Решение №054/01/10-773/2022 дело № 054/01/10-773/2022 от 06.05.2022 по признакам нарушен... от 17 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 054/01/10-773/2022

 

Резолютивная часть решения объявлена 17.11.2022 года                                  г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме   01.12.2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...>,

рассмотрев дело № 054/01/10-773/2022 от 06.05.2022 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» (ИНН 5407208153, КПП 775050001, ОГРН 1025403200195, юридический адрес: 630132, Новосибирская область, город Новосибирск, Советская ул., д.77) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии:

представителей ответчика - ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» <...>, <...>

в отсутствие:

представителя заявителя - прокуратуры Новосибирской области, надлежащим образом уведомленной,

представителей заинтересованных лиц – МУП ИР «Центральное», МУП «Каргатское ЖКХ», надлежащим образом уведомленных,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России поступило обращение прокуратуры Новосибирской области в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» в части незаконного ограничения в подаче газа МУП ИР «Центральное» (ст. Евсино), МУП ЖКХ «Каргатское», в результате рассмотрения которого было установлено следующее.

Горячее водоснабжение на ст. Евсино Искитимского района, г. Каргат Новосибирской области не обеспечено в связи с введенным ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» ограничением поставки газа МУП ИР «Центральное», МУП ЖКХ «Каргатское», в связи с наличием у них задолженности.

Это повлекло прекращение подачи коммунальной услуги горячего водоснабжения потребителям в жилых домах, в социально значимые объекты, не имеющим задолженности.

При рассмотрении дела со стороны МУП ИР «Центральное» представлены следующие пояснения.

В МУП ИР «Центральное» от ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» 29.04.2021 г. и 20.05.2021 г. поступили уведомления об ограничении подачи (поставки) газа для газовой котельной станции Евсино в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате поставленного газа.

20.05.2021 г. и 28.05.2021 г. в ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» со стороны МУП ИР «Центральное» были направлены письма с расчетом необходимого объема природного газа на 2021 г. и о направлении в адрес МУП ИР «Центральное» ежемесячных лимитов потребления природного газа.

ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» письмом исх.№ 01-01-03/07-2458 от 02.06.2021 г. сообщило о неосновательности предоставленного расчета для определения объемов газа.

10.06.2021 г. представителем ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» были опломбированы запорные устройства по адресу: НСО, Искитимский район, станция Евсино, ул. Терешковой, 13Б.

Подача газа на котельную станции Евсино является важным и необходимым элементом технологического процесса горячего водоснабжения абонентов (жителей многоквартирных домов и частного сектора), добросовестно оплачивающих данную услугу, число которых составляет 1 081 лицевых счетов (это 90 % от всех потребителей ГВС).

Потребителями горячего водоснабжения также являются:

  • МКДОУ детский сад «Журавлик» ст.Евсино;
  • МКДОУ детский сад «Светлячок» ст.Евсино;
  • МБОУ «СОШ ст.Евсино»;
  • ГБУЗ НСО «Искитййская центральная городская больница»;
  • МКУК «Искитимская центральная библиотечная система».

Причиной образования задолженности перед ООО «Газпром Межрегионгаз Новосибирск» является наличие перед МУП ИР «Центральное» задолженности населения, а также задолженности МУП ИР «Центральное» перед другими поставщиками услуг, в связи с переведенными на предприятие долгами МУП «Управляющая компания Евсинского сельсовета».

Также МУП ИР «Центральное» направило перечень потребителей, в виде ведомостей по жилищно-коммунальной услуге (ГВС), в отношении которых осуществляется горячее водоснабжение, с указанием адреса потребителя, сведений о наличии (отсутствии) у потребителя задолженности, и о количестве расчетных периодов, за которые имеется задолженность, по состоянию на дату приостановления горячего водоснабжения (на 06.06.2021 г.).

Согласно «Ведомости по жилищно-коммунальной услуге ГВС за период сентябрь 2017 - май 2021», задолженность потребителей (167 потребителей) услуги составила 44 628,02 руб., а «Ведомости по жилищно-коммунальной услуге ГВС (счетчик) за период сентябрь 2017 - май 2021» задолженность потребителей (1219 потребителя) перед МУП ИР «Центрально» составила 1 085 516,02 руб.

МУП ИР «Центральное» предоставило перечень юридических лиц, являющихся добросовестными потребителями:

  • ООО «Розница К-1»;
  • ИП Ковалева Е.В. (магазины);
  • АО «Почта России»;
  • ООО «Мария-Ра»;
  • МКДОУ детский сад «Журавлик» ст. Евсино;
  • МКДОУ детский сад «Светлячок» ст. Евсино;
  • МБОУ «СОШ ст. Евсино»;
  • МКОУ «ООШ д. Ургун»;
  • ГБУЗ НСО «Искитимская центральная городская больница»;
  • МКУК «Искитимская централизованная библиотечная система»;
  • Администрация Евсинского сельсовета Искитимского района (нежилое помещение в МКД);
  • МКУ Евсинского сельсовета «Евсинский дом культуры».

Расчет, и его экономическое обоснование объема природного газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения добросовестных абонентов, не имеющих задолженности:

Потребление газа составило 3 124 296 м3;

Котельной выработано 24 000,0 Ггал;

Расход газа на выработку 1 Гкал составил: 3 124 296мЗ:24000Г кал=130,79 м3/Г кал;

На производство горячей воды израсходовано 2 220 Гкал и потрачено 2 220 Гкал*130,79=290 353м3 газа.

Добросовестные потребители ГВС составляют 45 %.

Потребление газа на ГВС для добросовестных потребителей составил: 290 353м3*45%=130 659 м3/год.

Перечень социально значимых объектов, являющихся потребителями:

  • МКДОУ детский сад «Журавлик» ст. Евсино;
  • МКДОУ детский сад «Светлячок» ст. Евсино;
  • МБОУ «СОШ ст. Евсино»;
  • МКОУ «ООШ д. Ургун»;
  • ГБУЗ НСО «Искитимская центральная городская больница».

Указанные учреждения потребляют газа на ГВС 167 м3/год.

В рамках рассмотрения дела ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» представлены следующие пояснения.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке, потребители обязаны оплатить поставку газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставку газа в порядке, установленном Правительством РФ.

К числу правовых актов, регулирующих особенности заключения и исполнения договоров газоснабжения, относятся Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 №162 (далее - Правила поставки газа).

В соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателю в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 №1245 установлены Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа (далее - Правила №1245), также предусматривающие право поставщика на частичное ограничение и полное прекращение поставки газа потребителю.

В соответствии с пп. «г» п. 3 Правил №1245 одним из оснований для ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз.

Поставка газа для нужд МУП ИР «Центральное» осуществляется на основании контракта на поставку газа №35-4-3534/21 от 25.12.2020 г. (далее - контракт).

Свои обязательства по контракту Поставщик исполняет надлежащим образом. Однако со стороны Потребителя нарушение обязательств по оплате потребленного газа носит систематический характер.

Так, по состоянию на 20.04.2021 г. сумма неисполненных обязательств по оплате МУП ИР «Центральное» перед ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» по контракту составила 7 644 471,27 руб. - за период с января по март (включительно) 2021 года.

Наличие задолженности за потребленный природный газ на момент направления уведомления подтверждается актом сверки взаимных расчетов и информационной справкой о расчетах за газ.

23.04.2021 г. в соответствии с п. 8 Правил №1245 в адрес МУП ИР «Центральное» со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» было направлено уведомление исх. №01-01-03/03-1788 о частичном ограничении поставки газа с 20.05.2021г.

Обязанность по обеспечению ресурсами добросовестных абонентов в соответствии с п. 12 Правил №1245, прежде всего, лежит на Потребителе, к сетям которого такие абоненты подключены.

В целях исполнения возложенных на него обязанностей МУП ИР «Центральное» должно было представить в ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» в срок до 13.05.2021 г. информацию с приложением письменного расчета объема газа, необходимого для обеспечения ресурсами добросовестных абонентов.

Поскольку в установленный п. 12 Правил №1245 срок информации от МУП ИР «Центральное» не поступило, 14.05.2021 г. (исх. № 01-01-03/03-7113) ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» было направлено повторное уведомление об ограничении поставки газа с приложением расчета, выполненного в соответствии с п. 13 Правил №1245.

Только 20.05.2021 г. в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» от МУП ИР «Центральное» поступила информация, обозначенная Потребителем как «расчет необходимого объема природного газа на 2021 год».

Несмотря на предоставление информации с нарушением сроков, установленных п. 12 Правил №1245, Поставщиком данная информация была рассмотрена.

Представленный МУП ИР «Центральное» «расчет необходимого объема природного газа на 2021 год» не содержал информацию о потребности в объеме газа, необходимого для «добросовестных потребителей», имел только числовое значение, носил условно-предположительный характер и не являлся расчетом, под которым понимается математический порядок получения итоговых значений с применением определенных расчетных данных, знаний, способов и алгоритмов. Из представленного расчета не понятно, каким образом МУП ИР «Центральное» пришло к определенным значениям запрашиваемых ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» объемов газа.

ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» полагает, что расчет объема газа, необходимый для ресурсоснабжения добросовестным абонентам, выполненный Поставщиком газа, верный.

Об итогах оценки направленной в адрес Поставщика информации МУП ИР «Центральное» также было уведомлено (письмо от 02.06.2021 г. исх. № 01-01-03/07-2458).

После введения ограничения МУП ИР «Центральное» осуществляло отбор газа в объемах, значительно превышающих значения, установленные на период ограничения, поэтому 08.06.2021 г., после того как лимит, установленный на июнь 2021 года, был выбран, Потребителю направлено письмо о несоблюдении режима отбора газа (исх. № 01-01-03/07-2580).

В связи с тем, что фактические объемы потребленного газа в июне превышали установленный лимит, 10.06.2021 г. в присутствии представителей ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» представителем МУП ИР «Центральное» шаровый кран на котельной был опломбирован, что подтверждается Актом об ограничении поставки газа от 10.06.2021 г.

Дополнительно отмечается, что с 07.06.2021 г. по 21.06.2021 г. котельная прекратила потребление газа в связи с плановыми работами по подготовке к отопительному периоду по собственной инициативе.

В соответствии с новым расчетом, объемы, установленные на период ограничения в летние месяцы составили в июле - 1,955 тыс. куб.м, в августе - 2,150 тыс. куб.м., поэтому 30.06.2021 г. в адрес МУП ИР «Центральное» было направлено письмо о возможности отбора газа с 01.07.2021 г. в пределах установленного лимита по письму с учетом уточнений.

Дополнительно ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» были предоставлены пояснения по делу №054/01/10-773/2022 от 06.05.2022 г., согласно которым право поставщика газа на осуществление мероприятий (как юридического, так и технического характера) по ограничению поставки газа, в том числе теплоснабжающим организациям, является бесспорным, так как оно закреплено на законодательном уровне: Федеральным законом от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»; Правилами поставки газа; Правилами №1245, договорами поставки газа. Основания для введения ограничения в отношении МУП ИР «Центральное» у ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» имелись, что подтверждается материалами дела, порядок ограничения поставщиком газа соблюден.

Таким образом, не установлены противоправные действия ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск», не доказано нарушение Обществом норм права. В действительности такого рода доказательств не существует, так как ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» проводит ограничение поставки газа в точном соответствии с требованиями Правил №1245.

После принятия Правил №1245 их толкование судами было однозначным: поставщики имеют право на ограничение потребителя газ, в том числе теплоснабжающей организации, обеспечивающей теплом население и объекты социального значения. В первые годы правоприменения Правил №1245 суды, при рассмотрении спора, оценивали взаимоотношения между двумя хозяйствующими субъектами: поставщиком и потребитем газа, правильно применяли нормы права в области газоснабжения и не ставили поставщика газа в ответственное положение за теплоснабжение конечных потребителей, что подтверждается многочисленной судебной практикой, в том числе решениями судов Новосибирской области о признании законными действий ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» по введению ограничения в отношении теплоснабжающих организаций.

Кроме того, в период применения Правил №1245 Новосибирским УФАС России было рассмотрено не менее 10 обращений потребителей о признании действий поставщика газа по ограничению поставки газа неправомерными. ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск», по мнению Новосибирского УФАС России, при введении ограничения всегда действовало в соответствии с нормами действующего законодательства.

В период 2019-2021 год практика применения Правил №1245 в некоторой степени изменилась, начала складываться социально ориентированная судебная практика по отрицанию возможности применения данных Правил в отношении теплоснабжающих организаций, реализующих тепловую энергию населению.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, оценивая действия ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» по ограничению поставки газа теплоснабжающей организации (реализующей тепловую энергию в многоквартирные дома), признал их законными, соответствующими Правилам ограничения поставки газа (Постановление от 10.06.2021 г. по делу № А64-8946/2020(19АП-2527/2021).

При рассмотрении указанного дела судом была дана оценка расчету газа, необходимого для добросовестных потребителей, надо отметить выводы суда, что расчет газа для добросовестных потребителей не должен учитывать потребности всех потребителей.

ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» считает, что сложившееся мнение о том, что прекращение поставки газа означает прекращение работы котельной теплоснабжающей организации, является неверным.

Теплоснабжающие организации обязаны иметь резервное топливо, которое позволит эксплуатировать котельную в случае прекращения поставки газа. Газоиспользующее оборудование теплоснабжающей организации предполагает возможность эксплуатации на альтернативном виде топлива: уголь, мазут, дизельное топливо. Работа котельной МУП ИР «Центральное» возможна при применении альтернативного вида топлива.

Ограничение поставки газа в отношении МУП ИР «Центральное» проводилось при наличии у ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» законного права, законных оснований и при точном соблюдении порядка, сроков, последовательности и способов, предусмотренных Правилами №1245.

МУП ИР «Центральное» не предоставило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» расчета газа для добросовестных потребителей в порядке, предусмотренном п. 12 Правил №1245, не предприняло никаких мер по защите интересов своих абонентов, хотя именно МУП ИР «Центральное», как исполнитель коммунальных услуг (теплоснабжение, горячее водоснабжение) обязано было принять все зависящее от него меры по предоставлению своим потребителям коммунальных услуг надлежащего качества и в надлежащем объеме, чего сделано не было.

ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» считает, что своим бездействием по защите интересов добросовестных абонентов, выразившееся в непредставлении поставщику газа необходимой информации по добросовестным абонентам, именно МУП ИР «Центральное» создало угрозу нарушения интересов неопределенного круга лиц, нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и просило Новосибирское УФАС России рассмотреть вопрос о привлечении МУП ИР «Центральное» к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

В результате рассмотрения дела Комиссией было принято Заключение об обстоятельствах дела №054/01/10-773/2022 от 06.05.2022.

В ответ на данное заключение ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» была представлена позиция о несогласии с принятым Комиссией Новосибирского УФАС России заключением.

ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» указывает, что признак неправомерного действия ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» Комиссией не установлен, материалами дела не подтвержден.

При рассмотрении дела №054/01/10-773/2022 Новосибирским УФАС России установлено следующее.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1)  доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при

осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Новосибирским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок №220), составлен Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке поставки природного газа на территории Новосибирской области за период с 01.01.2020 г. по 30.09.2021 г.

Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.4 Порядка № 220 произведено на основании условий договоров, заключенных с потребителями, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по поставке газа, а также на основании общероссийского классификатора видов экономической деятельности «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2», утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст) (ОКВЭД).

Определение географических границ товарного рынка проведено в соответствии с разделом IV Порядка №220. Согласно п. 4.2 Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации о регионе (Новосибирская область), в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно п. 3.7 Порядка № 220 определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка (п. 6.3 Порядка № 220).

По результатам расчетов, проведенных Новосибирским УФАС России установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» на рынке поставки природного газа за период с 01.01.2020 г. по 30.09.2021 г. на территории Новосибирской области занимает долю более 50%. Доля группы лиц в соответствии с п. 6.4 Порядка № 220 составляет 100%.

Согласно Аналитическому отчету отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России можно сделать вывод о наличии у ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» доминирующего положения на рынке поставки природного газа на территории Новосибирской области в период с 01.01.2020 г. по 30.09.2021 г.

Основным видом деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» является торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами, дополнительным видом деятельности данного общества является торговля газообразным топливом, передаваемым по распределительным сетям.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Под понятием естественной монополии понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Пунктом 34 Правил поставки газа предусмотрено, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 7 Правил №1245, полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с пп. «е» п. 2 и пп. «г» п. 3 Правил №1245 (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.

В силу пп. «е» п. 2 Правил №1245 основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

Пунктом 10 Правил №1245 предусмотрено, что ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным пп. «е» п. 2 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных п. 11 - 13 данных Правил.

В соответствии с п. 11 Правил №1245, потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

В рамках рассмотрения дела №054/01/10-773/2022 было установлено, что со стороны МУП ИР «Центральное» в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» были направлены сведения о количестве необходимого объема газа для обеспечения добросовестных абонентов письмом №312 от 20.05.2021 г. При этом тот факт, что данное письмо не содержало всех необходимых сведений, не свидетельствует об отсутствии добросовестных абонентов.

Согласно п. 13 Правил №1245, в случае непредоставления потребителем данных, указанных в пп. «в» п. 12 данных Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Согласно пп. «в» п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354), исполнитель коммунальной услуги не вправе ограничить или приостановить предоставление услуги по отоплению.

В соответствии с п. 121 Правил №354 не допускается ограничение и приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, который неразрывно связан с правом на жилище, гарантированным ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Право на жилище (и вытекающее из него право на получение коммунальных услуг) является безусловным, что означает обязанность газоснабжающей организации поставлять топливно-энергетические ресурсы на котельные ресурсоснабжающей организации даже при условии, что количество абонентов, исправно оплачивающих коммунальные услуги, равняется одному.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в нарушение права на получение коммунальных услуг добросовестных абонентов ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» полностью прекратило поставку газа ресурсоснабжающей организации МУП ИР «Центральное».

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абзаца первого ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» закреплено, что в тех случаях, когда Федеральный закон  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»), необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Принимая во внимание правовую природу газоснабжения как одной из форм энергоснабжения, обеспечивающую выработку производственных ресурсов (в том числе тепловой энергии), в рассматриваемых обстоятельствах подлежат учету права и законные интересы абонентов-потребителей тепловой энергии и горячего водоснабжения, поставляемых МУП ИР «Центральное».

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в нарушение права на получение коммунальных услуг добросовестными абонентами, как отдельной группой потребителей, ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» полностью прекратило поставку газа ресурсоснабжающей организации МУП ИР «Центральное», что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

При этом в части ограничения поставки газа МУП ЖКХ «Каргатское», Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» поставку газа не ограничивало, ограничение было введено силами МУП ЖКХ «Каргатское» в связи с окончанием отопительного сезона на основании постановления Администрации г. Каргата Новосибирской области от 13.05.2021 № 147 (письмо МУП ЖКХ «Каргатское» № 179 от 31.08.2022 г.).

Оценив в совокупности все имеющиеся доказательства и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела №054/01/10-773/2022, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о доказанности факта полного отключения газоснабжения МУП ИР «Центральное», что привело или могло привести к нарушению прав добросовестных потребителей, не имеющих задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе социально-значимых организаций.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск», занимающего доминирующего положения на рынке поставки природного газа на территории Новосибирской области в период с 01.01.2020 по 30.09.2021, выразившиеся в полном отключении газоснабжения МУП ИР «Центральное», нарушают ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрев документы и информацию, имеющиеся в материалах дел в полном объеме, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» занимающим доминирующее положение на рынке поставки природного газа на территории Новосибирской области в период с 01.01.2020 по 30.09.2021, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке поставки природного газа путем введения полного ограничения подачи (поставки) газа МУП ИР «Центральное» при наличии сведений о добросовестных абонентах.

3. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с осуществлением ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» в настоящее время поставки газа МУП ИР «Центральное».

4. Признать, что иных мер, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, не имеется.


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны