2024.

В обоснование заключения данного договора без проведения торгов  МБОУ г. Новосибирска «СОШ №67 имени Советского Союза Н.П. Кузнецова» ссылается на п.6 ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Письмом №ТН/59896/24 от 09.07.2024 ФАС России направило следующие разъяснения (вх.№12479-ЭП/24 от 09.0.2024).

В силу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее также - договоры), не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляется на торгах, за исключением случаев, указанных в части 1 данной статьи, при которых допускается заключение договоров без проведения торгов.

В силу пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Следовательно, положения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающие в том числе основания для заключения договоров без проведения торгов, применяются также при заключении договоров в отношении имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления. При этом основания для заключения договоров без проведения торгов, предусмотренные частями 3.1.-3.6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, дополняют основания, предусмотренные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, основания для предоставления муниципального имущества, принадлежащего на праве оперативного управления муниципальным бюджетным учреждениям, во временное владение и (или) пользование без проведения торгов, установленные, например, в пункте 6 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и части 3.1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, являются самостоятельными и могут применяться вне зависимости друг от друга.

Приведенная в настоящем письме позиция относительно применения положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 № 306-КГ17-18272 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.09.2017 № Ф06-24293/2017 по делу № А49-11807/2016).

В то же время ФАС России отмечает, что при передаче государственного (муниципального) имущества в аренду конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов необходимо действовать с учетом соблюдения антимонопольного законодательства (в частности, статьи 15 Закона о защите конкуренции).

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что на основании п. 6 ч. 1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции заключение договора аренды в отношении муниципального имущества с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляется без проведения торгов.

Арендатор ООО «Авто» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии.

Таким образом, заключение договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов правомерно. Следовательно, признаки нарушения ст.17.1 Закона о защите конкуренции отсутствуют, что является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь п. 4 ч. 9. ст. 44 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Производство по делу прекратить в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны