Решение №054/06/104-19/2023 обращение заказчика - ГУФСИН России по Красноярскому краю о ... от 12 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/104-19/2023

«12» мая 2023 года                                                                                                      г.   Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Новосибирского У ФАС России) в составе:

….

в присутствии

рассмотрев обращение заказчика - ГУФСИН России по Красноярскому краю о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Нат Клаб» (ИНН 7722482148) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от

  1. № 2323320100232003191000177/23 на поставку фруктов сушенных в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 231246000555524600100100000031039223,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФ АС России поступило обращение заказчика - ГУФСИН России по Красноярскому краю о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Нат Клаб» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения от 15.03.2023 № 2323320100232003191000177/23 на поставку фруктов сушенных в рамках государственного оборонного заказа.

Из поступившего обращения Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

 

ГУФСИН России по Красноярскому краю в единой информационной системе в сфере закупок разместило извещение от 13.02.2023 № 0319100017723000002 на поставку фруктов сушенных в рамках государственного оборонного заказа.

На основании протокола подведения итогов определения поставщика от 22.02.2023 № ИЭА1 победителем электронного аукциона признано ООО «Нат Клаб».

ГУФСИН России по Красноярскому краю и ООО «Нат Клаб» заключили государственный контракт от 15.03.2023 №2323320100232003191000177/23 (далее - контракт) на поставку смеси сухофруктов (компотной смеси) для нужд уголовно-исполнительной системы в рамках государственного оборонного заказа, на сумму 1 978 560,00 руб.

В соответствии с п. 4.1. контракта поставщик своими силам и за свой счет передает товар грузополучателю путем отгрузки и доставки его в ассортименте, цене, по качеству, в количестве, сроки и по адресу, предусмотренным в спецификации (приложение № 1 к контракту).

Согласно спецификации (приложению № 1 к контракту) товар поставляется одой партией в количестве 24 000 кг. в течение 10 дней с даты заключения государственного контракта, т.е. с 15.03.2023 по 25.03.2023.

В соответствии с п. 4.3 контракта поставщик обязуется вместе с товаром передать грузополучателю относящуюся к товару документацию: универсальный передаточный документ; счет-фактуру; товарную накладную; акт приема-передачи товара; декларацию о соответствии или сертификат соответствия; копии действующих на момент производства отгружаемой готовой продукции протоколов лабораторных исследований; в случае отправки товара из карантинно-санитарной зоны обязательно сопровождение продукции карантинным сертификатом.

Фактически ООО «Нат Клаб» не были исполнены обязательства, 27.03.2023 был поставлен товар, однако в нарушении п. 4.3 контракта отсутствовала относящаяся к товару документация.

Кроме того, при приемке заказчиком была осуществлена выборочная проверка качества и безопасности товара по органолептическим и визуальным признакам, предусмотренная п. 4.2. контракта, в ходе которой выявлено, что сухофрукты со следами плесени и явными признаками порчи.

ГУФСИН России по Красноярскому краю письмом от 28.03.2023 № исх-24/то/21/2- 10022 отказало в приемке товара и направило требование о поставке доброкачественного товара в срок до 07.04.2023.

  1. от поставщика поступил ответ, датируемый 31.03.2023, о том, что поставку доброкачественного товара планируется совершить в течение трех недель. В ответ на указанное письмо поставщика, заказчик направил письмо о том, что поставка товара ожидается в срок 07.04.2023.

В ответ от поставщика поступило письмо о том, что в связи с дефицитом товара на рынке и повышением курса валют, требуется дополнительное время для исполнения обязательства, в течении 10 дней с момента получения положительного ответа заказчика.

  1. направило письмо в адрес ООО «Нат Клаб» о взыскании пени за просрочку поставки товара и предупреждение о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в случае не поставки товара до 19.04.2023.

По состоянию на 20.04.2023 обязательства по государственному контракту от

  1. № 2323320100232003191000177/23 на поставку смеси сухофруктов (компотной смеси) для нужд уголовно-исполнительной системы в рамках государственного оборонного заказа ООО «Нат Клаб» исполнены не были, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта с момента его размещения в единой информационной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение размещено в единой информационной системе 20.04.2023.

В течение 10 дней с момента надлежащего уведомления поставщиком не были устранены недостатки, послужившие поводом для принятия заказчиком решения. Решение вступило в силу 02.05.2023, контракт считается расторгнутым со 02.05.2023.

ООО «Нат Клаб» о причинах неисполнения обязательств по контракту сообщило следующее.

Между ГУФСИН России по Красноярскому краю и ООО «Нат Клаб» заключен государственный контракт № 2323320100232003191000177/23 от 15.03.2023 на поставку смеси сухофруктов (компотная смесь) для нужд уголовно-исполнительной системы в рамках государственного оборонного заказа, в количестве 24 000 кг. на сумму 1 978 560,00 рублей.

  1. заказчик вынес решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с чем обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области с обращением о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Общество не согласно с доводами заказчика, считает незаконным и необоснованным требование о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

ООО «Нат Клаб» участвовало в закупке № 0319100017723000002 от 12.02.2023 и в итоговом протоколе от 22.02.2023 было объявлено победителем с ценой контракта 1 071 730,40 руб., цена за один килограмм 82 (восемьдесят два) рубля, 44 копейки.

На момент участия в закупке и подписания проекта контракта у общества была договоренность с ООО «Сабин» на поставку товара в необходимом объеме.

По данной причине на основании заявления участника закупки объем товара был увеличен до 24 000 кг. на сумму 1 978 560 руб. (контракт от 15.03.2023).

В подтверждение своих намерений ООО «Сабин» предоставило обществу документы о качестве товара (декларация о соответствии, протокол испытаний). Между тем, впоследствии ООО «Сабин» сообщило об отсутствии возможности поставить товар.

По данной причине общество обратилось к другому контрагенту.

  1. в адрес грузополучателя государственного заказчика поступила смесь сухофруктов.
  1. заказчик отказал в приемке товара, объяснив причину недостатком товара, в связи с чем предложил заменить товар в течение 10 календарных дней.

Общество не оспаривало данное решение, а направило письмо от 31.03.2023, в котором сообщило, что произведет замену товара в течение 3 недель. Данный период был необходим обществу исходя из данных, предоставленных его контрагентами (поставщиками).

В связи с тем, что заказчик настаивал на поставке товара в более ранние сроки, общество первоначально предложило поставить 2 тонны для согласования качества товара, с последующей поставкой всей партии товара, однако заказчик отказался от данного предложения.

Также в период с 30 марта по 11 апреля общество согласовало поставку товара в более ранние сроки с контрагентом, сведения о котором предоставил заказчик (скриншот переписки с заказчиком приложен).

  1. данный контрагент также впоследствии изменил свое решение и сообщил об отсутствии возможности поставить товар.
  1. поставщик вынес решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть спустя три недели после получения письма о готовности поставить товар в указанный срок.

Фактически в случае, если бы 31.03.2023 заказчик согласился на поставку товара, то к

  1. на момент вынесения им решения об одностороннем отказе от исполнения контракта товар бы уже находился у заказчика.

Общество же было введено в заблуждение относительно возможностей поставки товара контрагентами, которых предложил заказчик в указанный период, а также отказом заказчика принимать товар за истечением 10 дневного срока на замену товара.

По данной причине уже после получения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Общество повторно предложило поставить товар в срок до 2-3 недель, между тем, данное письмо осталось без ответа.

Таким образом, ООО «Нат Клаб» были предприняты все зависящие от него меры по исполнению условий контракта.

Следует отметить, общество является добросовестным исполнителем и поставщиком, имеет репутацию честного и ответственного поставщика по заключенным договорам и контрактам.

На основании вышеизложенного общество просило не вносить сведения об ООО «Нат Клаб» в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Новосибирского У ФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В силу пп. а) п. 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пп. б) п. 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пп. «а» названного пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п. 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с п. 15 Правил № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. «а» п. 13 указанных Правил:

а)   выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б)   заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в)   поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

  • принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
  • надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Из смысла ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.

Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно ч. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Комиссией Новосибирского У ФАС России в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения заказчиком контракта установлено, что заказчик имел право на односторонний отказ от исполнения контракта, заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения контракта.

По факту ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, Комиссия Новосибирского У ФАС России отмечает следующее.

В установленный контрактом срок обязательства по поставке товара ООО «Нат Клаб» надлежащим образом исполнены не были.

Заказчик неоднократно в своих письмах в адрес общества продлял сроки поставки товара (письмом от 28.03.2023 № исх-24/то/21/2-10022 до 07.04.2023, письмом от 14.03.2023 № исх-24/то/21/2-12265 до 19.04.2023).

При этом после поставки товара ненадлежащего качества ООО «Нат Клаб» попыток поставки товара не предпринимало. Доказательств того, что заказчик создавал препятствия в осуществлении поставки товара, не представлено. Письма заказчика о продлении сроков поставки не более, чем на 10 дней, не свидетельствуют об отказе заказчика принять товар после указанных сроков. Фактически из представленных документов следует, что обществом велась только переписка с целью создания «видимости» намерения исполнить контракт без совершения реальных действий к поставке.

По состоянию на момент принятия решения об одностороннем отказе 20.04.2023 доброкачественный товар в адрес заказчика поставлен не был.

В соответствии с приложением №                     1 к извещению от 13.02.2023                    №

0319100017723000002 на поставку фруктов сушенных в рамках государственного оборонного заказа указано количество товара - 13 000 кг.

Однако, объем поставки товара был увеличен до 24 000 кг. на этапе заключения контракта с победителем аукциона - ООО «Нат Клаб». Увеличение объема поставки товара с 13 000 кг. до 24 000 кг. было произведено по предложению поставщика, поставка товара по условиям контракта осуществляется одной партией. Заказчик на основании п. 2 ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 44 принял предложение поставщика.

Указанный факт, свидетельствует о том, что общество располагало необходимым количеством товара для исполнения государственного контракта в сроки.

Информации и документов, подтверждающих, что в предусмотренный ч.ч. 13, 14 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ десятидневный срок поставщиком предпринимались действия по устранению нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, представлено не было.

ООО «Нат Клаб» заявило о том, что контрагент, с которым был заключен договор на поставку необходимого количества товара сообщил об отсутствии возможности поставить товар. Обществом предпринимались попытки поиска нового поставщика. Однако переписка с контрагентами в адрес Новосибирского У ФАС России не представлена.

При этом, в соответствии со ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Подписание контракта на предложенных условиях является обязанностью победителя аукциона. В свою очередь, увеличение количества поставляемого товара, предлагаемого к поставке, является предпринимательскими рисками, который в силу действующего законодательства несут лица, принявшие решение об участии в закупке. Предпринимательские риски не являются следствием непреодолимой силы, чрезвычайными либо непредотвратимыми обстоятельствами, которые не позволили надлежащим образом исполнить обязательства по исполнению контракта.

При таких обстоятельствах, учитывая существенное нарушение ООО «Нат Клаб» условий контракта, Комиссия Новосибирского У ФАС России приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений в отношении ООО «Нат Клаб», поданных заказчиком, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ст. 15.1 Федерального закона № 275-ФЗ, ч.Ю ст. 99, ст.51, ч. 2 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

РЕШИЛА:

  1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО «Нат

Клаб» (ИНН 7722482148), а также о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа, <...> об ООО «Нат Клаб» - <...>, в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта 15.03.2023                                                                                            №

2323320100232003191000177/23 на поставку фруктов сушенных в рамках государственного оборонного заказа, (ИКЗ 231246000555524600100100000031039223) сроком на 2 (два) года с момента фактического размещения сведений в реестре недобросовестных поставщиков;

  1. Датой включения указанных сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе.Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны