Решение б/н Решение по делу №62 в отношении администрации Аксенихинского... от 7 мая 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 4 июля 2012 г.                                    г. Новосибирск

Решение в полном объеме изготовлено 5 июля 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Сидельников М.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 62 от 14.06.2012 г. по признакам нарушения администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области (ул. Ленина, 36, с. Аксениха, Краснозерский район, Новосибирская область, 632941) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по признакам нарушения администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области (ул. Ленина, 36, с. Аксениха, Краснозерский район, Новосибирская область, 632941) и МУП ЖКХ «Аксенихинское» (ул. Ленина, 36, с. Аксениха, Краснозерский район, Новосибирская область, 632941) ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии:

заявитель: Контрольно-счетная палата Новосибирской области, представитель по доверенности «…»

ответчики: администрация Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, представитель «…»

МУП ЖКХ «Аксенихинское, представитель «….»

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России из Контрольно-счетной палаты Новосибирской области поступили материалы (вх. № 903 от 07.02.2012 г.), указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области по предоставлению субсидий МУП ЖКХ «Аксенихинское».

На запрос Новосибирского УФАС России (№ 05-876 от 13.02.2012 г.) администрация Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области представила надлежащим образом заверенные копии следующих документов: постановления администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от 22.10.2009 г. № 26 «Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг из бюджета поселения Аксенихинского сельсовета»; постановления администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от 01.02.2011 г. № 8 «Об утверждении Порядка предоставления в 2011 г. и на плановый 2012-2013 гг. субсидий из бюджета Аксенихинского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства»; заявления МУП ЖКХ «Аксенихинское» от 03.07.2010 г. № 5 о выделении субсидии; постановления администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств»; соглашения № 1 от 15.07.2010 г., заключенного между администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и МУП ЖКХ «Аксенихинское»; платежного поручения № 35 от 29.07.2010 г.; платежного поручения № 36 от 29.07.2010 г.; платежного поручения № 48 от 03.08.2010 г.

Анализ содержания поступивших материалов, представленных документов и сведений позволил установить следующее.

Постановлением администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от 22.10.2009 г. № 26 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг из бюджета поселения Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг из бюджета поселения Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, утв. постановлением администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от 22.10.2009 г. № 26, в нарушение требований ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ не определяет: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств» администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области принято решение о направлении в МУП ЖКХ «Аксенихинское» на подготовку к отопительному сезону 2010-2011 гг. субсидий, выделенных администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области согласно распоряжению главы Краснозерского района Новосибирской области от 07.07.2010 г. № 353, на возмещение затрат для подготовки к отопительному сезону, в сумме 340 000 руб.

На основании указанного постановления между администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и МУП ЖКХ «Аксенихинское» заключено соглашение № 1 от 15.07.2010 г., предусматривающее перечисление администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области МУП ЖКХ «Аксенихинское» денежных средств в размере 340 000 руб. для проведения работ по подготовке к отопительному сезону 2010-2011 гг. (п. 2.1.1).

Платежное поручение № 35 от 29.07.2010 г. подтверждает перечисление МУП ЖКХ «Аксенихинское» ОАО «СибирьЭнерго» денежных средств в сумме 48953,62 руб. в счет оплаты за потребляемую энергию (абонент № 51097); платежное поручение № 36 от 29.07.2010 г. подтверждает перечисление МУП ЖКХ «Аксенихинское» ООО «Новосибирская Топливная Корпорация» денежных средств в сумме 132178,68 руб. в счет задолженности за поставленный уголь по договору № 013/5-01-2010 от 30.12.2009 г.; платежное поручение № 48 от 03.08.2010 г. подтверждает перечисление МУП ЖКХ «Аксенихинское» ООО «Новосибирская Топливная Корпорация» денежных средств в сумме 158867,70 руб. в счет предоплаты за уголь по договору № 013/5-01-2010 от 30.12.2009 г. Итого МУП ЖКХ «Аксенихинское» контрагентам (ОАО «СибирьЭнерго», ООО «Новосибирская Топливная Корпорация») перечислено денежных средств на сумму 340 000 руб.

Выделение денежных средств из местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области на подготовку к отопительному сезону 2010-2011 гг., для подготовки запаса угля на отопительный сезон 2010-2011 гг. хозяйствующему субъекту (МУП ЖКХ «Аксенихинское») не может рассматриваться как предоставление субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в смысле ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Основанием для предоставления юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг средств государственного (местного) бюджета в виде субсидий является фактическое возникновение затрат или недополученных ими доходов (см. Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2010 г. № 74-Г10-16).

Постановление от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», соглашение № 1 от 15.07.2010 г., платежное поручение № 35 от 29.07.2010 г., платежное поручение № 36 от 29.07.2010 г., платежное поручение № 48 от 03.08.2010 г. указывают на выделение хозяйствующему субъекту (МУП ЖКХ «Аксенихинское») денежных средств для осуществления расчетов с контрагентами (ОАО «СибирьЭнерго», ООО «Новосибирская Топливная Корпорация») взамен на поставку товаров (за потребляемую энергию (абонент № 51097), оплата за уголь по договору № 013/5-01-2010 от 30.12.2009 г.), что исключает возможность применения к данным правоотношениям положений о предоставлении субсидий (см. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2010 г. по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 г. № 09АП-25734/2010-АК по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление ФАС Уральского округа от 24.11.2008 г. № Ф09-8708/08-С1 по делу № А76-578/08; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 г. по делу № А45-9905/2011).

Денежные средства местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области выделены администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области хозяйствующему субъекту (МУП ЖКХ «Аксенихинское») в отсутствие оснований предоставления субсидий – фактически возникших затрат или недополученных выгод.

Таким образом, денежные средства местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области в сумме 340 000 руб., выделенные администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области МУП ЖКХ «Аксенихинское» постановлением от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», по соглашению № 1 от 15.07.2010 г. не могут рассматриваться в качестве субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в смысле ст. 78 Бюджетного кодекса РФ по причине отсутствия оснований для предоставления юридическому лицу (МУП ЖКХ «Аксенихинское») средств местного бюджета в виде субсидий, т.е. отсутствия фактически возникших затрат или недополученных доходов. Указанные денежные средства местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области выделены администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области МУП ЖКХ «Аксенихинское» для осуществления расчетов с контрагентами (ОАО «СибирьЭнерго», ООО «Новосибирская Топливная Корпорация») взамен на поставку товаров (за потребляемую энергию (абонент № 51097), оплата за уголь по договору № 013/5-01-2010 от 30.12.2009 г.) и не являются направленными в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (п. 20 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ)).

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст. 128 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, выделение администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области постановлением от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», по соглашению № 1 от 15.07.2010 г. хозяйствующему субъекту (МУП ЖКХ «Аксенихинское») денежных средств из местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области для осуществления расчетов с контрагентами (ОАО «СибирьЭнерго», ООО «Новосибирская Топливная Корпорация»), обеспечивающее более выгодные условия деятельности, представляет собой муниципальную преференцию.

Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ, действовавшей на момент издания постановления администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», постановления администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от 08.10.2010 г. № 39 «О выделении денежных средств», заключения соглашения № 1 от 15.07.2010 г., соглашения № 2 от 08.10.2010 г.)).

Выделение денежных средств местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области постановлением от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», по соглашению № 1 от 15.07.2010 г. хозяйствующему субъекту (МУП ЖКХ «Аксенихинское») для осуществления расчетов с контрагентами (ОАО «СибирьЭнерго», ООО «Новосибирская Топливная Корпорация»), являющееся муниципальной преференцией, без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, в отсутствие нормативного правового акта органа местного самоуправления о бюджете, содержащего либо устанавливающего порядок определения размере муниципальной преференции и ее конкретного получателя, является нарушением порядка предоставления муниципальной преференции, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ, действовавшей на момент издания постановления администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», заключения соглашения № 1 от 15.07.2010 г.) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, выделение администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области денежных средств местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области постановлением от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», по соглашению № 1 от 15.07.2010 г. хозяйствующему субъекту (МУП ЖКХ «Аксенихинское») для осуществления расчетов с контрагентами (ОАО «СибирьЭнерго», ООО «Новосибирская Топливная Корпорация»), являющееся предоставлением муниципальной преференции, обеспечивающей более выгодные условия деятельности, в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом денежных средств местного бюджета, содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, заключение администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и МУП ЖКХ «Аксенихинское» соглашения № 1 от 15.07.2010 г., предусматривающего предоставление МУП ЖКХ «Аксенихинское» денежных средств в размере 340 000 руб. для проведения работ по подготовке к отопительному сезону 2010-2011 гг., квалифицируемого в качестве соглашения, которое приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом (МУП ЖКХ «Аксенихинское») денежных средств местного бюджета в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что ведет к получению хозяйствующим субъектом дополнительных оборотных средств и преимущественного положения на рынке обслуживания ЖКХ, содержит признаки нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 1 ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Новосибирское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по признакам нарушения администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и МУП ЖКХ «Аксенихинское» ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в выделении администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области денежных средств местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области в сумме 340 000 руб. постановлением от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», по соглашению № 1 от 15.07.2010 г. хозяйствующему субъекту (МУП ЖКХ «Аксенихинское») для осуществления расчетов с контрагентами (ОАО «СибирьЭнерго», ООО «Новосибирская Топливная Корпорация»), являющимся предоставлением муниципальной преференции, обеспечивающей более выгодные условия деятельности, в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом денежных средств местного бюджета; в заключении администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и МУП ЖКХ «Аксенихинское» соглашения № 1 от 15.07.2010 г., предусматривающего предоставление МУП ЖКХ «Аксенихинское» денежных средств в размере 340 000 руб. для проведения работ по подготовке к отопительному сезону 2010-2011 гг., квалифицируемого в качестве соглашения, которое приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом (МУП ЖКХ «Аксенихинское») денежных средств местного бюджета в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что ведет к получению хозяйствующим субъектом дополнительных оборотных средств и преимущественного положения на рынке обслуживания ЖКХ.

По существу дела администрация Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области объяснений не представила.

По существу дела МУП ЖКХ «Аксенихинское» объяснений не представило.

На заседании Комиссии представители администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и МУП ЖКХ «Аксенихинское» согласились с наличие совершенного нарушения антимонопольного законодательства.

Рассмотрев материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Постановлением администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от 22.10.2009 г. № 26 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг из бюджета поселения Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг из бюджета поселения Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, утв. постановлением администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от 22.10.2009 г. № 26, в нарушение требований ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ не определяет: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств» администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области принято решение о направлении в МУП ЖКХ «Аксенихинское» на подготовку к отопительному сезону 2010-2011 гг. субсидий, выделенных администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области согласно распоряжению главы Краснозерского района Новосибирской области от 07.07.2010 г. № 353, на возмещение затрат для подготовки к отопительному сезону, в сумме 340 000 руб.

На основании указанного постановления между администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и МУП ЖКХ «Аксенихинское» заключено соглашение № 1 от 15.07.2010 г., предусматривающее перечисление администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области МУП ЖКХ «Аксенихинское» денежных средств в размере 340 000 руб. для проведения работ по подготовке к отопительному сезону 2010-2011 гг. (п. 2.1.1).

Платежное поручение № 35 от 29.07.2010 г. подтверждает перечисление МУП ЖКХ «Аксенихинское» ОАО «СибирьЭнерго» денежных средств в сумме 48953,62 руб. в счет оплаты за потребляемую энергию (абонент № 51097); платежное поручение № 36 от 29.07.2010 г. подтверждает перечисление МУП ЖКХ «Аксенихинское» ООО «Новосибирская Топливная Корпорация» денежных средств в сумме 132178,68 руб. в счет задолженности за поставленный уголь по договору № 013/5-01-2010 от 30.12.2009 г.; платежное поручение № 48 от 03.08.2010 г. подтверждает перечисление МУП ЖКХ «Аксенихинское» ООО «Новосибирская Топливная Корпорация» денежных средств в сумме 158867,70 руб. в счет предоплаты за уголь по договору № 013/5-01-2010 от 30.12.2009 г. Итого МУП ЖКХ «Аксенихинское» контрагентам (ОАО «СибирьЭнерго», ООО «Новосибирская Топливная Корпорация») перечислено денежных средств на сумму 340 000 руб.

Выделение денежных средств из местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области на подготовку к отопительному сезону 2010-2011 гг., для подготовки запаса угля на отопительный сезон 2010-2011 гг. хозяйствующему субъекту (МУП ЖКХ «Аксенихинское») не может рассматриваться как предоставление субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в смысле ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Основанием для предоставления юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг средств государственного (местного) бюджета в виде субсидий является фактическое возникновение затрат или недополученных ими доходов (см. Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2010 г. № 74-Г10-16).

Постановление от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», соглашение № 1 от 15.07.2010 г., платежное поручение № 35 от 29.07.2010 г., платежное поручение № 36 от 29.07.2010 г., платежное поручение № 48 от 03.08.2010 г. указывают на выделение хозяйствующему субъекту (МУП ЖКХ «Аксенихинское») денежных средств для осуществления расчетов с контрагентами (ОАО «СибирьЭнерго», ООО «Новосибирская Топливная Корпорация») взамен на поставку товаров (за потребляемую энергию (абонент № 51097), оплата за уголь по договору № 013/5-01-2010 от 30.12.2009 г.), что исключает возможность применения к данным правоотношениям положений о предоставлении субсидий (см. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2010 г. по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 г. № 09АП-25734/2010-АК по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление ФАС Уральского округа от 24.11.2008 г. № Ф09-8708/08-С1 по делу № А76-578/08; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 г. по делу № А45-9905/2011).

Денежные средства местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области выделены администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области хозяйствующему субъекту (МУП ЖКХ «Аксенихинское») в отсутствие оснований предоставления субсидий – фактически возникших затрат или недополученных выгод.

Таким образом, денежные средства местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области в сумме 340 000 руб., выделенные администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области МУП ЖКХ «Аксенихинское» постановлением от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», по соглашению № 1 от 15.07.2010 г. не могут рассматриваться в качестве субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в смысле ст. 78 Бюджетного кодекса РФ по причине отсутствия оснований для предоставления юридическому лицу (МУП ЖКХ «Аксенихинское») средств местного бюджета в виде субсидий, т.е. отсутствия фактически возникших затрат или недополученных доходов. Указанные денежные средства местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области выделены администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области МУП ЖКХ «Аксенихинское» для осуществления расчетов с контрагентами (ОАО «СибирьЭнерго», ООО «Новосибирская Топливная Корпорация») взамен на поставку товаров (за потребляемую энергию (абонент № 51097), оплата за уголь по договору № 013/5-01-2010 от 30.12.2009 г.) и не являются направленными в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (п. 20 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ)).

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст. 128 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, выделение администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области постановлением от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», по соглашению № 1 от 15.07.2010 г. хозяйствующему субъекту (МУП ЖКХ «Аксенихинское») денежных средств из местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области для осуществления расчетов с контрагентами (ОАО «СибирьЭнерго», ООО «Новосибирская Топливная Корпорация»), обеспечивающее более выгодные условия деятельности, представляет собой муниципальную преференцию.

Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ, действовавшей на момент издания постановления администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», постановления администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от 08.10.2010 г. № 39 «О выделении денежных средств», заключения соглашения № 1 от 15.07.2010 г., соглашения № 2 от 08.10.2010 г.)).

Выделение денежных средств местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области постановлением от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», по соглашению № 1 от 15.07.2010 г. хозяйствующему субъекту (МУП ЖКХ «Аксенихинское») для осуществления расчетов с контрагентами (ОАО «СибирьЭнерго», ООО «Новосибирская Топливная Корпорация»), являющееся муниципальной преференцией, без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, в отсутствие нормативного правового акта органа местного самоуправления о бюджете, содержащего либо устанавливающего порядок определения размере муниципальной преференции и ее конкретного получателя, является нарушением порядка предоставления муниципальной преференции, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ, действовавшей на момент издания постановления администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», заключения соглашения № 1 от 15.07.2010 г.) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, выделение администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области денежных средств местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области постановлением от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», по соглашению № 1 от 15.07.2010 г. хозяйствующему субъекту (МУП ЖКХ «Аксенихинское») для осуществления расчетов с контрагентами (ОАО «СибирьЭнерго», ООО «Новосибирская Топливная Корпорация»), являющееся предоставлением муниципальной преференции, обеспечивающей более выгодные условия деятельности, в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом денежных средств местного бюджета, является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, заключение администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и МУП ЖКХ «Аксенихинское» соглашения № 1 от 15.07.2010 г., предусматривающего предоставление МУП ЖКХ «Аксенихинское» денежных средств в размере 340 000 руб. для проведения работ по подготовке к отопительному сезону 2010-2011 гг., квалифицируемого в качестве соглашения, которое приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом (МУП ЖКХ «Аксенихинское») денежных средств местного бюджета в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что ведет к получению хозяйствующим субъектом дополнительных оборотных средств и преимущественного положения на рынке обслуживания ЖКХ, является нарушением ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в выделении администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области денежных средств местного бюджета Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области постановлением от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», по соглашению № 1 от 15.07.2010 г. хозяйствующему субъекту (МУП ЖКХ «Аксенихинское») для осуществления расчетов с контрагентами (ОАО «СибирьЭнерго», ООО «Новосибирская Топливная Корпорация»), являющимся предоставлением муниципальной преференции, обеспечивающей более выгодные условия деятельности, в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом денежных средств местного бюджета.

2. Признать администрацию Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и МУП ЖКХ «Аксенихинское» нарушившими ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в заключении администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и МУП ЖКХ «Аксенихинское» соглашения № 1 от 15.07.2010 г., предусматривающего предоставление МУП ЖКХ «Аксенихинское» денежных средств в размере 340 000 руб. для проведения работ по подготовке к отопительному сезону 2010-2011 гг., квалифицируемого в качестве соглашения, которое приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельным хозяйствующим субъектом (МУП ЖКХ «Аксенихинское») денежных средств местного бюджета в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что ведет к получению хозяйствующим субъектом дополнительных оборотных средств и преимущественного положения на рынке обслуживания ЖКХ.

3. Учитывая факт освоения денежных средств, выделенных администрацией Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области МУП ЖКХ «Аксенихинское» постановлением от 15.07.2010 г. № 26 «О выделении денежных средств», по соглашению № 1 от 15.07.2010 г. для проведения работ по подготовке к отопительному сезону 2010-2011 гг., предписание администрации Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и МУП ЖКХ «Аксенихинское» не выдавать.

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                                 А.А. Ельчанинов

 

Члены Комиссии                                                                                             Н.П. Камнева

 

М.А. Сидельников

Связанные организации

Связанные организации не указаны