Решение №054/06/104-33/2023 обращение заказчика – Отдела МВД России по городу Бердску о ... от 25 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/104-33/2023

«25» мая 2023 года                                                                                                           г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии ….

рассмотрев обращение заказчика – Отдела МВД России по городу Бердску о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ТК Оникс» (ИНН 5446018244, КПП 544601001) в связи с признанием участника закупки уклонившимся от заключения контракта на оказание услуг по заправке картриджей для принтеров, ИКЗ № 231544500992054450100100000019511215,

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение заказчика – Отдела МВД России по городу Бердску о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ТК Оникс» (ИНН 5446018244, КПП 544601001) в связи с признанием участника закупки уклонившимся от заключения контракта на оказание услуг по заправке картриджей для принтеров, ИКЗ № 231544500992054450100100000019511215.

Из поступившего обращения Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

12.04.2023 заказчиком в единой информационной системе (далее – ЕИС) на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ» было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0151100012323000001 на оказание услуг по заправке картриджей для принтеров, начальная (максимальная) цена контракта составила 350 063,00 руб.

20.04.2023 в ЕИС размещен протокол подачи ценовых предложений № ЦПА1.

Для участия в электронном аукционе было подано 6 заявок.

 

Идентификационный
номер заявки

Предложения о цене контракта,
ранжированные по мере убывания

Тип цены

Процент
снижения

Дата и время поступления
ценового предложения

Дата и время подачи
заявки

Порядковый номер заявки,
присвоенный оператором

224

6482301.73

повышение

 

20.04.2023 08:26:08

12.04.2023 09:07:58

1

42

6480551.41

повышение

 

20.04.2023 08:25:48

16.04.2023 06:31:13

2

169

11800.00

понижение

96.63 %

20.04.2023 08:25:33

18.04.2023 13:48:11

3

69

24000.00

понижение

93.14 %

20.04.2023 08:21:33

13.04.2023 11:22:32

4

181

44598.95

понижение

87.26 %

20.04.2023 08:16:45

19.04.2023 20:00:52

5

219

304554.81

понижение

13.00 %

20.04.2023 08:02:33

18.04.2023 10:28:07

6

 

21.04.2023 в ЕИС заказчиком размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № ИЭА1, по результатам которого победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки – 224, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее высокую цену контракта 6 482 301,73 руб.

Заказчиком в порядке, предусмотренном ч. 13 ст. 75, ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) были осуществлены действия, направленные на заключение государственного контракта с победителем закупки ООО «КТН Групп», при этом 04.05.2023 заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта № ППУ20_1.

Необходимо отметить, что 20.04.2023 в адрес заказчика от ООО «КТН Групп» поступила информация о техническом сбое на электронной площадке, заключавшемся в несоответствии размера ставки за право заключения государственного контракта поданной ООО «КТН Групп». ООО «КТН Групп» пояснило, что не делало ставки в размере 6 482 301,73 руб.

Аналогичное обращение поступило в адрес заказчика от участника закупки ООО «ТК Оникс». ООО «ТК Оникс» пояснило, что по причине технического сбоя на электронной площадке размер ставки обществом не устанавливался.

Отделом МВД России по городу Бердску для разрешения данной ситуации было направлено обращение о проведении проверки на действие электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ».

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком осуществлены действия, направленные на заключение контракта с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер – ООО «ТК Оникс».

При этом, ООО «ТК Оникс» в соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 18.05.2023 № ППУ20_2 был признан уклонившимся от заключения контракта.

ООО «ТК Оникс» на запрос Новосибирского УФАС России о причинах уклонения от заключения государственного контракта сообщило следующее.

ООО «ТК Оникс» подавало заявку на участие в аукционе № 0151100012323000001 по закупке Отдела МВД России по г. Бердску - услуги по заправке картриджей для принтеров, путем направления извещения через электронную площадку АО «Сбербанк-АСТ», согласившись с условиями контракта.

20.04.2023 в 10-00 по Новосибирскому времени (+4:00 часа к Москве) произошло подведение итогов работы по подготовке аукциона и сформирован список участников электронного аукциона, в который также вошло и ООО «ТК Оникс».

В 12-00 по Новосибирскому времени начался сам аукцион на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ», где ООО «ТК Оникс» принимало участие с правом по очереди сделать шаг аукциона.

С момента начала торгов первый участник успел сделать ставку, однако после первого шага аукциона, произошел технический сбой на самой электронной площадке вследствие чего были заблокированы доступы к участию в аукционе, цифры начали меняться в сторону понижения в произвольном порядке, после чего площадка начала проводить аукцион и ставить ставки за участников самостоятельно, занизив цену контракта в отрицательную сумму - 11 480 551,41 рубль (скриншот экрана в данный момент прилагается), после чего самостоятельно завершила аукцион.

О произошедшей ситуации менеджером ООО «ТК Оникс» сразу же было сообщено:

-           заказчику по телефону, письмом от 20.04.2023 № 20/04;

-           в техническую поддержку электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ».

В дальнейшем, как стало известно, победитель аукциона, как и второй по очереди участник, от подписания контракта отказались, и поэтому проект контракта был заказчиком для согласования и последующего подписания направлен ООО ТК «Оникс».

Обществом был сформирован протокол разногласий и размещен в ЕИС для заказчика (с описанием произошедшей ситуации и в котором сообщалось, что, в случае, если очередность подписания контракта дойдет до ООО ТК «Оникс», то участник аукциона не готов подписать контракт на сложившихся по итогам завершения аукциона условиях (по цене контракта в отрицательную сумму – 11 480 551,41 рубль), т.к. они были выбраны самой электронной площадкой из-за произошедшего технического сбоя), где дополнительно было пояснено, что ООО ТК «Оникс» является коммерческой организацией, где главной целью деятельности является получение прибыли, поэтому никак не могло настолько снизить цену контракта, чтобы опустить ее до десятикратного отрицательного значения.

Таким образом, ООО ТК «Оникс» считает, что не уклонялось от подписания контракта, просило сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с ч. 1 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В соответствии с ч. 10 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 г. № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила № 1078).

В силу пп. «а» п. 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пп. «б» п. 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» п. 13 Правил № 1078, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п. 14 и п. 15 Правил № 1078, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с п. 14 Правил № 1078 в случае, если участником закупки, в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, уклонившимся от заключения контракта, осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Вместе с тем, основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или отказ от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона № 44-ФЗ.

Исходя из смысла ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.

Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.

Таким образом, при включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Верховный Суд РФ в п 41 Обзора Президиума Верховного Суда РФ от 28.06.2017 «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пришел к выводу, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Новосибирского УФАС России, по факту уклонения участника закупки от заключения контракта отмечает следующее.

12.04.2023 заказчиком в единой информационной системе (далее – ЕИС) на электронной площадке «Сбербанк-АСТ» было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0151100012323000001 на оказание услуг по заправке картриджей для принтеров.

Начальная максимальная цена контракта – 350 063,00 руб.

20.04.2023 заказчикам размещен протокол подачи ценовых предложений № ЦПА1. Для участия в электронном аукционе было подано 6 заявок.

21.04.2023 в ЕИС заказчиком размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № ИЭА1, по результатам которого победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки – 224, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее высокую цену контракта 6 482 301,73 руб.

Заказчиком в порядке, предусмотренном ч. 13 ст. 75, ст. 51 Федерального закона № 44-ФЗ были осуществлены действия, направленные на заключение государственного контракта с победителем закупки ООО «КТН Групп», при этом 04.05.2023 заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта № ППУ20_1.

Необходимо отметить, что 20.04.2023 в адрес заказчика от ООО «КТН Групп» поступила информация о техническом сбое на электронной площадке, заключавшемся в несоответствии размера ставки за право заключения государственного контракта поданной ООО «КТН Групп». ООО «КТН Групп» пояснило, что не делало ставки в размере 6 482 301,73 руб.

Аналогичное обращение поступило в адрес заказчика от участника закупки ООО «ТК Оникс». ООО «ТК Оникс» пояснило, что по причине технического сбоя на электронной площадке размер ставки обществом не устанавливался.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком осуществлены действия, направленные на заключение контракта с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер – ООО «ТК Оникс».

При этом, ООО «ТК Оникс» в соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 18.05.2023 № ППУ20_2 был признан уклонившимся от заключения контракта.

Отделом МВД России по городу Бердску для разрешения данной ситуации было направлено обращение в контрольный орган о проведении проверки на действие электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ».

Согласно решению ФАС России от 03.05.2023 № 23/44/99/31 установлено, что процедура подачи ценовых предложений проведена в соответствии с пп. «в» п. 9 ч. 3 ст. 49 Федерального закона № 44-ФЗ, кроме того, программно-аппаратный комплекс оператора электронной площадки работал в штатном режиме, без сбоев.

Также, согласно сведениям государственной информационной системы «Независимый регистратор», предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, 20.04.2023 в период подачи ценовых предложений сбоев на сайте оператора электронной площадки не зафиксировано.

Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России из представленных информации и документов установлено, что ООО «ТК Оникс» не имело намерений (умысла) уклониться от заключения контракта, так как предпринимало действия для урегулирования возникшей ситуации, более того, однозначных доказательств, свидетельствующих о намеренном поведении ООО «ТК Оникс», направленном на уклонение от заключения контракта у Комиссии Новосибирского УФАС России не имеется.

Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ст. 15.1 Федерального закона № 275-ФЗ, ч. 10 ст. 99, ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. № 1078,

 

РЕШИЛА:

В удовлетворении обращения Отдела МВД России по городу Бердску о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ТК Оникс» (ИНН 5446018244, КПП 544601001) в связи с признанием участника закупки уклонившимся от заключения контракта на оказание услуг по заправке картриджей для принтеров, ИКЗ № 231544500992054450100100000019511215 отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны