Решение №054/01/18.1-258/2024 в отношении ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО от 7 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№054/01/18.1-258/2024

07.02.2024                                                                                                             г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Биосервис» (ООО УК «Биосервис») (вх. № 1052-эп/24 от 22.01.2024 г.) на действия организатора торгов Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (далее - ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений в здании по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 2 и мойке окон в зданиях по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 2, ул. Восход. 26а, ул. Блюхера, 40 (№ в ЕИС32413177272),

          в присутствии представителей ООО УК «Биосервис» <...>(по доверенности от 05.02.2024), ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО <...> (по доверенности №1/2024 от 29.01.2024), <...> (по доверенности №1/2024 от 29.01.2024),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО УК «Биосервис» (вх. № 1052-эп/24 от 22.01.2024 г.) на организатора торгов ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений в здании по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 2 и мойке окон в зданиях по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 2, ул. Восход. 26а, ул. Блюхера, 40 (№ в ЕИС32413177272).

Заявитель сообщает следующее.

Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО) было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 32413177272.

         1.В Описании предмета закупки (приложение № 1 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме) указана таблица, в третьем столбце которой указана площадь, подлежащая уборке.

         Однако из содержания указанного столбца непонятно, это площадь в день, в месяц или в год.

         В 1.4 описания предмета закупки указано следующее: «Согласовать с представителем Заказчика график уборки помещений с учетом выполнения услуг в вечернее время.          Согласование графика уборки помещений – в письменном виде с представителем     Заказчика, ответственным за исполнение Договора».

         Однако Заказчик не указал временной предел для такого согласования, в том числе и сроки согласования с его стороны.

         3.В разделе 2 (Перечень и периодичность работ по уборке помещений Главного корпуса, Красный проспект, 2) Заказчик указал:

         - «Удаление пыли и локальных загрязнений с открытых поверхностей, с горизонтальных поверхностей, (подоконников, зеркал. столы, тумбочки, шкафы)».

         - «Влажная уборка стен».

        - «Сухая уборка ручным способом подлокотников кресел, обивки стульев (удаление пятен, пыли)».

         - «Сухая уборка паутины на потолках».

         - «Очистка кожаной мебели с использованием специальных химических средств».

         - «Влажная уборка окна (между операторской и залом)».

         - «Влажная уборка витражей стеклянных шкафов, картин. Фотографий».

         - «Влажная уборка пожарных шкафчиков».

         - «Уборка пылесосом ковровых дорожек».

         - «Протирка кранов, зеркал и аксессуаров».

         При этом заказчик не указал количество столов, шкафов, тумбочек, кресел и стульев, кожаной мебели (по состоянию на дату формирования извещения).

         Так, Заказчик же указывает в одной из таблиц «Сухая уборка текстильной обивки кресел с использованием пылесосов. (240 шт.)». Значит это возможно и при этом имеет значение.

      Заказчик не указал высоту стен, высоту потолков. Это имеет значение в плане допусков для работы на высоте (5 метров и более).

         Так, Заказчик же указывает в одной из таблиц «Удаление пыли со всех горизонтальных и вертикальных поверхностей на высоте не более 2 м». Значит это возможно и высота в тех случаях, где не указано, что не более 2 м – более 2 метров. Что имеет значение для исполнителя.

         Заказчик не указал площадь остекления и высоту окон.

         Заказчик не указал количество шкафов, картин, фотографий.

         Заказчик не указал количество пожарных шкафчиков.

         Заказчик не указал количество и площадь ковровых дорожек.

         Заказчик не конкретизировал, что имеется в виду под аксессуарами.

         4.В разделе 3 (Требования к уборочному оборудованию, инвентарю необходимому для проведения работ) заказчик указал:

        «Профессиональная швабра «флаундер», -в соответствии с количеством сотрудников».

         «Комплект «совок+ щетка» в соответствии с количеством сотрудников».

         «МОПы (тряпка петельная) -в соответствии с количеством сотрудников».

         «Перчатки, протирочный материал, губки, салфетки «микрофибра», вафельное полотно, нетканое полотно -в соответствии с количеством сотрудников».

         Заявитель считает некорректными установленную Заказчиком привязку инвентаря и оборудования к количеству сотрудников. Исполнитель должен сам определять, сколько и какого расходного материала необходимо использовать для выполнения ГОСТ Р 51870-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия», так как именно Исполнитель отвечает за качество оказания услуг. У Заказчика есть функционал в виде санкций.

         Так, расходный материал рассчитывается не по количеству уборщиц, а по назначению помещений и площади поверхностей. МОПы рассчитываются не по количеству уборщиц, а в соответствии с назначением помещений. Это касается и остального инвентаря.

         Заявитель считает необходимым убрать привязку количества инвентаря к количеству сотрудников.

         5.В Приложении № 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме (Форма Заявки на участие в запросе котировок в электронной форме) указана таблица, в которой столбцы называются «Наименование товара (товарный знак (в случае его наличия), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии)», «Страна происхождения товара», «Требования к техническим характеристикам товара. Требования к техническим характеристикам товара* участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара» и т.д. Завершается таблица «Предложением о цене договора».

         Объект закупки – не товар, а «Оказание услуг по уборке помещений в здании по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 2 и мойке окон в зданиях по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 2, ул. Восход. 26а, ул. Блюхера, 40».

         Корректно заполнить представленную форму заявки в соответствии с объектом закупки не представляется возможным.

Участник должен либо заполнить её в текущем виде, что не будет соответствовать объекту закупки и по идее должно препятствовать оказанию слуг победителем, ведь он обязан исполнять то, что указано в заявке (в настоящем случае это заявка на предоставление товара с указанием страны происхождения, характеристик и т.д.), либо должен будет изменить её под оказание услуг, но тогда такую заявку может (и должна будет) отклонить комиссия заказчика.

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО представлено в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу.

 16 января 2024 года ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО опубликовало извещение № 32413177272 о проведении запроса котировок в электронной форме среди субъектов МСП.

При этом ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО не публиковало извещение о проведении электронного аукциона, о чем сообщает податель жалобы. Заказчиком опубликовано извещение о запросе котировок в электронной форме среди субъектов МСП. Поэтому считаем, что информация о способе осуществления закупки в жалобе указана некорректно.

По пунктам:

  1. Таблица из описания предмета закупки (Приложение № 1 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме), на которую ссылается податель жалобы, обобщает стоимость по оказанию услуг. Третий столбец («Площадь, подлежащая уборке») является неотъемлемой частью всей таблицы, в которой в первом столбце («Наименование и описание услуги») указано - «согласно перечня работ». Перечень работ указан в том же Приложении № 1. Исходя из формулировки предмета закупки и данных таблицы, следует что указана площадь ежедневной уборки.

Кроме того, запрос на разъяснение от подателя жалобы не поступал, представитель ООО УК «Биосервис» имел возможность посетить объект.

  1. Относительно «временных пределов» для согласования графика уборки в вечернее время поясняем, что согласование графиков уборки происходит на основе режима работы Заказчика. Такой порядок является обычной практикой для субъектов предпринимательской деятельности оказывающих услуги по уборке зданий и помещений, и не требует дополнительных пояснений (ст. 5 ГК РФ). Вместе с тем, Исполнитель, приступая к оказанию услуг, имеет возможность получить информацию о режиме работы Заказчика, согласовать с представителем Заказчика графики уборки в адекватные сроки, приемлемые для обеих сторон.
  2. Оспаривая информацию, указанную в разделе 2 («Перечень и периодичность работ по уборке помещений Главного корпуса, Красный проспект, 2») податель жалобы не уточнил - информация по какому именно помещению, по его мнению, некорректно сформулирована. Податель жалобы приводит содержание всех таблиц Описания предмета закупки без логического обоснования недостатков формулировки. Таким образом суть замечания подателя жалобы не ясна.

Кроме того, здания ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО по адресам, указанным в описании закупки, являются стандартными административными зданиями. Количество столов, шкафов, кресел, стульев в помещениях данных зданий является обычным для подобных офисных и служебных помещений. Обращаем внимание, что количество мебели не является существенным для определения стоимости работ, поскольку стоимость услуг по уборке определяется исходя из площади помещений, а не их наполнения.

Формулировка «Сухая уборка текстильной обивки кресел с использованием пылесосов» (240 шт.), на которую указывает податель жалобы, - имеет отношение к актовому залу, где сидения прикреплены к полу, не могут быть перенесены в другое помещение, поэтому требуют тщательной уборки специальными средствами. Информация об этом приведена Заказчиком в отдельной таблице.

Высота стен и потолков в данном случае не имеет значения, поскольку исходя из описания предмета закупки следует, что уборке подлежат офисные и служебные помещения по адресу: Красный проспект, 2. Информацию о здании можно найти в открытых источниках: на официальном сайте Заказчика (<...>), а также на иных ресурсах (например, на портале <...>). Высота таких помещений не превышает 2,5-2,7 метров, что является общеизвестной информацией и не требует разъяснения.

Вместе с тем, указание на высоту потолков более 5 метров нецелесообразно, поскольку указанная высота потолков относится к производственным помещениям (цехам) (см. СНиП 31-03-2001). Это уточнение должно относиться к дополнительным условиям и указывается в предмете закупки по необходимости.

Кроме того, стоимость и объем оказываемых услуг определяется исходя из площади зданий, поэтому информация о площади ковровых дорожек, стеклянных поверхностей и других параметрах, указанных в жалобе, не является существенной.

  1. В разделе 3 («Требования к уборочному оборудованию, инвентарю необходимому для проведения работ») указано предлагаемое количество инвентаря, оборудования, расходных материалов, исходя из практики оказания Заказчику услуг по уборке за предыдущие периоды. Ответственность за нарушение данного условия договором не предусмотрена, отслеживание завозимых материалов в описании предмета закупки не установлено. Таким образом, данное требование не нарушает прав участников закупки.
  2. В Приложении № 2 к извещению («Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме») приведена типовая форма для определения ценового предложения. В зависимости от предмета закупки смысл данного Приложения не меняется. Формулировки, указанные в Приложении № 2 не препятствуют участникам закупки в корректной форме заполнить заявку на участие в запросе котировки в электронной форме среди субъектов МСП.

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО считает, что при наличии вопросов податель жалобы мог обраться с запросом к Заказчику для дачи разъяснений. Податель жалобы запросов на разъяснения не подавал.

Дополнительно заказчиком дано следующее пояснение (вх. №1940-ЭП/24 от 05.02.2024).

Согласно Извещению № 32413177272 о проведении запроса котировок в электронной форме среди субъектов МСП (далее - извещение) предметом закупки является: оказание услуг по уборке помещений в здании по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 2 и мойке окон в зданиях по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 2, ул. Восход 26а, ул. Блюхера, 40.

В соответствии с таблицей раздела 2 «Перечень и периодичность работ по уборке помещений» в Описании предмета закупки предусматривается комплексная уборка конференц-зала и технического помещения и уборка актового зала и технического помещения. Удаление пыли со всех горизонтальных и вертикальных поверхностей на высоте не более 2 м.

По сообщению подателя жалобы ООО «УК Биосервис» удаление пыли на высоте не более 2 метров является указанием на то, что во всех остальных случаях высота потолков может быть более 2 метров.

Заказчик не согласен с указанной трактовкой данной части описания закупки.

Выполнение работ на высоте в соответствии с п. 7 Приказа Минтруда России от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» выполняются по заданию работодателя на производство работ с выдачей оформленного на специальном бланке наряда-допуска на производство работ.Вместе с тем, описание предмета закупки (раздел «требования установленные заказчиком») не содержат требования к исполнителю о наличии специального допуска его работников к работам на высоте (высота свыше 5м).

Исходя из имеющихся формулировок, описание предмета закупки не приводит, по мнению Заказчика, к формированию у участников запроса котировки мнения о том, что предметом закупки является выполнение работ требующих наличие специальной квалификации работников Исполнителя. В том числе на то, что является существенным возможность работников Исполнителя оказывать услуги на высоте более «2 метров».

Указание на «не более 2 метров» означает только лишь то, что высота потолков в помещениях конференц-зала и актового зала выше 2 метров, однако уборке подлежат стены не выше 2 метров. Отделка конференц-зала и актового зала представляет собой панели из ЛДСП по периметру помещения до 2-х метров. Данное обстоятельство ограничивает необходимость уборки помещения выше этих панелей из-за возможного загрязнения и порчи оштукатуренных стен тряпками и химическими средствами (фото прилагается).

Во всех остальных случаях высота стен является стандартной, однако данное обстоятельство (высота стен) не является существенной для возможности оказывать услуги Заказчику.

Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

16.01.2024  ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО объявлено о проведении электронного аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений в здании по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 2 и мойке окон в зданиях по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 2, ул. Восход. 26а, ул. Блюхера, 40, размещено извещение о проведении указанного запроса котировок, которое содержит Описание предмета закупки (Приложение 1).

Дата подачи заявок 16.01.2024.

Дата и время окончания подачи заявок 23.01.2024.

На участие поступили 4 заявки.

Положения закупочной документации распространяются на всех потенциальных участников закупки.

Согласно п 1-2 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Заказчиком в описании предмета закупки размещен ряд требований к услугам, нарушающие вышеуказанные требования.

В пункте 2 описания объекта закупки (Перечень и периодичность работ по уборке помещений Главного корпуса, Красный проспект, 2) указаны услуги  по влажной уборке стен, сухая уборка паутины на потолках. При этом высота стен, потолков не указана.

Приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н утверждены Правила по охране труда при работе на высоте (Зарегистрированы в Минюсте России 15.12.2020 № 61477), которые устанавливают государственные нормативные требования по охране труда и регулируют порядок действий работодателя и работника при организации и проведении работ на высоте.

В соответствии с вышеуказанными Правилами, к работам на высоте относятся работы, при которых: существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе, при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к  горизонтальной поверхности составляет более 75°.

Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее - СУОТ) провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с классификацией работ на высоте, указанной в пункте 3 Правил.

При невозможности исключения работ на высоте работодатель должен обеспечить реализацию мер СУОТ по снижению установленных уровней профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника, в том числе путем использования следующих инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия на работников идентифицированных опасностей:

а) применение защитных ограждений высотой 1,1 м и более, обеспечивающих безопасность работника от падения на площадках и рабочих местах;

б) применение инвентарных конструкций лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применением подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов;

в) использование средств коллективной и индивидуальной защиты.

Работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более; работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м, выполняются по заданию работодателя на производство работ с выдачей оформленного на специальном бланке наряда- допуска на производство работ (далее - наряд-допуск рекомендуемый образец предусмотрен приложением № 2 к Правилам).

К работе на высоте допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет.

Работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ.

Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации.

Таким образом, работы, проводимые на высоте свыше 5 метров являются работами, проводимыми на высоте, которые возлагают на работодателя определенную дополнительную ответственность по организации таких работ, а к исполнителям предъявляются дополнительные требования.

Описание объекта закупки без указания на выполнение высотных работ, либо указание на конкретные характеристики высоты объектов не в полной мере соответствуют указанным принципам и могут ввести в заблуждение потенциального участника закупки.

Дополнительным фактом, указывающим на противоречие в закупочной документации, служит то, что в таблицах «Комплексная уборка конференцзала и технического помещения  (серверная)», «Комплексная уборка актового зала и технического помещения» указана соответствующая высота, что также может ввести в заблуждение о высоте стен в описании, где данный параметр не отражен.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России также принимает доводы ООО УК «Биосервис», что сведения о высоте, на которой необходимо проводить уборку, являются существенными для потенциальных участников закупки и влияют на цену предложения.

В приложении 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме представлена форма заявки, в которой столбцы называются «Наименование товара (товарный знак (в случае его наличия), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии)», «Страна происхождения товара», «Требования к техническим характеристикам товара. Требования к техническим характеристикам товара* участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара» и т.д.

Объект закупки – оказание услуг по уборке помещений в здании. Поставка каких-либо товаров не предполагается.

Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что форма заявки, не соответствующая предмету закупки, может ввести потенциальных участников закупки в заблуждение относительно порядка ее заполнения, может привести к необоснованному отклонению заявки участника.

По иным доводам жалобы Комиссия Новосибирского УФАС принимает вышеуказанную правовую позицию организатора торгов, указывая что Заявителем не представлено доводов противоречия действий организатора торгов нормам Закона о закупках.

В рассматриваемом случае, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, описание объекта закупки (помимо доводов подателя жалобы, признанных правомерными) не нарушает общих принципов Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Иные доводы жалобы Комиссия Новосибирского УФАС России находит несостоятельными.

Таким образом, ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений в здании по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 2 и мойке окон в зданиях по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 2, ул. Восход. 26а, ул. Блюхера, 40 (№ в ЕИС32413177272) допущено нарушение порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО УК «Биосервис» (вх. № 1052-эп/24 от 22.01.2024 г.) на действия организатора торгов ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений в здании по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 2 и мойке окон в зданиях по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 2, ул. Восход, 26а, ул. Блюхера, 40 (№ в ЕИС32413177272) обоснованной.
  2. Выдать ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны