Решение №054/01/18.1-1697/2023 в отношении МКУ «Городской центр наружной рекламы» от 30 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№054/01/18.1-1697/2023

30.08.2023                                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «Рекламные Технологии» (вх.№15204/23 от 22.08.2023)  на действия МКУ г. Новосибирска «Городской центр наружной рекламы» при проведении 18.09.2023 открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций  с использованием имущества, находящегося в собственности города Новосибирска,

в присутствии представителей ООО «Рекламные технологии» <...> (по доверенности №2 от 01.01.2023), МКУ г. Новосибирска «Городской центр наружной рекламы» <...>. (по доверенности от 12.01.2023),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Рекламные Технологии» (вх.№15204/23 от 22.08.2023)  на действия МКУ г. Новосибирска «Городской центр наружной рекламы» при проведении 18.09.2023 открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций  с использованием имущества, находящегося в собственности города Новосибирска.

Заявитель сообщает следующее.

10.08.2023 г. МКУ «ГЦНР» на официальном сайте (<...>), а также в бюллетене органов местного самоуправления от 11.08.2023 (<...>) было опубликовано извещение о проведении 18.09.2023 г. открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска.

Организатор торгов - МКУ «ГЦНР», г. Новосибирск, Вокзальная магистраль, 16, тел. 2274960. Место, дата, время проведения аукциона: г. Новосибирск, Вокзальная магистраль, 16 к. 510; 18.09.2023 г., 11 ч. 00 мин.

21.08.2023 ООО «РТ» в адрес МКУ «ГЦНР» было подано 9 заявок на участие в аукционе по лотам №1 -№9.

Согласно ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Податель жалобы считает, что объявленные торги организованы с нарушениями порядка размещения информации о проведении торгов на основании следующего.

Порядок проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска регламентируется Законом «О рекламе», статьями 447, 448 Гражданского Кодекса РФ, Решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 №372 «О Правилах распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске».

Согласно пункту 2 статьи 488 ГК РФ извещение о проведении торгов должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Пунктом 4.2. Приложения №2 к Решению городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 №372 «О Правилах распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске» установлено, что в извещении о проведении аукциона должны быть указаны, помимо прочего, сведения о существующих обременениях имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска, используемого для установки и эксплуатации рекламной конструкции по результатам аукциона.

Согласно опубликованной информации о лотах №1-9, указанной в документации об аукционе в разделе «сведения о существующих обременениях», в отношении всех рекламных конструкций, включенных в лоты №1-№9, ограничения прав отсутствуют.

Между тем, по имеющейся у заявителя информации, на торги выставлены места, в отношении которых действуют договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также действуют соответствующие разрешения. Кроме того, на местах для размещения рекламных конструкций, входящих в состав лотов №1-№9, установлены рекламные конструкции иных хозяйствующих субъектов. Наличие рекламных конструкций на местах также означает наличие действующих договоров и разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, включенных в лоты №1-№9.

Указанными действиями организатор торгов нарушил п. 2 ч. 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», п. 2 ст. 448 ГК РФ, п. 4.2. Приложения №2 к Решению городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 №372 «О Правилах распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске», поскольку в Извещении и документации об аукционе отсутствует информация о наличии действующих договоров и разрешений, и что на местах, выставленных на торги, имеются рекламные конструкции, принадлежащие иным хозяйствующим субъектам, отсутствует информация о собственниках этих рекламных конструкций и о том, выданы ли предписания об их демонтаже.

Так, в гражданском законодательстве Российской Федерации под обременением имущества собственника понимается наличие законных прав на имущество собственника, правомерное владение и пользование третьими лицами имуществом. При этом, в силу части 1 статьи 460 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.

Следовательно, в случае подготовки к проведению аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и размещения извещения о проведении торгов на местах, в отношении которых действуют договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и выданы соответствующие разрешения, Организатор торгов в извещении о проведении Аукциона должен указать информацию о наличии таких договоров и разрешений как о существующих обременениях данного имущества в соответствии с п. 2 ст. 448 ГК РФ.

Неуказание в извещении о проведении аукциона и в аукционной документации сведений о том, что на местах для размещения рекламных конструкций, входящих в состав лотов по вышеуказанным аукционам, установлены рекламные конструкции иных хозяйствующих субъектов, является нарушением законодательства о конкуренции. Такое положение приведет к тому, что победившее лицо будет вынуждено нести расходы на демонтаж, прежде чем установить свою РК.

При рассмотрении жалобы ООО «Рекламные технологии» представило следующие дополнения на жалобу.

  1. На 29.08.2023 по ряду адресов установлены остановочные павильоны.

Данное обстоятельство свидетельствует о нахождении на местах, предназначенных для установки рекламных конструкций, объектов, принадлежащих иным хозяйствующим субъектам, о чем отсутствует информация в извещении о проведении аукциона.

Рекламные конструкции с использованием остановочных пунктов движения общественного транспорта - новый вид рекламных конструкций для города Новосибирска. Требования к архитектурно-конструктивным особенностям таких конструкций утверждаются правовым актом мэрии города Новосибирска.

Согласно пункту 2 Приложения №5 к Постановлению мэрии города Новосибирска от 29.10.2019 №3979 «Об архитектурно-художественном регламенте размещения информационных и рекламных конструкций в городе Новосибирске» рекламные конструкции с использованием остановочных пунктов движения общественного транспорта состоят из фундамента, креплений, узловых соединений, крыши, стеклянных стенок, информационного поля рекламной конструкции, скамейки.

Таким образом, предметом перечисленных составляющих лотов №2 и №3 является не просто право установить информационное поле на имеющийся остановочный пункт, а именно установка остановочного комплекса в целом. Такая полноценная установка невозможна в силу нахождения на местах металлических конструкций. А о необходимости до установки демонтировать имеющееся сооружение и о правах на эти сооружения в извещении не указывается. Более того, если необходимость демонтировать имеющиеся сооружения ляжет на победителя торгов, то это влечет за собой дополнительные расходы, о которых участник аукциона не знает, когда подает заявку.

  1. По некоторым адресам на местах, предназначенных для установки рекламных конструкций с использованием остановочных пунктов движения общественного транспорта, установлены нестационарные торговые объекты (киоски). Это адреса лота №3:
  • пр-к Дзержинского, 2/2;
  • ул. Гоголя, 12;
  • ул. Д. Ковальчук, 28 к. 1
  • ул. Залесского, 4
  • ул. Линейная, 29.

На сегодняшний день Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 26.04.2023 №531 «О приостановлении действия раздела 6 Положения о нестационарных объектах на территории города Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 29.04.2015 №1336, и об особенностях демонтажа нестационарных объектов в 2023 году» установлено, что до 01.01.2024 демонтаж нестационарных торговых объектов не осуществляется.

Таким образом, обременение и невозможность сноса киосков до 01.01.2024 означает и невозможность установить рекламные конструкции ранее этого времени. Это обстоятельство также не указано в извещении о проведении аукциона.

  1. Включение в состав одного лота разных видов рекламных конструкций противоречит порядку формирования лотов на торгах.

Так, согласно Письму ФАС России от 17.07.2019 №ИА/61348/19 «О направлении Рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении комплекса мер, направленных на предотвращение и профилактику нарушений антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы» если при проведении торгов в укрупненном лоте организатор не учтет все районы или укажет только отдельные места установки рекламных конструкций в конкретном районе (например, в центре) или объединит в одном лоте технологически не связанные рекламные конструкции, то такое укрупнение лотов может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Оценка объединения в один лот нескольких мест для установки рекламных конструкций разного формата на предмет возможности отнесения такого условия проведения торгов к ограничивающим конкуренцию должна проводиться с учетом технологического сходства эксплуатации рекламных конструкций их владельцами, и, соответственно, возможности участия в торгах за такой лот лица, осуществляющего эксплуатацию рекламных конструкций одного формата (Решение Приморского УФАС России от 12.04.2021 по делу №025/10/18.1-427/2021).

В лотах №2 и №3 объединены разные виды рекламных конструкций: рекламных конструкций с использованием остановочных пунктов движения общественного транспорта и видеоэкран на опоре. Как видно, это рекламные конструкции разного вида, разного формата, технологическое сходство эксплуатации этих рекламных конструкций отсутствует. Следовательно, объединение в один лот указанных рекламных конструкций ограничивает конкуренцию, так как в торгах не смогут принимать участие те, кто намерен эксплуатировать только один вид рекламных конструкций.

МКУ г. Новосибирска «Городской центр наружной рекламы» представлено в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу ООО «Рекламные Технологии» (вх. №15698/23 от 29.08.2023).

10.08.2023 МКУ «ГЦНР» было опубли­ковано извещение о проведении аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием имуще­ства, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска (далее – аукцион), дата проведения аукциона 18.09.2023. Извещение, аукци­онная документация, описи документов, представленные единственным участником на момент приостановления аукциона, ООО «РекламныеТехнологии», с заявками на участие в аукционе прилагаются. Заявки поданы в запечатанных конвертах, учитывая, что в соответствии с условиями проведения аукциона срок рас­смотрения заявок с 11.09.2023 по 15.09.2023, конверты не вскрывались, запечатанные конверты могут быть предоставлены дополнительно.

В соответствии с ч. 5.6 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или му­ниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного само­управления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на ме­ста размещения рекламных конструкций, которые были включены в извещение о проведении аукциона были расторгнуты 05.08.2023 и 07.08.2023, разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций – аннули­рованы в указанные даты, на основании обращений владельцев рекламных конструкций ООО «Гэллэри Сервис» (вх. № 306 от 03.08.2023), ООО «АПР- Сити/ТВД» (вх. № 307 от 04.08.2023), ООО «РИМ-С» (вх. № 308 от 07.08.2023). Копии расторгнутых договоров на установку и эксплуатацию ре­кламных конструкций, дополнительных соглашений о расторжении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, обращений о растор­жении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, уведомлений об аннулировании разрешений на установку и эксплуатацию ре­кламных конструкций прилагаются.

26.04.2023 Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 26.04.2023 № 533 «О внесении изменений в Правила распространения наружной рекла­мы и информации в городе Новосибирске, принятые решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 № 372» в Правила распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске, принятые решени­ем городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 № 372 (далее - Правила), внесен новый тип рекламных конструкций - «рекламная конструкция с ис­пользованием остановочного пункта движения общественного транспорта». Соответственно, ранее договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием остановочного пункта движения общественно­го транспорта не заключались, рекламные конструкции указанного типа не размещались.

Также необходимо отметить, что при формировании извещения о прове­дении аукциона несколько адресных ориентиров было скорректировано, в частности, по лоту № 8 в ранее заключенном договоре на установку и эксплу­атацию рекламной конструкции адрес места размещения ул. Владимировская, Лесозавод - Чернышевский спуск, в извещении о про­ведении аукциона адресный ориентир изменен на ул. Фабричная, 75. Иные адресные ориентиры изменены незначительно и могут быть соотнесены с приложенными договорами на установку и эксплуатацию рекламных кон­струкций по адресному ориентиру.

Таким образом, 10.08.2023 извещение о проведении аукциона было опубликовано на места размещения рекламных конструкций, договоры на установку и эксплуатацию которых на дату публикации извещения о проведе­нии аукциона были расторгнуты, разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций которых были аннулированы, за исключением мест размещения рекламных конструкций с использованием остановочных пунктов движения общественного транспорта, которые до 26.04.2023 года не являлись допустимыми к установке на территории города Новосибирска, договоры на установку и эксплуатацию которых не заключались, разрешения на установку и эксплуатацию - не выдавались.

В настоящее время места размещения рекламных конструкций, указан­ные в извещении о проведении аукциона освобождены от рекламных конструкций (копии актов обследования земельных участков прилагаются). В обращениях о расторжении договоров на установку и эксплуатацию реклам­ных конструкций, владельцами рекламных конструкций были даны обязательства о производстве демонтажа рекламных конструкций.

При рассмотрении жалобы представитель МКУ г. Новосибирска «Городской центр наружной рекламы» дополнительно пояснила, что по указанным в извещении о проведении аукциона адресам отсутствуют препятствия для размещения рекламных конструкций.

Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

10.08.2023 МКУ г. Новосибирска «Городской центр наружной рекламы» объявлено о проведении 18.09.2023 открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций  с использованием имущества, находящегося в собственности города Новосибирска.

Срок подачи заявок с 11.08.2023 по 08.09.2023.

Порядок проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска регламентируется Законом «О рекламе», статьями 447, 448 Гражданского Кодекса РФ, Решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 №372 «О Правилах распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске».

Пунктом 4.2. Приложения №2 к Решению городского Совета г. Новосибирска от 25.10.2006 №372 «О Правилах распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске» установлено, что в извещении о проведении аукциона должны быть указаны, помимо прочего, сведения о существующих обременениях имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска, используемого для установки и эксплуатации рекламной конструкции по результатам аукциона.

Информация о существующих обременениях имущества в извещении о проведении аукциона отсутствует.

В извещении о проведении аукциона указаны следующие типы конструкций: отдельно стоящая рекламная конструкция, рекламная конструкция с использованием остановочного пункта движения общественного транспорта. Следовательно, в извещении о проведении аукциона указано о наличии остановочных пунктов и, соответственно, информация о том, что рекламная конструкция будет размещаться с использованием остановочного пункта.

Пунктом 4.6 Правил распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске, утвержденных решением городского Совета г. Новосибирска  от 25.10.2006 №372, предусмотрен такой тип рекламной конструкции с использованием остановочных пунктов движения общественного транспорта (1,2 м x 1,8 м) - рекламные конструкции, состоящие из информационного поля, оборудованного системой внутреннего освещения, или информационного поля, предназначенного для воспроизведения видеоизображений, монтируемые на конструктивных элементах остановочных пунктов движения общественного транспорта, требования к архитектурно-конструктивным особенностям которых утверждаются правовым актом мэрии города Новосибирска.

Таким образом, наличие остановочного пункта не является обременением имущества, используемого для установки и эксплуатации рекламной конструкции. На момент рассмотрения жалобы Заявителем не представлены доказательства, безусловно свидетельствующие о том, что установленные нестационарные торговые объекты препятствуют установке и эксплуатации рекламных конструкций и для дальнейшей реализации его прав потребуется демонтаж данных объектов.

МКУ г. Новосибирска «Городской центр наружной рекламы» представлены Новосибирскому УФАС России документы, подтверждающие расторжение ранее действовавших договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по указанным в извещении о проведении рассматриваемого аукциона адресам, аннулирование ранее выданных извещений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, демонтаж рекламных конструкций.

На момент рассмотрения жалобы, доказательств, подтверждающих наличие обременений имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска, используемого для установки и эксплуатации рекламной конструкции по результатам аукциона, Новосибирскому УФАС России не представлено.

Условия аукциона, в том числе касающиеся установленных извещением типа и вида рекламных конструкций, распространяются на всех потенциальных участников торгов, следовательно, ограничение конкуренции отсутствует. 

По вопросу объединения в один лот разных видов рекламных конструкций, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

В лот №2, №3 включены рекламные конструкции с использованием остановочного пункта движения общественного транспорта и отдельно стоящие рекламные конструкции – видеоэкран на опоре.

Действующее законодательство Российской Федерации о рекламе не содержит ограничений по порядку формирования или величине лотов, выставляемых на торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Соответственно, орган государственной власти или представительный орган муниципального образования вправе утвердить собственный порядок формирования лотов.

Порядок формирования лотов должен носить недискриминационный характер, предусматривать возможность установки в нескольких местах различных типов и видов рекламных конструкций, учитывать различия формирования цены договоров, в том числе различие стоимости размещения рекламных конструкций по их территориальному размещению, типу и виду рекламных конструкций, может учитывать технологические особенности и сходство установки и эксплуатации рекламных конструкций, иные параметры, способствующие развитию конкуренции и рыночных отношений в сфере наружной рекламы, снижению избыточной финансовой нагрузки на бизнес, а также созданию равных условий для осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности в сфере наружной рекламы на территории региона, в котором проводятся торги.

При этом сам факт объединения в один лот разных типов рекламных конструкций не является признаком нарушения антимонопольного законодательства, приводящим к ограничению конкуренции.

Анализируя извещение о проведении рассматриваемого аукциона, Новосибирским УФАС России установлено, что организатор торгов объединил в один лот рекламные конструкции с использованием остановочного пункта движения общественного транспорта и отдельно стоящие рекламные конструкции – видеоэкран на опоре в двух лотах из 9. Для каждого лота установлена начальная цена, шаг аукциона. Следовательно, для принятия участия в торгах заинтересованные лица имеют возможность выбрать лот.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях   МКУ г. Новосибирска «Городской центр наружной рекламы» нарушения порядка организации и проведения торгов.

 Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Рекламные Технологии» (вх.№15204/23 от 22.08.2023)  на действия МКУ г. Новосибирска «Городской центр наружной рекламы» при проведении 18.09.2023 открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций  с использованием имущества, находящегося в собственности города Новосибирска необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны