Решение №054/06/64-1735/2021 жалоба ООО «Смарт-принт» на действия заказчика - Министерств... от 15 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/64-1735/2021

 

«15» сентября 2021 г.                                                                                             г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «Смарт-принт» на действия заказчика - Министерства внутренних дел по Республике Алтай при проведении электронного аукциона № 0377100004221000039 на закупку сервера с установкой (монтаж) для нужд МВД по Республики Алтай в рамках государственного оборонного заказа,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «Смарт-принт» на действия заказчика - Министерства внутренних дел по Республике Алтай при проведении электронного аукциона № 0377100004221000039 на закупку сервера с установкой (монтаж) для нужд МВД по Республики Алтай в рамках государственного оборонного заказа.

Суть жалобы заключается в следующем.

  1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 № 1432 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства № 1432) внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (постановление Правительства № 616), а именно, Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд дополнен пунктами 25(1)-25(7), куда включен ОКПД2: 26.20.14.000: «Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных».

Из этого следует, что заказчики обязаны приобретать продукцию, соответствующую указанному ОКПД2 только российского производства, что также должно подтверждаться наличием записи в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции, размещенном на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу https://gisp.gov.ru/.

  1. В пункте 4 и 4 б) постановления Правительства № 1432 также установлено, что если радиоэлектронная продукция, включенная в реестр по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям, то вместо обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции из иностранных государств заказчик должен приложить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

При этом, заказчик, несмотря на вступившее в силу постановление Правительства № 1432 на момент размещения закупки прикладывает лишь обоснование о невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции из иностранных государств.

  1. Также, по мнению подателя жалобы, заказчик до момента вступления в силу постановления Правительства № 1432 обязан был использовать информацию, включенную в каталог товаров, работ, услуг (далее – КТРУ), а на дополнительные характеристики, включенные в описание объекта закупки, формировать обоснование, для каких целей он их использует.

Податель жалобы пояснил, что на сегодняшний день в реестре российской радиоэлектронной продукции имеются модели российских производителей серверного оборудования, удовлетворяющие совокупности требований, представленных в описании объекта закупки заказчиком, за вычетом дополнительных требований, которые заказчик включил сверх информации, предусмотренной позицией КТРУ: 26.20.14.000.

Податель жалобы просил отозвать закупку и внести изменения в описание объекта закупки таким образом, чтоб подходил сервер российского производства, либо приложить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

На жалобу ООО «Смарт-принт» от заказчика поступили возражения, следующего содержания.

Согласно постановлению Правительства № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд согласно Перечню.

При этом, в соответствии с подпунктом д) пункта 3 постановления Правительства № 616 запреты не применяются в случае закупки, осуществляемой Министерством внутренних дел Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 52 - 57, 73 - 75 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47-51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей).

Товар, по закупке № 0377100004221000039 «Поставка оргтехники» относиться к пункту 25(5) Перечня (в соответствии позицией ОКПД2: 26.20.14: «Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных».

Следовательно, по мнению заказчика, ему не предписано устанавливать запреты в соответствии с требованиями постановления Правительства № 616.

Также заказчик пояснил, что наличие обоснования о невозможности соблюдения ограничения связано с тем, что документация об электронном аукционе заказчиком подготовлена и отдана на утверждение до 31.08.2021 в соответствии с действующей тогда редакцией постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства № 878).

Закупка № 0377100004221000039 размещена заказчиком 31.08.2021, в день начала действия новой редакции, следовательно, заказчик считает, что ему не обязательно было устанавливать запреты по постановлению Правительства № 616.

Таким образом, на основании изложенного, заказчик просил признать жалобу ООО «Смарт-принт» необоснованной.

Изучив предоставленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

31.09.2021 заказчик (Министерство внутренних дел по Республике Алтай) разместил извещение о проведении электронного аукциона № 0377100004221000039 на закупку сервера с установкой (монтаж) для нужд МВД по Республики Алтай в рамках государственного оборонного заказа.

В соответствии с разделом II «Техническое задание» документации об электронном аукционе установлено, что объектом закупки является следующий товар: сервер в количестве 1 шт., КТРУ: 26.20.14.000-00000189, ОКПД2: 26.20.14.000; трансивер в количестве 8 шт., КТРУ: 26.30.23.000-00000016.

Пунктом 20 документации об электронном аукционе установлены ограничения в соответствии с постановлением Правительства № 878. При этом, заказчиком сформировано обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции из иностранных государств.

Постановлением Правительства № 1432 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации, вступившие в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 31.08.2021).

Так, в соответствии с пунктом д) части 4 постановления Правительства № 1432 приложение постановления Правительства № 616 «Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд» дополнен пунктами 25(1) - 25(7), в том числе следующего содержания: 25(5). 26.20.14: «Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных».

В соответствии с частью 1 постановления Правительства № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.

В соответствии с частью 2 постановления Правительства № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

При этом пунктом д) части 3 постановления Правительства № 616 установлено, что указанные запреты не применяются в случае закупки, осуществляемой Министерством внутренних дел Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 52 - 57, 73 - 75 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей).

Таким образом, у заказчика отсутствовали основания в установлении запретов, предусмотренных постановлением Правительства № 616, в соответствии с чем довод подателя жалобы об обязанности заказчика приобретать продукцию, соответствующую позиции ОКПД2: 26.20.14.000: «Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных» только российского производства признан не обоснованным.

Также Комиссия Новосибирского УФАС России сообщает следующее.

Постановлением Правительства № 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик предусматривает соответствующие ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В соответствии с изменениями вступившими в силу с 31.08.2021 пунктом 4 постановления Правительства № 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Пунктом 5 постановления Правительства № 878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 указанного постановления, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

При этом, учитывая изменения, вступившие в силу 31.08.2021 перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства № 878, был изложен в новой редакции, исключающей позицию ОКПД2: 26.20.14.000: «Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных».

Таким образом, довод подателя жалобы в части обязательства заказчика по позиции ОКПД2: 26.20.14.000: «Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных» прикладывать разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, признан не обоснованным.

По факту того, что до момента вступления в силу постановления Правительства № 1432 заказчик обязан был использовать информацию, включенную в КТРУ, а на дополнительные характеристики, включенные в описание объекта закупки, писать обоснование, для каких целей он их использует, Комиссия Новосибирского УФАС России сообщает следующее.

Из содержания рассматриваемой жалобы определить в какой части заказчик установил дополнительные требования, не предусмотренные позицией КТРУ: 26.20.14.000 не представляется возможным, какой-либо конкретизации податель жалобы не предусмотрел.

Пунктом 3 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила использования КТРУ, постановление Правительства № 145) установлено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения.

Пунктом 4 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара с позицией КТРУ: 26.20.14.000-00000189 - Сервер (ОКПД2: 26.20.14.000), предусмотренные документацией об электронном аукционе, установила следующее.

Каталогом товаров, работ, услуг, размещенном на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» предусмотрены требования к применению позиции 26.20.14.000-00000189 – Сервер. К числу обязательных к применению характеристик относится характеристика о количестве установленных процессоров, также соответствующей позицией предусмотрен ряд не обязательных к применению характеристик.

В соответствии с разделом II «Техническое задание» документации об электронном аукционе заказчик устанавливает требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, предусмотренные позицией КТРУ: 26.20.14.000-00000189 – Сервер, как обязательные к применению, так и не обязательные к применению, что в свою очередь не противоречит требованиям пунктов 3,4 постановления Правительства № 145. Каких-либо иных дополнительных характеристик, применительно к позиции КТРУ: 26.20.14.000-00000189 – Сервер, заказчиком не установлено.

Таким образом, довод подателя жалобы в соответствующей части признан не обоснованным.

Вместе с тем, в результате проведения внеплановой проверки электронного аукциона № 0377100004221000039 на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) Комиссия Новосибирского УФАС России выявила нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

  1. В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства № 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик предусматривает соответствующие ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства № 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.

Анализ документации об электронном аукционе № 0377100004221000039 показал, что заказчиком закупаются следующие товары: сервер в количестве 1 шт., КТРУ: 26.20.14.000-00000189, ОКПД2: 26.20.14.000; трансивер в количестве 8 шт., КТРУ: 26.30.23.000-00000016.

Вместе с тем, учитывая изменения, вступившие в силу с 31.08.2021, перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства № 878 включает в себя информацию о позиции ОКПД2: 26.30.23.000: «Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях)». Информация о позиции ОКПД2: 26.20.14.000: «Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных» в соответствующем перечне отсутствует.

Следует обратить внимание, что новая редакция постановления Правительства № 878 датирована 28.08.2021, изменения, внесенные постановлением Правительства № 1432, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 31.08.2021).

Соответственно, у заказчика имелась возможность ознакомится с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, вступающими в силу на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона № 0377100004221000039.

Таким образом, указанные действия заказчика нарушают требования пункта 7 постановления Правительства № 878, части 2 статьи 8 Федерального закона № 44-ФЗ, что предусматривает наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

  1. В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона № 44-ФЗ Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Каталог товаров, работ, услуг используется с целью обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах (в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, контракте, реестре контрактов, заключенных заказчиками), а также описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога товаров, работ, услуг, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться в том числе следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве товара, являющегося предметом контракта.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Как указывалось ранее, заказчиком, в соответствии с разделом II «Техническое задание» документации об электронном аукционе установлено, что объектом закупки является следующий товар: сервер в количестве 1 шт., КТРУ: 26.20.14.000-00000189, ОКПД2: 26.20.14.000; трансивер в количестве 8 шт., КТРУ: 26.30.23.000-00000016.

Также предусмотрены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам указанных товаров, не нарушающие требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем, согласно информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона № 0377100004221000039 установлена следующая информация об объекте закупки: код позиции ОКПД2: 26.20.14.000; наименование товара, работы, услуги по КТРУ «Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных»; единица измерения – штука; количество – 1,00.

Соответственно заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок размещена информация и документы, подлежащие размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, действия заказчика нарушают требования пункта 4 Правил использования КТРУ, части 6 статьи 23, части 2 статьи 42, части 3 статьи 7 Федерального закона № 44-ФЗ, что предусматривает наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Учитывая тот факт, что выявленные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок не повлияли на результаты определения поставщика при проведении электронного аукциона № 0377100004221000039 предписание об устранении нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок представляется возможным не выдавать.

Руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, Административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Смарт-принт» на действия заказчика - Министерства внутренних дел по Республике Алтай при проведении электронного аукциона № 0377100004221000039 на закупку сервера с установкой (монтаж) для нужд МВД по Республики Алтай в рамках государственного оборонного заказа, не обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, ч. 6 ст. 23, ч. 2 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ.

3. Предписание об устранении нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.

4. Передать материалы ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны