Решение №054/01/18.1-1782/2019 жалоба ИП Масленниковой на действия Филиал ПАО «Компания «Су... от 17 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-1782/2019

17 сентября 2019 года                                                                                            г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Филатьева И.Е. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Масленниковой С.Е. на действия заказчика торгов Филиала Публичного акционерного общества «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова» (далее - Филиал ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова») при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку противогазов (извещение № 31908176208 на сайте http://zakupki.gov.ru),

в отсутствие представителей заявителя – ИП Масленниковой С.Е., надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителей заказчика торгов - …

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России области поступила жалоба ИП Масленниковой С.Е. на действия заказчика торгов Филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку противогазов (извещение № 31908176208 на сайте http://zakupki.gov.ru).

Заявитель сообщает следующее.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, установленными статьей 3 Федерального закона № 223-ФЗ:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Тем не менее, в соответствии с Технической документацией, Заказчик устанавливает требования:

1. Противогаз гражданский фильтрующий ГП-7 - указание на модель противогаза без указания эквивалентности не дает возможность провести закупку на конкурентной основе, что является нарушением Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Партия противогазов должна сопровождаться сертификатом соответствия в системе добровольной сертификации «Военный регистр» - согласно статье 19 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» недопустимо принуждение к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе, в определенной системе добровольной сертификации.

Устанавливая требование о предъявлении сертификата соответствия в системе добровольной сертификации «Военный регистр», Заказчик фактически принуждает участников закупки к осуществлению добровольного подтверждения соответствия в определенной системе добровольной сертификации «Военный регистр», что противоречит вышеуказанной норме закона о техническом регулировании.

3. Партия противогазов должна сопровождаться формуляром военного представителя Минобороны России (ВП МО РФ), в котором указан комплект поставки, основные характеристики, свидетельство о приемке ВП МО РФ, заключение представителя Заказчика о соответствии противогазов требованиям технических условий и годности их для использования по назначению, гарантийные обязательства и другая информация. Формуляр заверяется печатью ВП МО РФ и печатью завода-изготовителя.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 10.12.1992 года « 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» производители средств защиты от боевых отравляющих веществ имеют право заключать договоры на поставку такой продукции только с потребителями, получившими разрешение на ее применение в Российской Федерации.

Согласно официальной информации, опубликованной в сети «Интернет, изготовителями противогазов гражданских фильтрующих и противогазов детских фильтрующих, выпускаемых с военной приемкой военного представительства Министерства обороны РФ, являются АО «Сорбент», АО «Тамбовмаш», АО «Арти- завод».

Таким образом, предъявление требования к участникам о предоставлении формуляра с заключением ВП МО РФ влечет ограничение участников, допуская возможность участия лишь трех заводов-изготовителей, в связи с чем, является незаконным.

Кроме того, производители продукции имеют право заключать договоры на ее поставку только с потребителями, получившими разрешение на ее применение в Российской Федерации.

Порядок поставки продукции, определяемый настоящим постановлением, обязателен для всех организаций и предприятий на территории Российской Федерации независимо от их форм собственности, ведомственной принадлежности и места регистрации.

По мнению заявителя, исходя из вышесказанного, требование Заказчика о предоставлении формуляра с заключением ВП МО РФ является незаконным, так как принуждает поставщика закупать продукцию у завода-изготовителя в отсутствие разрешения, тем самым нарушая пункт 4 Постановления Правительства № 959.

Исходя из вышесказанного:

1) нарушены положения статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, где установлены принципы проведения закупки - равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

2) нарушены положения статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствии с которой запрещено ограничение количества участников закупки.

 

Филиал ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» в своих возражениях сообщил следующее.

Извещение о закупке № 31908176208 на право заключения договора на поставку противогазов, для нужд Филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» было размещено на Единой электронной торговой площадке «ЕЭТП» (opk.roseltorg.ru) 07.08.2019 года.

Основанием для проведения открытого запроса предложений является План закупки товаров (работ, услуг) ПАО «Компания «Сухой» на 2019 год.

Заказчиком в разделе 9 документации о закупке и техническом задании установлены следующие требования к поставке «Противогаза гражданского фильтрующего ГП-7»:

«Партия противогазов должна сопровождаться:

формуляром Военного представителя Минобороны России (BП МО РФ), в котором указан комплект поставки, основные характеристики, свидетельство о приемке ВП МО РФ, заключение представителя Заказчика о соответствии противогазов требованиям технических условий и годности их для использования по назначению, гарантийные обязательства и другая информация. Формуляр заверяется печатью ВП МО РФ и печатью завода-изготовителя:

сертификатом соответствия в системе добровольной сертификации «Военный регистр».

В поданной жалобе Заявитель не согласен с включением вышеуказанных требований в документацию о закупке и считает, что данные требования влекут ограничение конкуренции.

Филиал ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 16 информационной карты и пунктом 2 приложения № 1 к документации о закупке дополнительные требования к Участникам закупки в части предоставления:      

а) формуляра Военного представителя Минобороны России (ВП МО РФ), в котором указан комплект поставки, основные характеристики, свидетельство о приемке ВП МО РФ, заключение представителя Заказчика о соответствии противогазов требованиям технических условий и годности их для использования по назначению, гарантийные обязательства и другая информация;

б) сертификата соответствия в системе добровольной сертификации «Военный регистр»;

не требуются.

В соответствии с приложением № 3 «Требования к составу заявки» документации о закупке на момент подачи заявки Заказчик также не установил дополнительных требований к Участнику закупки. Следовательно, ограничений для принятия участия в процедуре закупки на поставку противогазов у ИП Масленниковой С.Е. не усматривается.

1. Возражение по первому доводу жалобы:

Из норм Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) следует, что заказчик вправе включить в документацию о закупке такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций заказчика.

При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки. Федеральным законом № 223-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию о закупке требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. Соответствие установленным требованиям товара только одного производителя не является безусловным основанием, свидетельствующим об ограничении конкуренции среди участников закупки.

В свою очередь. Федеральный закон № 223-ФЗ не предусматривает обязанности заказчика при определении требований к предмету закупки руководствоваться количеством производителей товара.

Нормы Федерального закона № 223-ФЗ направлены на обеспечение конкуренции не между товарами, и не между производителями товаров, а между участниками закупок.

Предметом текущей закупки являлось право на заключение договора на поставку товара, а не производство предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любой хозяйствующий субъект.

Также, в соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)». Таким образом, в соответствии с Законом № 223-ФЗ, возможность поставки эквивалента предусматривается только в случае указания в документации о закупке на товарный знак.

Согласно статье 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть па обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

В соответствии со статьей 1481 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак. Выдачу указанных свидетельств и ведение Государственного реестра товарных знаков осуществляет Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности» (далее - ФИПС). Открытый реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, доступный по ссылке в сети «Интернет» - http://wwwl.flps.ru/wps/portal/Registers/, не содержит указаний на такой товарный знак, как «противогаз ГП-7» или «ГП-7». Таким образом, данная аббревиатура (ГП-7 - гражданский противогаз тип 7) не является товарным знаком и, в соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, не обязана сопровождаться словами «или эквивалент».

Заявитель не предоставил в составе жалобы сведения о регистрации такого товарного знака, как «противогаз ГП-7» или «ГП-7», несмотря на то, что указанные сведения могут быть получены любым желающим на сайте ФИПС по адресу в сети «Интернет» http://wwwl.flps.ru/wps/portal/Registers/. Данное обстоятельство также является подтверждением того, что аббревиатура «ГП-7» не является товарным знаком.

Кроме того, производство противогазов ГП-7 в Российской Федерации осуществляют три предприятия: АО «Сорбент», ОАО «ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского», АО «Тамбовмаш», что подтверждается формулярами на данную продукцию.

Таким образом, Заявитель, равно как и другие участники закупки, не были ограничены в праве принять участие в закупке, предложив к поставке противогазы ГП-7 любого из вышеуказанных производителей.

Более того, нормы Закона № 223-ФЗ направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и не между производителями товаров, а между участниками закупок. Предметом рассматриваемой закупки является право на заключение договора на поставку противогазов ГП-7, а не на их изготовление, поэтому участником закупки может выступать любой хозяйствующий субъект, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации и документации о закупке.

2. Возражение по второму доводу жалобы:

Противогазы гражданские фильтрующие (далее - противогазы гражданские) предназначены для защиты органов дыхания, зрения и кожных покровов лица человека от радиоактивных веществ, отравляющих веществ и биологических средств, т.е. поражающих факторов оружия массового поражения (далее - ОМП), а в комплекте с дополнительным патроном и от некоторых видов химически опасных веществ.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют законодательные акты, которые чётко регулируют характер, способ и место производства, потребительские свойства, качество и количество противогазов гражданских.

Согласно ГОСТ 31278 - 2004 коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения относятся к продукции военного назначения.

В соответствии с Российским Военным стандартом ГОСТ РВ № 51540-2005 под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно­техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а также работы, выполняемые в интересах обороны.

Военная продукция, продукция двойного назначения, с целью подтверждения соответствие военной продукции требованиям национальных военных стандартов и нормативных документов сертифицируется в рамках системы «Военного регистра».

В системе «Военный регистр», созданной непосредственно Министерством обороны России, проводится не только оценка качества и безопасности военной продукции, но и сертифицируются системы менеджмента качества предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Деятельность Системы добровольной сертификации «Военный Регистр» организуется и осуществляется на основе и в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, международных и национальных стандартов (ГОСТ -ИСО, ГОСТ РВ, СРПП ВТ).

Таким образом, разработка, производство, реализация и утилизация противогазов гражданских осуществляется в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами, государственными военными стандартами и специальными техническими условиями.

Сведения, раскрывающие содержание стандартов в области вооружения и военной техники, сведения по технологиям двойного назначения и сведения, раскрывающие работы по созданию средств зашиты от ОМП, составляют государственную тайну (Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 года № 1203).

Выше перечисленные документы являются обязательными к применению при формировании государственного заказа на поставку СИЗОД для нужд гражданской обороны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Следовательно, Заказчик при размещении заказа на поставку противогазов гражданских должен руководствоваться не только нормами Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливая перечень своих требований к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам, размерам, упаковке, отгрузке, иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого противогаза, но и номенклатурой имущества гражданской обороны, выбирая гражданский противогаз той марки, которая отвечает установленным требованиям и действующим нормативно-правовым актам, в том числе:

- соответствовать классу 4250 «Средства индивидуальной защиты»;

- соответствовать коду ОКП 782410 «Противогазы фильтрующие гражданские»;

- соответствовать требованиям технических условий заводов-изготовителей и требованиям национальных военных стандартов и нормативных документов;

- иметь заключение представителя ВП МО РФ;

- иметь сертификаты соответствия системы добровольной сертификации «Военный регистр».

Данным требованиям в настоящее время соответствует противогаз ГП-7.

При этом стоит отметить, что в поступивших запросах на разъяснение документации о закупке от ИП Масленникова С.Е. вопроса по наличию данного требования в составе закупочной документации не указано.

Кроме того, в документации о закупке отсутствует требование, принуждающее участников закупки к осуществлению (принуждению) ими процедуры добровольного подтверждения соответствия в системе сертификации «Военный регистр».

Процедуру подтверждения соответствия (сертификацию) осуществляет предприятие-изготовитель товара. Вместе с тем участники закупки, равно как Заявитель, не ограничены в выборе производителя, продукция которого прошла подтверждение соответствия в системе сертификации «Военный регистр». В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года № 184-ФЗ подтверждение соответствия (сертификация) может быть произведено, как в отношении серийно производимой продукции, так и в отношении отдельно выпущенной партии товара.

Вместе с тем, Заявителем не представлено достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что установление Заказчиком требования к сертификации в добровольной системе сертификации привело к ограничению количества участников закупки и нарушению прав и интересов Заявителя как участника закупки.

3. Возражение по третьему доводу жалобы:

Само по себе требование к поставке о приемке противогазов со стороны Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВП МО РФ) является законным и обоснованным в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» под «гражданской обороной» подразумевается система мероприятий по подготовке защиты от опасностей, возникающих, в том числе, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Согласно части 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 года № 379 номенклатура запасов имущества гражданской обороны определяется, в том числе, с учетом возможного характера военных действий на территории Российской Федерации.

Методические рекомендации МЧС России от 23.05.2017 года № 2-4-71-24-11 предусматривают, что выбор марки средства защиты осуществляется по результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих, в том числе, при ведении военных действий или вследствие этих действий. Ведения военных действий не исключает возможность применения потенциальным противником боевых отравляющих веществ. Не исключено применение указанных веществ при террористических акциях в мирное время. Таким образом, обеспечение защиты от указанного опасного фактора является немаловажным, в том числе применительно к защитным свойствам гражданских противогазов.

Наименование продукции, подлежащей контролю ВП МО РФ, указано в Номенклатуре военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, утвержденной 27.12.2012 года начальником управления военных представительств Министерства обороны РФ, в которую включены противогазы гражданские.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 № 959 оборот гражданских противогазов, как средств защиты от боевых отравляющих веществ, не может осуществляться в свободной форме и подлежит обязательному контролю со стороны государства в лице Министерства обороны Российской Федерации.

Для контроля за оборотом, а также контроля качества и приемки указанной продукции на предприятиях, осуществляющих её производство, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 года № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации» созданы Военные представительства и утверждено положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, гражданские противогазы, обеспечивающие защиту от боевых отравляющих веществ, проходят обязательный контроль и приемку со стороны ВП МО РФ. Подтверждением контроля и приемки является формуляр (паспорт <...> содержащий свидетельство о приемке ВП МО РФ, оформляемый на каждую выпущенную партию продукции. В формуляре указывается комплект поставки, свидетельство о приёмке ОТК. скреплённое печатью ОТК, перечень всех испытаний, проведённых ВП МО РФ после приёмки ОТК, заключение представителя ВП МО РФ. скреплённое печатью ВП МО РФ.

Приемка ВП МО РФ является единственным подтверждением качества противогазов и их соответствия требованиям безопасности использования. Следовательно, предъявление при закупке противогазов требования о необходимости наличия приемки ВП МО РФ является законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 года № 750 «О стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну», оборонная продукция, являющейся продукцией военного назначения и продукцией двойного применения подлежит обязательной сертификации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.2004 года № 580, противогазы, коробки противогазов с фильтрами и оборудование для их обеззараживания, разработанные либо модифицированные для защиты от биологических факторов или радиоактивных материалов, приспособленных для военного применения, или химического оружия, а также специально разработанные для них компоненты внесены в список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06. 2001 года № 436 «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд» определен единый кодификатор предметов снабжения (далее - ЕКПС) и порядок разработки и ведения разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд. Противогазы гражданские в соответствии с ЕКПС соответствуют классу 4250 «Средства индивидуальной защиты органов дыхания и глаз, такие, как фильтрующие общевойсковые противогазы, фильтрующие РВ противогазы, изолирующие противогазы, летные противогазы, респираторы, защитные очки, гопкалитовые патроны, регенеративные патроны, коробки к противогазам, лицевые части противогазов».

Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, введение в действие и ведение раздела Федерального каталога продукции по классу 4250 является Министерство обороны Российской Федерации.

Предприятия-изготовители противогазов гражданских (класс ЕКПС 4250) разрабатывают, производят и утилизируют СИЗОД только на основании лицензий выданных Федеральными органами государственной власти в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и с Федеральным законом от 02.07.2005 года № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование деятельности в области вооружения и военной техники осуществляется Российским агентством по обычным вооружениям. Российским авиационно-космическим агентством, Российским агентством по системам управления. Российским агентством по судостроению и Российским агентством по боеприпасам по видам вооружения и военной техники, входящим в их компетенцию.

Предприятие - изготовитель производит отгрузку противогазов заказчикам на основе заключаемых договоров или от своих дилеров, имеющих на то соответствующие гарантийные письма, что подтверждает происхождение и качество продукции (Директива начальника войск РХБ защиты от 30.10.2002 года № 566/2/6598).

Следовательно, Филиал, как Заказчик, при размещении заказа на поставку противогазов гражданских, устанавливая перечень своих требований к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам, размерам, упаковке, отгрузке, иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого объекта закупки - противогазов гражданских, руководствовался требованиями, установленными в пункте I части 1 статьи 33 закона № 223-ФЗ, а также утвержденной номенклатурой имущества гражданской обороны.

При этом Заказчик не установил требования к участникам закупки, нарушающие нормы Закона о контрактной системе. Кроме того, в ходе изучения рынка установлено, что противогазы гражданские, имеющие заключение ВПМО РФ о пригодности к эксплуатации, выпускаются несколькими производителями. Таким образом, заказчиком не нарушен принцип обеспечения конкуренции в сфере закупок, так как не ограничивалось число участников закупки.

Требование о законности наличия BП МО РФ подтверждается:

- определением Верховного суда РФ от 05.10.2017 г. № 305-КГ17-14206:

- решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2019 года по делу № А40- 109331/2016;

- постановлением № 09ЛП-2043/2017 от 27.03.2017 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № Л40-109331/16;

- постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.06.2017 года по делу № А40-109331/16;

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 года № 959, разрешение Министерства обороны Российской Федерации выдается потребителям, которые осуществляют применение в Российской Федерации средств защиты от боевых отравляющих веществ и нормативно-технической документации на их производство и эксплуатацию. Применение указанной продукции в Российской Федерации осуществляет заказчик, закупающий указанную продукцию. К числу лиц, осуществляющих применение указанной продукции, не относятся участники закупки.

В закупочной документации о поставке противогазов нет требований к участникам в части получения разрешения от Министерства обороны Российской Федерации на применение данной продукции в Российской Федерации. Но если участник принял решение об участии в данной торговой процедуре, то он должен обеспечить выполнимость требований, указанных в Постановлении Правительства от 10.12.1992 года № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».

Таким образом, довод заявителя о принуждении участников к закупке продукции без соответствующего разрешения у участника является несостоятельным.

Также следует отметить, что Заявитель жалобы ИП Масленникова С.Е. не подал заявку и участником торговой процедуры не являлся.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

07.08.2019 года Филиалом ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» на сайте http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 31908176208 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку противогазов.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в процедуре 31908176208 от 06.09.2019 года на участие в запросе предложений поступила одна заявка – ООО «Гражданская защита – Сибирь», которая была допущена к участию.

Согласно Итоговому протоколу № 737-19 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме от 10.09.2019 года открытый запрос предложений признан несостоявшимся, принято решение заключить договор на поставку с ООО «Гражданская защита – Сибирь».

1. В соответствии с пунктом 3 части 6.1. статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом - в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)». Аббревиатура ГП-7 (ГП-7 - гражданский противогаз тип 7) не является товарным знаком, соответственно, не обязана сопровождаться словами «или эквивалент».

2. В документации о закупке отсутствует требование, принуждающее участников закупки к осуществлению (принуждению) ими процедуры добровольного подтверждения соответствия в системе сертификации «Военный регистр».

Процедуру подтверждения соответствия (сертификацию) осуществляет предприятие-изготовитель товара. При этом участники закупки не ограничены в выборе производителя, продукция которого прошла подтверждение соответствия в системе сертификации «Военный регистр».

3. В соответствии с разделом 9 Документации партия противогазов должна сопровождаться формуляром военного представителя Минобороны России (ВП МО РФ), в котором указан комплект поставки, основные характеристики, свидетельство о приемке ВП МО РФ, заключение представителя Заказчика о соответствии противогазов требованиям технических условий и годности их для использования по назначению, гарантийные обязательства и другая информация. Формуляр заверяется печатью ВП МО РФ и печатью завода-изготовителя.

Указанное требование обосновано потребностями заказчика.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 года № 179 и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 года № 959 оборот гражданских противогазов, как средств защиты от боевых отравляющих веществ, не может осуществляться в свободной форме и подлежит обязательному контролю со стороны государства в лице Министерства обороны Российской Федерации.

Для контроля за оборотом, а также для контроля качества и приемки указанной продукции на предприятиях, осуществляющих её производство, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 года № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации» созданы Военные представительства и утверждено положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, гражданские противогазы, обеспечивающие защиту от боевых отравляющих веществ, проходят обязательный контроль и приемку со стороны ВП МО РФ. Подтверждением контроля и приемки является формуляр (паспорт <...> содержащий свидетельство о приемке ВП МО РФ, оформляемый на каждую выпущенную партию продукции. В формуляре указывается комплект поставки, свидетельство о приёмке ОТК. скреплённое печатью ОТК, перечень всех испытаний, проведённых ВП МО РФ после приёмки ОТК, заключение представителя ВП МО РФ. скреплённое печатью ВП МО РФ.

Приемка ВП МО РФ является единственным подтверждением качества противогазов и их соответствия требованиям безопасности использования. Следовательно, предъявление при закупке противогазов требования о необходимости наличия приемки ВП МО РФ является законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 года № 750 «О стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну», оборонная продукция, являющейся продукцией военного назначения и продукцией двойного применения подлежит обязательной сертификации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.2004 года № 580, противогазы, коробки противогазов с фильтрами и оборудование для их обеззараживания, разработанные либо модифицированные для защиты от биологических факторов или радиоактивных материалов, приспособленных для военного применения, или химического оружия, а также специально разработанные для них компоненты внесены в список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06. 2001 года № 436 «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд» определен единый кодификатор предметов снабжения (далее - ЕКПС) и порядок разработки и ведения разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд. Противогазы гражданские в соответствии с ЕКПС соответствуют классу 4250 «Средства индивидуальной защиты органов дыхания и глаз, такие, как фильтрующие общевойсковые противогазы, фильтрующие РВ противогазы, изолирующие противогазы, летные противогазы, респираторы, защитные очки, гопкалитовые патроны, регенеративные патроны, коробки к противогазам, лицевые части противогазов».

Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, введение в действие и ведение раздела Федерального каталога продукции по классу 4250 является Министерство обороны Российской Федерации.

Предприятия-изготовители противогазов гражданских (класс ЕКПС 4250) разрабатывают, производят и утилизируют СИЗОД только на основании лицензий выданных Федеральными органами государственной власти в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и с Федеральным законом от 02.07.2005 года № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование деятельности в области вооружения и военной техники осуществляется Российским агентством по обычным вооружениям, Российским авиационно-космическим агентством, Российским агентством по системам управления. Российским агентством по судостроению и Российским агентством по боеприпасам по видам вооружения и военной техники, входящим в их компетенцию.

Предприятие - изготовитель производит отгрузку противогазов заказчикам на основе заключаемых договоров или от своих дилеров, имеющих на то соответствующие гарантийные письма, что подтверждает происхождение и качество продукции (Директива начальника войск РХБ защиты от 30.10.2002 года № 566/2/6598).

Кроме того, установлено, что противогазы гражданские, имеющие заключение ВП МО РФ о пригодности к эксплуатации, выпускаются несколькими производителями. Таким образом, заказчиком не нарушен принцип обеспечения конкуренции в сфере закупок, так как не ограничивалось число участников закупки.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 года № 959, разрешение Министерства обороны Российской Федерации выдается потребителям, которые осуществляют применение в Российской Федерации средств защиты от боевых отравляющих веществ и нормативно-технической документации на их производство и эксплуатацию. Применение указанной продукции в Российской Федерации осуществляет заказчик, закупающий указанную продукцию. К числу лиц, осуществляющих применение указанной продукции, не относятся участники закупки.

В закупочной документации о поставке противогазов нет требований к участникам в части получения разрешения от Министерства обороны Российской Федерации на применение данной продукции в Российской Федерации. Но если участник принял решение об участии в данной торговой процедуре, то он должен обеспечить выполнимость требований, указанных в Постановлении Правительства от 10.12.1992 года № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».

Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено нарушений организации и проведения торгов в действиях заказчика торгов Филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку противогазов (извещение № 31908176208 на сайте http://zakupki.gov.ru).

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП Масленниковой С.Е. на действия заказчика торгов Филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку противогазов (извещение № 31908176208 на сайте http://zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны