Решение №054/06/33-1969/2020 жалоба ООО «Швабе-Сибирь» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «... от 9 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1969/2020

 

09 октября 2020 года                                                                                                        г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Швабе-Сибирь» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» при проведении электронного аукциона № 0351200000720000985 на поставку стола для новорожденных с подогревом (инкубатор для новорожденных открытого типа), начальная (максимальная) цена контракта 2 865 000 руб. 00 коп.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Швабе-Сибирь» с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» при проведении электронного аукциона № 0351200000720000985 на поставку стола для новорожденных с подогревом (инкубатор для новорожденных открытого типа).

Суть жалобы ООО «Швабе-Сибирь» заключается в следующем.

В описании объекта закупки установлены требования к техническим характеристикам товара, которым по совокупности параметров соответствует только одна модель конкретного производителя – стол для новорожденных с подогревом (инкубатор для новорожденных открытого типа) Drager Babytherm 8004 производства фирмы Drager (Германия), что приводит к ограничению количества участников закупки и является нарушением п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Так, описание объекта закупки содержит, в том числе, следующие требования к характеристикам оборудования: наличие двух двойных стенок, сохранение фокуса теплового излучателя и осветительных ламп на ложе пациента при отведении обогревателя в сторону, наличие инфракрасного обогревателя, включающего два керамических излучателя, расположенных на головном и ножном концах обогревателя и пр.

Основные показатели инкубаторов для новорожденных регламентирует ГОСТ Р МЭК 60601-2-19-2011 «Изделия медицинские электрические. Часть 2-19. Частные требования безопасности с учетом основных функциональных характеристик к инкубаторам для новорожденных», в содержании которого установлены технические требования, предъявляемые к данным изделиям. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, то в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При этом, обоснование необходимости установления требований к вышеуказанным показателям в документации об электронном аукционе отсутствует.

Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, излишне требуемый функционал для данного типа изделия влечет за собой ограничение количества участников закупки.

На основании вышеизложенного, ООО «Швабе-Сибирь» считает, что заказчиком нарушены положения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» в возражениях на жалобу ООО «Швабе-Сибирь» сообщило следующее.

Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических, функциональных и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, а также иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Кроме того, при формировании объекта закупки заказчик обязан руководствоваться требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Из п.4 Правил следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. «б» - «и» п.10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Учитывая, что код КТРУ 32.50.50.190-00000360 не содержит описание медицинского изделия, заказчик самостоятельно сформировал описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При этом, обоснование необходимости установления указанных в описании объекта закупки характеристик, по мнению заказчика, не требуется.

Ссылка ООО «Швабе-Сибирь» на то, что заказчик при формировании описания объекта закупки нарушил требования национальных стандартов, не соответствует действительности.

ГОСТ Р МЭК 60601-2-19-2011 «Изделия медицинские электрические. Часть 2-19. Частные требования безопасности с учетом основных функциональных характеристик к инкубаторам для новорожденных» не регламентирует правила составления описания объекта закупок. Данный ГОСТ является частным стандартом и описывает минимальные требования к безопасности, которые обеспечивают целесообразную степень безопасности при эксплуатации инкубаторов для новорожденных.

В настоящий момент в Российской Федерации отсутствуют стандарты (технические требования), описывающие правила составления технического задания (описания объекта закупки), на столы реанимационные для новорожденных и инкубаторы для новорожденных.

Объектом закупки является поставка высокотехнологичного медицинского оборудования, предназначенного для оснащения перинатального центра Новосибирской области, где предполагается самый высокий уровень оказания помощи беременным и новорожденным группы высокого риска по материнской и младенческой смертности.

Заказчик в своих возражениях не оспорил потребность учреждения в оборудовании места реанимационного для новорожденных Babytherm с принадлежностями (вариант исполнения «Babytherm 8004/8010» производства «Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА»). При этом, заказчик считает, что законодательством о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся для заказчика значимыми.

Так, две двойные стенки необходимы для обеспечения безопасности новорожденного пациента при проведении необходимых манипуляций медицинского персонала. При открытии первых стенок в случае манипуляций вторые стенки предотвращают смещение пациента на ложе и его возможное падение.

Новорожденные в критическом состоянии с первых минут жизни требуют выполнения целого ряда манипуляций (в частности, оперативных вмешательств, выполняемых в палате интенсивной терапии), при проведении которых обязательно должен сохраняться тепловой комфорт как для пациента, так и для персонала, непосредственно выполняющего манипуляции. Сохранение фокуса теплового излучателя и осветительных ламп на ложе пациента при отведении обогревателя в сторону необходимо для обеспечения обогрева пациента при проведении лечебных (санация, перевязка, оперативное пособие) и диагностических манипуляций (рентгенодиагностика), а также для предотвращения перегрева лечебного персонала, проводящего манипуляции. Кроме того, отведение в сторону источника тепла с сохранением тепла на ложе пациента предотвращает образование «тени» от персонала на ложе пациента.

Два излучателя, расположенные на головном и ножном концах обогревателя, способствуют более равномерному распределению тепла по ложу пациента, предотвращая развитие у новорожденного гипотермии.

Уникальность оборудования Дрегерверк подтверждается заключением экспертизы Новосибирской торгово-промышленной палаты от 06.08.2020 № 016-10-00301, где при сравнении шести моделей медицинского оборудования установлено, что только реанимационное место Babytherm 8004/8010 обладает совокупностью требуемых заказчику функций.

Кроме того, законодательством Российской Федерации в сфере закупок не установлено требование о расширении конкуренции до всех без исключения потенциальных участников закупки, если следствием данного расширения станет вероятность получения товара, не соответствующего потребностям медицинского учреждения.

По результатам мониторинга рынка заказчику представлены коммерческие предложения от поставщиков на продукцию с запрашиваемыми характеристиками. Согласно данным коммерческим предложениям поставить необходимый заказчику товар готовы ООО «Хайнеманн Медицинтехник», ООО «Авантамед», ООО «Дрегер».

Учитывая, что предметом закупки является поставка товара, а не его производство, заниматься реализацией товара вправе любое лицо, осуществляющее данный вид деятельности.

Кроме того, по мнению ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница», указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы лечебному учреждению, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (данная позиция отражена в постановлении Президиума ВАС от 28.12.2010 № 11017/10, а также в обзоре судебной практики применения законодательства о контрактной системе, утвержденной Президиумом ВС РФ от 28.06.2017).

Принимая во внимание вышеизложенное, ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» считает, что описание объекта закупки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не ограничивает количество участников закупки.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В части установления заказчиком в описании объекта закупки требований, не предусмотренных ГОСТ, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

ГОСТ Р МЭК 60601-2-19-2011 «Изделия медицинские электрические. Часть 2-19. Частные требования безопасности с учетом основных функциональных характеристик к инкубаторам для новорожденных» определяет требования безопасности к инкубаторам для новорожденных, а также устанавливает частные требования безопасности, которые минимизируют риск опасности для пациента и оператора и устанавливают испытания, которые позволяют проверить соответствие требованиям.

Кроме того, в Российской Федерации отсутствуют стандарты, регламентирующие требования к техническим характеристикам необходимого к поставке по данной закупке оборудования. Следовательно, заказчик вправе формировать описание объекта закупки в соответствии со своими потребностями с учетом положений Закона о контрактной системе.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Описание объекта закупки содержит, в том числе, следующие требования к поставляемому товару: наличие двух двойных стенок, сохранение фокуса теплового излучателя и осветительных ламп на ложе пациента при отведении обогревателя в сторону, наличие инфракрасного обогревателя, включающего два керамических излучателя, расположенных на головном и ножном концах обогревателя.

На заседании Комиссии представители заказчика заявили, что ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» действительно требуется именно инкубатор для новорожденных открытого типа Дрегерверк «Babytherm 8004/8010», однако на рынке имеются различные компании, готовые поставить данный товар, таким образом, по мнению заказчика, требования, установленные в описании объекта закупки, не ограничивают количество участников закупки.

Изучив представленные заказчиком коммерческие предложения, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в соответствии с требованиями, установленными заказчиком в описании объекта закупки, тремя обществами (ООО «Хайнеманн Медицинтехник», ООО «Авантамед», ООО «Дрегер») был предложен один и тот же товар – инкубатор для новорожденных открытого типа Дрегерверк «Babytherm 8004/8010».

При этом, документацией об электронном аукционе установлено ограничение в части допуска к участию в закупке только субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что ООО «Хайнеманн Медицинтехник» и ООО «Дрегер» не являются субъектами малого предпринимательства, следовательно, не вправе принимать участие в данном электронном аукционе.

Таким образом, поставить товар, необходимый заказчику (исходя из представленных коммерческих предложений), может только ООО «Авантамед», которое и является единственным участником данной закупки.

Кроме того, изучив представленное заказчиком заключение эксперта союза «Новосибирская торгово-промышленная палата» № 016-101-00301 от 06.08.2020, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Экспертом было проведено сравнение характеристик следующего оборудования: система реанимационная открытая Atom Infa Warmer I, открытое реанимационное место Drager Babytherm 8004/8010, система реанимационная открытая для ухода за новорожденными AMPLA 2085, реанимационный комплекс IW 900 IW930/980 CosyCot, комплекс реанимационный открытый Giraffe and Panda Warmer, стол неонатальный SNO UOMZ.

Задачей указанной экспертизы являлся сравнительный анализ открытых реанимационных систем для выхаживания новорожденных с целью выявления аппаратов с совокупным наличием определенных функций с использованием открытой информации, размещенной в сети Интернет.

При этом, перечень данных функций содержал только одну характеристику из оспариваемых ООО «Швабе-Сибирь» в своей жалобе, а именно, возможность отведения верхнего источника в сторону с сохранением фокуса теплоизлучателя на ребенке (данной функцией оснащены Atom Infa Warmer I и Drager Babytherm 8004/8010).

Данная экспертиза была проведена по заказу ООО «Авантамед», которое является поставщиком оборудования «Babytherm 8004/8010» производства «Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА», в связи с чем анализ характеристик оборудования основывался на сравнении показателей отдельных представленных моделей оборудования (Atom Infa Warmer I, AMPLA 2085, IW 900 IW930/980 CosyCot, Giraffe and Panda Warmer, SNO UOMZ) с показателями оборудования «Babytherm 8004/8010» производства «Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА».

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заключение № 016-101-00301 не является подтверждением уникальности инкубатора для новорожденных открытого типа «Babytherm 8004/8010» производства «Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА», так как данное заключение эксперта основано на сравнительной таблице характеристик оборудования, сведения о которых носят исключительно информационный характер. Комиссия Новосибирского УФАС России также установила, что экспертом был проведен сравнительный анализ только части технических характеристик части оборудования, что не позволяет сделать вывод об объективном и всестороннем исследовании всех представленных на рынке моделей оборудования, а также не позволяет утверждать об уникальности оборудования Drager.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что перечню требований к характеристикам товара, установленных в описании объекта закупки, соответствует оборудование единственного производителя, что также подтверждается результатами электронного аукциона. Таким образом, заказчиком нарушены положения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Швабе-Сибирь» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» при проведении электронного аукциона № 0351200000720000985 на поставку стола для новорожденных с подогревом (инкубатор для новорожденных открытого типа) обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны