Решение №054/01/10-1355/2019 в отношении ОАО «Куйбышевский лесхоз» от 4 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 054/01/10-1355/2019

 

Резолютивная часть решения объявлена  20.09.2019 года                           г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме    04.10.2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Новикова А.Н. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителя ОАО «Куйбышевский лесхоз» – …

 

рассмотрев дело № 054/01/10-1355/2019 от 17.07.2019 г. по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Куйбышевский лесхоз» (далее – ОАО «Куйбышевский лесхоз»)  (ИНН 5452115133, 632351, Новосибирская область, Куйбышевский район, с. Нагорное, ул. Лесхозная, д.1) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России поступило обращение департамента по тарифам Новосибирской области по вопросу навязывания гражданам, приобретающим дрова у ОАО «Куйбышевский лесхоз», услуг по доставке дров до потребителя.

Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 11.09.2018 № 228-ТС «О розничных предельных максимальных ценах на дрова, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» установлены действующие розничные цены на дрова.

Согласно приложению данному приказу установлены следующие розничные предельные максимальные цены на дрова, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье:

N п/п

Наименование продукции

Розничная предельная максимальная цена, руб. за 1 плотный куб. м

реализуемые с верхнего склада

реализуемые с нижнего склада

приобско-боровая зона

степная и лесостепная, таежная зоны

приобско-боровая зона

степная и лесостепная, таежная зоны

без погрузки дров в транспортное средство

с погрузкой дров в транспортное средство

без погрузки дров в транспортное средство

с погрузкой дров в транспортное средство

без погрузки дров в транспортное средство

с погрузкой дров в транспортное средство

без погрузки дров в транспортное средство

с погрузкой дров в транспортное средство

вручную

механизированным способом

вручную

механизированным способом

вручную

механизированным способом

вручную

механизированным способом

1

Дрова:

1.1

Бревна, используемые в качестве топлива (2,1 м - 6,5 м)

253

316

297

349

412

393

386

449

430

534

597

578

2

Дрова, разделанные в виде поленьев, всех пород:

2.1

Разделанные до 2,0 м

279

342

323

385

448

429

412

475

456

569

632

613

2.2

Разделанные до 0,5 м

297

360

341

409

472

453

428

491

472

593

656

637

2.3

Разделанные до 0,5 м, колотые

362

425

406

499

566

547

494

557

538

682

745

726

                               

Примечание.

Приобско-боровая зона включает территории установленных лесным планом Новосибирской области лесничеств: Ордынского, Сузунского, Черепановского, Искитимского, Новосибирского, Мошковского, Болотнинского, Мирновского, Маслянинского.

         Степная, лесостепная, таежная зоны включают территории установленных лесным планом Новосибирской области лесничеств: Кыштовского, Северного, Убинского, Каргатского, Чулымского, Колыванского, Венгеровского, Куйбышевского, Чановского, Барабинского, Татарского, Здвинского, Доволенского, Краснозерского, Купинского, Карасукского, Коченевского.

 

Указанные розничные цены на дрова являются предельными максимальными и обязательны к применению всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию дров населению на территории муниципальных образований Новосибирской области.

Согласно информации министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (письмо от 29.03.2019 № 3533-5/37-Вн) производственная территория ОАО «Куйбышевский лесхоз», расположенная по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, с. Нагорное, ул. Лесхозная, 1, является нижним складом.

Соответственно, приобретение населением дров на производственной территории ОАО «Куйбышевский лесхоз», расположенной по указанному адресу, должно осуществляться по ценам, не превышающим  установленные Приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 228-ТС от 11.09.2018 для степной, лесостепной и таежной зоны розничные предельные максимальные цены на дрова, реализуемые с нижнего склада.

Однако, согласно информации, представленной заявителем ОАО «Куйбышевский лесхоз» установлены расценки на дрова (продукция верхний склад) с доставкой покупателю: дрова раскрыжованные до 0,5 м (швырок) 1 м3*1340 руб.; дрова раскрыжованные до 0,5 м (колотые) 1 м3*1200 руб.

Исходя из указанных расценок, установить стоимость дров и отдельно стоимость доставки (транспортной услуги по вывозу дров с лесосеки (верхний склад)) потребителю не представляется возможным. Вместе с тем, также у потребителя  отсутствует возможность приобретения дров на нижнем складе по установленной Приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 228-ТС от 11.09.2018 цене, исключая доставку (транспортную услугу по вывозу дров с лесосеки (верхний склад)).  

Таким образом, у потребителей отсутствует возможность приобретения дров на нижнем складе (по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, с. Нагорное, ул. Лесхозная, 1) по ценам, установленным Приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 228-ТС от 11.09.2018, без учета доставки потребителю. Указанный вывод подтверждается, в том числе материалами, представленными гр. Киренковой И.В. в ответ на запрос Новосибирского УФАС России исх. 02-6883э от 07.06.2019 (вх. № 4443э от 19.06.2019), а также пояснениями гр. …., представленными на заседании Комиссии (зафиксированы в Протоколе от 20.08.2019).  

Частью 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с позицией ФАС России (письмо исх. № ИА/58547/16 от 25.08.2016 «О разъяснении отдельных вопросов применения антимонопольного законодательства к отношениям с участием информационно-расчетных центров»), под неопределенным кругом потребителей следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь всех в процесс в качестве заявителей, заинтересованных лиц, указать всех в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении конкретного дела.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно Аналитическому отчету, подготовленному отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, по результатам анализа состояния конкуренции на рынке реализации дров на территории Куйбышевского района Новосибирской области, за период с 01.01.2018 по 31.05.2019 ОАО «Куйбышевский лесхоз» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке реализации дров на территории Куйбышевского района Новосибирской области.

Таким образом, действия ОАО «Куйбышевский лесхоз» по непредоставлению потребителям возможности приобретения дров с нижнего склада по ценам, установленным Приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 228-ТС от 11.09.2018 и включению в стоимость дров с верхнего склада услуг доставки, приводят к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. Следовательно, указанные действия ОАО «Куйбышевский лесхоз» содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

  На основании изложенного, Новосибирским УФАС России издан Приказ от 17.07.2019г. № 136 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Куйбышевский лесхоз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

 

На заседании Комиссии 20.09.2019 Новосибирского УФАС России в рамках рассмотрения дела № 054/01/10-1355/2019 представитель ответчика сообщил следующее.

ОАО «Куйбышевский лесхоз» не является нижним складом. При обращении гр. …. в ОАО «Куйбышевский лесхоз» по вопросу приобретения дров, у Общества отсутствовала возможность реализации дров потребителю с базы, ввиду отсутствия дров. Гр. … ОАО «Куйбышевский лесхоз» письменно предлагало приобрести дрова с верхнего склада, однако он никак не отреагировал. Доставка дров с верхнего склада на базу осуществляется по стоимости 804 рубля за 1 куб.м. дров, то есть дрова получаются дорогостоящими, что не устроило гр. … ОАО «Куйбышевский лесхоз» предложило гр. …. получить дрова на верхнем складе, но он не поехал.

ОАО «Куйбышевский лесхоз» в настоящее время находится на стадии  банкротства. У Общества отсутствует возможность осуществлять реализацию дров в убыток.

 

Новосибирское УФАС России относительно заявленных ответчиком  доводов отмечает следующее. 

 

Согласно информации министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (письмо от 29.03.2019 № 3533-5/37-Вн) производственная территория ОАО «Куйбышевский лесхоз», расположенная по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, с. Нагорное, ул. Лесхозная, 1, является нижним складом.

Соответственно, приобретение населением дров на производственной территории ОАО «Куйбышевский лесхоз», расположенной по указанному адресу, должно осуществляться по ценам, не превышающим цены, установленные Приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 228-ТС от 11.09.2018 для степной, лесостепной и таежной зоны розничные предельные максимальные цены на дрова, реализуемые с нижнего склада.

ОАО «Куйбышевский лесхоз» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке реализации дров на территории Куйбышевского района Новосибирской области.

ОАО «Куйбышевский лесхоз» (по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, с. Нагорное, ул. Лесхозная, 1) установлены расценки на дрова (продукция верхний склад) с доставкой покупателю: дрова раскрыжованные до 0,5 м (швырок) 1 м3*1340 руб.; дрова раскрыжованные до 0,5 м (колотые) 1 м3*1200 руб. Исходя из указанных сведений, а также пояснений гр. …., представленными на заседании Комиссии (зафиксированы в Протоколе от 20.08.2019), у потребителя отсутствует возможность приобретения дров на нижнем складе по установленной Приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 228-ТС от 11.09.2018 цене, исключая доставку (транспортную услугу по вывозу дров с лесосеки (верхний склад)).

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, действия ОАО «Куйбышевский лесхоз», занимающего доминирующее положение на рынке реализации дров на территории Куйбышевского района Новосибирской области, по непредоставлению потребителям возможности приобретения дров с нижнего склада по ценам, установленным Приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 228-ТС от 11.09.2018 и включению в стоимость дров с верхнего склада услуг доставки, приводят к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, следовательно, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Куйбышевский лесхоз» занимающим доминирующее положение на рынке реализации дров на территории Куйбышевского района Новосибирской области, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать ОАО «Куйбышевский лесхоз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем непредоставления потребителям возможности приобретения дров с нижнего склада по ценам, установленным Приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 228-ТС от 11.09.2018 и включению в стоимость дров с верхнего склада услуг доставки, что приводит к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

3. Выдать ОАО «Куйбышевский лесхоз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

1) обеспечить возможность приобретения потребителями дров с нижнего склада по ценам, установленным Приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 228-ТС от 11.09.2018;

2) довести до потребителей информацию о стоимости дров (в соответствии с Приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 228-ТС от 11.09.2018) и отдельно о стоимости услуг доставки дров с верхнего склада, путем размещения прайса в открытом доступе по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, с. Нагорное, ул. Лесхозная, д.1.

Связанные организации

Связанные организации не указаны