Решение б/н Решение по жалобе физического лица на действия Министерства ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2014 г.                               г. Новосибирск

Решение в полном объеме изготовлено 29 апреля 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Гаврилов С.Г. – Руководитель управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Шагжитарова А.М. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу гражданина «…», на действия организатора конкурса Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области по проведению открытого конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на автобусных маршрутах регулярного сообщения, регистрационный номер конкурса 11-УОПП/2014, в присутствии заявителя: «…» (предъявлено свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), организатора конкурса: представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области  «…»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) поступила жалоба перевозчика, работающего на регулярном пассажирском маршруте Новосибирской области, «…», на действия организатора конкурса Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области по проведению открытого конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на автобусных маршрутах регулярного сообщения, регистрационный номер конкурса 11-УОПП/2014.

Заявитель сообщил следующее.

18.02.2014 г. министром транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Титовым С. М. была утверждена конкурсная документация на проведение конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения, регистрационный номер конкурса 11 - УОПП/2014.

Податель жалобы не согласен с содержанием спорных пунктов предлагаемой редакции конкурсной документации Минтранса НСО в связи с несоответствием их действующему законодательству и ущемлением его прав и законных интересов. В силу пункта 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Заявитель настаивает на исключении незаконных пунктов из текста конкурсной документации, а именно:

1. На стр. 16, п. 5.4.2. конкурсной документации отмечено, что при заключении договора, после проведения конкурса, при сокращении потребности в объеме услуг, предусмотренном настоящим договором, Минтранс НСО вправе в одностороннем порядке изменить объем предусмотренных договором услуг, но не более, чем на 30 % от общего объема по договору.

То есть в конкурсной документации изначально отмечено, что, например, на каком-то маршруте должно работать 20 автобусов, владельцами которых являются 5 предпринимателей. После конкурса выясняется, что на этом маршруте, вместо 20, достаточно 15 автобусов. Договор, согласно конкурсной документации (стр.  5,  п. 1.7.), заключается на 10 лет.

Получается, какой- то перевозчик, чтобы участвовать в конкурсе, купил 3 автобуса, с гарантией того, что за 10 лет он сможет расплатиться с банком. Но после конкурса Минтранс НСО в одностороннем порядке расторгает договор с этим перевозчиком по причине того, что на этом маршруте уменьшился пассажиропоток (что маловероятно). Предприниматель окажется вне маршрута, вне работы, и не сможет выполнять договорные обязательства с банком по погашению кредита.

2. Заявитель считает, что конкурсная документация в настоящей редакции создает необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской   деятельности, а именно: применение критериев оценки  заявок, касающихся наличия резервных автобусов, представления информации о водителях, справок из СибУГАДН и ГИБДД, а также установление в конкурсной документации требования о замене подвижного состава через  семь лет и права Минтранса НСО в одностороннем порядке расторгать договор с перевозчиком.

У подателя жалобы и перевозчиков г. Бердска, ранее подавших жалобу аналогичного содержания в Новосибирское УФАС России абсолютно одинаковые тексты конкурсных документации. Различие есть только в регистрационном номере конкурса 11-УОПП/2014 от 18.02.2014 г., для Бердских предпринимателей peг. номер <...> -УОПП/2014 от 02.04.2014 г. Разница между конкурсными документациями в перечне и количестве маршрутов.

Жалоба подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области представило возражения следующего характера.

Минтранс Новосибирской области приостановило проведение конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения, регистрационный номер конкурса - 11-УОПП/2014 (уведомление размещено на сайте министерств, копия прилагается).

1. В отношении сокращения потребности в объеме услуг не более 30% поясняем, что данное условие в конкурсную документацию было включено в 2012 году по итогам работы с перевозчиками по заключаемым договорам. Очень часто возникают ситуации, когда при наступлении определенных периодов времени утрачивается или увеличивается потребность в используемом подвижном составе на маршруте. Например, на маршруте в период наступления зимних каникул (2-3 недели) увеличивается пассажиропоток к сторону города - взрослые и дети чаще ездят в город на разные мероприятия или студенты отправляются к родителям за город. Необходимо на этот период времени увеличить количество подвижного состава - конкурс проводить нецелесообразно и долго, для этого договором предусмотрена возможность увеличить количество подвижного состава действующими на маршруте перевозчиками, при их согласии. Или, наоборот, в связи с зимними каникулами падает пассажиропоток - тогда по предложению перевозчиков, работающих на маршруте, уменьшается количество транспортных средств (после обследования пассажиропотока). Ограничение в 30% устраивает все стороны по договору - если более, то министерство должно заключить договор на условиях временной работы.

В своей жалобе гражданин неправильно оценил работу министерства: в случае необходимости уменьшения и соответственно увеличения количества выходов (не более 30%) проценты будут применяться ко всем перевозчикам, работающим на маршруте, а не к кому-то одному. Если на маршруте 2,3 и т.д. перевозчиков, то допустим 20% будет применяться к общему количеству выходов на маршруте, указанному в Реестре сети пригородных автобусных маршрутов регулярного сообщения и это уменьшение коснется всех перевозчиков.

2. В отношении наличия резерва транспортных средств - в декабре 2012 года НП «Сибирский союз перевозчиков» подал жалобу в УФАС по НСО (вх. УФАС по НСО от 05.10.2012 № 8214), в которой оспаривал данный критерий.

Решением от 14.12.2012 года УФАС по НСО данный критерий не признало нарушающим права перевозчиков (копия прилагается).

3. Замена транспортных средств перевозчиками, выигравшими конкурс, предусмотрена в конкурсной документации и договоре в связи с тем, что к 2013 году (когда было введено данное условие) парк микроавтобусов и автобусов в Новосибирской области, используемый для перевозки пассажиров, был в неудовлетворительном состоянии.

Своевременная замена подвижного состава перевозчиками не осуществлялась даже после истечения амортизационного срока, установленного в постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Проводимый капитальный ремонт зачастую касался только основных узлов транспортного средства - двигателя, рулевого управления и т.д. Однако, подчас не работала отопительная система, сидения для пассажиров отсутствовали частично или были в неудовлетворительном состоянии. Все это приводило к постоянным жалобам пассажиров на отсутствие условий комфортности, наличия грязных транспортных средств и т.д. Причем, перевозчики, которым направлялись жалобы для ознакомления никак не реагировали на эти жалобы, замена транспортных средств происходила крайне редко.

Условие о своевременной замене транспортных средств удовлетворяет потребностям пассажиров в комфортной перевозке, требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и безопасности перевозок пассажиров. Установленные сроки в зависимости от класса автобуса были взяты из постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», крайний срок эксплуатации автобусов особо малых и малых до 7,5м по I-II классу установлен до 5 лет. Минтранс Новосибирской области фактически подняло данную планку - установило срок максимальной эксплуатации 7 лет.

Критерий, оценивающий срок эксплуатации автобуса «Оценка состояния парка автобусов перевозчика» разбит по срокам эксплуатации автобусов, однако заявитель не учитывает, что в конкурсной документации всего 9 критериев. Если по данному критерию перевозчик может получить меньше баллов, то может получить больше по другим критериям - баланс баллов Министерство старалось соблюсти.

4. Документы на водительский состав необходимы для того, чтобы конкурсная комиссия убедилась в наличии у перевозчика трудовых ресурсов для исполнения договора.

Кроме того, количество и поименный перечень водителей необходимо для УГИБДД по НСО для предоставления справки о наличии или отсутствии ДТП с их участием, а также нарушений правил дорожного движения.

Так как учет ДТП в УГИБДД по НСО производится только поименно в отношении конкретных водителей, то никаких сведений в отношении перевозчиков УГИБДД по НСО более в конкурсную комиссию предоставить не может. Только так возможно учесть наличие либо отсутствие у перевозчика (его водителей) нарушений по безопасности дорожного движения и ДТП. Требование наличия таких сведений никоим образом не нарушает права самих водителей (они дают согласие на обработку персональных данных) и перевозчиков.

Получить данные из ГИБДД по НСО самостоятельно Минтранс Новосибирской области не может, так как согласно действующему законодательству податель запроса должен предоставить письменное согласие водителей на обработку персональных данных. Водители не являются работниками Минтранса Новосибирской области, поэтому министерство такого согласия предоставить не сможет, соответственно ГИБДД по НСО оставит без ответа запрос министерства.

Отсутствие в административных регламентах УГИБДД по НСО обязанности выдавать какие-либо справки не лишает их права давать справки. Что не запрещено законом, то разрешено, если это не нарушает другие нормы закона.

5. Также это относится к справкам, выдаваемых СибУГАДН. Кроме того, формы справок СибУГАДН и УГИБДД по НСО были согласованы с ведомствами.

Если исследовать вопрос проведения конкурсов на территории города Новосибирска и других субъектов Российской Федерации - там так же выдаются справки с аналогичным содержанием.

6. В отношении одностороннего расторжения договора - данное право было оспорено ООО «РОССО» в арбитражном суде Новосибирской области. Суды всех инстанций подтвердили право Минтранса Новосибирской области одностороннего расторжения договора согласно условиям, указанным в договоре (Дело А45-26725/2012 - копия решения прилагается).

На основании вышеизложенного считаем, что жалоба не подлежит удовлетворению.

На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы, изложенные в письменном виде, а также добавил, что в 2012 году Министерство транспорта и дорожного хозяйства предоставило ему субсидии на приобретение автобусов для  пассажирских перевозок. Согласно договору о предоставлении субсидий перевозчик обязуется в течение трех лет оказывать услуги пассажироперевозок без права отчуждения, дарения и продажи транспорта, купленного на субсидированные средства. Кроме того, заявитель считает незаконным критерий «использование автобусов, оборудованных для работы на газомоторном топливе», так как он создает преимущества перевозчикам, чьи автобусы работают на газомоторном топливе.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере транспорта, дорожного хозяйства в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий, а также координацию и контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений Новосибирской области (Положение о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, утвержденное постановлением Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010г. № 145).

Согласно под. 15 п. 8 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, Министерство проводит конкурсы на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения.

В соответствии со ст. 12 Закона Новосибирской области от 07.06.2007г. № 112-ОЗ       «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области», привлечение перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения осуществляется на основании договоров об организации пассажирских перевозок уполномоченными органами по результатам конкурсов на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения и на условиях временной работы.

Конкурсная документация на проведение конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на автобусных маршрутах регулярного сообщения (регистрационный номер конкурса – 11-УОПП/2014) подготовлена Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области для проведения конкурса – 11-УОПП/2014.

Постановлением администрации Новосибирской области от 03.03.2008 № 50-па утвержден порядок оказания государственной поддержки перевозчикам в форме создания условий для обновления (пополнения) подвижного состава в виде субсидий на приобретение автобусов для пассажирских перевозок в границах муниципального района, пригородных и межмуниципальных пассажирских перевозок, оборудование автобусов, осуществляющих междугородние пассажирские перевозки, ремнями безопасности, подголовниками, оборудование автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки, тахографами, оборудование автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки в границах муниципального района и пригородные пассажирские перевозки, транспортными терминалами кондуктора, установку аппаратуры спутниковой навигации глонасс или глонасс/gps на транспортных средствах пассажирского транспорта.

В соответствии с вышеуказанным постановлением, Министерство транспорта и дорожного хозяйства и индивидуальный предприниматель «…» заключили договор от 23.11.2012 г. о предоставлении субсидий на 2012 год, согласно которому гражданину были выделены денежные средства на приобретение автобусов для пассажирских перевозок. Из указанного договора не следует, что ИП «…»обязуется работать только на определенном маршруте в течение трех лет.

 П. 5.4.2. конкурсной документации отмечено, что при заключении договора, после проведения конкурса при сокращении потребности в объеме услуг, предусмотренном настоящим договором, Минтранс НСО вправе в одностороннем порядке изменить объем предусмотренных договором услуг, но не более, чем на 30 % от общего объема по договору.

На рассмотрении жалобы Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что сокращение либо увеличение объема  услуг происходит в соответствии с обращениями пассажиров, а также самих перевозчиков, которыми  проводятся исследования пассажиропотока. В случае необходимости временные меры по уменьшению и соответственно увеличению количества выходов (не более 30%) будут применяться ко всем перевозчикам, работающим на маршруте и ограничение конкуренции отдельного перевозчика отсутствует.

П. 1.6.4 конкурсной документации отмечено, что в заявке должно быть указано   наличие резервных автобусов, выставляемых на конкурсе перевозчиком, что оценивается в 1 балл.

Требование наличия резервных автобусов установлено в целях обеспечения непрерывного функционирования транспортного обслуживания населения, поскольку перевозчик должен иметь в наличии достаточное количество подвижного состава, необходимого для осуществления пассажирских перевозок на пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения, независимо от изъятия поврежденного автобуса из эксплуатации на период ремонта. При этом, в конкурсной документации нет требования об обязательном праве собственности на резервный автобус; резервный автобус может использоваться на праве аренды.

В п. 1.6.6 конкурсной документации указано, что в течение срока действия договора (договор заключается на 10 лет), уже после конкурса, предусматривается замена перевозчиком автобусов марки ПАЗ 4234, достигших срока (М-3  (IV класса)) - 8 лет.

Установленные сроки в зависимости от класса автобуса определены постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», согласно которому, крайний срок эксплуатации автобусов средних и больших до  12 м. по IV классу установлен от 5 до 7 лет включительно. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области подняло данную планку и установило срок максимальной эксплуатации 8 лет.

В пп. 11. п. 1.14 конкурсной документации указано, что для участия в конкурсе представляются в комиссию сведения о водительском составе, который планируется задействовать при оказании транспортных услуг, в пп. 13 п. 1.14 конкурсной документации указано, что для участия  в конкурсе, в комиссию необходимо предоставить справку о наличии нарушений лицензионных требований, выданную СибУГАДН, в пп. 14 п. 1.14 конкурсной документации указано, что для участия в конкурсе, в комиссию необходимо предоставить справку о наличии нарушении перевозчиком правил безопасности дорожного движения, выданную органами государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что обжалуемые критерии и иные требования конкурсной документации установлены для всех участников конкурса и все находятся в равном положении, таким образом, указанные критерии не противоречат антимонопольному законодательству, и их наличие в конкурсной документации не может привести к ограничению конкуренции.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП «…», на действия организатора конкурса Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области по проведению открытого конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок автобусных маршрутах регулярного сообщения, регистрационный номер конкурса 11-УОПП/2014 необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны