Решение №054/01/18.1-1457/2023 жалоба ООО «Альфа-ЖАТ» на действия организатора торгов ОАО «... от 26 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-1457/2023

 

26 июля 2023 года                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

….

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альфа-ЖАТ» (далее – ООО «Альфа-ЖАТ», Заявитель, вх. № 12405-ЭП/23 от 10.07.2023 г.) на действия организатора торгов открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки оборудования СЦБ и связи (номер извещения на сайте https://company.rzd.ru/ – 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 от 29.06.2023 г., Лот № 1),

в присутствии …

УСТАНОВИЛА:

                  

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Альфа-ЖАТ» (вх. № 12405-ЭП/23 от 10.07.2023 г.) на действия организатора торгов ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки оборудования СЦБ и связи (номер извещения на сайте https://company.rzd.ru/ – 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 от 29.06.2023 г., Лот № 1).

Заявитель сообщает следующее.

29.06.2023 года Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (Западно-Сибирская железная дорога - филиал ОАО «РЖД», далее – «Заказчик») на торговой площадке «РТС-тендер» (ООО «РТС-тендер») было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки оборудования СЦБ и связи.

Адрес страницы закупки в сети «Интернет»: https://rzd.rts-tender.ru/TenderInterests/LogViewAndRedirect?tenderId=15455286&tenderStatus=RTS_Notification

Проведение указанной закупки осуществляется в соответствии с требованиями и процедурами, установленными Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – «Закон № 223-ФЗ»).

ООО «Альфа-ЖАТ» (далее – «Заявитель») является субъектом малого предпринимательства (малое предприятие) и осуществляет экономическую деятельность по торговле оптовой прочими машинами и оборудованием (код по ОКВЭД 46.69), в том числе имеет опыт по осуществлению поставок оборудования рамках проведения закупок в соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ.

Желая принять участие в указанной закупочной процедуре,   ООО «Альфа-ЖАТ» были выявлены существенные нарушения действующего законодательства при формировании и размещении закупочной документации, которые ограничивают возможность подачи заявки Заявителем, а также существенным образом ограничивают возможность участия в закупочной процедуре широкому кругу лиц.

В соответствии со ст. 6 Закона № 223-ФЗ контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Такой порядок установлен ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закон о защите конкуренции»).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьёй, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок подачи заявок в обжалуемой закупочной процедуре установлен до 07 часов 00 минут «31» августа 2023 года, таким образом, до указанного времени жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым заинтересованным лицом.

По мнению Заявителя, Заказчиком в техническом задании требования к части закупаемых товаров сформулированы таким образом, что им соответствует продукция единственного производителя, что является нарушением законодательства о закупочной деятельности.

В закупочной документации Заказчиком заявлены к закупке, в том числе, следующие товары:

№ пп

Наименование товара

Марка, чертёж

Типоразмер

Ед. изм.

Кол-во

Начальная (максимальная) цена за ед., руб., с НДС

3

СИСТЕМА СВЕТОДИОДНАЯ СВЕТООПТИЧЕСКАЯ КАРЛИКОВОГО СВЕТОФОРА

СССК.160.00.00-01

160 15ВТ IР54 210Х114,5 ЖЕЛТЫЙ

ШТ

2

120 003,14

4

СИСТЕМА СВЕТОДИОДНАЯ СВЕТООПТИЧЕСКАЯ КАРЛИКОВОГО СВЕТОФОРА

СССК.160.00.00-02

160 15ВТ IР54 210Х114,5 ЗЕЛЕНЫЙ

ШТ

1

60 001,57

Общая начальная максимальная стоимость указанных Товаров составляет несущественную часть от общей стоимости товаров, подлежащих поставке, и равняется:

120 003,14 руб. + 60 001,57 руб. = 180 004,71 руб. (с НДС), т.е. всего 7,6% от общей начальной максимальной стоимости всех указанных в закупке товаров.

При этом товары, соответствующие данным характеристикам, выпускаются единственным производителем - АО НПО «РоСАТ», что подтверждается распечаткой с Интернет-сайта данного производителя.

Конструкторская документация СССК 160-1, в соответствии с которой должны быть выпущены подлежащие поставке товары, в свободном доступе отсутствует, держателем данной технической документации является исключительно АО НПО «РоСАТ».

Пунктом 2 Технического задания Заказчик прямо установил запрет возможности замены указанного товара, указанного в техническом задании, на эквивалентный.

Указанные требования Заказчика являются необоснованными и технически несостоятельными, искусственным образом ограничивающими конкуренцию, что подтверждается следующим.

Помимо светодиодных светооптических систем СССК-160-1, выпускаемых АО НПО «РоСАТ», на товарном рынке имеются иные аналогичные товары других производителей.

Так, например, АО «Транс-Сигнал» является разработчиком и изготовителем изделия «Система светооптическая светодиодная карликового железнодорожного светофора НКМР.676636.085 ТУ», которое является полностью совместимым и взаимозаменяемым со всеми светофорами, находящимися в эксплуатации на железной дороге, в том числе со светофорами производства АО «НПО «РоСАТ».

Указанный факт подтверждается соответствующим письмом АО «Транс-Сигнал» от 04.07.2023 года (Приложение № 5).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 223, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учётом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223 при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание указанных характеристик предмета закупки.

Таким образом, указанные требования были нарушены Заказчиком.

Согласно п.п. 3-4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В нарушение указанных требований Заказчиком при проведении закупки № 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 были искусственным образом созданы условия, влекущие за собой необоснованный недопуск для участия в данной закупочной процедуре товара, выпускаемого любыми производителями, кроме АО НПП «РоСАТ».

Согласно последовательно отстаиваемой позиции ФАС России и территориальных подразделений ФАС России, в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнёрские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.

Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования, установленного на объекте Заказчика, с оборудованием иных производителей, а также определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также, в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке, и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары, в противном случае, пренебрежение указанными действиями указывает на избыточность потребительских свойств товара, что не допустимо ст. 19 Закона о контрактной системе.

Применительно к обстоятельствам обжалуемой закупки Заказчиком нарушены оба указанных требования, а именно:

1) Заказчиком не доказано наличие обстоятельств, препятствующих возможности использования товаров-эквивалентов, представленных на товарном рынке, совместимость и взаимозаменяемость которых с указанными в закупочной документации товарами подтверждена Заявителем;

2) Заказчиком в один лот объединены функционально не связанные между собой «монопольные» и «немонопольные» товары.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии признаков необоснованного ограничения конкуренции в нарушение требований действующего законодательства.

В результате действий Заказчика Заявитель оказался необоснованно лишён возможности  принять участие в данной закупочной процедуре ввиду отсутствия у Заявителя возможности поставки светодиодных систем СССК-160-1, выпускаемых АО НПО «РоСАТ», прямого запрета на поставку светодиодных систем-эквивалентов, выпускаемых иными производителями, а также вследствие этого оказался лишён возможности поставки оставшихся 36 товарных позиций, чья общая стоимость составляет 92,4% об общей начальной максимальной стоимости подлежащих поставке товаров в рамках указанной закупочной процедуры.

Согласно ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В силу ч.ч. 18-19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 17, 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст.ст. 3, 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Заявитель просит:

1. Признать незаконными действия ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки оборудования СЦБ и связи.

2. Принять меры по устранению нарушений действующего законодательства при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки оборудования СЦБ и связи, в том числе, путём выдачи предписания об устранении нарушений.

3. Приостановить проведение открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки оборудования СЦБ и связи, до момента рассмотрения жалобы по существу и вынесения мотивированного решения;

4. Запретить Заказчику - ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) и его структурным подразделениям заключать договор по итогам проведения открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки оборудования СЦБ и связи, до момента рассмотрения жалобы по существу и вынесения мотивированного решения;

5. Привлечь виновных лиц к предусмотренной действующим законодательством ответственности.

ОАО «РЖД» представило следующие возражения на доводы жалобы.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, непосредственно сам Закон о закупках, а также Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденное советом директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 г., введенное в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 12.07.2018 г. № 1481р (далее – Положение о закупке ОАО «РЖД»), а также соответствующая Аукционная документация.

При этом, Положение о закупке ОАО «РЖД» является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения.

При организации и проведении Аукциона Заказчик руководствовался Законом о закупках, Положением о закупке ОАО «РЖД», а также соответствующей Аукционной документацией.

Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе Заявителя, необоснованными по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о |закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Целями Закона о закупках, согласно пункту 1 статьи 1 Закона, является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках). Учитывая потребности структурного филиала Западно-Сибирской железной дороги, на основании заявки технологически и функционально связанных между собой товаров, Заказчиком сформирован и размещен аукцион, соответствующий целевому и экономически эффективному расходованию денежных средств.

Частью 1 аукционной документации предусмотрены условия проведении Аукциона, содержащихся в Техническом задании (приложение № 1.1.) (далее - Техническое задание).

1

Наименование

Единица

измерения

Технические и функциональные характеристики товара

Марка, чертеж

Типо-размер

СИСТЕМА СВЕТОДИОДНАЯ СВЕТООПТИЧЕСКАЯ КАРЛИКОВОГО СВЕТОФОРА

ШТ

СССК.160.00.00-01

160 15BT IP54 210X114,5 ЖЕЛТЫЙ

СИСТЕМА СВЕТОДИОДНАЯ СВЕТООПТИЧЕСКАЯ КАРЛИКОВОГО СВЕТОФОРА

ШТ

СССК. 160.00.00-02

160 15BT IP54 210X114,5 ЗЕЛЕНЫЙ

 

Техническое задание Заказчик формирует на основании заявок предприятий ОАО «РЖД». Указанная в Техническом задании продукция постоянно используется для содержания и технического обслуживания объектов инфраструктуры железной дороги и технических средств, а также обеспечивает необходимую бесперебойность и надежность работы объектов железнодорожного транспорта.

На основании заявки службы автоматики и телемеханики - структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры Заказчиком проводится аукцион в соответствии с указанной в ней (в заявке) номенклатурой, техническими характеристиками (заявка прилагается). Заказчиком заявлена, в том числе, СИСТЕМА СВЕТОДИОДНАЯ СВЕТООПТИЧЕСКАЯ КАРЛИКОВОГО СВЕТОФОРА с характеристиками типо-размера: 160 15ВТ IP54 210X114,5.

Системы светодиодные светооптические карликового светофора необходимы к поставке в связи с заменой имеющихся, ранее установленных для Обской дистанции сигнализации, централизации и блокировки. Установка систем с иными размерами нарушает единообразие использования светофорных комплексов, ведет к увеличению времени обслуживания систем эксплуатации, увеличивает вероятность нарушения безопасности движения поездов. Характеристики необходимого к поставке Товара, в том числе размеры товара являются объективной потребностью Заказчика, обусловленной спецификой, осуществляемой им деятельности и не могут быть рассмотрены, как фактор ограничивающий конкуренцию, так как невозможность предоставления товара, соответствующего потребности Заказчика (с необходимыми ему техническими характеристиками), не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.

Указание Заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников Закупки, так как Заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупочной процедуры в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар.

Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Законом о закупках не предусмотрены ограничения по включению в документацию аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. Соответствие установленным требованиям товара только одного производителя не является безусловным основанием, свидетельствующим об ограничении конкуренции среди участников аукциона. В свою очередь Закон о закупках не предусматривает обязанности заказчика при определении требований к объекту закупки руководствоваться количеством производителей/изготовителей такого товара.

Заявитель, в обоснование своих требований указывает изделие АО «Транс- Сигнал» «Система светооптическая светодиодная карликового железнодорожного светофора НКМР.676636.85 ТУ» как соответствующее требованиям закупки. В общем доступе в системе Интернет на официальном сайте АО «Транс-Сигнал» (https://trans-signal.m/catalog/sistemv-svetofornye-svetoopticheskie-svetodiodnve/sistema-svetoopticheskava-svetodiodnava-karlikovogo- zheleznodorozhnogo-svetofora-nkmr-676636-085-tu/) находится техническая и эксплуатационная документация на заявленное изделие, технические характеристики размеров не соответствуют техническому заданию аукциона (копия с сайта чертежа АО «Транс-Сигнал» - прилагается). Приложенным в обоснование жалобы Заявителем письмом АО «Транс-Сигнал» информирует об идентичности производимых систем светооптических с изделиями АО «НПО «РоСАТ» без указания конкретного изделия и его технических характеристик, что не может являться достаточным доказательством соответствия изделий.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Ограничением конкуренции может быть признано не любое ограничение круга потенциальных участников путем установления определенных требований к участникам, а лишь незаконное ограничение круга потенциальных участников закупки путем установления требований, не соответствующих положениям Закона о закупках. В данном случае отсутствует направленность действий ОАО «РЖД» на ограничение конкуренции.

Данная позиция подтверждается решениями антимонопольных органов: по делу № 368/2011-3/2, по делу № 077/07/00-3791/2020, по делу № 023/07/3-5905/2021, по делу № 077/07/00-11797/2019.

Документация о закупке не ограничивает конкуренцию, так как не содержит условия для участника личного изготовления продукции, выполнения услуг, а также наличия продукции у участника закупки на момент проведения аукциона. Участник закупки для поставки товаров имеет возможность привлечь субисполнителей, а также имеет возможность коллективного участия по договору товарищества, что создает условия для обеспечения широкого круга участников закупки.

Отсутствие у того или иного хозяйствующего субъекта необходимой для участия возможности поставки товаров само по себе не является доказательством, подтверждающим, что объединение заказчиком необходимого товара в один лот приводит к ограничению конкуренции.

Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупке, действия каждого из них влияют на результат закупки, победителем которой определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Заявитель, осуществляющий оптовую торговлю прочими машинами и оборудованием, не являющийся производителем какого-либо товара, в том числе в части заявленного в аукционе), безосновательно указывает на уникальность товара и ограничение количества участников закупки в связи с необходимостью наличия партнерских отношений и/или договоров о сотрудничестве с производителем товара.

В соответствии с аукционом, предметом закупки является оборудование СЦБ и связи. Указанные в техническом задании товары не являются уникальными, «монопольными», «немонопольными» и применяются для содержания и технического обслуживания объектов инфраструктуры железной дороги и технических средств, используемых в текущей производственно-хозяйственной деятельности на всей сети железных дорог. Доказательством отсутствия ограничения конкуренции является наличие договорных отношений на сети дорог с разными контрагентами (4 поставщика), являющимися участниками закупок 2022-2023 гг. на право заключения договора поставки оборудования СЦБ и связи, в том числе СИСТЕМ СВЕТОДИОДНЫХ СВЕТООПТИЧЕСКИХ КАРЛИКОВОГО СВЕТОФОРА с характеристиками типо-размера: 160 15ВТ IP54 210X114,5.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Торговая деятельность (также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Под оптовой торговлей понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Наличие партнерских отношений, договоров о сотрудничестве, или иных подтверждающих связь с производителем данных не требуется для участия в закупке (не предусмотрены условиями аукциона). Любой субъект, осуществляющий на законных основаниях предпринимательскую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров имеет возможность, принять участие в закупке. Так же в документации к Аукциону отсутствуют требования к участникам о наличие опыта таких поставок, а также связей с производителями и предоставлении сертификатов на продукцию на момент подачи заявки. Все это говорит об отсутствии в аукционе ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании вышеизложенного, при желании участия в аукционе на право заключения договора поставки оборудования СЦБ и связи субъект предпринимательства, в том числе Заявитель, не ограничен правом заключения договоров (совершения сделок) с изготовителям/производителям товаров, предложенных к закупке. Закупаемые товары являются свободными в обращении на рынке, не являются уникальными, ограниченными в обороте, не требующими специальных условий и сроков хранения. Таким образом, ссылка Заявителя о лишении возможности принятия участия в данной процедуре необоснованна.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 года № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Таким образом, законодатель наделил Заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к участникам, к составу их заявок, критерии и порядок оценки заявок, перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям. При этом именно потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Продукция, заявленная к поставке по открытому аукциону в электронной форме на право заключения договора поставки оборудования СЦБ и связи № 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23, носит особый, стратегический характер, поскольку направлена на обеспечение железнодорожных перевозок, безопасности деятельности ОАО «РЖД» и как следствие Российской Федерации. Необходимость поставки заявленной номенклатуры, соответствующей техническим требованиям (параметрам) товаров служит гарантией безопасности пассажиров железнодорожного транспорта, обеспечения бесперебойного осуществления Заказчиком своей производственно-хозяйственной деятельности и перевозочного процесса как пассажиров, так и грузов. Во избежание выхода из строя аппаратуры, устройств диспетчерской централизации, диспетчерского контроля и автоматической локомотивной сигнализации, нарушения их эксплуатационных характеристик, влияющих на безопасность движения, требуется к поставке товар с указанными в аукционе параметрами.

Системы светодиодные светооптических карликовых светофоров (далее - СССК) предназначены для установки в головки карликовых железнодорожных светофоров, управляющих движением и обеспечивающих безопасность движения поездов, и обеспечивают подачу красных, желтых, зеленых, лунно-белых и синих сигналов. В настоящее время на карликовых светофорах обской дистанции сигнализации, централизации и блокировки - структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры установлены системы СССК.160.00.00. (желтые - 2 шт, зеленый, красный и лунно-белый цвета). На данном объекте требуют замены комплектов желтого и зеленого сигнала на светофоре.

В связи со сложностью выполнения работ на объектах железнодорожного транспорта, замена СССК технологически обусловлена взаимодействием всей структуры территориальных подразделений железной дороги. Время начала работы и ее продолжительность согласовывается с дежурным по станции (ДСП).

При согласовании с ДСП продолжительности работ предусматривается время на проверку работоспособности светофора. Замена линзового комплекта светофора производится с выключением (прекращением действия) светофора, что в свою очередь требует детального и точного времени «технологических окон» выполнения работ (корректируется график движения поездов (пассажирских, грузовых, пригородного сообщения) на всем полигоне Западно-Сибирской железной дороги). Выключение светофора производится по согласованию с диспетчером дистанции СЦБ (ИЧ) и получением у него разрешения на выключение светофора. Работа выполняется не менее чем двумя работниками, осуществляющими взаимоконтроль и наблюдение за перемещением подвижных единиц, предупреждающими друг друга о приближении подвижного состава. Все работы на светофоре во время движения поездов по пути, к которому относится светофор, прекращаются. В целях минимизации трудовых затрат, связанных с обслуживание систем светофорного комплекса, недопущения нарушения графика и безопасности движения поездов, выполнения государственного заказа, в том числе перевозок грузов особого назначения требуется закупка товаров, обеспечивающих единство их применения, замены комплектов уже имеющихся в пользовании СССК в соответствии с техническими требованиями аукционной документации.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).

В связи с подачей жалоб приостановлена процедура закупки и обеспечение продукцией предприятий железнодорожного транспорта, что препятствует осуществлению хозяйственной деятельности и нарушает права и законные интересы ОАО «РЖД» в сфере экономической (закупочной) деятельности.

На основании вышеизложенного, ОАО «РЖД» просит признать жалобу ООО «Альфа-жат» необоснованной и прекратить ее рассмотрение.

Дополнительно ОАО «РЖД» предоставило следующие возражения на доводы жалобы.

Заказчик, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, в целях своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, на основании заявки предприятий, проводит открытый аукцион № 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки оборудования СЦБ и связи.

1. Системы светодиодные светооптические карликового светофора СССК.160.00.00-01,02 заявлены в техническом задании в связи находящимися на обслуживании Обской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (предприятие заказчика) светофоры с установленными светодиодными системами производства АО НПО «РоСАТ» ТУ 3185-003-01404314-2009.

Ссылка Заявителя на производителя АО «Транс-Сигнал» системы светодиодных светооптических карликовых светофоров не соответствуют необходимым потребностям и заявленным требованиям Заказчика. Согласно технической документации СССК. 160.00.00 (далее - СССК) и НКМР.676636.056ТУ (далее - НКМР) имеются ряд существенных отличий в характеристиках данных товаров.

Системы светодиодные светооптических карликовых светофоров предназначены для установки в головки карликовых железнодорожных светофоров, управляющих движением и обеспечивающих безопасность движения поездов, и обеспечивают подачу красных, желтых, зеленых, лунно-белых и синих сигналов. Системы НКМР производства АО «Транс-Сигнал» состоят из 7 крупных светодиодов, а системы СССК производства АО НПО «РоСАТ» состоят из 60 мелких светодиодов. От числа светодиодов и суммарной яркости луча, соответственно яркости видимого диска каждого светодиода (при увеличении числа светодиодов и диаметра линз вплоть до их смыкания между собой) зависит безопасность движения поездов, т.к. обеспечивается видимость сигнала на максимально удаленном расстоянии.

Также отличием систем СССК от НКМР (согласно чертежам и техническим характеристикам) является, довольно широкий угол видимости в системе СССК — угол рассеивания светофоров для прямых участков пути в горизонтальной, и вертикальной плоскостях не менее 2,0, не более 4,0 соответственно в отличии от системы НКМР - не менее 2,0, не более 5,0.

Светофоры со светодиодными модулями (системами) обслуживаются один раз в год и после замены светодиодных модулей, аппаратуры питания, монтажа кабеля, светофора и по замечаниям машиниста. Смена светодиодных модулей светофоров и маршрутных указателей проводится при перегорании 30% светодиодов или не обеспечении нормальной видимости подаваемого сигнала. Большее количество светодиодов СССК (60 штук) обеспечивает длительность работы светофора до замены светодиодных модулей.

Замена неисправного светодиодного модуля в ранее установленной действующей светофорной головке производится на модули светодиодные того же изготовителя в целях обеспечения единства светофора. При выполнении ремонта систем в ремонтно-технологических участках дистанций, работы выполняются с применением разных не взаимозаменяемых светодиодов.

Кроме того, установка систем разных производителей нарушает единообразие светофорного комплекса и снижает восприятие огней светофора работниками локомотивных бригад, что может повлиять на безопасность движения поездов, перевозку грузов, пассажиров.

Заказчик считает, что закупка товаров для нужд ОАО «РЖД» на право заключения договора поставки оборудования СЦБ и связи, является объективной потребностью Заказчика, закупка товаров с иными техническими характеристиками привела бы к неудовлетворению потребностей Заказчика в товаре с необходимыми показателями качества и надежности по следующим основаниям:

1) Заявитель не учитывает специфику деятельности Заказчика.

Согласно пункту 9 раздела 2 Устава Открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 № 585, главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли.

Заказчик осуществляет перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. Исходя из специфики деятельности железной дороги, ее стратегического значения, обеспечение непрерывности и безопасности процесса, в том числе, оборудованием СЦБ и связи, являющегося предметом закупки. Поставка товара несоответствующего нуждам и требованиям Заказчика может привести к следующим последствиям: аварийной и чрезвычайной ситуации; причинения вреда жизни и здоровья работникам Заказчика; причинения вреда жизни и здоровья пассажиров; срыва государственного оборонного заказа; причинение материального ущерба, повреждение государственного и частного имущества.

2) В данный момент на обслуживании Обской дистанции сигнализации, централизации и блокировки находятся светофоры с установленными светодиодными системами производства АО НПО «РоСАТ» ТУ 3185-003- 01404314-2009, являющимися предметом закупки и поставка иных светодиодных систем приведет к отсутствию единообразия и унификации на обслуживающем участке железнодорожного пути, увеличению времени ремонта (замены систем), усложнением производимых работ работникам Заказчика (в том числе работникам локомотивных бригад), отсутствию резерва замены необходимых систем светодиодов у Заказчика.

3) При отсутствии светодиодных систем заявленных характеристик и/или поставке иных систем Заказчик понесет дополнительные не обоснованные расходы в целях приведение к единообразию светофорных комплексов, исключению негативных, опасных последствий для деятельности железной дороги.

Целями Закона о закупках, согласно пункту 1 статьи 1 Закона, является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании вышеизложенного, Заказчиком сформирован и размещен аукцион, соответствующий целевому и экономически эффективному расходованию денежных средств.

Указание Заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников Закупки, так как Заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупочной процедуры в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар.

Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Законом о закупках не предусмотрены ограничения по включению в документацию аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. Соответствие установленным требованиям товара только одного производителя не является безусловным основанием, свидетельствующим об ограничении конкуренции среди участников аукциона. В свою очередь Закон о закупках не предусматривает обязанности заказчика при определении требований к объекту закупки руководствоваться количеством производителей/изготовителей такого товара.

Ограничением конкуренции может быть признано не любое ограничение круга потенциальных участников путем установления определенных требований к участникам, а лишь незаконное ограничение круга потенциальных участников закупки путем установления требований, не соответствующих положениям Закона о закупках. В данном случае отсутствует направленность действий ОАО «РЖД» на ограничение конкуренции.

2. Формирование лота закупки (предмета закупки) осуществляется в соответствии с потребностью Заказчика для обеспечения потребностей предприятия в оборудовании СЦБ и связи.

Для всех товаров закупаемых ОАО «РЖД» определены классификационные группы, продукция указанная в Приложение № 1 (техническое задание) к аукционной документации включена в классификационную группу «ОБОРУДОВАНИЕ СЦБ И СВЯЗИ», так как относится к одному товарному рынку, связана между собой функционально и технологически.

При сборе ценовой информации в рамках подготовки конкурсной документации, выявлено, что все товары, включая производства АО НПО «РоСАТ», широко представлены на рынке, получены коммерческие предложения от пяти не связанных между собой потенциальных исполнителей заказа.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования является, в том числе создание условий для          своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Разделение указанных в аукционной документации товаров на лоты (выделение отдельным лотом систем светодиодных) экономически нецелесообразно. Так стоимость закупки отдельного товара не обладающего существенной стоимостью ограничит потенциальных участников закупки, в связи с несопоставимыми затратами участников - рабочего времени, материальных ресурсов (регистрация на ЭТЗП, электронный ключ, курьерская доставка документации, перевозка, возможные штрафы за просрочку поставки и пр.) и с малой прибылью. В свою очередь данные факты ставят под угрозу выполнение плана поставки и как следствие несоблюдение графика ремонта (замены) и /или замены неисправных светодиодных систем карликовых светофоров, что в свою очередь повлечет нарушения графика движения поездов, несоблюдение требований законодательства о безопасности железнодорожных перевозок.

Также подобное разделение на лоты привело бы к значительному росту необходимых трудовых затрат ОАО «РЖД»: заключение нескольких договоров вместо одного, количество оформляемых первичных учетных документов (разнарядок, счетов фактур, платежных поручений, актов сверок и пр.), что в свою очередь влечет необходимость привлечения большего числа работников, увеличение штата Заказчика и увеличение фонда оплаты труда. Данные расходы государственной компании (ОАО «РЖД») не могут быть признаны обоснованными.

Экономически нецелесообразно для ОАО «РЖД» выделение нескольких лотов по Аукциону и в связи с дополнительными расходами ОАО «РЖД» связанными со своевременным и полным удовлетворением потребностей в товарах конечного заказчика (функционального потребителя закупки). При разделении на несколько лотов увеличатся затраты на неоднократную доставку товаров по разным накладным от разных поставщиков со складов заказчика до обслуживания систем СЦБ и связи.

На основании вышеизложенного, включение в один лот товаров, предусмотренных предметом закупки является для заказчика экономически целесообразным, обеспечивающим максимально эффективное расходование денежных средств и удовлетворение потребностей заказчика.

На основании вышеизложенного, ОАО «РЖД» просит признать жалобу ООО «Альфа-ЖАТ» необоснованной и прекратить ее рассмотрение.

Заявитель представил следующее дополнение к своей жалобе.

1. Техническое обоснование возможности замены системы светодиодной светооптической карликового светофора (характеристики: 1) Марка, чертёж СССК.160.00.00-01; Типоразмер 160 15ВТ IР54 210Х114,5 ЖЕЛТЫЙ; 2) Марка, чертёж СССК.160.00.00-02; Типоразмер 160 15ВТ IР54 210Х114,5 ЗЕЛЕНЫЙ) производства АО НПО «РоСАТ» на систему светодиодную светооптическую карликового железнодорожного светофора (НКМР.676636.056 ТУ (желтая) и СССНКМР.676636.056-02 ТУ (зеленая)) производства АО «Транс-Сигнал».

Таблица соответствия продукции АО «Транс-Сигнал» и АО «НПО «РоСАТ»

 

Техническая характеристика

Продукция АО «Транс-Сигнал», г. Нижний Новгород

Продукция АО НПО «РоСАТ», г. Армавир

Масса изделия, не более

2,2 кг

5 кг

Диаметр входного светового отверстия

От 150 до 160 мм

От 150 до 160 мм

Потребляемая мощность одной светодиодной светооптической системы 

15Вт

15 Вт

Сила света по оптической оси

Желтый: 2000-5000 кд

Зеленый: 1300-3000 кд

Желтый: 2000-6000

Зеленый: 1300-3000 кд

Угол рассеяния для прямых участков пути в горизонтальной и вертикальной плоскостях по уровню 10% от осевой силы света

Не менее ± 2°

Не более ± 5°

Не менее ± 2°

Не более ± 5°

Питание от источника переменного тока напряжением

10,5-12 В

10,5 – 12 В

 

Из представленной сравнительной таблицы можно сделать вывод о том, что продукция АО «Транс-Сигнал» и АО НПО «РоСАТ» являются полностью взаимозаменяемой. Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе, ответом на запрос от 04.07.2023 года от АО «Транс-Сигнал», приложенным к первоначальному тексту жалобы.

Также, согласно Перечню систем, аппаратуры и оборудования железнодорожной автоматики и телемеханики, разрешенных к проектированию и применению по результатам приемочных испытаний на объектах ОАО «РЖД», утвержденного приказом начальника Управления автоматики и телемеханики ЦДИ ОАО «РЖД» Ореховым Э.Г. № ЦДИ-73 от 02.03.2022 г. (на листе 87) подтверждается допуск к использованию Светофоров железнодорожных со светодиодными светооптическими системами (ССС) НКМР.676636.056 ТУ (производитель – АО «Транс Сигнал») на объектах ОАО «РЖД».

Кроме того, судебной практикой по аналогичным спорам при идентичном наборе доказательств подтверждается взаимозаменяемость продукции АО НПО «РоСАТ» и АО «Транс-Сигнал», судебную практику прилагаем к настоящей дополнительной письменной позиции.

2. Доказательства невозможности ООО «Альфа-ЖАТ» приобретения систем светодиодных светооптических карликового светофора у производителя АО ПНО «РоСАТ».

АО НПО «РоСАТ» осуществляет реализацию выпускаемой продукции исключительно через авторизованных дилеров, и напрямую поставки не осуществляет.

Сотрудниками ООО «Альфа-ЖАТ» как по телефону, так и посредством обращений по электронной почте были сделаны запросы дилерам продукции АО НПО «РоСАТ» с целью получения ценовых предложений на системы светодиодной светооптической карликового светофора СССК.160.00.00-01 и СССК.160.00.00-02.

Ответов на электронные письма или письменных ответов в адрес ООО «Альфа-ЖАТ» не поступило.

В ходе телефонных разговоров с дилерами АО НПО «РоСАТ» были получены устные пояснения о том, что ценовые предложения предоставлены не будут в силу того, что сами дилеры желают принять участие в закупке.

Кроме того, сам факт формулирования Заказчиком в техническом задании требования к части закупаемых товаров таким образом, что им соответствует продукция единственного производителя, является нарушением законодательства о закупочной деятельности, о чем приведены подробные обоснования в первоначальном тексте жалобы.

Требования Заказчика о поставке светодиодной светооптической карликового светофора исключительно марки СССК.160.00.00-01 и СССК.160.00.00-02 являются необоснованными и технически несостоятельными, искусственным образом ограничивающими конкуренцию, СССК указанной в закупочной документации марки производятся исключительно АО НПО «РоСАТ».

На основании изложенного Заявитель в полном объёме поддерживает доводы и требования, содержащиеся в тексте жалобы, и настаивает на их удовлетворении в полном объеме.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

29 июня 2023 года на официальном интернет сайте https://company.rzd.ru/ организатором торгов – ОАО «РЖД» было опубликовано извещение № 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 и закупочная документация о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки оборудования СЦБ и связи в составе 1 лота (извещение № 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 на официальном интернет-сайте https://company.rzd.ru/). Начальная (максимальная) цена Договора 1 965 238,26 (один миллион девятьсот шестьдесят пять тысяч двести тридцать восемь) руб. 26 коп. без учета НДС, 2 358 285,91 (два миллиона триста пятьдесят восемь тысяч двести восемьдесят пять) руб. 91 коп. c учетом НДС.

Дата начала срока подачи заявок 29 июня 2023. Дата окончания подачи заявок 31 июля 2023 в 07:00 (по МСК). Дата рассмотрения первых частей заявок 09 августа 2023. Дата и время начала аукциона 11 августа 2023 в 09:00 (по МСК). Дата рассмотрения вторых частей заявок 18 августа 2023. Дата подведения итогов 18 августа 2023.

Относительно довода Заявителя о том, что Заказчиком в техническом задании требования к части закупаемых товаров сформулированы таким образом, что им соответствует продукция единственного производителя – АО НПО «РоСАТ», комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Указанная в Техническом задании продукция постоянно используется для содержания и технического обслуживания объектов инфраструктуры железной дороги и технических средств Заказчика, а также обеспечивает необходимую бесперебойность и надежность работы объектов железнодорожного транспорта.

Техническое задание Заказчика было сформировано на основании заявки структурного подразделения Заказчика, а именно на основании заявки службы автоматики и телемеханики - структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры. Так, в техническое задание Заказчика была включена системы светодиодной светооптической карликового светофора (характеристики: 1) Марка, чертёж СССК.160.00.00-01; Типоразмер 160 15ВТ IР54 210Х114,5 ЖЕЛТЫЙ; 2) Марка, чертёж СССК.160.00.00-02; Типоразмер 160 15ВТ IР54 210Х114,5 ЗЕЛЕНЫЙ). Данные системы светодиодные светооптические карликового светофора заявлены в техническом задании в связи находящимися на обслуживании Обской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (предприятие заказчика) светофоры с установленными светодиодными системами производства АО НПО «РоСАТ» ТУ 3185-003-01404314-2009.

Кроме того, Заказчиком предварительно было получено 5 коммерческих предложений от потенциальных участников аукциона, в которых был указан требуемый Заказчику товар. Следовательно, требования технического задания не ограничивают конкуренцию.

Также, Заявителем жалобы не было представлено доказательств невозможности приобретения им у АО НПО «РоСАТ» необходимых Заказчику систем светодиодных светооптических карликового светофора.

Относительно довода Заявителя о том, что АО «Транс-Сигнал» является разработчиком и изготовителем изделия «Система светооптическая светодиодная карликового железнодорожного светофора НКМР.676636.085 ТУ», которое является полностью совместимым и взаимозаменяемым со всеми светофорами, находящимися в эксплуатации на железной дороге, в том числе со светофорами производства АО «НПО «РоСАТ», комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Замена неисправного светодиодного модуля в ранее установленной действующей светофорной головке производится на модули светодиодные того же изготовителя в целях обеспечения единства светофора. При выполнении ремонта систем в ремонтно-технологических участках дистанций, работы выполняются с применением разных не взаимозаменяемых светодиодов.

Системы светодиодные светооптических карликовых светофоров предназначены для установки в головки карликовых железнодорожных светофоров, управляющих движением и обеспечивающих безопасность движения поездов, и обеспечивают подачу красных, желтых, зеленых, лунно-белых и синих сигналов. Системы НКМР производства АО «Транс-Сигнал» состоят из 7 крупных светодиодов, а системы СССК производства АО НПО «РоСАТ» состоят из 60 мелких светодиодов. От числа светодиодов и суммарной яркости луча, соответственно яркости видимого диска каждого светодиода (при увеличении числа светодиодов и диаметра линз вплоть до их смыкания между собой) зависит безопасность движения поездов, т.к. обеспечивается видимость сигнала на максимально удаленном расстоянии.

Светофоры со светодиодными модулями (системами) обслуживаются один раз в год и после замены светодиодных модулей, аппаратуры питания, монтажа кабеля, светофора и по замечаниям машиниста. Смена светодиодных модулей светофоров и маршрутных указателей проводится при перегорании 30% светодиодов или не обеспечении нормальной видимости подаваемого сигнала. Большее количество светодиодов СССК (60 штук) обеспечивает длительность работы светофора до замены светодиодных модулей.

Также отличием систем СССК от НКМР (согласно чертежам и техническим характеристикам) является более широкий угол видимости в системе СССК — угол рассеивания светофоров для прямых участков пути в горизонтальной, и вертикальной плоскостях не менее 2,0, не более 4,0 соответственно в отличии от системы НКМР - не менее 2,0, не более 5,0.

Установка систем разных производителей нарушает единообразие светофорного комплекса и снижает восприятие огней светофора работниками локомотивных бригад, что может повлиять на безопасность движения поездов, перевозку грузов, пассажиров.

Кроме того, из имеющихся материалов дела невозможно сделать вывод о том, что продукция АО «Транс-Сигнал» и АО НПО «РоСАТ» являются полностью взаимозаменяемой. Заявителем не представлено официальных технических паспортов или экспертного заключения о взаимозаменяемости продукции АО «Транс-Сигнал» и АО НПО «РоСАТ».

Относительно довода Заявителя о том, что Заказчиком в один лот объединены функционально не связанные между собой «монопольные» и «немонопольные» товары, комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Для всех товаров закупаемых ОАО «РЖД» определены классификационные группы, продукция указанная в Приложение № 1 (техническое задание) к аукционной документации включена в классификационную группу «ОБОРУДОВАНИЕ СЦБ И СВЯЗИ», так как относится к одному товарному рынку, связана между собой функционально и технологически.

При сборе ценовой информации в рамках подготовки конкурсной документации, выявлено, что все товары, включая производства АО НПО «РоСАТ», широко представлены на рынке, получены коммерческие предложения от пяти не связанных между собой потенциальных исполнителей заказа.

Также, объединение указанных в аукционной документации товаров на лоты (выделение отдельным лотом систем светодиодных) является для Заказчика экономически целесообразным, обеспечивает максимально эффективное расходование денежных средств и удовлетворение потребностей заказчика.

Кроме того, при закупке товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не запрещено включение в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений. Данный запрет распространяется только на закупки по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о законности действий ОАО «РЖД» при составлении аукционной документации, а также организации и проведения открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки оборудования СЦБ и связи.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Альфа-ЖАТ» (вх. № 12405-ЭП/23 от 10.07.2023 г.) на действия организатора торгов ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки оборудования СЦБ и связи (номер извещения на сайте https://company.rzd.ru/ – 1925/ОАЭ-ЦДЗС/23 от 29.06.2023 г., Лот № 1) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны