Постановление №054/04/9.21-227/2021 в отношении ФГУП «УЭВ» от 5 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/9.21-227/2021

о назначении административного наказания

 

05 марта 2021 года  г. Новосибирск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <...>, рассмотрев протокол № 054/04/9.21-227/2021от 19 февраля 2021 г. и материалы административного дела, возбужденного в отношении юридического лица – Федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения» (ИНН 5408183046, КПП 540801001, ОГРН 1025403649677, дата государственной регистрации юридического лица 28.06.2002 г.; юридический адрес: 630090, г. Новосибирск, ул. Инженерная, д. 17; почтовый адрес: 630090, г. Новосибирск, а/я 144), далее -  ФГУП «УЭВ»,

в присутствии <...>

 

УСТАНОВИЛ:

 

На рассмотрение в Новосибирское УФАС России поступило обращение гр. <...> по поводу технологического присоединения к электрическим сетям.

<...>12 ноября 2020 года в сетевую организацию ФГУП «УЭВ» была оформлена заявка на увеличение мощности на 11 кВт (до 15кВт) для энергоснабжения частного жилого дома, расположенного по адресу: г. Новосибирск, территория СНТ «Маяк»,<...>.

В адрес сетевой организации ФГУП «УЭВ» указанная заявка передана сопроводительным письмом СНТСН «Маяк» (вх. 5794 от 12.11.2020 ФГУП «УЭВ»), согласно письму ФАС России от 03.07.2020 N ИА/56450/20 "О направлении методической помощи территориальным органам ФАС России" (вместе с "Разъяснением по применению пункта 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861).

В соответствии с указанными Разъяснениями, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств принадлежащих правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств заполняется гражданами, либо правообладателями объектов недвижимости, но подается сопроводительным письмомнекоммерческого товарищества, при этом договор о технологическомприсоединении заключается между сетевой организацией и собственникомэнергопринимающих устройств.При этом, граждане подают заявку в соответствии с Приложением N 6 кПравилам.

13.11.2020 ФГУП «УЭВ» направило в адрес СНТСН «Маяк» письмо о том, что заявка на увеличение мощности, в случае присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, подается садоводческим товариществом. ФГУП «УЭВ» приостанавливает рассмотрение заявки до предоставления СНТСН «Маяк» дополнительных документов, а именно:

справка о количестве земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, с указанием информации о фамилии, имени, отчестве владельцев земельных участков, сериях, номерах и датах выдачи паспортов или иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации,

согласие на обработку персональных данных сетевой организацией и субъектом розничного рынка, заполненное всеми гражданами, осуществляющими ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, иными правообладателями объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 г. № 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила). Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 г.

Так, в соответствии с новой редакцией пункта 8(5) Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Требования к составу заявки, а также документам, прикладываемым к заявке на технологическое присоединение, установлены пунктами 9 и 10 Правил.

Согласно пункту 11 Правил, сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.

Подпунктом «з» пункта 10 Правил установлено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, предоставляется справка о количестве земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, с указанием информации о фамилии, имени, отчестве владельцев земельных участков, сериях, номерах и датах выдачи паспортов или иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае наличия такой информации - кадастровые номера земельных участков и данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, выделенной на каждый земельный участок в соответствии с решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

При этом, в случае направления заявки садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, к заявке прилагаются сведения и документы, касающихся тех лиц, в интересах которых предполагается заключение договора технологического присоединения.

В случае представления садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом информации о кадастровых номерах земельных участков и данных о величине максимальной мощности энергопринимающего устройства, выделенной на каждый земельный участок в соответствии с решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, то садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество обязано представить в адрес сетевой организации решение общего собрания.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 10 Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или энергопринимающих устройств, принадлежащих кооперативу либо его членам, к заявке прилагается заполненное всеми гражданами, осуществляющими ведение садоводства илиогородничества расположенных в границах территории садоводства или огородничества, иными правообладателями объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или собственниками, или иными законными владельцами гаражей либо иных объектов, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в отношении энергопринимающих устройств которых подается заявка, согласие на обработку персональных данных сетевой организацией и субъектом розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Учитывая изложенное, к заявке прилагается согласие на обработку персональных данных сетевой организацией и субъектом розничного рынка только тех лиц, в отношении энергопринимающих устройств которых подается заявка.

Как сообщило ФАС России письмом исх. № ВК/110489/20 от 16.12.2020 в ответ на письмо Новосибирского УФАС России исх. № 02-16000 от 27.11.2020 о разъяснении применения законодательства, в указанном в обращении <...> случае в действиях ФГУП «УЭВ» содержатся признаки нарушения статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с п. 14 Правил в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия <...> номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

В соответствии с п. 9 Правил в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил), должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения:

б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

и) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

л) наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

Согласно п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно п. 11 Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

ФГУП «УЭВ» получило заявку <...> на увеличение мощности на 11 кВт (до 15кВт) для энергоснабжения частного жилого дома, расположенного по адресу г. Новосибирск, территория СНТ «Маяк»,<...>, с сопроводительным письмом СНТСН «Маяк» 12.11.2020.

Как следует из материалов обращения, заявка <...> (вх. 5794 от 12.11.2020) соответствует требованиям Правил.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2020 N 262 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила дополнены разделом Х «Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил» (начало действия документа - 01.07.2020).

Согласно п. 103 Правил договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

Заявитель при внесении платы за технологическое присоединение в назначении платежа обязан указать реквизиты указанного счета.

Согласно п. 104 Правил наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Сетевой организацией при подаче заявки заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, должны быть обеспечены:

возможность применения или неприменения рассрочки платежа за технологическое присоединение в случаях и порядке, предусмотренных абзацем шестым настоящего пункта;

возможность выбора ценовой категории, условий почасового планирования потребления электрической энергии и иных существенных условий договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, предусмотренных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.

В отношении указанных в пункте 12(1) настоящих Правил заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), в заявке (по желанию таких заявителей) предусматривается беспроцентная рассрочка платежа в размере 90 процентов платы за технологическое присоединение с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки на период до 3 лет со дня подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения. В таком случае в счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил, включается 10 процентов стоимости мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя.

Согласно п. 105 Правил в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В случае если заявителем выступает физическое лицо в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, гарантирующий поставщик обеспечивает размещение в личном кабинете потребителя наименования и платежных реквизитов гарантирующего поставщика, а также информации о номере лицевого счета заявителя. В указанном случае договор, обеспечивающий продажу электрической энергии на розничном рынке, признается заключенным со дня размещения сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны сетевой организации, в личном кабинете потребителя.

В случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в офисах очного обслуживания потребителей обязана обеспечить доступ к личному кабинету потребителя на безвозмездной основе.

Сетевая организация обязана обеспечить доступ к личному кабинету потребителя гарантирующему поставщику, указанному в заявке (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию), а также обеспечить информирование заявителя на протяжении всей процедуры технологического присоединения о размещении в личном кабинете документов, подлежащих оформлению в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.

Заявители, указанные в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, после завершения процедуры технологического присоединения вправе обратиться к сетевой организации с требованием предоставления документов, которые были размещены сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) в личном кабинете потребителя, на бумажном носителе, а сетевая организация (гарантирующий поставщик) в течение 30 календарных дней со дня обращения потребителя обязана направить такие документы, подписанные со стороны сетевой организации, на бумажном носителе заявителю.

Гр<...> относится к категории заявителей, указанных в п. 14 Правил.

Таким образом, срок размещения ФГУП «УЭВ» на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя) документов, указанных в п. 105 Правил, истек 26.11.2020 г. (дата получения ФГУП «УЭВ» заявки об увеличении мощности 12.11.2020 + 10 рабочих дней).

Письмом от 13.11.2020 исх. 6945 ФГУП «УЭВ» потребовало документы, не предусмотренные для категории заявителей, указанных в п. 14 Правил.

Таким образом, не разместив на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя) документы, указанные в п. 105 Правил, в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки <...> на заключение договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, ФГУП «УЭВ» нарушило п. 105 Правил; потребовав документы, указанные в письме от 13.11.2020, ФГУП «УЭВ» нарушило п. 11 Правил.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, чтонарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Для ФГУП «УЭВ» установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также необходимая для Предприятия валовая выручка (Приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 23.12.2019 N 755-ЭЭ "Об установлении необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области на 2020 - 2024 годы").

Таким образом, ФГУП «УЭВ» является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии. Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности и являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

ФГУП «УЭВ», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, в действиях ФГУП «УЭВ» при рассмотрении заявки<...> на заключение договора об осуществлении технологического присоединения в целях увеличения мощности энергопринимающих устройств частного жилого дома, расположенного по адресу г. Новосибирск, территория СНТ «Маяк», <...>, содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

  Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

Время совершения административного правонарушения – 27.11.2020 г., 13.11.2020 г.

Таким образом, ФГУП «УЭВ» за нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, несет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Письмом вх. № 2313 от 16.02.2021 г. ФГУП «УЭВ» пояснило следующее.

СНТСН «Маяк» сопроводительным письмом № 44 от 11.11.2020 (вх. № 5794 от 12.11.2020) направило в ФГУП «УЭВ» заявку члена СНТСН «Маяк» гр. <...>. на увеличение мощности жилого дома, расположенного на территории СНТСН «Маяк».

ФГУП «УЭВ» рассмотрело указанное сопроводительное письмо СНТСН «Маяк» и приложение к письму - заявку <...>. на осуществление технологического присоединения жилого дома, расположенного на земельном участке (КН зем.уч.: 54:35:091210:1676).

В установленные сроки, ФГУП «УЭВ» направило почтой России заявителю ответ-уведомление исх. № 6945 от 13.11.2020, содержащий указание на сведения и документы, которые в соответствии с Правилами тех.присоединения № 861 должны быть представлены СНТСН «Маяк» в дополнение к ранее представленным сведениям. Ответ ФГУП «УЭВ» был мотивирован пунктами 8(5), 8-10 «Правил технологического присоединения энергопринимающихустройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила тех. присоединения № 861).

С позицией гр. <...> ФГУП «УЭВ» не согласно по следующим основаниям:

В соответствии с информацией, указанной в заявке <...>, она имеет намерение самостоятельно осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств (увеличить мощность ранее подключенного объекта) <...> на земельном участке, расположенном в границах СНТСН «Маяк».

1.           Технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций и иных лиц, осуществляется согласно п. 1 ст.26 Федерального закона «Обэлектроэнергетике» (далее - «ФЗ N35 от 26.03.2003») в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

2.           Пунктом 4 ст.426 Гражданского кодекса РФ установлено, что Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

В отношении договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключаемых между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в соответствии с п.1 ст.21 «ФЗ N35 от 26.03.2003» Правительство РФ установило порядок технологического присоединения, утвердив 27.12.2004 «Правила тех. присоединения № 861».

Правила тех.присоединения № 861 определяют порядок и особенности технологического присоединения, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора, порядок проведения проверки выполнения технических условий ... , а также процедуру приостановления рассмотрения заявок заявителей.

3.           Действие Правил тех.присоединения № 861 (пункт 2) распространяется на случаи впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств, увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения и т.д.

Кроме этого, правила тех.присоединения № 861 распространяют свое действие на энергопринимающие устройства/объекты, относящиеся к имуществу общего пользования товарищества, либо принадлежащие гражданам и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенным в границах территории СНТ, максимальная мощность которых изменяется (п.2(2) Правил).

4.           Пунктом 8(5) Правил определен порядок подачи заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов) на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.

Так, абзац 3 п. 8(5) регулирует отношения по ведению садоводства/огородничества гражданами на земельных участках, на которых товарищества не созданы. В этом случае, заявка на технологическое присоединение, подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом установленных особенностей и зависимости от мощности присоединяемых устройств.

Однако, при наличии садоводческого товарищества (как в ситуации с гр<...>) порядок подачи заявок на технологическое присоединение определен абзацем 1 п.8(5) Правил тех.присоединения № 861, в соответствии с которым заявка подается товариществом, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, принадлежащих гражданам, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенным в границах территории садоводства или огородничества.

Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4-7, в зависимости от мощности и других особенностей присоединяемых устройств (абзац 1 п.8 Правил тех.присоединения № 861).

При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств (абзац 2 п.8(5) Правил).

Установленная абзацем 1 п.8(5) Правил, процедура подачи заявки товариществом, согласуется с нормами Закона от 29.07.2017 N217-03 "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд ..." (далее «ФЗ N217 от 29.07.2017»).

Так, согласно подпункта 5 пункта 7 статьи 18 Федерального закона ФЗ N217 от 29.07.2017 к полномочиям правления товарищества относится принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, ... и иной деятельности, направленной на достижение целей товарищества: «создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, ... (п.1 ст.7 ФЗ N217 от 29.07.2017))».

Именно для достижения своих целей и удовлетворения потребностей граждан, товарищество создает имущество общего пользования. А также необходимые условия для совместного владения, пользования и распоряжения гражданами имущества общего пользования (ФЗ N217 от 29.07.2017 подпункт 8 пункта 7 статьи 18). В силу этого, садоводческое общество является представителем членов-садоводов перед всеми третьими лицами и действует в их интересах.

Правила тех.присоединения четко и однозначно в п. 8(5) первом абзаце устанавливают обязанность садоводческого товарищества подать заявку на тех.присоединение (а не передать сопроводительным письмом заявку лица, обратившегося в товарищество), вне зависимости от того, энергопринимающие устройства общества или гражданина подлежат тех.присоединению. Главным условием является нахождение объекта на землях садоводческого общества и намерение владельца увеличить мощность.

«п.8(5) В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии)».

При толковании правовых норм принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение правовой нормы, в случае неясности, устанавливается путем сопоставления с другими нормами права и положениями, условиями и смыслом нормативно-правового акта в целом (по аналогии ст. 431 ГК РФ).

Системное толкование положений Правил тех.присоединения № 861, а именно абзац 1,2 пункта 8(5) подтверждает названную выше обязанность именно садоводческого общества на подачу заявки.

При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату (абз. 2 п. 8(5) Правил).

Речь идет именно о подаче заявки, а не о направлении заявки другого лица сопроводительным письмом. Правила тех.присоединения № 861, ни в одном пункте не используют указание на сопроводительное письмо.

Согласно части 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Ссылка СНТСН «Маяк» на разъяснения ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20 «О направлении методической помощи территориальным органам ФАС России» в данном случае не применима к данной ситуации по указанным выше обстоятельствам.

Кроме того, сложившейся судебной практикой неоднократно подтверждена позиция ФГУП «УЭВ», а именно:

1.           Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.09.2019г. № АКПИ19-499. Судом сделан вывод о том, что «некоммерческое товарищество выступает в качестве единого субъекта в вопросах взаимодействия с организациями, осуществляющими снабжение электрической энергией как членов товарищества, так и лиц, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе». Кроме того, осуществление технологического присоединения без учета имущества общего пользования некоммерческого товарищества может привести к значительному увеличению количества объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций и увеличению охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также ограничит использование имущества, расположенного в пределах охранных зон».

2.           Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного суда РФ от 14.01.2020г. № АПЛ19-478. Судом подтверждены все выводы суда первой инстанции. Кроме того, отмечено, что «судом первой инстанции верно указано в решении, что установленная пунктом 8(5) Правил тех.присоединения № 861 процедура подачи заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям некоммерческим товариществом не может рассматриваться как ограничивающая свободу договора и права потребителя, владеющего энергопринимающими устройствами, на их использование, поскольку она согласуется с нормами Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества, определяющего особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3.           Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 24.11.2020г. по делу № 2-3458/20. Суд, изучив вышеприведенные законодательные нормы в их совокупности, пришел к аналогичному мнению. Согласно указанного решения, на СНТСН возложена обязанность подать заявку в сетевую организацию на технологическое присоединение энергопринимающего устройства земельного участка №..., расположенного на территории СНТСН, в связи с увеличением максимальной мощности энергопринимающего устройства.

Таким образом, <...> и СТНСН «Маяк» нарушена процедура подачи заявки на тех.присоединение (подано не тем лицом, не по форме (приложения), отсутствуют необходимые документы в полном объеме).

На основании вышеизложенного, ФГУП «УЭВ» рассмотрело письмо СНТСН «Маяк» (Вх. № 5794 от 12.11.2020) и подготовило ответ-уведомление председателю товарищества о том, что:

1.           В п.8(5) абзац 1 Правил тех.присоединения № 861 определен порядок (при наличии товарищества) подачи заявок на увеличение мощности любых энергоустановок, расположенных в границах территории товарищества. СНТСН «Маяк» должно подать заявку (а не сопроводительное письмо) на увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, в объеме необходимом для увеличения мощности энергоустановок жилого дома<...>до 15кВт, с учетом ранее подключенной мощности этого дома.

2.           Заявка должна быть оформлена в соответствии с Приложением 7 к Правилам тех.присоединения №861 (исходя из информации, указанной в Акте об осуществлении технологического присоединения № 684 от 05.11.2019) и содержать информацию, указанную в п.9 Правил.

3.           К заявке должны быть приложены документы в соответствии с п. 10 Правил тех.присоединения № 861.

4.           О приостановлении ФГУП «УЭВ» рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов,

5. О подготовке ФГУП «УЭВ» договора и технических условий и направлении их заявителю, после получения недостающих сведений и документов.

Письмом вх. № 3343э от 04.03.2021 г. ФГУП «УЭВ» представило возражения на протокол об административном правонарушении.

В настоящее время в отношении ФГУП «УЭВ» рассматривается административное дело № 054/04/9.21-227/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

ФГУП «УЭВ», рассмотрело протокол УФАС по HСO(далее - протокол) об административном нарушении №054/04/9.21-227/2021 от 19.02.2021 ФГУП «УЭВ» в сфере, относящейся к деятельности субъекта естественной монополии, ответственность за нарушение которого предусмотрена ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, а именно: «Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения(технологического присоединения) к ... электрическим сетям, ... , либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии ...».

ФГУП «УЭВ» не согласно с указанным административным правонарушением и представленным обоснованием этой позиции в отношении рассматриваемого в протоколе события (обращения гр.<...>., по вопросу технологического присоединения, направленного СНТСН «Маяк» в ФГУП «УЭВ» сопроводительным письмом вх. № 5794 от 12.11.2020) по следующим основаниям:

  1. ФГУП «УЭВ», не были нарушены правила недискриминационного доступа куслугам по передаче электрической энергии, что подтверждается следующими фактами и документами.
  1. В 2009 году СНТСН «Маяк» заключило с АО «Новосибирскэнергосбыт» от своего имени в интересах садоводов договор энергоснабжения №Э-671 от 10.09.2009 с разрешенной максимальной мощностью 144 кВт. В декабре 2018 года СНТСН «Маяк» подписало дополнительное соглашение № 3 к договору №Э-671 об увеличении разрешенной максимальной мощности до 264кВт (в соответствии с выданным ФГУП «УЭВ» Актом об осуществлении технологического присоединения № 684 от 05.11.2019).

Технологическое присоединение осуществляется согласно п.1 ст.26 Закона «Об электроэнергетике» (далее — «ФЗ 35 от 26.03.2003») в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение СНТСН осуществлено надлежащим образом, СНТСН «Маяк» является потребителем электрической энергии, в соответствии с заключенным (публичным) договором №Э-671 от 10.09.2009 получает электроэнергию, т.е. имеет недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии.

1.2. Гр.<...> также имеет доступ к услугам по передаче электрическойэнергии, поскольку, энергоснабжение частного жилого дома гр. <...>.расположенного по адресу: г. Новосибирск, территория СНТСН «Маяк»<...>, происходит в рамках технологического присоединения, осуществленногоСНТСН «Маяк», что подтверждается Актом об осуществлении технологическогоприсоединения №1 от 01.02.2020. подписанным<...> и СНТСН «Маяк».

В соответствии с письмом АО «Новосибирскэнергосбыт» вх. №1217 от 11.03.2020г., между <...>. и АО «Новосибирскэнергосбыт» заключен договор от 14.02.2020г. (л/сч №802242000) энергоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: г. Новосибирск, территория СНТСН «Маяк», <...>, в соответствии с которым, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Данный договор является публичным, заключается в простой письменной форме. Формы публичных договоров, размещены в центрах очного обслуживания, на сайте гарантирующего поставщика в сети "Интернет", а Федеральная антимонопольная служба (ее территориальные органы) осуществляют контроль за соответствием разработанных гарантирующим поставщиком форм договоров энергоснабжения.

Следовательно, технологическое присоединение жилого дома <...>. осуществлено надлежащим образом, она является потребителем электрической энергии, приобретающим электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых нужд по договору энергоснабжения, т.е. ее право на недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии не нарушено.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей носит однократный характер (п. 1 ст.26 «ФЗ N35 от 26.03.2003»). В случае необходимости увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения и т.д. заявителем осуществляются мероприятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

  1. ФГУП «УЭВ» не был нарушен установленный порядок подключения(технологического присоединения) к ... электрическим сетям, поскольку:
  1. Пунктом 4 ст.426 Гражданского кодекса РФ установлено, что Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

В соответствии с п.1 ст.21 «ФЗ N35 от 26.03.2003» Правительство Российской Федерации:

            а)        в отношении договоров энергоснабжения, заключаемых между потребителями и гарантирующими поставщиками, ввело в действие Постановление Правительства РФ № 442 от 04.05.2012, которое утверждает основные положения функционирования розничных рынков, а в III разделе установлены правила заключения и исполнения публичных договоров на розничных рынках, примерные договоры купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения) с потребителями и т.д.

            б)        в отношении договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключаемых между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, установило порядок технологического присоединения, утвердив 27.12.2004 «Правила технологического присоединения ... к электрическим сетям» (далее - Правила тех. присоединения).

Несмотря на то, что «технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии» и «не образует отдельного вида экономической деятельности», как отмечено в протоколе, Правительство Российской Федерации, отдельным нормативным актом, установило порядок технологического присоединения к электрическим сетям.

Правила тех.присоединения определяют порядок и особенности технологического присоединения, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора, ..., а также процедуру приостановления рассмотрения заявок заявителей.

Действие Правил тех.присоединения (п.2) распространяется на случаи впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств, увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения и т.д.

А также, распространяет свое действие на энергопринимающие устройства/объекты, относящиеся к имуществу общего пользования товарищества, либо принадлежащие гражданам и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенным вграницах территории СНТ, максимальная мощность которых изменяется (п.2(2) Правил).

Пунктом 8(5) Правилтех.присоединения определен порядок подачи заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов) на земельныхучастках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.

Так, абзац 3 п. 8(5) регулирует отношения по ведению садоводства/огородничества гражданами на земельных участках, на которых товарищества не созданы. В этом случае, заявка на технологическое присоединение, подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом установленных особенностей и зависимости от мощности присоединяемых устройств.

При наличии товарищества, порядок подачи заявок на технологическое присоединение определен абзацем 1 п.8(5) Правил, в соответствии с которым заявкаподается товариществом, в случае технологического присоединения энергопринимающихустройств, относящихся к имуществу общего пользования, принадлежащих гражданам,или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границахтерритории садоводства или огородничества.

Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4-7, в зависимости от мощности и других особенностей присоединяемых устройств (абзац 1 п.8 Правил).

При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств (абзац 2 п.8(5) Правил).

Установленная абзацем 1 п.8(5) Правил, процедура подачи заявки товариществом, согласуется с нормами Закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд ...» (далее «ФЗ N217 от 29.07.2017»).

Так, согласно подпункта 5 пункта 7 статьи 18 Федерального закона ФЗ N217 от 29.07.2017 к полномочиям правления товарищества относится принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, ... и иной деятельности, направленной на достижение целей товарищества: «создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, ... (п.1 ст.7 ФЗ N217 от 29.07.2017))».

Именно для достижения своих целей и удовлетворения потребностей граждан, товарищество создает имущество общего пользования. А также необходимые условия для совместного владения, пользования и распоряжения гражданами имущества общего пользования (ФЗ N217 от 29.07.2017 подпункт 8 пункта 7 статьи 18). В силу этого,садоводческое общество является представителем членов-садоводов перед всемитретьими лицами и действует в их интересах.

В соответствии с вышесказанным, 2009 году СНТСН «Маяк» от своего имени в интересах садоводов заключило с АО «Новосибирскэнергосбыт» договор энергоснабжения №Э-671 от 10.09.2009.

Также, СНТСН «Маяк» заключило агентский договор №<...>/2018 от 01.11.2018 (ранее договор №<...> от 01.10.2009) с <...>, регулирующий порядок пользования и предоставления коммунальных услуг СНТСН, в том числе:

            обязанность <...> осуществлять оплату фактически потребленной электроэнергии;

            обязанность СНТСН «Маяк» осуществлять передачу электрической энергии до границы эксплуатационной ответственности, установленной между <...>. и СНТСН, а также осуществлять перечисление платежей за фактически потребленную электроэнергию поставщику электроэнергии.

  1. СНТСН «Маяк» сопроводительным письмом № 44 от 11.11.2020 (вх.№ 5794 от 12.11.2020) направило в ФГУП «УЭВ» заявку члена СНТСН «Маяк» гр. <...>на увеличение мощности жилого дома, расположенного на территории СНТСН «Маяк» (КН зем.уч.: 54:35:091210:1676).

ФГУП «УЭВ» рассмотрело письмо СНТСН «Маяк» (вх.№ 5794 от 12.11.2020) и приложение к письму - заявку <...>.

В соответствии с п.8(5) абзац 1 Правил тех.присоединения определен порядок (при наличии товарищества) подачи заявок на увеличение мощности любых энергоустановок, расположенных в границах территории товарищества.

«п.8(5) В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этихэнергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим илиогородническим некоммерческим товариществом (при наличии)».

Правила тех.присоединения четко и однозначно в п. 8(5) первом абзаце устанавливают обязанность садоводческого товарищества подать заявку натех. присоединение (а не передать сопроводительным письмом заявку лица, обратившегося в товарищество), вне зависимости от того, энергопринимающие устройства общества или гражданина подлежат тех.присоединению. Главным условием является нахождение объекта на землях садоводческого общества и намерение владельца увеличить мощность.

Т.е. СНТСН «Маяк» должно подать заявку (а не сопроводительное письмо) на увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств, в объеме необходимом для увеличения мощности энергоустановок жилого дома <...> до 15кВт, с учетом ранее подключенной мощности этого дома.

При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество невправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату (абз. 2 п. 8(5) Правил тех.присоединения).

При толковании правовых норм принимается во внимание буквальное значениесодержащихся в них слов и выражений. Буквальное значение правовой нормы, в случае неясности, устанавливается путем сопоставления с другими нормами права и положениями, условиями и смыслом нормативно-правового акта в целом (по аналогии ст. 431 ГК РФ).

Системное толкование положений Правил тех.присоединения № 861, а именно абзац 1,2 пункта 8(5) подтверждает названную выше обязанность именно садоводческого общества на подачу заявки.

Заявка должна быть оформлена в соответствии с Приложением 4-7 к Правилам тех.присоединения (исходя из информации, указанной в Акте об осуществлении технологического присоединения №684 от 05.11.2019) и содержать информацию, указанную в п.9 Правил. К заявке должны быть приложены документы в соответствии с п. 10 Правил.

Ссылка СНТСН «Маяк» на разъяснения ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20 «О направлении методической помощи территориальным органам ФАС России» не применима к данной ситуации по указанным выше обстоятельствам.

Таким образом, <...>. и СТНСН «Маяк» нарушена процедура подачи заявки на тех.присоединение (подано не тем лицом, не по форме (приложения), отсутствуют необходимые документы в полном объеме).

  1. Указанные в протоколе нарушения по п.п. 103, 104, 105 раздела X Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил тех.присоединения не могут приняты в силу того, что данный раздел регламентирует работу сетевых организаций с заявителями, указанными:

     в п. 12(1), а именно: заявители - юридические лица или индивидуальныепредприниматели, максимальная мощность энергоустановок которых составляет до 150 кВт включительно по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств;

   в п. 14, а именно: заявители - физические лица, максимальная мощность энергоустановоккоторых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по одному источнику электроснабжения.

Поскольку СНТСН «Маяк» является юридическим лицом, максимальная мощность энергоустановок которого составляет 264 кВт включительно по третьей категории надежности энергопринимающих устройств, то данный заявитель относится к категории заявителей, указанных в п. 12 Правил тех.присоединения, т.е. является: заявителем - юридическим лицом максимальная мощность энергопринимающихустройств которого составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт., соответственно, заявка подается СНТСН «Маяк» (абзац 1 п.8(5)) по форме Приложения 7 к Правиламтех.присоединения).В заявке должна быть указана информация по п. 9 Правил тех.присоединения, а также приложены документы по п. 10, в том числе по п. 10 з), п. 10 л).

Рассмотрение заявки <...> по п.8(5) абзац 3 Правил тех.присоединения, как Заявителя, который осуществляет ведение садоводства или огородничества без создания садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и отнесением, в дальнейшем, его по мощности к категории заявителей, указанных в п. 14, не корректно, поскольку СНТСН «Маяк» действующее юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в соответствии с Уставом СНТСН «Маяк», целью которого является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества, обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом...

Рассмотрение заявки <...>по п.14 Правил тех.присоединения, как физического лица, без относительно места расположения его энергопринимающих устройств (жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, территория СНТСН «Маяк», <...>) , также не корректно, поскольку Правилами тех.присоединения специально предусмотрен п.8(5) в котором определен порядок подачи заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов) на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.

  1. Кроме того, сложившейся судебной практикой неоднократно подтвержденапозиция ФГУП «УЭВ», а именно:
  1. Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.09.2019г. № АКПИ19-499. Судом сделан вывод о том, что «некоммерческоетоварищество выступает в качестве единого субъекта в вопросах взаимодействия сорганизациями, осуществляющими снабжение электрической энергией как членов товарищества, так и лиц, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе». Кроме того, осуществление технологического присоединения без учета имущества общего пользования некоммерческого товарищества может привести к значительному увеличению количества объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций и увеличению охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также ограничит использование имущества, расположенного в пределах охранных зон».
  2. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного суда РФ от 14.01.2020г. № АПЛ19-478. Судом подтверждены все выводы суда первой инстанции. Кроме того, отмечено, что «судом первой инстанции верно указано в решении, что установленная пунктом 8(5) Правил тех.присоединения № 861 процедура подачи заявкина технологическое присоединение к электрическим сетям некоммерческимтовариществом не может рассматриваться как ограничивающая свободу договора и права потребителя, владеющего энергопринимающими устройствами, на их использование, поскольку она согласуется с нормами Закона о ведении гражданами садоводства иогородничества, определяющего особенности гражданско-правового положениянекоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства иогородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
  3. Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 24.11.2020г. по делу № 2-3458/20. Суд, изучив вышеприведенные законодательные нормы в их совокупности, пришел к аналогичному мнению. Согласно указанного решения, на СНТСН возложена обязанность подать заявку в сетевую организацию на технологическое присоединение энергопринимающего устройства земельного участка №..., расположенного на территории СНТСН, в связи с увеличением максимальной мощности энергопринимающего устройства.
  1. В связи с вышесказанным, гр.<...> не может быть отнесена к категории заявителей, указанных в п. 14 Правил тех. присоединения.

Жилой дом <...> расположен на земельном участке в границах территорииСНТСН «Маяк», при этом СНТСН «Маяк» является действующим юридическим лицом,соответственно, заявка должна быть подана СНТСН «Маяк» по форме Приложения 7 к Правилам тех.присоединения. В заявке должны быть указана информация по п.9 Правил тех.присоединения, а также приложены документы по п. 10, в том числе по п. 10 з), п. 10 л).

  1. Ссылка на нарушение пункта 11 Правил тех.присоединения в данном случае не подтверждается представленными материалами. Письмом от 13.11.2020г. № 6945 ФГУП №УЭВ запросило СНТСН «Маяк» (юридическое лицо) документы, предусмотренные пунктами 10з), 10 л), Правил тех.присоединения, которые должны быть предоставлены СНТСН «Маяк» при подаче заявки на тех.присоединение. ФГУП «УЭВ» с физического лица<...> указанным письмом никаких документов не запрашивало. С юридического лица (СНТСН «Маяк») документы были запрошены в силу установленных пунктами 8 (5), 10 з), 10л) Правил тех.присоединения.

Соответственно, указанные административные правонарушения ФГУП «УЭВ» в протоколе и представленные обоснования этой позиции не могут быть приняты в связи с некорректным отнесением заявки <...> к категории заявителей, указанных в п. 14 Правил тех. присоединения.

Ранее поданные пояснения ФГУП «УЭВ» поддерживает в полном объеме. Все судебные акты (решения) приложены к пояснениям (вход № 2313 от 16.02.2021г.).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 Ко АП РФ).

Согласно частей 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 1, 2 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

            отсутствие события административного правонарушения;

            отсутствие состава административного правонарушения.

На основании изложенного, в соответствии с положениями ст. 1.5, ст. 2.1, ст. 24.5, ст. 29.9 КоАП РФ, ФГУП «УЭВ» просит производство по делу прекратить.

По поводу изложенных выше доводов ответчика необходимо отметить следующее.

В рамках рассмотрения данного дела об административном правонарушении ФГУП «УЭВ» не вменяется нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №331, Федеральная антимонопольная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Согласно письму ФАС России от 03.07.2020 N ИА/56450/20 "О направлении методической помощи территориальным органам ФАС России" (вместе с "Разъяснением по применению пункта 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861), в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств принадлежащих правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств заполняется гражданами, либо правообладателями объектов недвижимости, но подается сопроводительным письмом некоммерческого товарищества, при этом договор о технологическом присоединении заключается между сетевой организацией и собственником энергопринимающих устройств. При этом, граждане подают заявку в соответствии с Приложением N 6 к Правилам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 г. № 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила). Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 г.

Так, в соответствии с новой редакцией пункта 8(5) Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Требования к составу заявки, а также документам, прикладываемым к заявке на технологическое присоединение, установлены пунктами 9 и 10 Правил.

Согласно пункту 11 Правил, сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.

Подпунктом «з» пункта 10 Правил установлено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, предоставляется справка о количестве земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, с указанием информации о фамилии, имени, отчестве владельцев земельных участков, сериях, номерах и датах выдачи паспортов или иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае наличия такой информации - кадастровые номера земельных участков и данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, выделенной на каждый земельный участок в соответствии с решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

При этом, в случае направления заявки садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, к заявке прилагаются сведения и документы, касающихся тех лиц, в интересах которых предполагается заключение договора технологического присоединения.

В случае представления садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом информации о кадастровых номерах земельных участков и данных о величине максимальной мощности энергопринимающего устройства, выделенной на каждый земельный участок в соответствии с решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, то садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество обязано представить в адрес сетевой организации решение общего собрания.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 10 Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или энергопринимающих устройств, принадлежащих кооперативу либо его членам, к заявке прилагается заполненное всеми гражданами, осуществляющими ведение садоводства илиогородничества расположенных в границах территории садоводства или огородничества, иными правообладателями объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или собственниками, или иными законными владельцами гаражей либо иных объектов, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в отношении энергопринимающих устройств которых подается заявка, согласие на обработку персональных данных сетевой организацией и субъектом розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Учитывая изложенное, к заявке прилагается согласие на обработку персональных данных сетевой организацией и субъектом розничного рынка только тех лиц, в отношении энергопринимающих устройств которых подается заявка.

Как сообщило ФАС России письмом исх. № ВК/110489/20 от 16.12.2020 в ответ на письмо Новосибирского УФАС России исх. № 02-16000 от 27.11.2020 о разъяснении применения законодательства, в указанном в обращении <...> случае в действиях ФГУП «УЭВ» содержатся признаки нарушения статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2020 N 262 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила технологического присоединения дополнены разделом Х «Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил» (начало действия документа - 01.07.2020).

Гр. <...> относится к заявителям, указанным в п. 14 Правил технологического присоединения - заявители - физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику. Следовательно, в данном случае подлежит применению порядок, установленный разделом Х Правил.

В рассматриваемом случае ФГУП «УЭВ» не вправе было требовать документы, не предусмотренные в качестве необходимых к представлению в составе заявки для категории заявителей, указанных в п. 14 Правил.

Таким образом, ФГУП «УЭВ» за нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, несет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению. Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

У ФГУП «УЭВ»имелась возможность для соблюдения Правил технологического присоединения, а именно: не требовать документы, не предусмотренные в качестве необходимых к представлению в составе заявки для категории заявителей, указанных в п. 14 Правил; разместитьна своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (личный кабинет потребителя) документы, указанные в п. 105 Правил, в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки <...> на заключение договора об осуществлении технологического присоединения.

Таким образом, ФГУП «УЭВ»не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований законодательства,за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а именно, установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушенияхнарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь частью 1 статьи 9.21, статьей 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие отягчающих и смягчающих обстоятельств,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. ПризнатьФедеральное государственное унитарное предприятие «Управление энергетики и водоснабжения» (ИНН 5408183046, КПП 540801001, ОГРН 1025403649677, дата государственной регистрации юридического лица 28.06.2002 г.; юридический адрес: 630090, г. Новосибирск, ул. Инженерная, д. 17; почтовый адрес: 630090, г. Новосибирск, а/я 144)виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Применить к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление энергетики и водоснабжения» (ИНН 5408183046, КПП 540801001, ОГРН 1025403649677, дата государственной регистрации юридического лица 28.06.2002 г.; юридический адрес: 630090, г. Новосибирск, ул. Инженерная, д. 17; почтовый адрес: 630090, г. Новосибирск, а/я 144)меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000(сто тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Банк получателя: Сибирское ГУ Банка России//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск.

Номер банковского счета 40102810445370000043.

Номер казначейского счета 03100643000000015100.

БИК 015004950.

ОКТМО 50701000.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России л/с: 04511127040), дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 21.01.1998, ИНН 5405116098/КПП 540501001, код БК 161 1 16 01091 01 0021 140, УИН 16100500000000884431.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]


[1] В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Связанные организации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ И ВОДОСНАБЖЕНИЯ"
ИНН 5408183046, ОГРН 1025403649677