Решение №054/06/33-1799/2022 ООО «Техноимпорт» с жалобой на действия заказчика – ГКУ НСО ... от 31 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1799/2022

«31» октября 2022 года                                                                                                       г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

- врио зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

<...>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

<...>

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей заказчика – ГКУ НСО «СТК И РМТБ»: ____________________ (по доверенности), ____________________ (по доверенности),

в присутствии представителя подателя жалобы – ООО «Техноимпорт»: ____________________ (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Техноимпорт» на действия заказчика – ГКУ НСО «СТК И РМТБ» при проведении электронного аукциона № 0351300058722000035 на поставку сейфа для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества, начальная (максимальная) цена контракта 1 883 360,05 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Техноимпорт» с жалобой на действия заказчика – ГКУ НСО «СТК И РМТБ» при проведении электронного аукциона № 0351300058722000035 на поставку сейфа для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества.

Суть жалобы ООО «Техноимпорт» заключается в следующем.

1) Податель жалобы считает, что заказчиком нарушены положения ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также положения постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, Правила).

В извещении заказчик применил позицию КТРУ 32.50.50.190-00000626 – сейф-термостат для хранения наркотических препаратов (является медицинским изделием).

Указанной позицией КТРУ определен вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации – 335210 – Сейф-термостат для хранения наркотических препаратов. Вместе с тем, податель жалобы считает, что заказчик описывает в технической части закупки сейф-холодильник.

Податель жалобы считает, что описание объекта закупки может ввести участников закупки в заблуждение, поскольку нет понимания того, о каком товаре идет речь.

Кроме того, сейф-термостат – медицинское изделие, которое изготовлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», а также ГОСТ Р 57266-2016 «Сейфы для хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (далее – ГОСТ Р 57266-2016), так, согласно п. 4.1 указанного ГОСТ медицинские сейфы классифицируют по назначению: сейфы-термостаты, предназначенные для продолжительного хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; сейфы, предназначенные для кратковременного хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; сейфы, предназначенные для транспортирования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Такое понятие как «сейф-холодильник» отсутствует в видах медицинских сейфов. Более того, согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012г. № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» код вида медицинского изделия как сейф-холодильник так же отсутствует.

2) Податель жалобы считает, что заказчиком при описании объекта закупки нарушены положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком не использованы или использованы, но искажены технические характеристики товара, которые предусмотрены в ГОСТ Р 57266-2016. Например, согласно п. 5.3.1.1 ГОСТ Р 57266-2016 в рабочей камере сейфа-термостата должны обеспечиваться следующие тепловые режимы хранения лекарств: в холодильнике при температуре от 2 °C до 8 °C (не допуская замораживания); хранение в прохладном месте при температуре от 8 °C до 15 °C. Данная характеристика заказчиком искажена – диапазон регулируемых температур в охлаждаемом объеме – от +2 °C до + 18 °C. Согласно п. 5.3.1.14 ГОСТ Р 57266-2016 с целью контроля доступа к наркотическим препаратам сейф термостат должен быть оборудован счетчиком циклов открывания двери, в описании объекта закупки данная характеристика отсутствует.

Таким образом, заказчик был обязан при описании объекта закупки использовать показатели требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Однако, указанные характеристики в описании объекта закупки не соответствуют требованиям ГОСТ 57266-2016

3) Податель жалобы считает, что заказчиком нарушены положения ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе. В пп. «в» п. 5.4 проекта контракта заказчиком установлено требование о том, что в день поставки оборудования поставщик представляет товарную накладную, оформленную в установленном порядке. При этом п. 9.3 проекта контракта указано, что оплата производится на основании следующих документов: счета; счета-фактуры; товарной накладной (товарных накладных, подписанных заказчиком); документа о приемке, подписанного поставщиком и заказчиком и размещенного в ЕИС; акт оказания услуг по контракту, подписанных поставщиком и получателями; копий регистрационных удостоверений на оборудование; гарантии производителя (изготовителя) на оборудование (копии); гарантии поставщика на оборудование (копии); копии документа о соответствии оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями); сводного реестра товарных накладных на поставку оборудования (приложение № 5 к контракту); акта об исполнении обязательств по контракту, подписанного сторонами в порядке, определенном пунктом 16.2 проекта контракта;

Податель жалобы считает указанные требования излишними, поскольку с 01.01.2022 г. по процедурам, размещенным в рамках Закона о контрактной системе ведется электронное актирование – это обмен электронными документами между заказчиком и поставщиком на этапе исполнения контракта. Сейчас поставщик при поставке формирует в единой информационной системе первичный документ о приемке. Заказчик проверяет продукцию, подтверждает приемку и производит оплату поставщику по контракту, именно на основании представленных первичных документов через ЕИС.

4) Согласно Приказу Минздрава России от 14.05.2021 г. № 450н «О внесении изменений в перечень оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.12.2020 г. № 1379н» (далее – Приказ Минздрава РФ от 14.05.2021 г. № 450н)

Согласно п. 171 перечня оборудования, утвержденного Приказом Минздрава России от 14.05.2021 N 450н сейф для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества – 139690, шкаф для хранения лекарственных средств – 335210, сейф-термостат для хранения наркотических препаратов. Сейф-холодильник для хранения наркотических и психотропных препаратов вовсе не подлежит закупке ЛПУ.

ГКУ НСО «СТК И РМТБ» в возражениях на жалобу ООО «Техноимпорт» сообщило следующее.

По первому доводу жалобы заказчик пояснил, что предмет контракта определен в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 15.05.2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (п. 18 приложения № 14 «Стандарт оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта)»). Данное оборудование приобретается для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов, находящихся на территории муниципальных районов Новосибирской области.

Приобретаемое оборудование представляет собой стационарный медицинский холодильник, запираемый на ключ, предназначенный для хранения лекарственных препаратов.

По второму доводу жалобы заказчик пояснил, что в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Применение ГОСТ при подготовке технических заданий и их оформлению при проведении государственных закупок медицинского оборудования в соответствии с приказом об их утверждении носит добровольный характер.

Описание объекта закупки содержит функциональные и технические характеристики приобретаемого медицинского изделия, установленные исходя из потребностей медицинских организаций.

По третьему доводу жалобы заказчик пояснил, что согласно ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.

Типовой контракт на поставку медицинских изделий, утвержден приказом Минздрава России от 15.10.2015 № 724н «Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» (далее – приказ Минздрава России от 15.10.2015 № 724н).

Типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе. В связи с чем заказчик обязан применять типовой контракт, типовые условия контракта, и при этом не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.

На довод жалобы о несоответствии приобретаемого оборудования перечню, установленному Приказом Минздрава РФ от 14.05.2021 г. № 450н заказчик пояснил, что указанный приказ распространяет свое действие на приобретение оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения и обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», прилагаемых к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1640.

Осуществление данной закупки не относится к реализации данного мероприятия и финансируется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Изучив представленные материалы, выслушав доводы представителей сторон по жалобе ООО «Техноимпорт», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1) Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно наименованию объекта закупки заказчику требуются к поставке сейфы для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества.

Заказчиком применена позиция КТРУ 32.50.50.190-00000626 – сейф-термостат для хранения наркотических препаратов.

Согласно п. 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Кроме того, на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика пояснили, что по характеристикам товара может подойти как сейф-термостат для хранения наркотических препаратов, так и сейф-холодильник для хранения наркотических препаратов.

Таким образом, заказчиком не было допущено нарушения положений ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. Довод жалобы не нашёл своего подтверждения.

2) Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, Законом о контрактной системе установлено обязательное применение документов национальной системы стандартизации (ГОСТ Р 57266-2016), а также возможность неприменения указанных документов, с обоснованием необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик обязан использовать характеристики для данного товара в соответствии с ГОСТ Р 57266-2016 или обосновать необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Довод жалобы нашёл своё подтверждение.

3) Согласно ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.

Типовой контракт на поставку медицинских изделий, утвержден приказом Минздрава России от 15.10.2015 № 724н. Типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе. В связи с чем заказчик обязан применять типовой контракт, типовые условия контракта, и при этом не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.

Кроме того, на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика пояснили, что необходимость представления дополнительных приемочных документов обусловлена тем, что согласно условиям проекта контракта поставщику необходимо поставить товар не на склад заказчика, а на адреса 11 получателей товара, расположенных в различных частях Новосибирской области.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что ввиду специфики условий поставки товара, действия заказчика не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе. Довод жалобы не нашёл своего подтверждения.

4) Приказ Минздрава РФ от 14.05.2021 г. № 450н распространяет свое действие на приобретение оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения и обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», прилагаемых к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1640.

Осуществление данной закупки не относится к реализации данного мероприятия и финансируется за счет средств областного бюджета Новосибирской области. Довод жалобы не нашёл своего подтверждения.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ООО «Техноимпорт» на действия заказчика – ГКУ НСО «СТК И РМТБ» при проведении электронного аукциона № 0351300058722000035 на поставку сейфа для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества частично обоснованной (обоснован довод № 2).

2) Признать заказчика нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

3) Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны