Решение №054/06/33-370/2021 жалоба ООО «Стоматех-Л» на действия заказчика - ГУ - Новосиб... от 4 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-370/2021

 

04 марта 2021 года                                                                                                            г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Стоматех-Л» на действия заказчика - ГУ - Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона № 0251100003821000019 на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения ими инвалидов, начальная (максимальная) цена контракта 6 013 800 руб. 40 коп.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Стоматех-Л» с жалобой на действия заказчика - ГУ - Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона № 0251100003821000019 на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения ими инвалидов.

Суть жалобы ООО «Стоматех-Л» заключается в следующем.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в описание объекта закупки не должны включаться такие требования или указания, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки; если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, в случае установления к закупаемым товарам дополнительных характеристик заказчик должен представить соответствующее обоснование.

1. ООО «Стоматех-Л» полагает, что установление требования о наличии такой характеристики как «тиннитус маскер» (по позиции 2 описания объекта закупки) приводит к ограничению количества участников закупки, так как аппараты с такой характеристикой используются людьми с медицинским диагнозом «тиннитус» (ушной шум), данный диагноз должен быть отражён в ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации) (ст. 11 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Вместе с тем, заказчиком не представлено обоснования, что данные потребительские свойства товара обусловлены государственными и муниципальными нуждами, основанными на медицинских показаниях.

2. По позиции 2 описания объекта закупки установлено, что максимальный ВУЗД 90 должен быть не менее 134дБ. Податель жалобы считает, что снижение указанного значения на 1 дБ позволит ООО «Стоматех-Л» принять участие в закупке. Кроме того, заказчиком не представлено информации о том, какие медицинские показания/противопоказания имеются для незначительного увеличения значения данной характеристики.

3. Значение диапазона частот по позиции 1 описания объекта закупки (0,1 – 5,8 кГц) уже, чем по позиции 2 (0,1 - 6,5 кГц), что противоречит медицинским показаниям - аппараты, предназначенные для людей с более слабыми потерями слуха, должны быть с более широким диапазоном частот. Кроме того, диапазон частот (0,1 - 6,5 кГц), установленный по позиции 2 описания объекта закупки, по мнению подателя жалобы, приводит к ограничению количества участников закупки.

4. ООО «Стоматех-Л» считает, что требование о соответствии товара ГОСТ Р 51264-99 «Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. «Общие технические условия» не может быть выполнено, так как данный стандарт регламентирует требования к другим товарам, не являющимся предметом закупки.

ГУ - Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в возражениях на жалобу ООО «Стоматех-Л» сообщило следующее.

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе, специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

В состав технических средств реабилитации в соответствии с п. 17 федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, входят слуховые аппараты, в том числе, с ушными вкладышами индивидуального изготовления.

Согласно п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

При рекомендации того или иного вида технического средства в качестве реабилитационного учреждения медико-социальной экспертизы обязаны руководствоваться перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами, утвержденным приказом  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.12.2017 N 888н.

В программе реабилитации у лиц с нарушением слуха указывается вид (тип) рекомендуемого слухового аппарата и количество.

Законом о контрактной системе не установлены ограничения по включению в документацию о закупке требований к товарам, являющимся значимыми для заказчика, а также не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении таких требований.

Кроме того, действующее законодательство не обязывает заказчика при установлении в документации о закупке характеристик поставляемого для государственных нужд товара устанавливать характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам и моделям товара.

Установление данных требований  к закупаемым техническим средствам реабилитации обусловлено исключительно интересами инвалидов и способствует в наибольшей степени устранению стойких ограничений жизнедеятельности инвалидов, компенсации способностей к выполнению различных видов деятельности.

Спорные технические характеристики свойственны современным моделям слуховых аппаратов, их установление обусловлено, в том числе, необходимостью не допустить к поставке получателям морально и технически устаревших образцов медицинской техники.

При указании дополнительных характеристик заказчик руководствовался интересами инвалидов. Описание объекта закупки составлено на основании индивидуальных потребностей инвалидов, а также опыта работы по поставке данных средств реабилитации.

Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки и иные показатели, изложенные в аукционной документации, имеют под собой четкую медико-социальную обоснованность и носят существенный характер для конкретного потребителя, исходя из поставленной задачи (максимальной адаптации инвалидов в современном обществе).

Опция  «тиннитус маскер» применяется в слуховых аппаратах как метод лечения тиннитуса (звон, шум в ушах) - симптома большинства людей с нарушением  слуха. Метод вытекает из самого процесса слухопротезирования: усиление звука слуховым аппаратом, которое необходимо пациенту в соответствии с его снижением слуха, перекрывает внутренний шум тиннитуса. Тиннитус относится к классу «Болезни уха и сосцевидного отростка» международной классификации  болезней МКБ-10 и в качестве отдельного диагноза в индивидуальной программе не отражается. Данной функцией оснащено большинство слуховых аппаратов, представленных на рынке.

Поставка менее функционально наполненных слуховых аппаратов лишает специалиста (врача-сурдолога) инструментария для индивидуального подбора и настройки аппарата под медицинские показания и особенности восприятия звуковой информации получателя.

Слуховые аппараты в зависимости от мощности подразделяются на сверхмощные, мощные, средней мощности, слабой мощности.

В свою очередь, мощность слухового аппарата зависит от совокупных параметров выходного уровня звукового давления (ВУЗД) и акустического усиления.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.11.2012 № 932-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний». Указанный стандарт распространяется на носимые слуховые аппараты индивидуального пользования с электронным усилением, предназначенные для слухопротезирования по воздушному и костному звукопроведению.

В соответствии с установленной классификацией слуховых аппаратов в зависимости от мощности к слуховым аппаратам предъявляются следующие требования.

 

Максимальный выходной уровень звукового давления  слухового аппарата (Мах ВУЗД 90)

Степень тугоухости

Усредненная потеря слуха (на частотах500, 1000 и 2000 Гц)

Компенсируемые потери слуха

Менее 120 дБ (слуховые аппараты малой мощности)

I-II

До 55 дБ

Слабые потери

120 – 130 дБ  (слуховые аппараты средней мощности)

II- III

До 70 дБ

Средние потери

131 – 136 дБ

(мощные слуховые аппараты)

III - IV

До 85 дБ

Тяжелые потери

Свыше 136 дБ (сверхмощные слуховые аппараты)

IV – глухота

До 110 дБ

Глубокие потери

 

Установленные к слуховым аппаратам в описании объекта закупки требования не противоречат  указанным параметрам и в наилучшей степени отвечают потребностям заказчика и интересам инвалидов.

Таким образом, установленные в описании объекта заккупки требования к техническим, функциональным характеристикам слуховых аппаратов не являются эксклюзивными, соответствуют требованиям действующего законодательства, наиболее полно соответствуют потребностям заказчика и не ограничивают число участников закупки, так как таким требованиями соответствуют несколько изделий различных производителей: ООО  «Завод  слуховых  аппаратов  «РИТМ», ОАО «ИСТОК - АУДИО ИНТЕРНЭШНЛ», ООО  «Аурика».

Требование о соответствии товара ГОСТ Р 51264-99 «Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. «Общие технические условия» не подразумевает, что участник закупки должен представить документальное подтверждение соответствия ГОСТ, поскольку государственный стандарт определяет общие технические требования на электронные реабилитационные средства связи, информатики и сигнализации по ГОСТ Р 51079 (в настоящее время ГОСТ Р ИСО 9999-2019 «Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология») и является отсылочным, т.е. определяет какие государственные стандарты подлежат применению при определении требований безопасности, правил  приемки, методов испытаний, транспортирования, хранения и прочих требований на аппаратуру конкретного вида.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В описании объекта содержатся дополнительные характеристики, не предусмотренные ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытания» (далее  - ГОСТ Р 51024-2012), а именно, по позиции 2 установлено, что аппарат должен быть оснащен функцией «тиннитус маскер», по позиции 3 – аппарат должен быть оснащен функцией «inSitu аудиометрия». На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что установление данных требований обусловлено необходимостью оснащения поставляемых аппаратов расширенными функциями  с целью индивидуального подбора и настройки аппарата под медицинские показания и особенности восприятия звуковой информации получателя. Однако в документации об электронном аукционе в нарушение ч. 1 ст. 33 Закона о  контрактной системе данное обоснование отсутствует. Довод жалобы нашел подтверждение.

2, 3. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В разделе требования к качеству изделий описания объекта закупки, в том числе, указан ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытания» (далее  - ГОСТ Р 51024-2012).

Согласно п. 4.3 ГОСТ Р 51024-2012 в технических условиях на СА воздушного звукопроведения конкретных типов для контроля качества СА в зависимости от целевого назначения и объема реализуемых функций рекомендуется указывать, в том числе, частотную характеристику, нижнюю и верхнюю границы номинальной частотной характеристики полного акустического усиления.

Также согласно п. 4.5 ГОСТ Р 51024-2012 в технических условиях на СА костного звукопроведения конкретных типов в зависимости от целевого назначения и объема реализуемых функций рекомендуется указывать, в том числе, частотную характеристику, нижнюю и верхнюю границы номинальной частотной характеристики полного акустического усиления.

В соответствии с п. 7.4.7 указанного ГОСТа нижнюю и верхнюю границы номинальной частотной характеристики полного акустического усиления (4.3 е) определяют непосредственно по номинальной (типовой) частотной характеристике полного акустического усиления.

Согласно описанию объекта закупки по всем позициям диапазон частот указан заказчиком с учетом верхней и нижней границ (позиция 1 (0.1 – 5,8 кГц), позиция 2 (0.1 – 6,5 кГц), позиция 3 (0.1 – 6,0 кГц)).

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что установление указанных значений основано на сложившейся практике применения слуховых аппаратов и потребностях заказчика. Вместе с тем, подателем жалобы не представлено документальных подтверждений того, что аппараты, предназначенные для людей с более слабыми потерями слуха, должны быть с более широким диапазоном частот. Довод жалобы подтверждения не нашел.

В соответствии с установленной классификацией слуховых аппаратов в зависимости от мощности слуховые аппараты подразделяются на слуховые аппараты малой мощности (максимальный ВУЗД 90 - менее 120 дБ), слуховые аппараты средней мощности (максимальный ВУЗД 90 - 120-130 дБ), мощные слуховые аппараты (максимальный ВУЗД 90 - 131-136 дБ), сверхмощные слуховые аппараты (максимальный ВУЗД 90 - Свыше 136 дБ).

Так, согласно описанию объекта закупки по позиции 1 к поставке необходим слуховой аппарат средней мощности с максимальным ВУЗД90 - не менее 120 дБ; по позиции 2 – слуховой аппарат мощный с максимальным ВУЗД90 - не менее 134 дБ; по позиции 3 – слуховой аппарат сверхмощный с максимальным ВУЗД90 - не менее 138 дБ.

Таким образом, заказчиком в отношении указанного показателя установлены минимальные значения максимального ВУЗД90, соответствующие классификации слуховых аппаратов по мощности. Довод жалобы подтверждения не нашел.

Кроме того, Комиссией Новосибирского УФАС России, было установлено, что указанным в описании объекта закупки техническим характеристиками соответствуют слуховые аппараты как минимум трех различных производителей, а именно, ООО  «Завод  слуховых  аппаратов  «РИТМ», ОАО «ИСТОК - АУДИО ИНТЕРНЭШНЛ», ООО  «Аурика».

4. ГОСТ Р 51264-99 «Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. «Общие технические условия» устанавливает общие технические условия, в п. 5.1.2 которого указано, что аппаратура должна соответствовать требованиям, установленным настоящим стандартом, требованиям государственных стандартов на аппаратуру конкретного вида и (или) ТУ, в том числе, слуховые аппараты - ГОСТ Р 51024. Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указание данного ГОСТ в описании объекта закупки носит объективный характер. Довод жалобы подтверждения не нашел.

Вместе с тем, принимая во внимание тот факт, что допущенное нарушение в данном случае не привело к принятию неправильного решения, а требованиям, установленным в описании объекта закупки, соответствуют товары минимум 3 различных производителей, руководствуясь Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Новосибирского УФАС России решила не выдавать заказчику предписание об отмене результатов данного электронного аукциона.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Стоматех-Л» на действия заказчика - ГУ - Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона № 0251100003821000019 на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения ими инвалидов частично обоснованной (обоснован 1 довод).

2. Признать заказчика нарушившим ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны