Решение №054/06/31-525/2023 жалоб ООО «Глобус» на действия уполномоченного учреждения - ... от 30 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №054/06/31-525/2023

30 марта 2023 года                                                                                                             г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии ….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Глобус» на действия уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» и заказчика - ГБУЗ НСО «ГНКПБ №3» при проведении электронного аукциона №0851200000623001625 на оказание услуг по акарицидной (противоклещевой) обработке открытых территорий, размещенного в ЕИС 16.03.2023г., начальная (максимальная) цена контракта 76 137 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Глобус» с жалобой на действия уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» и заказчика - ГБУЗ НСО «ГНКПБ №3» при проведении электронного аукциона №0851200000623001625 на оказание услуг по акарицидной (противоклещевой) обработке открытых территорий.

Суть жалобы ООО «Глобус» заключается в следующем.

Объектом данной закупки является оказание услуг по акарицидной (противоклещевой) обработке открытых территорий. При этом, в извещении о проведении электронного аукциона установлено требование, предусмотренное п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ №44-ФЗ), а именно, о наличии у участников закупки аттестата аккредитации (с приложением), с областью аккредитации, дающей право оказывать услуги по дезинсекции (в соответствии с п. 2133 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21») или копии выписки из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) (в соответствии с пунктом 2 статьи 4 и пунктом 3.1. статьи 25  Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»).

ООО «Глобус» в своей жалобе указало, что дезинфекционная деятельность государственных и коммерческих организаций с сентября 2021 года регламентируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

При этом, согласно положениям Постановления Правительства РФ N 852 от 01.06.2021 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» с сентября 2021 года дезинфекционная деятельность отсутствует в перечне видов медицинской деятельности.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона необходимо наличие у участника закупки аккредитации, позволяющей оказывать услуги по акарицидной (противоклещевой) обработке открытых территорий в соответствии с п.2133 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний». При этом, в данном пункте указано – «Своевременное проведение дератизационных, дезинсекционных и дезинфекционных мероприятий на объектах несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, граждане, в чьей собственности (распоряжении, аренде) находится конкретный объект или территория». При этом, каких-либо требований об аккредитации данный пункт СанПиН не содержит.

Кроме того, в перечне обязательной оценки аккредитации в соответствии со ст.24.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» отсутствует дезинфекционная деятельность.

На основании изложенного, податель жалобы считает, что извещение о проведении закупки размещено в ЕИС с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «Глобус» сообщило следующее.

В соответствии с описанием объекта закупки, размещенном в ЕИС в составе извещения о закупке, услуги оказываются в соответствии с требованиями СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 4, а также «МУ 3.5.3011-12.3.5. Дезинфектология. Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов».

СанПиН 3.3686-21 разработаны в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.

Санитарные правила устанавливают обязательные требования к комплексу организационных, профилактических, в том числе лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, лабораторно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение раннего выявления, предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.

Из пункта 2080 СанПиН 3.3686-21 следует, что переносчиком инфекции листериоза могут быть кровососущие членистоногие (иксодовые и гамазовые клещи), а также различные виды блох и вшей.

Больной листериозом человек или бессимптомный носитель представляет эпидемиологическую опасность.

Пунктом 986 СанПиН 3.3686-21 предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели с целью предупреждения случаев заболевания людей инфекциями, передающимися иксодовыми клещами, проводят, в том числе, энтомологическое обследование территорий на заселенность клещами до акарицидной обработки и контроль ее эффективности после, а также противоклещевые акарицидные обработки территорий парков, скверов, кладбищ, оздоровительных организаций, мест массового отдыха и пребывания населения,
а также прилегающих к ним территорий на расстоянии не менее 50 метров.

Из толкования пунктов 989, 992 СанПиН 3.3686-21 следует, что в комплекс профилактических мер против инфекций, передающихся иксодовыми клещами, входит неспецифическая профилактика, включающая, в частности, противоклещевые мероприятия.

Комплекс мер, входящих в противоклещевые мероприятия, определен в соответствии с пунктом 993 СанПиН 3.3686-21 и включает, в том числе, обработку акарицидными (инсектоакарицидными) средствами участков территорий природных и антропургических очагов.

В соответствии с пунктом 996 СанПиН 3.3686-21 мероприятия по борьбе с иксодовыми клещами проводятся в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных мероприятий в природных очагах инфекционных заболеваний.

При этом, в соответствии с пунктом 2133 СанПиН 3.3686-21 дератизационные, дезинсекционные и дезинфекционные профилактические мероприятия проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные для данного вида деятельности.

В соответствии с пунктом 88 СанПиН 3.3686-21  органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают организацию и осуществление дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемых объектах, транспортных средствах, территориях (прилегающих к объектам населенного пункта, природного очага), в том числе посредством привлечения специализированных организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, и в этих целях проводят, в частности обследования с целью определения технического и гигиенического состояния объекта и прилегающей к нему территории, учета численности и определения заселенности объектов и территории грызунами и членистоногими, а также контроль за проведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий и их эффективностью.

Пунктом 1 описания объекта закупки предусмотрено, что мероприятия по акарицидной (противоклещевой) обработке открытых территорий включают: обследование на заклещевленность, непосредственно акарицидную обработку открытых территорий, контроль качества акарицидной обработки.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Согласно части 4 статьи 42 Закона № 52-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и эксперты, аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Закон № 412-ФЗ).

По смыслу подпункта «б» пункта 3 части 1 статьи 1 Закона № 412-ФЗ нормативное регулирование данного закона распространяется на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствии, в том числе, с Законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.

Кроме того, согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Закона № 412-ФЗ аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.

Под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована.

В рассматриваемом случае, аккредитация носит обязательный характер. Таким образом, довод подателя жалобы, согласно которому деятельность юридического лица по оказанию услуг проведения дезинсекционных мероприятий в рамках Закона №52-ФЗ не подлежит аккредитации, является необоснованным.

Учитывая данные обстоятельства, извещением о закупке, требованиями к содержанию и составу заявки, в силу закона установлен перечень документов, которые должен предоставить участник в качестве подтверждения соответствия требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 ФЗ №44-ФЗ, а именно копию аттестата аккредитации (с приложением), с областью аккредитации, дающей право оказывать услуги по дератизации и дезинсекции (в соответствии с пунктом 2133 СанПиН 3.3686-21 или копию выписки из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) (в соответствии с пунктом 2 статьи 4 и пунктом 3.1. статьи 25 Закона № 412-ФЗ).

Исходя из изложенного, ГКУ НСО «УКСис» считает, что извещение о закупке сформировано в соответствии с действующим законодательством.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ №44-ФЗ заказчик устанавливает требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Объектом закупки является оказание услуг по акарицидной (противоклещевой) обработке открытых территорий.

Как следует из п.4 описания объекта закупки, оказание услуг должно осуществляться, в том числе, согласно требованиям Закона №52-ФЗ, а также СанПиН 3.3686-21.

Санитарные правила устанавливают обязательные требования к комплексу организационных, профилактических, в том числе лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, лабораторно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение раннего выявления, предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.

Из пункта 2080 СанПиН 3.3686-21 следует, что переносчиком инфекции листериоза могут быть кровососущие членистоногие (иксодовые и гамазовые клещи), а также различные виды блох и вшей.

Пунктом 986 СанПиН 3.3686-21 предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели с целью предупреждения случаев заболевания людей инфекциями, передающимися иксодовыми клещами, проводят, в том числе, энтомологическое обследование территорий на заселенность клещами до акарицидной обработки и контроль ее эффективности после, а также противоклещевые акарицидные обработки территорий парков, скверов, кладбищ, оздоровительных организаций, мест массового отдыха и пребывания населения,
а также прилегающих к ним территорий на расстоянии не менее 50 метров.

Из толкования пунктов 989, 992 СанПиН 3.3686-21 следует, что в комплекс профилактических мер против инфекций, передающихся иксодовыми клещами, входит неспецифическая профилактика, включающая, в частности, противоклещевые мероприятия.

Комплекс мер, входящих в противоклещевые мероприятия, определен в соответствии с пунктом 993 СанПиН 3.3686-21 и включает, в том числе, обработку акарицидными (инсектоакарицидными) средствами участков территорий природных и антропургических очагов.

В соответствии с пунктом 996 СанПиН 3.3686-21 мероприятия по борьбе с иксодовыми клещами проводятся в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных мероприятий в природных очагах инфекционных заболеваний.

Согласно п.79 СанПиН 3.3686-21 дезинфекционная деятельность предусматривает организацию и осуществление работ и услуг, включающих борьбу с патогенными микроорганизмами, возбудителями инвазионных болезней, грызунами и их эктопаразитами, кровососущими членистоногими и другими насекомыми, имеющими медицинское значение, разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение, уничтожение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации, дезинсекции, дезинвазии, дератизации, отпугивания (далее - дезинфекционная деятельность), а также контроль за этими работами и услугами.

В соответствии с п.88 СанПиН 3.3686-21 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают организацию и осуществление дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемых объектах, транспортных средствах, территориях (прилегающих к объектам населенного пункта, природного очага), в том числе посредством привлечения специализированных организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, и в этих целях проводят, в том числе, обследования с целью определения технического и гигиенического состояния объекта и прилегающей к нему территории, учета численности и определения заселенности объектов и территории грызунами и членистоногими, а также контроль за проведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий и их эффективностью.

Согласно п.2 требований к качеству услуг дезинсекция предусматривает, в том числе, предварительное санитарно-эпидемиологическое обследование с целью обнаружения насекомых, выявления мест их локализации и численности с применением провоцирующих средств.

Согласно п.2132 СанПиН 3.3686-21 осуществление неспецифических профилактических мероприятий предусматривает своевременное проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий с обязательным контролем эффективности.

При этом, п.2133 СанПиН 3.3686-21 установлено, что дератизационные, дезинсекционные и дезинфекционные профилактические мероприятия проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные для данного вида деятельности, а также граждане в помещениях, строениях и прилегающей к ним территории, находящихся в их собственности.

В соответствии с ч.1 ст.42 Закона №52-ФЗ санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке

Согласно ч.4 ст.42 Закона №52-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и эксперты, аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Росаккредитации от 11.02.2021 N 20 утвержден перечень направлений работ по оценке соответствия заявителей, аккредитованных лиц, осуществляемых федеральным автономным учреждением «Национальный институт аккредитации» в соответствии со статьей 24.1 Закона №412-ФЗ по добровольному подтверждению соответствия (сертификации).

В соответствии с извещением об электронном аукционе, объектом закупки является оказание услуг по акарицидной (противоклещевой) обработке открытых территорий. При этом, согласно положениям СанПиН 3.3686-21 дератизационные, дезинсекционные и дезинфекционные профилактические мероприятия проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные для данного вида деятельности, что предполагает, обязанность получения такими лицами аттестата аккредитации с областью аккредитации, дающей право оказывать услуги по дератизации и дезинсекции.

На основании вышеизложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, оказывать услуги, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, могут только лица, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, следовательно, установление в извещении о закупке требования о наличии у участников закупки аттестата аккредитации с областью аккредитации, дающей право оказывать услуги по дератизации и дезинсекции, не противоречит положениям действующего законодательства. Довод жалобы не нашел подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, выявлено следующее нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

В соответствии с п.2 ч.5 ст.49 ФЗ №44-ФЗ уполномоченное учреждение формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 ч.17 ст.48 данного Федерального закона.

При этом, в соответствии с п.2 ч.17 ст.48 ФЗ №44-ФЗ протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений данного Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика №ИЭА1 от 27.03.2023г. единая комиссия приняла решение об отклонении заявок двух участников закупки.

Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в нарушение требований п.2 ч.5 ст.49 и п.2 ч.17 ст.48 ФЗ №44-ФЗ в протоколе отсутствуют информация о положениях заявок на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки. Таким образом, протокол подведения итогов определения поставщика №ИЭА1 от 27.03.2023г. не соответствует требованиям п.2 ч.5 ст.49 и п.2 ч.17 ст.48 ФЗ №44-ФЗ, так как не содержит всех сведений, предусмотренных данной статьей.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Глобус» на действия уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» и заказчика - ГБУЗ НСО «ГНКПБ №3» при проведении электронного аукциона №0851200000623001625 на оказание услуг по акарицидной (противоклещевой) обработке открытых территорий необоснованной.

2. Признать в действиях уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» нарушение требований п.2 ч.5 ст.49 и п.2 ч.17 ст.48 ФЗ №44-ФЗ.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны