Постановление №054/04/19.8-1132/2021 в отношении юридического лица – акционерного общества Управ... от 1 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/19.8-1132/2021

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

 

1 июля  2021 года                                                                                       г. Новосибирск

 

Врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <...>, рассмотрев протокол № 054/04/19.8-1132/2021 об административном правонарушении от 08.06.2021 и материалы административного дела в отношении юридического лица – акционерного общества  Управляющая компания Группы компаний «Газойл» (далее – АО Управляющая компания Группы компаний  «Газойл») (ИНН 5406685668/ КПП 540301001, ОГРН 1115476119681, дата регистрации 11.10.2011,   юридический адрес: 630119, г. Новосибирск, ул. Зорге, дом 275, офис 7), в отсутствие представителя АО Управляющая компания Группы компаний  «Газойл», надлежащим образом уведомленного о  месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № 054/04/19.8-1132/2021 письмом исх. № 02-8374 от 23.06.2021,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В связи с многочисленными жалобами граждан на повышение розничных цен на СУГ, Новосибирским УФАС России в адрес АО Управляющая компания Группы компаний «Газойл» были направлены запросы информации, в том числе запрос исх. № 02-5885 от 30.04.2021, на юридический адрес: 630119, г. Новосибирск, ул. Зорге, д. 275, офис 7.

В том числе запрос исх. № 02-5885 от 30.04.2021 был направлен также на адрес электронной почты e-mail: ukgk.gazoil@yandex.ru. Согласно данному запросу о представлении информации Новосибирское УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», уведомило АО Управляющая компания Группы компаний «Газойл» о необходимости в срок до 13.05.2021 представить следующую информацию:

1. Копии всех договоров (помимо договора поставки) между АО УК Группа Компаний «Газойл» и ООО «Газойл» со всеми приложениями.

2. УПД по реализации СУГ с 01.01.2021 по 25.03.2021 (по основным контрагентам, в том числе ООО «Газойл» (ИНН 5406773716)).

3. Перечень затрат, включенных АО УК ГК «Газойл» в отпускную цену СУГ в 2021 году, с указанием сведений о темпах роста (снижения) затрат по каждой статье, и приложением документов, подтверждающих их изменение (договоров, счетов, платежных документов).

 

Письмом исх. № 5/14 от 13 мая 2021г. (вх. № 8480э от 14.05.2021) АО Управляющая компания Группы компаний «Газойл» представило следующие сведения.

По п. 1 запроса информации исх. № 02-5885 от 30.04.2021 ввиду значительного количества договоров за весь период деятельности АО Управляющая компания Группы компаний «Газойл», большого количества контрагентов, АО Управляющая компания Группы компаний «Газойл» просило определить договоры, которые необходимо представить в антимонопольный орган, а именно: наименование, период, вид деятельности по договору, номер и т.д.

В соответствии с п. 2 запроса информации исх. № 02-5885 от 30.04.2021 АО Управляющая компания Группы компаний «Газойл» представило УПД (счета-фактуры) по реализации СУГ в период с 01.01.2021 по 31.03.2021.

По п. 3 запроса информации исх. № 02-5885 от 30.04.2021 АО Управляющая компания Группы компаний «Газойл» пояснило, что затратами, включенными АО Управляющая компания Группы компаний «Газойл» в отпускную цену СУГ в 2021 году, являются расходы на закупку газа, расходы на транспортировку газа, расходы на хранение газа, расходы на доставку газа до покупателя, расходы на продажу газа и другие.

Кроме того, АО Управляющая компания Группы компаний «Газойл» пояснило, что расчет  темпов роста (снижения) затрат у Общества отсутствует, поскольку не является обязательным бухгалтерским документом.

Таким образом, ответ по п. 1, п. 3 запроса информации № 02-5885 от 30.04.2021 АО Управляющая компания Группы компаний «Газойл» в Новосибирское УФАС России в установленный срок не представлен.

На момент составления протокола АО Управляющая компания Группы компаний «Газойл» информация, указанная в запросе информации № 02-5885 от 30.04.2021, в полном объеме в Новосибирское УФАС России не представлена.

Согласно ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, их должностных лиц, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Частью 5 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа.

Таким образом, АО Управляющая компания Группы компаний «Газойл» за непредставление в Новосибирское УФАС России сведений (информации) по требованию антимонопольного органа несет ответственность в соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения нарушения – 630119, г. Новосибирск, ул. Зорге, д. 275, офис 7.

Время совершения правонарушения –  14.05.2021.

 

Протокол составлен в отсутствие законного представителя АО Управляющая компания Группы компаний  «Газойл», надлежащим образом уведомленного о месте и времени составления протокола письмом исх. №6851 от 24.05.2021.  

Письмом вх. № 10209э от 09.06.2021 АО Управляющая компания Группы компаний  «Газойл» представлены следующие пояснения.

По части 5 статьи 19.8 КоАП РФ административная ответственность наступает за непредставление или несвоевременное представление в федеральный  антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3,4 и 7 указанной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 указанной статьи.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, образует непредставление либо несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию этих органов  либо представление заведомо недостоверных сведений.

Вина Общества в форме умысла или неосторожности в силу требований  статьи 2.2 КоАП РФ должна быть установлена и доказана административным органом.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В предмет доказывания по делам о совершении административных правонарушений  входят: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).

Административным органом в отношении АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» данные обстоятельства не доказаны.

АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» считает, что Общество не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ в силу следующего.

1. В действиях АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» отсутствуют признаки правонарушения, поскольку в ответ на запрос были представлены все имеющиеся, относящиеся к предмету запроса документы. Иные запрашиваемые документы в запросе идентифицированы не были.

1.1. В п. 1 ответа на запрос АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» пояснило, что в силу значительного количества договоров за весь период деятельности организации, большого количества контрагентов, предоставить копии всех запрашиваемых документов фактически не представляется возможным. В запросе отсутствовали указания на предмет, номер, дату договоров, не был обозначен интересующий период, не были указаны иные реквизиты, позволяющие идентифицировать запрашиваемые договоры. В связи с этим  АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» обратилось с просьбой конкретизировать запрос, путем указания реквизитов  документов, которые необходимы антимонопольному органу (наименование контрагента, предмет договора, номер и дата договора и т.п.).

Единственный, имеющий отношение к предмету запроса договор (заключенный с ООО «Газойл»), был добровольно направлен в Новосибирское УФАС России.  

Запрос антимонопольного органа о представлении информации должен содержать конкретный перечень тех документов, сведений и информации, которые должны быть представлены антимонопольному органу, в том числе с указанием периода и реквизитов. Верность данной позиции неоднократно подтверждалась примерами актуальной судебной практики (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2019 года по делу № А65-12312/2018, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу № А74-6994/2013, постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2011 по делу № А05-4030/2011, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 по делу № А05-4030/2011, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.09.2018 по делу № А36-9806/2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Казвказского округа от 15.08.2019 по делу № А32-45413/2017).

Предоставление копий всех договоров между хозяйствующими субъектами не отвечает тем целям анализа соблюдения антимонопольного законодательства.

Так как уполномоченным органом не был уточнен запрос путем указания конкретного периода и реквизитов необходимых документов, нельзя считать АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» виновным в непредставлении сведений (информации) в антимонопольный орган. Обязанность по представлению всех имеющих отношение к предмету запроса документов выполнена организацией надлежащим образом, так как ранее уполномоченному органу был представлен договор поставки № 013 от 01.08.2015 в ответ на запрос №02-3900 от 29.03.2021г.

1.2. По п. 3 запроса информации АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» дало пояснения, что запрашиваемые документы в организации отсутствуют.

Хозяйствующие субъекты не могут быть привлечены к ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, если не располагают запрашиваемыми антимонопольным органом документами.

Расчеты темпов роста (снижения) затрат не являются обязательными бухгалтерскими документами. В связи с этим запрашиваемые расчеты в организации не составлялись, фактически отсутствовали, а значит их предоставление в ответ на запрос антимонопольного органа не представлялось возможным.

Данный вывод также находит свое отражение в существующей судебной практике (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 № 08АП-170/2019, Определение ВС РФ от 04.09.2019 по делу №А75-14635/2018, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.07.2018 № Ф07-5253/2018, Постановление Восьмого  арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 по делу № А34-5254/2015).

Таким образом, ответ на запрос № 02-5885 от 30.04.2021 был представлен в максимально возможном объеме и привлечение АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» к ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ неправомерно.

В случае привлечения   АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, при назначении штрафа должны быть учтены смягчающие  административную ответственность обстоятельства:

1) представление хозяйствующим субъектом ответа на запрос в рамках установленного срока.

2) предполагаемые нарушения не повлекли причинения вреда или каких-либо негативных последствий.

3) Общество осуществляет социально значимую деятельность по торговле топливом. Назначение штрафа в размерах, указанных в статье 19.8 КоАП РФ с учетом сложившейся экономической ситуации, в том числе снижения покупательской способности населения в связи с пандемией коронавируса, неминуемо приведет к существенным финансовым трудностям.

На основании изложенного, руководствуясь нормами материального процессуального права, АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» просит отказать в привлечении к административной ответственности. Прекратить  производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. в случае  привлечения к административной ответственности, при назначении административного наказания, учесть смягчающие административную ответственность обстоятельства.

 

При рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

По п. 1 запроса информации исх. №02-5885 от 30.04.2021 антимонопольным органом были запрошены только договоры, заключенные между АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» и ООО «Газойл» за весь период осуществления деятельности АО Управляющая компания группы компаний «Газойл». При этом АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» не отказалось представить копии договоров, но просило определить наименование, период, вид деятельности, номер и прочие реквизиты необходимых договоров. Из указанного следует, что АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» были неверно истолкованы требования запроса исх. № 02-5885 от 30.04.2021, что не свидетельствует об отказе в представлении запрошенных документов.

По п. 3 запроса информации исх. №02-5885 от 30.04.2021 антимонопольным органом были запрошены, в том числе, темпы роста (снижения) затрат. В пояснениях по делу об административном правонарушении АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» была дополнительно представлена информация, что такие расчеты не составляются, а также, что указанные в запросе  документы не являются обязательными бухгалтерскими документами, в связи с чем, отсутствуют у Общества. Доказательства, что такие документы имеются в АО Управляющая компания группы компаний «Газойл», у антимонопольного органа отсутствуют.

Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая положения части 4 статьи 1.5 КоАП РФ Новосибирское УФАС России полагает, что в материалах дела отсутствуют безусловные доказательства наличия у АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» запрошенных документов.

В связи с недоказанностью намеренного непредставления АО Управляющая компания группы компаний «Газойл» документов по запросу антимонопольного органа исх. № 02-5885 от 30.04.2021, и наличием неустранимых сомнений в виновности Общества, имеются основания для прекращения дела об административном правонарушении № 054/04/19.8-1132/2021.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 1.5, пунктом 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении №054/04/9.21-1132/2021, возбужденному в отношении АО Управляющая компания Группы компаний «Газойл» (ИНН 5406685668) по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, в силу недоказанности обстоятельств, прекратить.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны