Решение №054/05/18-2130/2021 в отношении ПАО «Мегафон» от 27 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«27» января 2022г.                                                                                                  г.Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>

рассмотрев дело №054/05/18-2130/2021, возбужденное по факту распространения 28.08.2021г. посредством осуществления телефонного звонка на абонентский номер <...> с абонентского номера <...> рекламной информации с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие:

заявителя: физическое лицо <…>,

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ПАО «Мегафон» (ОГРН 1027809169585), <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх.№15433э от 30.08.2021г.) по факту нарушения ст.18 ФЗ «О рекламе» при осуществления телефонного звонка на абонентский номер заявителя <...> с абонентского номера <...> с предложением услуги кредитования.

По результатам рассмотрения заявления возбуждено данное дело. при изучении обстоятельств которого установлено следующее.

Осуществление указанного звонка подтверждается детализацией оказанных услуг связи за 28.08.2021г., время осуществления звонка: 09:35:57.

Содержание звонка: <начало записи> «Здравствуйте. Сегодня вам готовы одобрить до 92 тысяч рублей только по паспорту и без переплаты процентов. Для получения денег на карту за 10 минут нажмите цифру 1.Если вам не нужны деньги, нажмите 0. Спасибо. Ожидайте СМС с персональной ссылкой для оформления займа» <конец записи>.

Содержание звонка подтверждается записью, приложенной к заявлению «<...>-<...>.amr», Актом фиксации информации от 13.09.2021г.

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация является рекламой, т.к. привлекает внимание к объекту рекламирования: займу до 92 тысяч рублей (с перечислением конкретных характеристик).

В силу требований, установленных ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Как сообщается заявителем, им такого согласия какому-либо лицу не давалось. Следовательно, данное обстоятельство указывает на нарушение ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе».

В силу ч.2 ст. 18 ФЗ «О рекламе», не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Для целей выявления нарушения требования ч.2 ст.18 ФЗ «О рекламе» антимонопольным органам необходимо установить факт того, что:

- в ходе осуществления звонка абоненту или направления ему сообщения использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание и автоматическая рассылка);

- осуществление такого звонка абоненту или направление ему такого сообщения осуществлялось для распространения рекламы.

Вместе с тем для целей реализации ФАС России возложенных на него полномочий антимонопольный орган должен обладать документами и доказательствами, необходимыми для принятия обоснованного решения.

Так, запись телефонного разговора, предоставленная абонентом антимонопольному органу, содержащая в начале такого разговора воспроизведенный абоненту заранее записанный аудиофрагмент, представляющий собой последовательность звуков и/или речь человека (автоматизированная запись), позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления такого звонка абоненту использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание) (данная позиция также отражена в Письме ФАС России от 26.12.2019 №ДФ/114009/19 «О применении ч.2 ст.18 ФЗ «О рекламе»).

Рассматриваемые звонки были осуществлены посредством автоматического воспроизведения заранее записанного аудио-фрагмента с предложением абоненту выбора ответа «нажмите цифру 1», «нажмите 0». Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении требований ч.2 ст.18 ФЗ «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований ч.ч.1,2 ст.18 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель (ч.7 ст.38 ФЗ «О рекламе»).

Согласно ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно информации, содержащейся в общедоступном источнике в сети Интернет по адресу https://zniis.ru/bdpn/check (Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт связи»), абонентский номер <...> относится к номерной емкости оператора связи ПАО «Мегафон».

В свою очередь ПАО «Мегафон» поясняет, что абонентский номер <...>, с которого был совершен указанный в запросе звонок, выделен ООО «Альфа Тепло», ИНН 3663133843 ОГРН 1183668008479, местонахождения 394029, г.Воронеж, ул. Ленинградская, д. 134, на основании договора на оказание услуг связи 100353201 от 23.06.2021 г.

При этом, Новосибирским УФАС России установлено, что в Приложении к договору на оказание услуг связи 100353201 от 23.06.2021 г., содержащему абонентские номера, переданные в пользование ООО «Альфа Тепло», абонентский номер <...>отсутствует.

Таким образом, рекламораспространителем, в данном случае, является ПАО «Мегафон» (ИНН 7812014560, ОГРН 1027809169585, дата присвоения ОГРН: 15.07.2002, переулок Оружейный, д.41, г.Москва, 127006).

В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ 24.11.2020г. №1922

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламную информацию, распространенную 28.08.2021г. посредством осуществления телефонного звонка на абонентский номер <...> с абонентского номера <...>следующего содержания:

<начало записи> «Здравствуйте. Сегодня вам готовы одобрить до 92 тысяч рублей только по паспорту и без переплаты процентов. Для получения денег на карту за 10 минут нажмите цифру 1.Если вам не нужны деньги, нажмите 0. Спасибо. Ожидайте СМС с персональной ссылкой для оформления займа» <конец записи>,

ненадлежащей,

а ПАО «Мегафон» (ИНН 7812014560, ОГРН 1027809169585, дата присвоения ОГРН: 15.07.2002, переулок Оружейный, д.41, г.Москва, 127006) нарушившим ч.ч.1,2 ст.18 ФЗ «О рекламе»:

- распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием;

- не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

2. Выдать ПАО «Мегафон» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «____» января 2022 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Связанные организации

ПАО "МегаФон"
ИНН 7812014560, ОГРН 1027809169585