Уведомление №19844э жалоба ООО «АктивПроект» (вх. №19844э от 10.11.2021г. на ГА... от 10 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

[Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов]

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «АктивПроект» (вх. №19844э от 10.11.2021г.) на положения документации Государственного автономного учреждения культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный художественный музей» (далее – ГАУК НСО «НГХМ») по конкурсу в электронной форме на выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения музея в части оценки технического состояния строительных конструкций (Извещение №32110744011).

Заявитель сообщает следующее:

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещена информация о проведении закупки путем конкурса в электронной форме ««Выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения музея в части оценки технического состояния строительных конструкций» (Извещение №32110744011).

Основанием для обращения с настоящей жалобой послужило следующее:

1. В составе документации Заказчиком размещено Техническое задание на «Выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения, объекта: «Здание, расположенное по адресу г. Новосибирск, Красный проспект, д. 5 (памятник федерального значения) / ул. Свердлова, д. 10, используемое государственным автономным учреждением культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный художественный музей».

Исходя из п. 10 Технического задания, необходимо произвести оценку соответствия объекта требованиям пожарной безопасности и подготовить соответствующее заключение.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2020 N 1325 "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска" определен порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки соответствия объекта защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности и проверки соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимой не заинтересованным в результатах такой оценки или такой проверки экспертом в области оценки пожарного риска (далее - независимая оценка пожарного риска).

Независимая оценка пожарного риска проводится экспертом в области оценки пожарного риска на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (продукции) и юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области оценки пожарного риска. Лицо, проводящее оценку, должно иметь лицензию и быть аккредитовано в МЧС России.

Вместе с тем, согласно извещению о закупке предметом закупки является право на заключение договора на «Выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения музея в части оценки технического состояния строительных конструкций».

В соответствии с СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" (принят Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 153), обследование - комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления и усиления.

Согласно ст. 3.4 "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст) обследование технического состояния здания (сооружения): комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

Согласно п. 5.1.1. ГОСТ 31937-2011, цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции. При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта.

Результатом работ является оформление технического отчета (заключения) по результатам проведенного обследования, согласно п. 5.1.18 ГОСТ 31937-2011.

Исходя из вышеизложенного, предоставление по итогам выполнения работ по обследованию зданий и сооружений заключения об оценке пожарных рисков не требуется.

Доводы Общества подтверждаются и тем, что требования о предоставлении Участниками закупки лицензии и аккредитации в целях подтверждения права на выполнение работ по оценке пожарных рисков, документацией не установлены.

Кроме этого, Заказчиком отдельным документом размещено второе техническое задание на выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения Художественного музея в части оценки технического состояния строительных конструкций.

Согласно п. 2.3.1. Технического задания, в рамках предмета Договора необходимо выполнить работы по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения Музея в части оценки технического состояния строительных конструкций в объеме, предусмотренном настоящим Техническим заданием, в соответствии с действующим законодательством РФ, строительными нормами и правилами.

Результатом работ является оформление технического отчета по результатам проведенного обследования.

Пунктом 1.1. Проекта Договора определено, что предметом Договора является выполнение по заданию Заказчика работ по обследованию здания в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к Договору).

Однако, ввиду наличия в закупочной документации двух Технических заданий на выполнение работ, Участнику не известен порядок исполнения договора, поскольку определить вид, состав и объем работ не представляется возможным.

Порядок заключения и исполнения договоров в сфере закупок регулируется положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии со ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами.

Согласно ст. 432 ГК РФ, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В данном случае предмет заключаемого договора не определен, следовательно, отсутствуют существенные условия для заключения договора.

Таким образом, опубликованная Заказчиком закупочная документация является противоречивой и не соответствует положениям Закона о закупках, ст. 432 ГК РФ.

2. Согласно пп. 9 п. 10 ст.4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Однако документацией установлены следующие незаконные и противоречивые требования:

Разделом 5 Документации «Рассмотрение и оценка заявок в электронной форме» в подтверждение квалификации Участника закупки необходимо в составе заявки представить не менее 5-ти договоров и актов выполненных работ на выполнение расчетов пожарного риска. При этом процент выполнения собственными силами по данным договорам должен составить не менее 100 процентов.

Непредставление минимального количества таких документов является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Таким образом, в случае не предоставления в составе заявке минимального количества договоров на выполнения расчетов пожарного риска, заявка Участника будет отклонена.

Данные требования являются незаконными, поскольку согласно извещению о закупке предметом закупки является право на заключение договора на «Выполнение работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения музея в части оценки технического состояния строительных конструкций».

Соответственно для подтверждения опыта Участника необходимо представить в составе заявки договоры на выполнение аналогичного вида работ по обследованию зданий и сооружений в количестве определенном Заказчиком.

Кроме этого, в разделе 5 Документации «Рассмотрение и оценка заявок в электронной форме» указано, что необходимо предоставить не менее 5 договоров. При этом, в целях оценки заявок заказчиком установлена следующая шкала оценки:

- 16 и более - 40 баллов

- от 11 до 15 - 30 баллов

- от 6 до 10 - 20 баллов

- от 3 до 5 —10 баллов

Руководствуясь вышеизложенным, оценка по опыту противоречит установленному минимальному требованию, поскольку в обязательном требовании указано о необходимости предоставить в составе заявки минимум 5 договоров, а согласно установленной шкале оценки - 10 баллов присуждается Участнику, предоставившему не менее 3 договоров.

Кроме того, с учетом предмета закупки, требование о предоставлении в составе заявки договоров и актов выполненных работ на выполнение расчетов пожарного риска является незаконным.

Положениями ч. 1 п.2 ст.3 Закона о закупках установлен, в том числе, следующий принцип при проведении закупки:

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений».

Целями действующего Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Законом № 135-ФЗ) признаются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона №135-ФЗ).

Заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных и противоречивых условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.

Подобные требования приводят к ограничению или устранению конкуренции, а, следовательно, являются нарушением ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

3. Разделом 5 Документации «Рассмотрение и оценка заявок» установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе и их содержание.

Одним из показателей неценового критерия являются Сведения об исполнителях, привлекаемых организацией для выполнения работ по предмету данного конкурса.

Содержание показателя: оценивается обеспеченность участника запроса предложений трудовыми ресурсами, а именно количество в штате участника запроса предложений специалистов, необходимых для оказания услуг. Предоставляются сведения о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в обязательном порядке к исполнению Договора по предмету конкурса, а также заверенные печатью организации и подписью Руководителя подтверждающие документы: копии трудовых книжек, копии дипломов/аттестатов о профессиональном техническом образовании, а также копии удостоверений и свидетельств об обучении/переобучении и повышении квалификации.

Непредставление таких документов является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Вместе с тем, Заказчиком не конкретизировано данное требование в полном объеме, а именно не указаны требования к образованию специалистов.

Исходя из требования Раздела 5 Заказчиком будет производиться оценка обеспеченности Участника трудовыми ресурсами вне зависимости от сферы образования специалистов, состоящих в штате Участника.

Таким образом, в случае предоставления 1 Участником данных на 5 специалистов, среди которых 1 специалист с надлежащим образованием и квалификацией, и предоставление 2 Участником такого же количества специалистов, но среди которых только 3 специалиста с надлежащим образованием и квалификацией, оценка этих Участников будет равна.

Из данного примера следует, что при не установлении закупочной документацией требований к специалистам, участники могут предложить несопоставимый для оценки перечень специалистов.

Между тем, к примеру, показатель должен быть установлен следующим образом: Наличие в штате организации специалистов, имеющих высшее образование по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства/ инженерных изысканий и осуществляющих подготовку проектной документации, наличие повышения квалификации специалистов по направлению подготовки в области строительства/инженерных изысканий не реже одного раза в пять лет.

Руководствуясь вышеизложенным, показатель нестоимостного критерия не конкретизирован, что нарушает положения ст. 4 Закона о закупках и ст. ст. 3, 17 Закона № 135-ФЗ, поскольку ограничивает конкуренцию и не способствует выбору наилучшего предложения.

4. В пункте 2 Технического задания указано, что обследуемый объект относится к следующему виду - памятник федерального значения.

Пунктом 48 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Нормативными актами, определяющими порядок лицензирования являются Постановление Правительства РФ от 19.04.2012 № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»), а также Приказ Минкультуры России от 25.11.2020 N 1517 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги «Лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 Положения о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, лицензирование деятельности по сохранению объектов осуществляется Министерством культуры Российской Федерации.

С 18.02.2021 вступили в силу положения новой редакции Административного регламента предоставления Минкультуры России государственной услуги лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.11.2020 № 1517 (далее - Регламент).

Регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), а также порядок взаимодействия с заявителями при предоставлении Минкультуры России государственной услуги «Лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии со ст. 8. Регламента, результатами предоставления государственной услуги являются:

- внесение записи о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - лицензия) в реестр лицензий или выдача (направление) соискателю лицензии уведомления об отказе в предоставлении лицензии;

- внесение записи о переоформлении лицензии в реестр лицензий или выдача (направление) лицензиату уведомления об отказе в переоформлении лицензии;

- внесение записи о прекращении лицензии в реестр лицензий;

- предоставление заявителям сведений о конкретной лицензии или справки об отсутствии запрашиваемых сведений.

В соответствии с нормами Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности») лицензия определяется как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Исходя из норм действующего законодательства, подтверждением права на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия является выписка из реестра лицензий.

Доводы Заявителя подтверждаются информацией, размещенной на официальном сайте Министерства Культуры РФ (https://culture.gov.ru/about/departments/departament_go-

sudarstvennoy_okhrany_kulturnogo_naslediya/activities/license/).

Кроме того,   на        портале          Министерства           культуры РФ https://opendata. mkrf.ru/opendata/7705851331-heritage_safekeeping_licenses в открытом доступе опубликован реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, соответственно все заинтересованные лица смогут получить выписку из реестра лицензий на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Согласно пп. 9 п. 10 ст.4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам закупки.

Подпунктом 11 п. 2.2.7 Раздела 2 Документации «Требования к участникам закупки» установлены требования к участникам закупки и определен перечень и стандарты необходимых документов, подтверждающих соответствие этим требованиям.

Участнику в составе заявки необходимо представить, в том числе копии лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в случае, если поставка товара, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом заключаемого договора, подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством РФ.

В случае не предоставления документов в составе заявки, заявка такого участника будет отклонена.

Однако, документацией не установлены конкретные требования к составу документов, представляемых участниками закупки в составе заявки, а именно: предоставление участниками закупки в составе заявки документов, подтверждающих наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (выписка из реестра лицензий).

Таким образом, Заказчиком не определен конкретный и исчерпывающий перечень предоставляемых участниками закупки документов в подтверждение права на выполнение работ.

Руководствуясь вышеизложенным, при отсутствии конкретных требований, лицо, не имеющее право выполнять данного вида работы, может принять участие в закупке и заявка такого Участника не будет отклонена.

В целях недопущения нарушений законодательства, в документации должно быть установлено требование о предоставлении Участниками закупки выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

На основании вышеизложенного, требования к участникам определены не надлежащим образом, поскольку отсутствуют обязательные требования, обычно предъявляемые к Участникам закупки, что не соответствуют действующему законодательству, а именно пп. 9 п. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком при формировании закупочной документации были допущены следующие нарушения действующего законодательства, указанные в настоящей жалобе, а именно:

1. Опубликованная Заказчиком закупочная документация является противоречивой и не соответствует положениям Закона о закупках, ст. 432 ГК РФ.

2. Заказчиком созданы дискриминационные и противоречивые условия для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции, что является нарушением ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

3. Заказчиком не конкретизирован показатель не стоимостного критерия, что нарушает положения ст. 3 и 4 Закона о закупках, поскольку ограничивает конкуренцию и не способствует выбору наилучшего предложения.

4. Заказчиком не установлены требования к Участникам в части предоставления документов, подтверждающих соответствие участника конкурса в электронной форме требованиям законодательства в области деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а именно выписки из реестра лицензий.

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу ООО «АктивПроект» обоснованной и обязать Заказчика устранить нарушения законодательства, а именно: исключить техническое задание на выполнение расчета пожарных рисков, оставив в составе документации надлежащее техническое задание на выполнение обследования зданий и сооружений; привести требования по предоставляемым документам по показателю «опыт оказания услуг по выполнению работ по обследованию зданий и сооружений непроизводственного назначения» в соответствие с наименованием предмета закупки и составом выполняемых работ; привести требование о минимальном количестве договоров и актов выполненных работ в соответствие с установленной шкалой оценки. конкретизировать показатели неценового критерия «Сведения об исполнителях, привлекаемых организацией для выполнения работ по предмету данного конкурса» путем указания требования к специалистам об образовании и квалификации; установить требования к Участникам в части представления Участниками документов, подтверждающих соответствие участника конкурса в электронной форме требованиям законодательства в области деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а именно выписки из реестра лицензий.

Информация о поступлении указанной жалобы размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области: www.novosibirsk.fas.gov.ru.

В соответствии с частью 15 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.

На основании вышеизложенного, ГАУК НСО «НГХМ» надлежит представить в Новосибирское УФАС России в срок до 17.11.2021 года документы и сведения, указанные в части 15 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Со дня направления уведомления, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением установленного требования, является ничтожным.

Рассмотрение жалобы по существу комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области состоится 19.11.2021 года в 13-30 часов, по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 3, каб. 915.

Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее, чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

В связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой и на основании указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и письма ФАС России от 19.03.2020 № ПЗ/21986/20 уведомляем о рассмотрении жалобы путём использования систем видеоконференцсвязи (далее - ВКС) с использованием системы TrueConf.

Для участия в рассмотрении жалобы Новосибирским УФАС России посредством ВКС следует пройти по ссылке: <...> и ожидать сеанса связи. Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.

О возможности обеспечения связи сообщить заранее (не позднее, чем за два рабочих дня) по электронной почте to54@fas.gov.ru.

Обращаем внимание, что участие в рассмотрении жалобы в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.

В случае неявки лица, участвующего в рассмотрении жалобы или его законного представителя, жалоба может быть рассмотрена в отсутствие указанного лица.

При этом представители лица вправе участвовать при рассмотрении жалобы лично. Рассмотрение состоится по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 3, этаж 9, каб. 915, регистрация в кабинете 1016, этаж 10. При этом, представители лица допускаются к рассмотрению при соблюдении масочного режима и иных мер, связанных с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Связанные организации

Связанные организации не указаны