Решение №054/06/104-59/2023 в отношении ООО «Кит-1» от 22 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/104-59/2023

«22» ноября 2023 года                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителя УФСИН России по Алтайскому краю по доверенности № 496 от 20.11.2023 <...>,

в присутствии представителя ООО «Кит-1» по доверенности от 01.11.2023 <...>,

рассмотрев в дистанционном режиме обращение заказчика – УФСИН России по Алтайскому краю (ИНН: 2224022967, КПП: 222101001) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Кит-1» (ИНН: 2540212155, КПП: 253601001) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта № 2323320100682003171000126/262 от 06.06.2023 на поставку сельди мороженной в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ № 231222402296722210100100000681020223,

УСТАНОВИЛА:

06.09.2023 заказчиком в единой информационной системе (далее – ЕИС) на электронной площадке ООО «РТС-тендер» было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0317100012623000067 на поставку сельди мороженной в рамках государственного оборонного заказа.

Начальная (максимальная) цена контракта – 14 718 000,00 руб.

25.05.2023 заказчиком подписан и размещен протокол подведения итогов электронного аукциона № 0317100012623000067. По результатам электронной процедуры контракт заключается с участником аукциона с идентификационным номером заявки – № 114254141, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры наиболее низкую цену контракта 14 350 050,00 руб.

26.05.2023 заказчиком в ЕИС размещен проект контракта, 02.06.2023 размещен доработанный проект контракта.

05.06.2023 проект контракта был подписан победителем электронного аукциона, а 06.06.2023 на электронную площадку и в ЕИС был передан подписанный проект контракта.

06.06.2023 между УФСИН России по Алтайскому краю и ООО «Кит-1» был заключен государственный контракт № 2323320100682003171000126/262 на поставку сельди мороженной в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ № 231222402296722210100100000681020223 (далее – контракт).

Цена контракта – 14 350 050,00 руб.

15.06.2023 между УФСИН России по Алтайскому краю и ООО «Кит-1» заключено дополнительное соглашение № 1 к контракту об изменении номера контракта.

27.06.2023 между УФСИН России по Алтайскому краю и ООО «Кит-1» заключено дополнительное соглашение № 2 к контракту об изменении порядка выплаты аванса по контракту.

03.07.2023 между УФСИН России по Алтайскому краю и ООО «Кит-1» заключено дополнительное соглашение № 3 к контракту об изменении порядка выплаты аванса по контракту.

10.07.2023 между УФСИН России по Алтайскому краю и ООО «Кит-1» заключено дополнительное соглашение № 4 к контракту об изменении номера контракта и присвоении ИГК № 232332010068203171000126.

14.07.2023 между УФСИН России по Алтайскому краю и ООО «Кит-1» заключено дополнительное соглашение № 5 к контракту об изменении реквизитов поставщика.

01.09.2023 между УФСИН России по Алтайскому краю и ООО «Кит-1» заключено дополнительное соглашение № 6 к контракту об изменении порядка выплаты аванса по контракту.

В соответствии с п. 3.1 контракта товар поставляется грузополучателям партиями в соответствии с Графиком поставки (Приложение № 3 к контракту).

В соответствии Графиком поставки (Приложение № 3 к контракту) срок поставки товара:

– в количестве 60 000 кг – с 15.06.2023 по 28.06.2023;

– в количестве 60 000 кг – с 17.08.2023 по 29.08.2023;

– в количестве 40 000 кг – с 11.09.2023 по 27.09.2023;

– в количестве 40 000 кг – с 12.10.2023 по 25.10.2023.

ООО «Кит-1» осуществлена поставка по контракту по 2 этапам в количестве 120 000 кг. На общую сумму 8 610 000,00 руб. (УПД № ГК-141 от 21.06.2023, № ГК-142 от 22.06.2023, № ГК-143 от 05.10.2023, № ГК-193 от 05.10.2023, № ГК-192 от 05.10.2023).

В ходе рассмотрения обращения по существу представитель заказчика пояснил, что поставки по контракту производились с существенным нарушением сроков поставки. По двум оставшимся этапам поставки по контракту ООО «Кит-1» поставку в установленный срок не осуществило. По данным фактам заказчиком в адрес ООО «Кит-1» были направлены претензии, в том числе с условиями о выплате настойки.

06.07.2023 УФСИН России по Алтайскому краю в адрес ООО «Кит-1» направило претензию № 22/ТО/3/3-11173 от 06.07.2023.

01.09.2023 УФСИН России по Алтайскому краю в адрес ООО «Кит-1» направило претензию № 22/ТО/3/3-14395 от 01.09.2023.

28.09.2023 УФСИН России по Алтайскому краю в адрес ООО «Кит-1» направило претензию № 22/ТО/3/3-15879 от 28.09.2023.

11.10.2023 УФСИН России по Алтайскому краю в адрес ООО «Кит-1» направило претензию № 22/ТО/3/3-16801 от 11.10.2023.

Ответы на данные претензии ООО «Кит-1» на рассмотрение в Новосибирское УФАС России не предоставило.

31.10.2023 заказчик в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) принял решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения контракта. Решение об одностороннем отказе № 22/ТО/3/3-17976 от 31.10.2023 в ЕИС размещено заказчиком 01.11.2023.

В соответствии с п. п. 1,2 ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, датой поступления головному исполнителю решения об одностороннем отказе считается дата размещения данного решения в ЕИС, поступление решения об одностороннем отказе считается надлежащим уведомлением головного исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком головного исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч. 14 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

Соответственно, в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления ООО «Кит-1» не были устранены недостатки, послужившие поводом для принятия заказчиком решения. Таким образом, датой вступления в силу решения об одностороннем отказе и датой расторжения контракта является 14.11.2023.

В соответствии с ч. 16 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Обращение УФСИН России по Алтайскому краю направлено в соответствии с установленными требованиями 14.11.2023.

ООО «Кит-1» на запрос Новосибирского УФАС России о причинах неисполнения контракта сообщило следующее.

06.06.2023 между УФСИН России по Алтайскому краю и ООО «Кит-1» был заключен государственный контракт № 2323320100682003171000126/262 на поставку сельди мороженной в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ № 231222402296722210100100000681020223 (далее – контракт).

ООО «Кит-1» не имело умысла уклониться от исполнения контракта или исполнить его ненадлежащим образом. Поставщик исполнил свои обязательства по контракту на сумму 8 610 000,00 руб., что составляет 60% от цены контракта.

С сентября 2023 года на российском рынке наблюдается дефицит сельди, который обусловлен рядом факторов.

Согласно приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 59 от 01.02.2023 был введен запрет на вылов сельди тихоокеанской до 31.12.2023, что ограничило возможности поставщика и привело к увеличению дефицита рыбы, необходимой для выполнения контракта.

Цена на сельдь, предназначаемую для экспорта, более высокая, чем на внутреннем рынке, большая часть товара основных поставщиков сельди на российском рынке направлена на экспорт рыбы.

У ООО «Кит-1» до заключения контракта были заключены договоры поставки с проверенными поставщиками – ООО РПК «Кардинал», АО «Плюс», ООО «Поронай», которые имеют возможность и были готовы поставлять товар в необходимом количестве. Однако с сентября 2023 года контрагенты уведомили ООО «Кит-1» о невозможности поставки товара в данный период, в связи с образовавшимся дефицитом сельди на рынке.

В ходе рассмотрения обращения по существу представитель ООО «Кит-1» пояснил, что уведомил о данной ситуации заказчика и предложил отложить поставку на срок, предлагаемый контрагентами ООО «Кит-1» – до декабря 2023 года. Подтверждения возможности ООО «Кит-1» осуществить поставку в более поздние сроки не представило.

При этом, представитель ООО «Кит-1» пояснил, что поиск иных поставщиков был нецелесообразен, так как у ООО «Кит-1» есть договоры поставки с наиболее крупными поставщиками данного товара, которые имеют возможность поставки сельди замороженной в необходимом объеме.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении утвержден постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 1078).

В силу пп. «а» п. 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пп. «б» п. 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пп. «а» названного пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п. 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с п. 15 Правил № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. «а» п. 13 настоящих Правил № 1078:

– выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

– заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

– поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

– принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

– надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Исходя из смысла ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.

Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Комиссия Новосибирского УФАС России, по факту ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, отмечает следующее.

06.06.2023 между УФСИН России по Алтайскому краю и ООО «Кит-1» был заключен государственный контракт № 2323320100682003171000126/262 на поставку сельди мороженной в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ № 231222402296722210100100000681020223 (далее – контракт).

Цена контракта – 14 350 050,00 руб.

В соответствии с п. 3.1 контракта товар поставляется грузополучателям партиями в соответствии с Графиком поставки (Приложение № 3 к контракту).

В соответствии Графиком поставки (Приложение № 3 к контракту) срок поставки товара:

– в количестве 60 000 кг – с 15.06.2023 по 28.06.2023;

– в количестве 60 000 кг – с 17.08.2023 по 29.08.2023;

– в количестве 40 000 кг – с 11.09.2023 по 27.09.2023;

– в количестве 40 000 кг – с 12.10.2023 по 25.10.2023.

ООО «Кит-1» осуществлена поставка по контракту по 2 этапам в количестве 120 000 кг. На общую сумму 8 610 000,00 руб. (УПД № ГК-141 от 21.06.2023, № ГК-142 от 22.06.2023, № ГК-143 от 05.10.2023, № ГК-193 от 05.10.2023, № ГК-192 от 05.10.2023).

В ходе рассмотрения обращения по существу представитель заказчика пояснил, что поставки по контракту производились с существенным нарушением сроков поставки. По двум оставшимся этапам поставки по контракту ООО «Кит-1» поставку в установленный срок не осуществило.

По данным фактам заказчиком в адрес ООО «Кит-1» были направлены претензии, в том числе с условиями о выплате настойки.

06.07.2023 УФСИН России по Алтайскому краю в адрес ООО «Кит-1» направило претензию № 22/ТО/3/3-11173 от 06.07.2023.

01.09.2023 УФСИН России по Алтайскому краю в адрес ООО «Кит-1» направило претензию № 22/ТО/3/3-14395 от 01.09.2023.

28.09.2023 УФСИН России по Алтайскому краю в адрес ООО «Кит-1» направило претензию № 22/ТО/3/3-15879 от 28.09.2023.

11.10.2023 УФСИН России по Алтайскому краю в адрес ООО «Кит-1» направило претензию № 22/ТО/3/3-16801 от 11.10.2023.

Ответы на данные претензии ООО «Кит-1» на рассмотрение в Новосибирское УФАС России не предоставило.

При этом, в ходе рассмотрения обращения по существу представитель заказчика пояснил, что ООО «Кит-1» уведомляло заказчика об обстоятельствах, препятствующих выполнению обязательств по контракту.

В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 59 от 01.02.2023 «Об установлении ограничения промышленного рыболовства сельди тихоокеанской в дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в 2023 году» был введен запрет в Западно-Беринговоморской зоне западнее 179° в. д. промышленное рыболовство сельди тихоокеанской всеми орудиями и способами добычи (вылова) до 31.12.2023.

ООО «Кит-1» своевременно, до заключения контракта были заключены договоры на поставку товара, в том числе со следующими контрагентами:

– договор купли-продажи № 09/23 от 25.05.2023, заключенный между ООО «Кит-1» и ООО РПК «Кардинал»;

– договор поставки от 21.05.2023, заключенный между ООО «Кит-1» и АО «Плюс»;

– договор поставки № 23 от 25.02.2023, заключенный между ООО «Кит-1» и ООО «Тристан-ДВ»;

– договор поставки № 29/08/23 ПРН от 29.08.2023, заключенный между ООО «Кит-1» и ООО «Поронай».

При этом, ООО «Кит-1» представлены письма контрагентов ООО «Поронай» от 06.09.2023, ООО «Алион» от 25.09.2023 и ООО «Поворот» о невозможности своевремено поставить сельдь замороженную, необходимую к поставке по контракту.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС приходит к выводу, что ООО «Кит-1» предпринимало меры для исполнения условий контракта, совершало действия, направленные на поставку товара в установленный срок. Действия ООО «Кит-1» свидетельствуют о намерении выполнить обязательства по контракту надлежащим образом. Оснований для вывода о том, ООО «Кит-1» намеренно уклонялось от исполнения контракта, либо умышленно бездействовало не имеется.

Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС отмечает факт допущенного ООО «Кит-1» нарушения срока поставки по контракту. При этом, по данному факту УФСИН России по Алтайскому краю направляло в адрес Новосибирского УФАС России информацию о наличии в действиях ООО «Кит-1» признаков административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.55 (исх. № 22/ТО/3/3-16399 от 05.10.2023, вх. № 20076/23 от 26.10.2023). Данное обращение УФСИН России по Алтайскому краю было перенаправлено в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (исх. № ЕМ/12862/23 от 30.10.2023). В связи с чем, Комиссия усматривает возможность не передавать материалы ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности по ст. 14.55 КоАП РФ.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Кит-1» не отказывалось от исполнения контракта и не совершало действий, безусловно свидетельствующих о намерении уклониться от его исполнения.

Нарушение обязательств по государственному контракту было вызвано, в том числе обстоятельствами, независящими от действий сторон.

Таким образом, из представленных на рассмотрение информации и документов установлено, что ООО «Кит-1» предпринимало меры, направленные на исполнение контракта, при этом сведения, подтверждающие действительно недобросовестное поведение при исполнении контракта со стороны ООО «Кит-1», в материалах рассматриваемого обращения отсутствуют.

Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ст. 15.1 Федерального закона № 275-ФЗ, ч. 10 ст. 99, ч. 16 ст. 95, ч. 1 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. № 1078,

РЕШИЛА:

В удовлетворении обращения заказчика – УФСИН России по Алтайскому краю (ИНН: 2224022967, КПП: 222101001) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Кит-1» (ИНН: 2540212155, КПП: 253601001) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта № 2323320100682003171000126/262 от 06.06.2023 на поставку сельди мороженной в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ № 231222402296722210100100000681020223, отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны