Решение №054/01/18.1-405/2021 жалоба ООО«Трак-Сервис Центр» на действия заказчика АО «Аэро... от 12 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-405/2021

 

12 марта 2021 г.                                                                                                     г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобуОбщества с ограниченной ответственностью «Трак-Сервис Центр»на действия заказчика Акционерного общества «Аэропорт Толмачево» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку шин для аэродромного тягача Schopf - F300 (№ извещения 32109932299 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),

в присутствии: …

в отсутствие: представителя ООО «Трак-Сервис Центр», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу;

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалобаОбщества с ограниченной ответственностью «Трак-Сервис Центр»(вх. № 3080э от 02.03.2021 года) на действия заказчика Акционерного общества «Аэропорт Толмачево» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку шин для аэродромного тягача Schopf - F300 (№ извещения 32109932299 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).

 

Заявитель сообщает следующее.

03.02.2021 г. Заявитель разместил на электронной торговой площадке (далее - ЭТП) вторую часть за- явки на участие в закупке № 01-280-20 (исх.№ 58/21 от 01.02.2021 г.), в рамках участия в Запросе предло­жений в электронной форме на поставку шин для аэродромного тягача Schopf - F300, зарегистрированная за № 32109932299_1_1 ( далее - заявка).

20.02.2021 г. на ЭТП опубликован Протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 01-280-20/2 от 18.02.2021. (далее по тексту - протокол).

Согласно п.8.1. указанного протокола, заявка Заявителя отклонена на основании: пп.1 п.17 Закупочной документации, в связи с непредставлением Участником закупки документов, необходимых для участия в закупке , либо наличие в них или в заявке недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах: Заявка подписана неуполномоченным лицом.

Заявитель считает действия закупочной комиссии необоснованными, нарушающими установленный ст.3 Феде­рального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юриди­ческих лиц» (далее 223-ФЗ) порядок оценки предложений участников закупок и выбора победителя, со­здающими преимущественные условия для других участников закупки ввиду нижеследующего.

Заявка Заявителя подписана Директором по развитию ООО «ТСЦ» <...>. на ос­новании доверенности №26/20 от 31.12.2020 г., выданной <...> ООО «ТСЦ» <...>Согласно указанной доверенности, <...> имеет право первой подписи догово­ров, контрактов, дополнительных соглашений, спецификаций изаявок на сумму, не превышающую 5 000 ООО (Пять миллионов) руб. Указанная доверенность была приложена к заявке, что подтверждается описью документов искриншотом с сайта ЭТП НЭП.

В соответствии с п.1 ст. 185 ГК РФ, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Таким образом, Заявитель надлежащим образом выполнил требования закупочной документации, в связи с чем оснований для не допуска его к дальнейшему участию в запросе предложений не имелось.

В соответствии с п.2 части 1 ст.3 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуют­ся, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Действия закупочной комиссии являются дискриминационными, приводящими к ограниче­нию конкуренции и нарушению принципов закупки товаров, работ и услуг, установленных п/п 2 п.1 ст.3 223-ФЗ.

В случае участия Заявителя в запросе предложений на поставку шин для аэродромного тягача Schopf - F300, он мог стать победителем, поскольку имел предложение по цене существенно ниже, чем участник, признанный победителем.

Закупочной комиссией нарушены требования ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006.N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в соответствии с которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкурен­ции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Также нарушен пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, так как, ограничив ему до­ступ к проводимым торгам, создав другому участнику преимущественное положение, в итоге закупочная комиссия создала для Заявителя препятствия в целом к доступу на рынок услуг.

Согласно ч. 4.2 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации тор­гов, продажи государственного или муниципального имущества.

 

Жалоба ООО «Трак-Сервис Центр»подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

 

Акционерное обществопредставило следующие возражения на жалобу.

Организатором закупки ООО «АЭРОФИНАС» в интересах АО «АэропортТолмачево» была проведена закупочная процедура - запрос предложений вэлектронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого исреднего предпринимательства информация о проведении которого размещена наофициальном сайте Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru, номер извещения № 32109932299. Предметом закупки является: поставка шин для аэродромного тягача Schopf - F300.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Так согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Пунктом 13.2 Закупочной документации предусмотрено, что заявка и документы, входящие в состав заявки, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Участника закупки, имеющего право действовать от имени Участника закупки и полномочия которого подтверждены документами,входящими в состав заявки;

Пунктом 28 Информационной карты предусмотрен перечень документов, представляемых Участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Так пп. 6 п. 28 Информационной карты предусмотрено предоставление документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий на подписание заявки на участие в закупке и договора,приложений к договору от имени Участника закупки - юридического лица / индивидуального предпринимателя: в случае если от имени Участника закупки действует не единоличный исполнительный орган, а иное лицо, заявка на участие в закупке должна включать оригинал доверенности, заверенной подписью и печатью (при наличии печати) Участника закупки и подписанную единоличным исполнительным органом Участника закупки (для юридических лиц)/ индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом, либо заверенную Участником закупки копию такой доверенности, либо иной документ, предусмотренный законодательствомРоссийской Федерации на осуществление действий от имени Участника закупки. Если доверенность выдана в порядке передоверия предоставляется вся цепочка доверенностей, за исключением доверенностей, заверенных нотариусом.

Исходя из приведенного условия Закупочной документации следует, что при подписании заявки на участие в закупке по доверенности, в доверенности должно быть специально оговорено полномочия на подписание заявки с целью минимизации рисков последующего оспаривания заключенной по результатам закупки сделки.

Вместе с тем заявитель в составе второй части заявки предоставил Доверенность от 31.12.2020 № 26/20 уполномочивающего <...>.:«подписывать договоры, контракты, дополнительные соглашения, спецификации и заявки,а также иные приложения к договорам (контрактам) на сумму, не превышающую 5 000 000 (Пять миллионов) руб. 00 коп.»

В соответствии со ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значениесодержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Буквальное толкование полномочий, вытекающих из вышеупомянутой доверенности, привело комиссию к выводу о том, что под заявкой в доверенности понимается не заявка на участие в закупке, а заявка, подаваемая сторонами в рамках заключаемого договора, являющееся приложением к договору.

Согласно п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

При этом, доверенность является документом, который подтверждает наличие у представителя прав действовать от чужого имени, определяет условия и границы реализации этих прав.

Доверенность должна содержать правомерное, конкретное и осуществимое полномочие и предназначена для предъявления третьим лицам, в отношениях с которыми поверенный выступает от имени доверителя.

Таким образом, третьи лица должны иметь возможность убедиться в том, что у поверенного есть необходимые полномочия.

Комиссии Заказчика изучив представленную доверенность приняла решение о не допуске участника закупки по доверенности по причине отсутствия в представленной доверенности у доверенного лица полномочий на подписания заявки на участие в закупке.

Заказчик отмечает, что, подписание заявки на участие в закупке не является тождественным заключению договора.

Конкурентная закупка - это публично-правовая процедура проведения торгов. Между участниками такого аукциона возникают не только гражданско-правовые, но и публичные правоотношения.

Таким образом, подписание заявки на участие в закупке, так и заключение договора по его итогам не тождественно между собой.

Указание в доверенности общей формулировки о подписании заявки, не позволяет определить четкость намерения заявителя на участие в закупочной процедуре. Исходя из контекста доверенности <...>, предоставляется право подписания договоров, контрактов и приложений к ним, в т.ч. заявок. Оснований для расширительного толкования полномочий указанных в доверенности у Заказчика нет.

В доверенности должно быть специально оговорено право представителя по доверенности на подписание заявки на участие в закупке как специальное полномочие, из чего следует, в доверенности не допускается указание общего полномочия или полномочия, которое может содержать двоякое толкование, доверенность должна содержать указание на каждое конкретное полномочие.

Указанные выводы основаны на решениях антимонопольной службы: Решение Ставропольского УФАС России от 15.11.2018 по делу № РЗ-1706-2018, Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 13.06.2018 по жалобе № Т02-186/18, Решение Якутского УФАС России от 18.05.2020 № 014/07/3-1207/2020, Решение Иркутского УФАС России № 104/19, Решение Саратовского УФАС России от 10.02.2021 № 064/07/3-98/2021.

Таким образом, в доверенности от 31.12.2020 № 26/20 на <...> отсутствуют правомочия на подписание заявки на участие в закупке, что не соответствует требованию о специальном праве на подписание заявки в соответствии с условиями подпункта 6 пункта 28 Информационной карты.

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

28.01.2021г.   АО «Аэропорт Толмачево» было опубликовано извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку шин для аэродромного тягача Schopf - F300 (№ извещения 32109932299).

Начальная (максимальная) цена контракта  - 432 000, 00 рублей.

Запрос предложений проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

АО «Аэропорт Толмачево» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона, в частности, является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В соответствии с п. 28 Информационной карты, установлен перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Так согласно пп.6 п. 28 Информационной карты предусмотрено предоставление документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий на подписание заявки на участие в закупке и договора, приложений к договору от имени Участника закупки - юридического лица / индивидуального предпринимателя: в случае если от имени Участника закупки действует не единоличный исполнительный орган, а иное лицо, заявка на участие в закупке должна включать оригинал доверенности, заверенной подписью и печатью (при наличии печати) Участника закупки и подписанную единоличным исполнительным органом Участника закупки (для юридических лиц)/ индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом, либо заверенную Участником закупки копию такой доверенности, либо иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации  на осуществление действий от имени Участника закупки. Если доверенность выдана в порядке передоверия предоставляется вся цепочка доверенностей, за исключением доверенностей, заверенных нотариусом.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечень документов, предоставляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям. Каких- либо требований об установлении в положениях о закупках и (или) в документации о закупке закрытого перечня документов, предоставляемого претендентами, законодательство Российской Федерации не содержит.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений от 16.02.2021г., было подано семь заявок.

В соответствии с пп. 1 п. 17 Закупочной документации, закупочная комиссия обязана отказать Участнику закупки в допуске к участию в закупке, в случае, непредставления Участником закупки документов, необходимых для участия в закупке, либо наличие в них или в заявке недостоверных сведений об Участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах.

Так, согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в запросе предложений от 18.02.2021г., заявка участка № 32109932299_1_1 отклонена на основании, пп.1 п.17 Закупочной документации, в связи с непредставлением Участником закупки документов, необходимых для участия в закупке, либо наличие в них или в заявке недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах: Заявка подписана неуполномоченным лицом.

Согласно предоставленной Доверенности от 32.12.2020 №26/20 во второй части заявки ООО «Трак-Сервис Центр», уполномочивающей <...>: «подписывать договоры, контракты, дополнительные соглашения, спецификации и заявки, а также иные приложения к договорам (контрактам) на сумму, не превышающую 5 000 000 (пять миллионов) руб. 00 коп.».

Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что из буквального толкования доверенности, нельзя сделать точный вывод, что лицо уполномочено подписывать заявку на участие в запросе предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку шин для аэродромного тягача Schopf - F300. Из формулировки доверенности следует, что <...> предоставлено право подписи заявок в рамках приложений к договору (контракту).

Таким образом, заявка ООО «Трак-Сервис Центр» была правомерно отклонена конкурсной комиссиейАО «Аэропорт Толмачево» в связи с несоответствием заявки требованиям, установленным в конкурсной  документации.

Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено нарушений организации и проведения торгов в действиях заказчикаАО «Аэропорт Толмачево».

 

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

 Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Трак-Сервис Центр»на действия заказчика Акционерного общества «Аэропорт Толмачево» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку шин для аэродромного тягача Schopf - F300 (№ извещения 32109932299 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ОАО "Аэропорт Толмачево"
ИНН 5448100208, ОГРН 1025405625024