Предупреждение №054/01/15-515/2023 в адрес администрации Мамоновского сельсовета Маслянинского ... от 4 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 054/01/15-515/2023

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

04 мая 2023 г.                                                                                                         г. Новосибирск

 

В действиях (бездействии) администрации Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области (633590, Новосибирская область, Маслянинский район, село Мамоново, ОГРН: 1025405430016, Дата присвоения ОГРН: 27.12.2002, ИНН: 5431104807, КПП: 543101001) установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

27.12.2019 принят Федеральный закон № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее - Закон № 485-ФЗ). Начало действия Закона № 485-ФЗ - 08.01.2020 (за исключением отдельных положений).

Закон № 485-ФЗ вводит с 08.01.2020 общий запрет на создание унитарных предприятий, изменение видов их деятельности и определяет закрытый перечень исключений из общего запрета.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) в соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы (вх. № 2799э от 19.02.2020 г.) осуществляет контроль за соблюдением требований статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), устанавливающей запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках на территории Новосибирской области.

В рамках антимонопольного контроля установлено, что 27 июля 2022 года Администрацией Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области создано Муниципальное унитарное предприятие «Мамоновское» (ИНН 5473005043).

Так, отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России в рамках осуществления контроля за соблюдением установленного статьей 35.1 Закона о защите конкуренции запрета на создание, в том числе путем изменения видов деятельности унитарных предприятий, установлено следующее.

Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 27.07.2022 создано Муниципальное унитарное предприятие «Мамоновское» (далее – МУП «Мамоновское») (633590, Новосибирская область, Маслянинский р-н, с. Мамоново, ул. Гагарина, д. 7, ОГРН: 1225400029524, Дата присвоения ОГРН: 27.07.2022, ИНН: 5473005043, КПП: 547301001), учредителем которого является администрация Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области.

Основным видом его деятельности согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.07.2022 являлось – 35.30.1 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии).

Дополнительными видами его деятельности согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.07.2022 являлось:

- 35.30.2 Передача пара и горячей воды (тепловой энергии);

- 35.30.3 Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

- 35.30.4 Обеспечение работоспособности котельных;

- 35.30.5 Обеспечение работоспособности тепловых сетей;

- 35.30.6 Торговля паром и горячей водой (тепловой энергией);

- 36.00.1 Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд;

- 36.00.2 Распределение воды для питьевых и промышленных нужд;

- 43.12.3 Производство земляных работ;

- 81.29 Деятельность по чистке и уборке прочая.

В адрес МУП «Мамоновское» был направлен запрос информации от 26.01.2023 № ЕМ/825/23.

Из представленного ответа (вх. № 2013-ЭП/23 от 03.02.2023) следует, что Постановлением администрации Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области от 19.07.2022 № 64 утвержден устав МУП «Мамоновское» (далее - Устав).

Согласно пункту 2.1 Устава основными целями деятельности МУП «Мамоновское» является предоставление населению коммунальных ресурсов, обеспечение надлежащей эксплуатации объектов коммунального назначения, начисление, сбор и перевод средств за оплату жилищно-коммунальных услуг населением.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава и сведений из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП «Мамоновское» является: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) код согласно ОКВЭД 35.30.1.

В пункте 2.2.1. Устава указаны также иные виды деятельности, которые осуществляет МУП «Мамоновское».

Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 18.11.2022 № 399-ТЭ для МУП ЖКХ «Мамоновское» установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую МУП «Мамоновское», действующие с 01.12.2022 по 31.12.2023.

При этом поставка (производство) тепловой энергии (мощности) не относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Основным видом его деятельности согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.11.2022 является – 35.30.1 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии).

Дополнительными видами его деятельности согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.11.2022 являлось:

- 35.30.2 Передача пара и горячей воды (тепловой энергии);

- 35.30.3 Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

- 35.30.4 Обеспечение работоспособности котельных;

- 35.30.5 Обеспечение работоспособности тепловых сетей;

- 35.30.6 Торговля паром и горячей водой (тепловой энергией);

- 36.00.1 Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд;

- 36.00.2 Распределение воды для питьевых и промышленных нужд;

- 43.12.3 Производство земляных работ;

- 81.29 Деятельность по чистке и уборке прочая.

Пунктом 2.2.1. Устава также предусмотрены иные виды деятельности, которые может осуществляет МУП «Мамоновское» и которые не относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не попадают под иные исключения, установленные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 2.2.1. Устава МУП «Мамоновское» установлены виды деятельности:

- Производство пара и горячей воды (тепловой энергии);

- Передача пара и горячей воды (тепловой энергии);

- Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

- Обеспечение работоспособности котельных;

- Обеспечение работоспособности тепловых сетей;

- Торговля паром и горячей водой (тепловой энергией);

- Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд;

- Распределение воды для питьевых и промышленных нужд.

В частности МУП «Мамоновское» может осуществлять такие виды деятельности, не попадающие под установленные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции исключения, как: обеспечение работоспособности котельных (код ОКВЭД 35.30.4), торговля паром и горячей водой (тепловой энергией) (код ОКВЭД 35.30.6), производство земляных работ (код ОКВЭД 43.12.3), деятельность по чистке и уборке прочая (код ОКВЭД 81.29) и другие.

В части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым в том числе относятся: водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Администрацией Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области запрос о выдаче заключения на создание МУП «Мамоновское» с данными видами деятельности, в соответствии с частью 1 статьи 35.2 Закона о защите конкуренции в Новосибирское УФАС России не направлялся.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, МУП «Мамоновское» изначально при создании имело основной вид деятельности, не подпадающий под исключение, предусмотренное для создания МУПов (п. 3 ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции) (было создано в целях производства пара и горячей воды (тепловой энергии), при этом дополнительные виды деятельности (за исключением передачи пара и горячей воды (тепловой энергии)) не подпадают под исключения, предусмотренные ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, МУП «Мамоновское» в настоящее время осуществляет деятельность на конкурентном рынке, что может стать препятствием к выходу на указанный товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, и, как следствие, привести к недопущению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 35.4 Закона о защите конкуренции унитарное предприятие, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением запрета, предусмотренного частью 1 статьи 35.1 данного Федерального закона, и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона, подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа, выданного на основании подпункта «д» пункта 3 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, либо в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия.

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность,      приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с нормами антимонопольного законодательства МУП «Мамоновское» является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а именно, запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 данного Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Таким образом, в действиях (бездействии) Администрации Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области, выразившихся в создании МУП «Мамоновское» в нарушение запретов, установленных частью 1 статьи 35.1. Закона о защите конкуренции, усматриваются признаки нарушения п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Новосибирское УФАС России на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем совершения Администрацией Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области действий, предусмотренных п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, а именно ликвидации МУП «Мамоновское» (633590, Новосибирская область, Маслянинский р-н, с. Мамоново, ул. Гагарина, д. 7, ОГРН: 1225400029524, Дата присвоения ОГРН: 27.07.2022, ИНН: 5473005043, КПП: 547301001) в срок до 18.07.2023 года.

О выполнении предупреждения сообщить в Новосибирское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны