Предупреждение №054/01/15-448/2021 о прекращении действий (бездействия) Администрации р.п. Мошк... от 18 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №054/01/15-448/2021

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

18 марта 2021г.                                                                                                   г. Новосибирск

 

В действиях (бездействии)Администрации р.п. Мошково Мошковского района Новосибирской области (633131, Новосибирская область, Мошковский район, РП Мошково, ул. Советская, 9, ИНН 5432100379, КПП 543201001) установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

27.12.2019 принят Федеральный закон № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее - Закон № 485-ФЗ). Начало действия Закона № 485-ФЗ - 08.01.2020 (за исключением отдельных положений).

Закон № 485-ФЗ вводит с 08.01.2020общий запрет на создание унитарных предприятий, изменение видов их деятельности и определяет закрытый перечень исключений из общего запрета.

Антимонопольным органом установлено, что Администрацией р.п. Мошково Мошковского района Новосибирской области на основании Постановления №121 от 07.04.2020 создано МУП «Коммунальные сети».

27.04.2020 внесена запись в ЕГРЮЛ о создании вышеуказанного предприятия.

Основным видом деятельности предприятия по ОКВЭД является деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (35.30.14).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, дополнительными видами деятельности муниципального унитарного предприятия «Коммунальные сети» являются:

- Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (35.30.3);

- Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (36.00.1);

- Распределение воды для питьевых и промышленных нужд (36.00.2);

- Сбор и обработках сточных вод (37.00).

Согласно п. 2.2 Устава МУП «Коммунальные сети» установлены основные виды деятельности:

2.2.1 Эксплуатация и текущий ремонт внешних и внутренних систем теплоснабжения, котельных, тепловых пунктов и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для снабжения тепловой энергией населения и иных потребителей.

2.2.2 Эксплуатация и текущий ремонт внешних и внутренних систем и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для населения   и иных потребителей.

2.2.3 Эксплуатация и текущий ремонт внешних и внутренних систем водоотведения и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для предоставления услуг водоотведения для населения и иных потребителей.

2.2.4.   Эксплуатация и текущий ремонт внутренних систем электроснабжения, наружного освещения.

2.2.5.   Оказание услуг населению и прочим потребителям по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению.

2.2.6. Взимание денежных средств за предоставленные жилищно-коммунальные услуги с населения и прочих потребителей.

2.2.7.   Реконструкция наружных и внутренних тепловых, водопроводных канализационных сетей, общестроительные работы, ремонт и монтаж энергетического, теплового, водопроводного, канализационного оборудования.

2.2.8.   Обеспечение сбора, вывоза и размещения твердых бытовых отходов от населения и прочих потребителей.

Кроме основной деятельности, указанной выше, Предприятие имеет право осуществлять дополнительные виды деятельности на договорной основе:

выполнение работ по текущему ремонту жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности юридических и физических лиц;

оказание услуг по содержанию жилых домов (квартир) нанимателей, собственников жилья;

выполнение для физических и юридических лиц прочих работ и услуг, не запрещенных действующим законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Необходимо отметить, что Администрацией р.п. Мошково Мошковского района Новосибирской области запрос о выдаче заключения на создание МУП «Коммунальные сети» с данными видами деятельности, в соответствии с частью 1 статьи 35.2 Закона о защите конкуренции в Новосибирское УФАС России не направлялся.

Таким образом, к деятельности в сфере естественных монополий могут быть отнесены виды деятельности МУП «Коммунальные сети», указанные в ЕГРЮЛ.

Вместе с тем, согласно предоставленного Устава МУП «Коммунальные сети» унитарным предприятием предполагается осуществление иных видов деятельности, не относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, установленные частью 1 статьи 351 Закона № 135-ФЗ.

Создание муниципального унитарного предприятия может стать препятствием к выходу на указанный товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, и, как следствие, привести к недопущению конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, создание унитарного предприятия МУП «Коммунальные сети» соответствуют антимонопольному законодательству только в части осуществления им видов деятельности в сфере естественных монополий.

В части осуществления им остальных видов деятельности, предусмотренных уставом и выпиской ЕГРЮЛ, создание МУП «Коммунальные сети» не соответствует антимонопольному законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 35.4 Закона о защите конкуренции унитарное предприятие, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением запрета, предусмотренного частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона, и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона, подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа, выданного на основании подпункта "д" пункта 3 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, либо в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия.

Товарные рынки, на которых осуществляют свою деятельностьМУП «Коммунальные сети», являются конкурентными, и создание муниципальных унитарных предприятий в данных сферах предоставляет данным предприятиям более выгодные условия деятельности, так как при создании муниципальных унитарных предприятий за данными предприятиями закрепляется муниципальное имущество.

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное    физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность,      приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с нормами антимонопольного законодательства МУП «Коммунальные сети»является хозяйствующим субъектом.

Таким образом, создание МУП «Коммунальные сети», осуществляющего виды деятельности в соответствии с уставом предприятия, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку деятельность указанного предприятия за исключением деятельности в сфере естественных монополий, не отвечают требованиям пп.«б» п. 1 ст. 1 и п. 3 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019  №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» в части несоблюдения общего запрета на создание унитарных предприятий, не входящих в закрытый перечень исключений из общего запрета.

При обычных условиях здоровой и справедливой конкуренции МУП «Коммунальные сети»должно осуществлять тот круг деятельности, который ему предоставляет действующее законодательство.

Кроме того, п. 1 Указа Президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» установлено считать активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Также в п. 3 Указа Президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» определено в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции: сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а именно, запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в действиях (бездействии) Администрации р.п. Мошково Мошковского района Новосибирской области, выразившихся в создании МУП «Коммунальные сети» в нарушение запретов, установленных частью 1 статьи 35.1. Закона о защите конкуренции, усматриваются признаки нарушения п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях Администрации р.п. Мошково Мошковского района Новосибирской областипризнаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в части принятия решения о создании МУП «Коммунальные сети» с целями, не соответствующими целям создания унитарных предприятий, предусмотренных пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» предупреждает о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем исключения из видов деятельности муниципального унитарного предприятия «Коммунальные сети» следующих видов деятельности,  перечисленных в Уставе:

«2.2.1 Эксплуатация и текущий ремонт внешних и внутренних систем теплоснабжения, котельных, тепловых пунктов и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для снабжения тепловой энергией населения и иных потребителей.

2.2.2 Эксплуатация и текущий ремонт внешних и внутренних систем и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для населения   и иных потребителей.

2.2.3 Эксплуатация и текущий ремонт внешних и внутренних систем водоотведения и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для предоставления услуг водоотведения для населения и иных потребителей.

2.2.4.   Эксплуатация и текущий ремонт внутренних систем электроснабжения, наружного освещения.

2.2.6. Взимание денежных средств за предоставленные жилищно-коммунальные услуги с населения и прочих потребителей.

2.2.7.   Реконструкция наружных и внутренних тепловых, водопроводных канализационных сетей, общестроительные работы, ремонт и монтаж энергетического, теплового, водопроводного, канализационного оборудования.

2.2.8.   Обеспечение сбора, вывоза и размещения твердых бытовых отходов от населения и прочих потребителей», в срок до 26.04.2021г.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

Связанные организации

АДМИНИСТРАЦИЯ РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА МОШКОВО МОШКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 5432100379, ОГРН 1025405229728