Решение №054/05/5-22/2021 ООО «Неайс» от 12 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«12» февраля 2021г.                                                                                               г.Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>

рассмотрев дело №054/05/5-22/2021, возбужденное по факту распространения в ноябре-декабре 2020г. рекламы бара «Nebar» по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, д.42А/ул.Ядринцевская, д.14, с признаками нарушения ч.6 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие:

заявителей: физические лица <…>, <…>, <…>,

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Неайс» (ИНН 7840084961, ОГРН 1187847331650, юр.адрес: 191186, г. Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, д.28/1, лит. А, пом. 41Н, факт. адрес: 630099, г.Новосибирск, пр.Красный, д.42а),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России поступили заявления физических лиц (вх.№№ 20184э от 12.11.2020г., 20293э от 16.11.2020г., 20439э от 17.11.2020г., 22281э от 11.12.2020г., 23046 от 21.12.2020г.) о распространении рекламы бара «Nebar» в виде баннеров по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, д.42А/ул.Ядринцевская, д.14, с информацией, содержащей нецензурную лексику, что причиняет вред нравственному здоровью граждан, т.е. с признаками нарушения ч.6 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

По мнению заявителей, данная информация содержит непристойные образы, оскорбительна и причиняет вред нравственному здоровью детей, жителей г.Новосибирска и гостей города.

В результате рассмотрения заявлений Новосибирским УФАС России возбуждено данное дело, при рассмотрении которого установлено следующее.

На здании, расположенном по адресу: ул.Ядринцевская, д.14, г.Новосибирск, 630099, в оконном (витражном) проеме, а также на входной двери размещены плакаты следующего содержания:

1)         «Танцы на социальной дистанции непонятная вечерняя ху(*)ня EVERYDAY #невероятная ху(*)ня»,

2)         «nebar после 00:00 закрыты нах(*)й мне плевать на всех я бухаю где хочу давай сделаем это! nebar»;

3) «nebar all day - all night! Войди в меня! VK nebar.novosibirsk ООО «Неайс» юридический адрес: 191186, СПБ, Наб. Кан. Грибоедова, д.28/1, лит.А, пом.41Н ИНН 7840084961 КПП: 781001001».

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Сведения, размещенные в витражном проеме, воспринимаются в совокупности с оформлением входной группы организации с коммерческим обозначением «Nebar» как информация, предназначенная для неопределенного круга лиц, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование интереса к нему, продвижение на рынке.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламной, т.к. отвечает всем юридически значимым условиям определения рекламы.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается (ч.1 ст.5 ФЗ «О рекламе»).

На основании ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «Бесстыдный», согласно вышеуказанному словарю, означает противоречащий общественной морали, непристойный». «Неприличный» - противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, благопристойность.

При решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных и (или) оскорбительных, специальных знаний не требуется, решающее значение имеет восприятие потребителя при интерпретации рекламного сообщения.

К непристойным образам и выражениям, могут быть отнесены такие образы и выражения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 29.04.2013 №АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», к бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, по мнению специалистов ФАС России, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.

Исходя из положений п.16 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона «О рекламе», по делам о привлечении лиц к ответственности за использование ими в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется.

Реклама организации с коммерческим обозначением «Nebar» содержащая сведения, указанные выше, расположена на всеобщем обозрении в общественном месте, доступна для всех без исключения категорий населения, в том числе несовершеннолетних потребителей рекламы, чьи жизненные ценности еще не сформированы.

Восприятие рассматриваемой информации в качестве нецензурной лексики подтверждается жалобами физических лиц, в которых заявители усматривают ярко-выраженный текст нецензурного содержания.

Слова, производные от слова "х..", употребляются в речи в качестве ругательных, являются грубыми, непристойными и не применяются в обычной речи. Данные слова и прочие выражения, не употребляются в деловой сфере, в нормативно-правовых актах, не используются при детях, в переговорах, их неприемлемо использовать учителям при общении с детьми, врачам во время приемов, продавцам при общении с покупателями и в любой другой сфере деятельности, которая не предполагает использование жаргонизмов и эвфемизмов.

Таким образом, слова «ху*ня», «нах*й» в данном контексте являются неуместными. При этом данные слова могли быть заменены любыми другими цензурными синонимами.

При этом, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. Для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Учитывая изложенное, вопрос восприятия рассматриваемой рекламы и наличия признаков нарушения законодательства о рекламе был вынесен на обсуждение Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе и недобросовестной конкуренции при Новосибирском УФАС России (далее – Экспертный совет).

Согласно протоколу от 25.12.2020 №7, члены Экспертного совета, признали, что рассматриваемая реклама:

1)         содержит выражения, унижающие честь и достоинство, оскорбляющие неопределенный круг лиц, в т.ч. жителей г.Новосибирска;

2)         содержит бранное слово, непристойное и оскорбительное выражение, в том числе в отношении неопределенного круга лиц.

Демонстрация таких выражений в общественных местах для широкого публичного обозрения противоречит общепринятой модели поведения, иными словами, является безнравственной.

Важным обстоятельством является тот факт, что способ распространения рекламы, для которой использованы рекламные конструкции, ограничивает потенциального потребителя рекламы в возможности ее игнорировать. Распространение рекламы в публичном месте, доступном для неограниченного круга лиц также указывает на непристойность данной рекламы.

Таким образом, используемые в рекламе развлекательного заведения «Nebar» недвусмысленные выражения являются непристойными, и данная реклама содержит нарушение требований части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

На основании части 6 ст.38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с информацией, размещенной на входной двери, рекламодателем рекламы с использованием непристойных образов и выражений является ООО «Неайс» (ИНН 7840084961 ОГРН 1187847331650 юр.адрес: 191186, г. Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, д.28/1, лит. А, пом. 41Н, факт. адрес: 630099, г.Новосибирск, пр.Красный, д.42а), как лицо, осуществляющее деятельность под коммерческим обозначением «Nebar», и в интересах которого размещена реклама по адресу: ул.Ядринцевская, д.14, г.Новосибирск, 630099.

Данная информация подтверждается также тем, что согласно выпискам из ЕГРН, на основании Договора аренды нежилого помещения №1 от 26.11.2018г., Дополнительного соглашения к договору аренды нежилого помещения №1 от 26.11.2018г., деятельность в нежилых помещениях по адресу: г.Новосибирск, Красный проспект, 42а/ул. Ядринцевская, 14, осуществляет ООО «Неайс» (ИНН 7840084961).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламную информацию, распространенную по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, д.42А/ул.Ядринцевская, д.14, в ноябре-декабре 2020г., в оконном (витражном) проеме, а также на входной двери бара «NEBAR» следующего содержания:

1)         «Танцы на социальной дистанции непонятная вечерняя ху(*)ня EVERYDAY #невероятная ху(*)ня»,

2)         «nebar после 00:00 закрыты нах(*)й мне плевать на всех я бухаю где хочу давай сделаем это! nebar»;

3) «nebar all day - all night! Войди в меня! VK nebar.novosibirsk ООО «Неайс» юридический адрес: 191186, СПБ, Наб. Кан. Грибоедова, д.28/1, лит.А, пом.41Н ИНН 7840084961 КПП: 781001001»,

ненадлежащей,

а Общество с ограниченной ответственностью «Неайс» (ИНН 7840084961 ОГРН 1187847331650 юр.адрес: 191186, г. Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, д.28/1, лит. А, пом. 41Н, факт. адрес: 630099, г.Новосибирск, пр.Красный, д.42а), нарушившим ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе»: в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

2. Выдать ООО «Неайс» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме "17" февраля 2021 г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Связанные организации

ООО "НЕАЙС"
ИНН 7840084961, ОГРН 1187847331650