Решение №054/01/18.1-935/2020 жалоба жалоба ООО «Энергокапитал» на действия заказчика торг... от 29 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-935/2020

29 мая 2020 года                                                                                                          г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством ВКС жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Энергокапитал» (далее – ООО «Энергокапитал») на действия заказчика торгов Акционерного общества «Научно-исследовательский институт электронных приборов» (далее – АО «НИИЭП») при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по монтажу системы аварийного (резервного) электропитания и освещения (извещение № 32009095092 на сайте http://zakupki.gov.ru),

в присутствии представителей:

заявителя – ООО «Энергокапитал»: <...> (по доверенности № 01 от 09.01.2020 года),

организатора торгов - АО «НИИЭП»: <...>, <...> (по доверенности № 11 от 13.05.2020 года),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «Энергокапитал» на действия заказчика торгов АО «НИИЭП» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по монтажу системы аварийного (резервного) электропитания и освещения (извещение № 32009095092 на сайте http://zakupki.gov.ru).

Заявитель сообщает следующее.

21.04.2020 года на сайте https://zakupki.gov.ru, а также на сайте http://etp.zakazrf.ru заказчиком АО «НИИЭП» было опубликовано извещение о запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Наименование закупки: «0826-2020-00475. Выполнение работ по монтажу системы аварийного (резервного) электропитания и освещения. Индивидуальный номер <...> ». Окончание подачи заявок 06.05.2020 года.

Начальная максимальная цена договора: 5 413 920 (Пять миллионов четыреста тринадцать тысяч девятьсот двадцать) рублей 89 копеек, с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.

ООО «Энергокапитал» направило заявку 30.04.2020 года на заключение Договора на выполнение работ по монтажу системы аварийного (резервного) электропитания и освещения за 4 892 000 (Четыре миллиона восемьсот девяносто две тысячи) рублей 03 копейки, в том числе НДС 20%, что составляет 815 333 рублей 34 копейки.

Подведение итогов закупки состоялось 12.05.2020 года. По результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в закупке (Протокол от 08.05.2020 года № 0826-2020-00475-01), были допущены к участию в закупке первые части 2 участников закупки со следующими идентификационными номерами: 129325, 130456.

Участником с номером 129325 было предложено 4 858 000 рублей (без учета НДС), НДС не облагается.

Участником с номером 130456 (ООО «Энергокапитал) было предложено 4 892 000,03 рублей, в том числе НДС 20 %. что составляет 815 333,34 рублей.

В соответствии с Протоколом № 0826-2020-00475-02 от 12.05.2020 года, участник с номером 129325 был признан победителем.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), а также Единым положением о закупке Государственной корпорации «Ростех», утвержденным решением Наблюдательного совета ГК «Ростех» (протокол от 18.03.2015 года № 2). В соответствии с протоколом № 62 заседания совета директоров АО «НИИЭП» принято решение о присоединении общества к Единому Положению о закупке ГК «Ростех».

Пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии со статьей 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться следующими принципами:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 2.3.2. Приложения № 6 к Единому Положению о закупке ГК «Ростех» к «Методическим рекомендациям по оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке», оценка и сопоставление заявок на участие в запросе котировок/запросе цен осуществляется путем ранжирования 1 участников закупки, прошедших отборочную стадию закупки и допущенных к участию в закупке, в порядке возрастания цены, предложенной ими в заявке на участие в закупке, начиная с наименьшей (исходя из используемого единого базиса оценки (с НДС/без НДС) при проведении запроса цен), при этом участнику запроса цен, предложившему наиболее выгодную для заказчика цену договора (наименьшую цену договора, исходя из используемого единого базиса оценки (с НДС/без НДС)), присваивается первый номер <...> и он признается победителем закупки (подпункт 2. пункта 2.3.2.Приложения № 6 ).

Организатор закупки при сопоставлении цен, предложенных участниками закупки, не являющихся плательщиками НДС, с ценами без учета НДС участников, являющихся плательщиками НДС, нарушил принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, установленных пунктами 2, 3 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, а также нарушил часть 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, запрещающей предъявлять в неравной степени установленные заказчиком требования к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

АО «НИИЭП» в своих возражениях сообщило следующее.

АО «НИИЭП» не согласно с жалобой по следующим основаниям.

1. Извещение об осуществлении закупки по запросу котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по монтажу системы аварийного (резервного) электропитания и освещения (далее – Извещение) содержит в себе подраздел 4.14.3 – «Оценка и сопоставление заявок осуществляются на основании единственного критерия оценки – «цена договора или цена за единицу продукции» в порядке, установленном приложением № 2 к информационной карте. Применение иного порядка и/или критериев оценки, кроме предусмотренных в извещении, не допускается».

В Приложении № 2 к информационной карте указано, что в рамках критерия оценивается предлагаемая участником – цена договора, а в порядке оценки по критерию – «Формулы расчета для указанного критерия не применяются. Оценка и сопоставление заявок осуществляется простым сопоставлением числовых значений ценовых предложений по математическим правилам по мере уменьшения для заказчика степени выгодности предложения о цене договора, при этом сравнение цен заявок производится по предложенной цене договора, с учетом всех налогов и сборов в соответствии с законодательством (вне зависимости от режима налогообложения участника закупки). Победителем закупки признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением, и содержит наиболее низкую цену договора. В случае если несколько участников представили заявки с одинаковыми ценами заявок, победителем закупки признается участник, заявка которого поступила раньше».

2. Единое положение о закупке ГК «Ростех», которым руководствуется Заказчик при проведении закупочных процедур, содержит в себе подразделы:

10.13.8 – «При определении порядка оценки по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» заказчик, при условии возможности и экономической эффективности применения налогового вычета, вправе в извещении, документации о закупке предусмотреть порядок оценки заявок по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» без учета НДС. Если заказчик не имеет права применять налоговый вычет НДС, а также в случаях, когда у заказчика отсутствует однозначная информация о наличии права применить налоговый вычет НДС, либо если налоговый вычет НДС применяется в отношении части приобретаемой продукции, то порядок оценки заявок по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» без учета НДС не может быть установлен в извещении, документации о закупке и в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений должны использоваться цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов в соответствии с законодательством»;

10.13.9 – «Информация об использовании в качестве единого базиса оценки цен без НДС указывается в извещении, документации о закупке»;

10.13.10 – «При проведении процедуры аукциона/редукциона, запроса котировок нормы п. 10.13.8 – 10.13.9 Положения не применяются».

3.  Приложение № 6 Единого положения о закупке ГК «Ростех» - Методические  рекомендаций по оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке содержит в себе пункт 2.3.2 – «Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе котировок/запросе цен осуществляется путем ранжирования участников закупки, прошедших отборочную стадию закупки и допущенных к участию в закупке, в порядке возрастания цены, предложенной ими в заявке на участие в закупке, начиная с наименьшей (исходя из используемого единого базиса оценки (с НДС/без НДС) при проведении запроса цен), при этом:

1) участнику запроса котировок, предложившему наименьшую цену договора, присваивается первый номер <...> и он признается победителем закупки;

2) участнику запроса цен, предложившему наиболее выгодную для заказчика цену договора (наименьшую цену договора, исходя из используемого единого базиса оценки (с НДС/без НДС)), присваивается первый номер <...> и он признается победителем закупки»

Заявитель ссылается на подпункт 2 пункта 2.3.2 Приложения № 6 Единого положения о закупке ГК «Ростех» Методических  рекомендаций по оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке, что является  некорректным, так как в нем идет речь об особенностях оценки и выборе победителя при проведении запроса цен, а не при проведении запроса котировок.

4.  Исходя из Решения Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России - https://br.fas.gov.ru/to/sankt-peterburgskoe-ufas-rossii/78-8017-16-78-8018-16/?query=78/8017/ 16,78/8018/16 видно, что ФГУП «Гознак» нарушил пункты 2, 3 части 1, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с осуществлением оценки и сопоставления заявок, вследствие неправомерного сравнения заявок участников Закупки по ценам без НДС, а также неправомерного признания победителем Закупки участника ООО «Бизнес Печать», предложившего наибольшую цену.

 Таким образом, на основании вышесказанного, АО «НИИЭП» считает необоснованной жалобу ООО «Энергокапитал», так как Заказчиком соблюдены все нормы и принципы, изложенные в части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Единого положения о закупке ГК «Ростех».

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

21.04.2020 года АО «НИИЭП» на сайте https://zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32009095092 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по монтажу системы аварийного (резервного) электропитания и освещения.

В соответствии с Извещением об осуществлении закупки начальная максимальная цена составляет 5 413 920 (Пять миллионов четыреста тринадцать тысяч девятьсот двадцать) рублей 89 копеек, с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.

В соответствии с пунктом 4.14.3 Извещения об осуществлении закупки оценка и сопоставление заявок осуществляются на основании единственного критерия оценки – «цена договора или цена за единицу продукции» в порядке, установленном приложением № 2 к информационной карте. Применение иного порядка и/или критериев оценки, кроме предусмотренных в извещении, не допускается.

В соответствии с Приложением № 2 к информационной карте в рамках критерия «Цена договора или цена за единицу продукции» оценивается предлагаемая участником цена договора, порядок оценки по критерию следующий – «Формулы расчета для указанного критерия не применяются. Оценка и сопоставление заявок осуществляется простым сопоставлением числовых значений ценовых предложений по математическим правилам по мере уменьшения для заказчика степени выгодности предложения о цене договора, при этом сравнение цен заявок производится по предложенной цене договора, с учетом всех налогов и сборов в соответствии с законодательством (вне зависимости от режима налогообложения участника закупки). Победителем закупки признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением, и содержит наиболее низкую цену договора. В случае если несколько участников представили заявки с одинаковыми ценами заявок, победителем закупки признается участник, заявка которого поступила раньше».

В соответствии с Протоколом от 08.05.2020 года № 0826-2020-00475-01 на участие в закупке поступило две первых части заявки, которые были допущены к участию.

В соответствии с Протоколом от 12.05.2020 года № 0826-2020-00475 участником с номером 129325 было предложено 4 858 000 рублей (без учета НДС), участником с номером 130456 (ООО «Энергокапитал) было предложено 4 892 000,03 рублей (с НДС). Участник с номером 129325 был признан победителем.

Согласно пункту 1 статьи 143 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, реализация товаров (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Налогового кодекса РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров, работ, услуг), передаваемых имущественных прав, обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (статья 346.11 Налогового кодекса РФ).

Согласно пунктам 5 и 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) и порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом либо без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Следовательно, при определении в закупочной документации начальной (максимальной) цены договора к обязанностям заказчика относится установление одного значения такой цены для всех участников закупки, независимо от применяемой ими системы налогообложения, и указание на то, содержит или нет установленная цена НДС.

В силу части 6 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, то есть привести к созданию неравных условий и, соответственно, ограничению конкуренции, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Данные требования законодательства согласуются с тем, что предпринимательская деятельность в силу положений статьи 2 Гражданского кодекса РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Участники закупки, принимая решение об участии в закупке, самостоятельно формируют предложения по оцениваемым условиям закупки, исходя из своих возможностей, с учетом интереса одержать победу. Предлагая определенную цену, участник несет риск получения меньшего количества баллов при наличии лучшего предложения другого участника закупки, что в конечном итоге определяет конкуренцию при проведении закупки.

Таким образом, при проведении закупки победитель должен определяться путем сравнения поступивших ценовых предложений, независимо от применяемой участниками системы налогообложения, и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора.

Соответственно, доводы заявителя не находят подтверждения.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Энергокапитал» на действия заказчика торгов АО «НИИЭП» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по монтажу системы аварийного (резервного) электропитания и освещения (извещение № 32009095092 на сайте http://zakupki.gov.ru) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны