Решение №054/06/32-419/2024 в отношении департамента по недропользованию по Сибирскому ф... от 26 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/32-419/2024

«26» февраля 2024 года                                                                                                    г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителей заказчика - департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу: - (по доверенности), - (по доверенности),

в присутствии представителей подателя жалобы – АО «ГЕОТЕК»: - (по доверенности), - (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу АО «ГЕОТЕК» на действия заказчика – департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0151100014024000001 на выполнение оценочных работ на колчеданно-полиметаллические руды в пределах Западно-Захаровской площади (Алтайский край), начальная (максимальная) цена контракта – 454 323 734,00 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось АО «ГЕОТЕК» с жалобой на действия заказчика – департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0151100014024000001 на выполнение оценочных работ на колчеданно-полиметаллические руды в пределах Западно-Захаровской площади (Алтайский край).

В соответствии с извещением о проведении закупки № 0151100014024000001, протоколами, составленными при проведении открытого конкурса в электронной форме:

1) извещение размещено в ЕИС 07.02.2024 г.;

2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 28.02.2024 г.;

Суть жалобы АО «ГЕОТЕК» заключается в следующем.

В п. 2 раздела III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме заказчиком установлено, что предметом оценки по показателю «общее количество исполненных участником закупки договоров» является опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера - по геологическому изучению недр, исполненных участником конкурса.

По данному показателю оценке подлежит общая цена договоров или контрактов, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр, исполненных участником закупки.

Вместе с тем, заказчик указал, что сопоставимым предметом договоров (контрактов) являются геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, указанные разночтения («проведение геологоразведочных            работ»/«проведение геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые») не только вводят участников закупки в заблуждение, но и противоречат законодательству РФ.

Податель жалобы считает, что устанавливая в показателях оценки квалификации участников открытого конкурса в электронной форме ограничение в части предоставления подтверждения исполнения договоров, предметом которых является не выполнение работ по геологическому изучению недр, что в полной мере соответствует позиции 39 раздела IX приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571), а выполнение геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые, заказчик существенно ограничивает количество участников закупки.

Кроме того, податель жалобы сообщил, что проведение сейсморазведочных работ по твердым полезным ископаемым и проведение сейсморазведочных работ по углеродным полезным ископаемым технологически идентичны. Таким образом, устанавливая в показателях оценки квалификации участника закупки ограничение в части предоставления подтверждения исполнения договоров, предметом которых является не выполнение работ по геологическому изучению недр, а выполнение геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые, заказчик ограничивает количество участников закупки.

Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу в возражениях на жалобу АО «ГЕОТЕК» сообщил следующее.

Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 не устанавливает право заказчика детализировать или сужать предмет оцениваемого договора, ввиду чего участник закупки, не обладающий опытом проведения геологического изучения недр, не допускается до участия в закупке.

Оценка заявок участников закупки, в свою очередь, осуществляется в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 (далее – Положение об оценке заявок).

В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки является геологическое изучение недр на конкретные виды твердых полезных ископаемых, ввиду чего у заказчика отсутствует необходимость в привлечении к выполнению работ участника закупки, обладающего, например, опытом выполнения геологического изучения углеводородного сырья.

Объектом закупки является геологическое изучение недр на запасы меди, свинца и цинка, а целевым назначением работ, согласно п. 1.1 технического (геологического) задания является проведение оценочных работ для выявления месторождения, подсчет и постановка на государственный баланс запасов меди, свинца и цинка с попутными золотом и серебром категории С2 и C2.

Из вышеизложенного следует, что медь, свинец и цинк признаются твердыми полезными ископаемыми к порядку выполнения работ по поискам и оценке которого законодательством Российской Федерации устанавливаются специальные требования, отличающиеся от требований, предусмотренных для углеводородного сырья.

Кроме того, при планировании выполнения геологоразведочных работ на различные типы полезных ископаемых выполняется анализ состояния дел на объекте изучения и планируется осуществление работ с учетом стадийности его изучения и целевых задач проекта. Установление стадийности и принципиальных целевых показателей проекта выполняется в соответствии с утвержденной стадийностью геологоразведочных работ, которая определяется:

- для твердых полезных ископаемых Положением о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов России от 05.07.1999 № 83-р, согласно которому устанавливаются особенности для регионального геологического изучения недр и прогнозирования залегания твердых полезных ископаемых, поисковых и оценочных работ, разведки месторождения твердых полезных ископаемых и эксплуатационной разведки, учитываемых при выполнении геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые в рамках государственного контракта;

- для углеводородного сырья Временным положением об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов России от 07.02.2001 № 126, которое устанавливает особенности работ на различных стадиях исключительно для геологоразведочных работ, связанных с углеводородным сырьем.

На этапе проектирования и выполнения работ выполняется разработка проектной документации, определяющей состав и объемы геологоразведочных работ, методику их выполнения, календарный план и, для работ за счет средств федерального бюджета, смету работ.

Формирование проектной документации осуществляется согласно Правилам подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденным приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 352.

При этом в такую проектную документацию включаются особые работы, характерные для каждого типа полезного ископаемого:

- твердым полезным ископаемым характерны геофизические, магнитно- и электроразведочные работы, геохимические работы по вторичным ореолам, горные работы (проходка шурфов, канав), бурение картировочных, поисковых, оценочных и разведочных скважин малого диаметра глубиной к.п. до 600 м, отбор и измельчение рядовых проб, химико-аналитические работы на рудные компоненты и элементы примеси, исследование обогатимости руд и нерудного сырья, геометризация и подсчет ресурсов и запасов с применением методик блочного моделирования;

- углеводородному сырью характерны геофизические, сейсморазведочные работы, геохимия газообразных эманаций и аэрозолей горючих газов, глубокое бурение опорных, параметрических, поисково-оценочных и разведочных скважин большого диаметра на углеводородное сырье, отбор проб нефти, газа и пластовых флюидов, испытание в процессе бурения перспективных нефтегазоносных комплексов, геофизические исследования в скважинах, подсчет запасов нефти, газа и конденсата, определение коэффициента извлечения нефти.

Заказчик сообщил, что вышеуказанные работы, характерные для углеводородного сырья не включены в состав технического (геологического) задания и в рамках контракта осуществляться не будут.

В рамках исполнения государственного контракта подрядчику необходимо руководствоваться, в том числе, основными инструктивными документами, подготовленными с учетом специфики полезного ископаемого, по которому осуществляются геологоразведочные работы.

В отношении твердых полезных ископаемых предусмотрены Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденные распоряжением Министерства природных ресурсов России от 05.06.2007 № 37-р, тогда как в отношении углеводородного сырья используются Методические рекомендации по применению Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 01.11.2013 года № 477, утвержденные распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии России от 01.02.2016 № 3-Р.

Таким образом, заказчик считает, что установленный порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе относительно опыта проведения геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые необходим для выявления такого участника закупки, который сможет предложить наиболее полную и эффективному программу выполнения работ по геологическому изучению объекта закупки и достижения результатов, предусмотренных Техническим (геологическим) заданием.

Согласно порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по детализирующим показателям оценки предметом оценки является опыт участника закупки по успешному выполнению работ по геологическому изучению недр. Сопоставимым предметом договоров (контрактов) являются геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые.

Исходя из этого следует, что ключевым значением для определения опыта участника закупки является выполнение работ, связанных с твердыми полезными ископаемыми.

Учитывая изложенное, геологическое изучение недр и выполнение геологоразведочных работ являются тождественными применительно к твердым полезным ископаемым и могут наравне учитываться при оценке сопоставимых предметов договоров, объектом которых выступали твердые полезные ископаемые.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок оценки, предусмотренный ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, установлен Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённым постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604.

Согласно п.п. «в» п. 24 Положения об оценке заявок, утверждённого постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может в том числе применяться, если иное не предусмотрено данным Положением, показатель оценки «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

В соответствии с п. 28 Положения об оценке заявок, утверждённого постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, для детализирующих показателей оценки устанавливаются предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по детализирующим показателям оценки установлен критерий оценки - общее количество исполненных участником закупки договоров. Предметом оценки по данному показателю является опыт участника закупки по успешному выполнению работ по геологическому изучению недр, исполненных участником конкурса. Сопоставимым предметом договоров (контрактов) являются геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые, общая стоимость которых составляет не менее 50 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), включающие виды и методы работ, предусмотренные поисковой и/или оценочной стадией работ на рудные полезные ископаемые.

По данному показателю оценке подлежит количество договоров или контрактов, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр, исполненных участником закупки.

Участник закупки в составе заявки представляет исполненные участником закупки договоры (контракты) на выполнение работ по геологическому изучению недр.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, из вышеуказанных положений порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по детализирующим показателям оценки не представляется возможным определить, какие именно контракты (договоры) должны быть представлены участниками закупки и какие контракты (договоры) будут оцениваться конкурсной комиссией заказчика - контракты (договоры) на выполнение работ по геологическому изучению недр или контракты (договоры) на геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые.

Вместе с тем, из возражений заказчика на жалобу АО «ГЕОТЕК», а также из проекта контракта и описания объекта закупки следует, что при выполнении работ по контракту требуется проведение оценочных работ для выявления месторождения, подсчет и постановка на государственный баланс запасов меди, свинца и цинка с попутными золотом и серебром категории С2 и C2, то есть, выполнение работ по геологическому изучению недр на твердые полезные ископаемые.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России, с учётом нормативно-правовых актов, представленных в возражениях заказчика на жалобу АО «ГЕОТЕК», пришла к выводу о том, что заказчик имеет право устанавливать в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в данном случае – на выполнение работ по геологическому изучению недр на твердые полезные ископаемые.

Таким образом, доводы жалобы частично нашли своё подтверждение.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного открытого конкурса в электронной форме установлено следующее нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

В соответствии с п.п. «д» п. 28 Положения об оценке заявок, утверждённого постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного п.п. «в» п. 24 данного Положения, к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком установлено, что к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также контракты заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что противоречит требованиям п.п. «д» п. 28 Положения об оценке заявок, утверждённого постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604.

Руководствуясь ч.8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу АО «ГЕОТЕК» на действия заказчика – департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0151100014024000001 на выполнение оценочных работ на колчеданно-полиметаллические руды в пределах Западно-Захаровской площади (Алтайский край) частично обоснованной.

2) Признать заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7 и ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе и п.п. «д» п. 28 Положения об оценке заявок, утверждённого постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604.

3) Выдать заказчику и конкурсной комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны