Решение №054/06/42-2172/2022 жалоба ООО «МД-Консалтинг» на действия заказчика – ФГБОУ ВО ... от 22 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/42-2172/2022

«22» декабря 2022 года                                                                                                г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии ….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «МД-Консалтинг» на действия заказчика – ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» при проведении электронных аукционов на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающих территорий студенческого городка (извещения № 0334100010022000036), начальная (максимальная) цена контракта 10 500 000,00 руб.,  

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «МД-Консалтинг» с жалобой на действия заказчика – ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» при проведении электронных аукционов на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающих территорий студенческого городка (извещения № 0334100010022000036).

Суть жалобы ООО «МД-Консалтинг» заключается в следующем.

Податель жалобы считает, что заказчик неправомерно установил требования к характеристикам товаров.

Объектом закупки является оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающих территорий студенческого городка.

В требованиях к содержанию, составу заявки заказчик указал, что в составе заявки необходимо представить с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

При этом заказчик не указывает характеристики каких именно товаров: поставляемых или используемых (применяемых) необходимо представить.

В описании объекта закупки заказчик включил требования к материалам, используемым в ходе оказания услуг, а именно, заказчик установил требования к сроку годности товара, объему средств, используемых при оказании услуг по уборке и иные требования к товару, которые по мнению подателя жалобы являются излишними.

Поскольку указанный в описании объекта закупки товар является используемым при выполнении работ, заказчик не должен был устанавливать требования к характеристикам данных товаров.

Кроме того, заказчик установил требования к представлению характеристик товаров, которые становятся известными после испытания определенной партии товара, например, «содержание натриевых солей, жирных кислот». Тогда как Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар.

В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на Письмо ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)», согласно которому заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи; товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу). А также на разъяснения ФАС России от 12.12.2016 г. «Об установлении требований к инструкции по заполнению заявки», согласно которым при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» в возражениях на жалобу ООО «МД-Консалтинг» сообщило следующее.

Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке не содержит требований к конкретным характеристикам товара. Заявка на участие в данном электронном аукционе подается в соответствии со ст. 43 Закона о контрактной системе.

Кроме того, заказчик сообщил, что положения извещения о проведении электронного аукциона не противоречат Письмо ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20, поскольку в соответствии с разделом 6 «требования к материалам, используемым при оказании услуг» описания объекта закупки для целей организации качественного и своевременного оказания услуг по уборке помещений заказчика, исполнитель передает заказчику, применяемые в процессе исполнения контракта чистящие и моющие средства для обеспечения их хранения на территории заказчика и выдачи персоналу исполнителя в процессе исполнения контракта. Совместно с товаром исполнитель должен передать документы (заверенные копии документов) на товар (свидетельства, инструкции по применению, паспорта и пр.) необходимых заказчику для организации безопасного хранения моющих и чистящих средств. Информация о мерах предосторожности и инструкции по применению моющих, чистящих, дезинфицирующих, отбеливающих средств должны содержаться на каждой упаковке. Моющие, чистящие и дезинфицирующие средства должны иметь сертификаты соответствия, подтверждающие право использования его в условиях Российской федерации.

В период исполнения контракта заказчиком выделяются кабинетный фонд для приема пищи отдыха и персоналом исполнителя; места хранения инвентаря; места складского хранения моющих/чистящих/дезинфицирующих средств.

Данное условие включено заказчиком для повышения качества организации работы исполнителя – отсутствует необходимость ежедневного перемещения моющих/чистящих средств и инвентаря для оказания услуг.

Заказчик считает, что в данной закупке ему необходимо понимание о безопасности средств, применяемых при оказании услуг по уборке жилого фонда, а конкретные товарные знаки (или эквиваленты) помогут потенциальным исполнителям на стадии участия в процедуре закупок оценить экономическую составляющую цены будущего контракта.

Кроме того, заказчик считает, что требование о представлении разрешительных документов на чистящие/моющие/дезинфицирующие и другие вещества установлено обоснованно, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...»), поскольку услуги оказываются в помещениях и прилегающих территорий студенческого городка.

Изучив представленные материалы и доводы представителей заказчика, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

В соответствии с пп. «а» и «б» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 данной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 указанной статьи.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами «а» и «б» п. 2 ч. 1 данной статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом «а» п. 2 ч. 1 указанной статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.

В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе установлено, что Заявка на участие в закупке, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная пп. «а» и «б» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом «а» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.

В описании объекта закупки установлены наименования и объем оказываемых услуг по комплексной уборке помещений и прилегающих территорий студенческого городка, в том числе в разделе 6 заказчиком изложены требования к характеристикам 22 позиций товаров, используемых при оказании услуг по уборке помещений (чистящие/дезинфицирующие средства и иные хозяйственные товары), например, вес (п.п. 5 и 6 раздела 6 описания объекта закупки), объем (п.п. 7, 9, 10 раздела 6 описания объекта закупки), срок годности указанных товаров, их химический состав, а также о режиме применения дезинфекционное средства (п. 19 раздела 6 описания объекта закупки).

Комиссия Новосибирского УФАС России, с учетом пояснений представителей заказчика о том, что указанные товары товар не передаются заказчику по товарной накладной или акту передачи, а также того, что товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», товаром являются расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу), с учетом информации, размещенной в ЕИС, а также позиции ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 и в разъяснениях ФАС России от 12.12.2016 г. пришла к выводам о том, что заказчик излишне детализировал описание объекта закупки в указанной части (раздел 6 описания объекта закупки). Таким образом, довод жалобы нашёл своё подтверждение.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика признали излишнюю детализацию описания технических требований, предъявляемых к товарам, описанным в разделе 6 описания объекта закупки, а также сообщили, что фактически указанные требования не предъявлялись и не требовались в составе заявок на участие в электронном аукционе.

Вместе с тем, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что некоторые заявки, поданные на участие в данном электронном аукционе, содержали только согласие на оказание услуг в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и не содержали описания товара в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе. Кроме того, данные заявки на участие в электронном аукционе не были отклонены аукционной комиссией заказчика.

Исходя из изложенного, учитывая результаты закупки, а также сведения, содержащиеся в протоколе подведения итогов от 19.12.2022 г., Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что допущенное заказчиком нарушение законодательства о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика, поскольку заявки участников закупки, не представившие описание товара, не отклонялись аукционной комиссией заказчика, руководствуясь п. 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России № 727/14 от 19.10.2014г., Комиссия Новосибирского УФАС России решила не выдавать заказчику и единой комиссии предписание об отмене результатов определения поставщика.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч. 8 ст.106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ООО «МД-Консалтинг» на действия заказчика – ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» при проведении электронных аукционов на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающих территорий студенческого городка (извещения № 0334100010022000036) обоснованной.

2) Признать заказчика нарушившим ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.

3) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны