Решение №054/06/33-79/2023 ООО «ФАРИНГЕЙТ» на действия заказчика – ГКУ НСО «СТК И РМТБ» от 20 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-79/2023

 

20 января 2023 года                                                                                                            г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

рассмотрев в дистанционном режиме ООО «ФАРИНГЕЙТ» на действия заказчика – ГКУ НСО «СТК И РМТБ» при проведении электронного аукциона № 0851200000622009063 на поставку медицинских изделий - томограф рентгеновский компьютерный, начальная (максимальная) цена контракта 57 822 197 руб.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «ФАРИНГЕЙТ» с жалобой на действия заказчика – ГКУ НСО «СТК И РМТБ» при проведении электронного аукциона № 0851200000622009063 на поставку медицинских изделий - томограф рентгеновский компьютерный.

Суть жалобы ООО «ФАРИНГЕЙТ» заключается в следующем.

1. В соответствии с ч.6 ст.23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. «б» - «г» и «е» - «з» п.10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

При размещении закупки заказчиком был применен код ОКПД2 26.60.11.111 «Томографы компьютерные». Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, заказчик при формировании описания объекта закупки должен был применить соответствующий код КТРУ.

2. Податель жалобы считает, что заказчиком неправомерно установлены отсутствующие в позиции КТРУ дополнительные характеристики к закупаемому товару.

В рамках данной закупки установлены ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 878).

В соответствии с пп. «а» п.5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Между тем, податель жалобы считает, что заказчик в нарушение положений ст.33 Закона о контрактной системе установил в описании объекта закупки требования к характеристикам товара без обоснования необходимости установления таких требований.

3. Федеральным законом от 26.06.2018 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Постановлением Правительства РФ от 31.10.2009 № 879 установлены допускаемые к применению в Российской Федерации единицы величин, их наименования и обозначения, а также правила их применения и написания. Так, для величины «Электрическое напряжение» установлены единица измерения «вольт», имеющая обозначение «В», для величины измерения «Мощность» установлена единица измерения «ватт», имеющая обозначения «Вт».

Заказчиком в п.5.3.1, п.5.3.2 описания объекта закупки для показателей «минимальное напряжение», «максимальное напряжение» использована единица измерения «кВт».

Податель жалобы считает, что указанное несоответствие может ввести участников закупки в заблуждение при подготовке заявки на участие в электронном аукционе. Таким образом, заказчиком нарушены положения п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

4. По мнению ООО «ФАРИНГЕЙТ», в п.1.10 описания объекта закупки заказчиком установлено избыточное требование к весу гентри: не более 1995 кг. Податель жалобы считает, что указанное требование не влияет на технические характеристики медицинского оборудования. Таким образом, заказчиком нарушены положения ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.

ГКУ НСО «СТК И РМТБ» в возражениях на жалобу ООО «ФАРИНГЕЙТ» сообщило следующее.

1, 2. Согласно п.2, п.3 Правил каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе, в извещении об осуществлении закупки, а также в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки. Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения.

В соответствии с п.4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. «б» - «г» и «е» - «з» п.10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что в случае размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения, а также заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога заказчик до завершения закупки вправе руководствоваться п.7 Правил, то есть осуществлять описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.

Товару, приобретаемому заказчиком, соответствует позиция КТРУ 26.60.11.119-00000022 «Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела», при этом, указанная позиция КТРУ является обязательной для применения с 01.01.2023 (версия 6).

Извещение о проведении закупки № 0851200000622009063 было размещено в ЕИС 16.12.2022, то есть до начала обязательного применения позиции КТРУ 26.60.11.119-00000022 (версия 6). Кроме того, на момент размещения извещения о закупке в ЕИС предыдущие версии КТРУ 26.60.11.119-00000022 (4 и 5) с 19.07.2022 и 06.09.2022 имели статус «Недействительно».

На основании изложенного, заказчик считает, что ГКУ НСО «СТК И РМТБ» правомерно сформировало описание товара в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе и применило код ОКПД2 - 26.60.11.119 «Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях».

3. По мнению заказчика, обстоятельство, указанное в доводе жалобы № 3, не вводит участников закупки в заблуждение и не препятствует корректному заполнению заявки на участие в закупке.

Кроме того, в отношении вышеуказанного довода не поступали запросы на разъяснение положений извещения о закупке, что, как считает ГКУ НСО «СТК И РМТБ» также свидетельствует о том, что положения извещения о закупке понятны участникам и не требуют каких-либо уточнений.

4. Пунктом 1.10 описания объекта закупки предусмотрено требование к весу гентри в сборе: не более 1995 кг. Данная характеристика была сформирована ГКУ НСО «СТК И РМТБ» на основании поданных коммерческих предложений и непосредственным образом влияет на требования производителей к подготовке помещения для установки компьютерного томографа. Так, по заявлению заказчика, большая масса компьютерного томографа требует дополнительного усиления бетонных перекрытий и армирования пола. Таким образом, ГКУ НСО «СТК И РМТБ» считает данный довод жалобы не обоснованным.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1, 2. Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что в случае размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения, а также заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога заказчик до завершения закупки вправе руководствоваться п.7 Правил.

При этом, согласно п.7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 данного закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе, соответственно.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчику необходим к поставке томограф рентгеновский компьютерный. При размещении закупки заказчиком применена позиция ОКПД2 26.60.11.119 «Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях».

По заявлению заказчика, товару, приобретаемому ГКУ НСО «СТК И РМТБ», соответствует позиция КТРУ 26.60.11.119-00000022 «Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела». Вместе с тем, в соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, указанная позиция КТРУ является обязательной для применения с 01.01.2023.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что извещение о проведении закупки № 0851200000622009063 было размещено в ЕИС 16.12.2022, то есть до начала обязательного применения позиции КТРУ 26.60.11.119-00000022.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения положений ст.23, ст.33 Закона о контрактной системе, Правил, поскольку позиция КТРУ, которая соответствует закупаемому товару, обязательна к применению с 01.01.2023. Довод жалобы не подтвержден.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что довод жалобы № 2 также не находит своего подтверждения, поскольку в данной закупке заказчиком правомерно не применена позиция КТРУ, следовательно, положения Правил относительно запрета на установление в описании объекта закупки характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, в данном случае применению не подлежат.

3. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что Постановлением Правительства РФ от 31.10.2009 № 879 «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации» установлены единицы величин, их наименования и обозначения. В частности, для величины «Электрическое напряжение» установлены единица измерения «вольт», имеющая обозначение «В».

Вместе с тем, в п.5.3.1, п.5.3.2 описания объекта закупки установлены следующие требования к показателям: минимальное напряжение, кВт: не более 80; максимальное напряжение, кВт: не менее 140.

Кроме того, на заседании Комиссии представители заказчика подтвердили факт ошибочного указания неверной единицы измерения напряжения.

Таким образом, поскольку заказчиком в описании объекта закупки неверно указаны единицы измерения напряжения, в действиях ГКУ НСО «СТК И РМТБ» содержатся нарушения положений ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Довод жалобы подтвержден.

4. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с п.1.10 описания объекта закупки заказчиком установлено требование к весу гентри: не более 1995 кг.

Согласно возражениям, представленным ГКУ НСО «СТК И РМТБ», данное требование было установлено ввиду необходимости подготовки помещения для установки компьютерного томографа, а именно, дополнительного усиления бетонных перекрытий и армирования пола. Между тем, заказчиком не было представлено каких-либо документов, подтверждающих обоснованность установления указанных требований.

Кроме того, представители заказчика на заседании Комиссии заявили, что требование к весу гентри: не более 1995 кг установлено исходя из поступивших коммерческих предложений, т.е. в случае поступления от потенциальных участников закупки предложения о поставке томографа с весом гентри равном 5000 кг, заказчиком в описании объекта закупки было бы установлено требование к весу гентри в соответствии со значением, указанном в таком коммерческом предложении. Вместе с тем, указанное свидетельствует о том, что описание объекта закупки в данной части сформировано не исходя из потребностей заказчика, а из представленных коммерческих предложений. При этом, изучив указанные коммерческие предложения, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заявки на представление коммерческих предложений содержали установленные заказчиком требования к характеристикам товара, в том числе, к весу гентри.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что описание объекта закупки в указанной части составлено не в соответствии с реальными потребностями заказчика, что является нарушением положений ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ФАРИНГЕЙТ» на действия заказчика – ГКУ НСО «СТК И РМТБ» при проведении электронного аукциона № 0851200000622009063 на поставку медицинских изделий - томограф рентгеновский компьютерный частично обоснованной (обоснованы доводы № 3, № 4).

2. Признать заказчика нарушившим положения ч.3 ст.7, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны