Решение №Б/н Решение по жалобе ООО «ЭРИО» на действия ГУП НСО ХОЗУ от 21 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

14 октября 2015г.                                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Князькова С.Е.  – и.о. заместителя руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭРИО» (далее – ООО «ЭРИО») на действия организатора закупки – Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (далее – ГУП НСО ХОЗУ) по проведению открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку моющих и чистящих средств для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление», в присутствии представителей ООО «ЭРИО»: «…» (доверенность от 13.10.2015г.), «…» (доверенность от 13.10.2015г.), директора ГУП НСО ХОЗУ – «…» (Приказ № 91 от 18.06.2013г.), представителя ГУП НСО ХОЗУ – «…» (доверенность от 12.10.2015г.),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба (вх. № 9134 от 05.10.2015г.)  ООО «ЭРИО» на действия организатора закупки – ГУП НСО ХОЗУ по проведению открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку моющих и чистящих средств для нужд ГУП НСО ХОЗУ.

Заявитель сообщает следующее.

Ознакомившись с положением о закупках ГУП НСО ХОЗУ, а также с документацией открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку моющих и чистящих средств для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31502775009), ООО «ЭРИО» приняло решение подать заявку на участие в вышеуказанной закупке.

Однако, поданная ООО «ЭРИО» заявка не была допущена комиссией к участию в закупке с формулировкой «Не соответствует требованиям конкурсной документации (нет основных сертификатов дистрибьюторов, товар не соответствует заявленным техническим характеристикам)».

Статьей 16.2 утвержденного Заказчиком Положения о закупках установлен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к котировочной заявке, а именно:

Котировочная заявка на участие в запросе котировок подается в электронной форме посредством использования функционала электронной площадки в соответствии с регламентом работы электронной площадки, на которой будет проводится запрос котировок:

1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки;

2) идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);

3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых осуществляется закупка;

4) согласие участника закупки исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;

5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи);

6) копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно­-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.);

7) При снижении цены договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, участник, предложивший такую цену, при направлении котировочной заявки обязан представить расчет предлагаемой цены договора и её обоснование.

Однако, в разделе 14 Информационной карты документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку моющих и чистящих средств для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31502775009) Заказчик установил требование о предоставлении участником закупки документов, не предусмотренных статьей 16.2. Положения о закупках, в частности документы от производителя и/или официального дистрибьютора товара, указанного в разделе 4 «Техническое задание» настоящей Документации, подтверждающие наличие у Претендента статуса производителя и/или дистрибьютора товара, указанного в разделе 4 «Техническое задание» настоящей Документации и предлагаемого Претендентом к поставке (копии Сертификата (-ов) дистрибьютора или письма (-ем) от производителя (-ей) или дистрибьютора (-ов), подтверждающего (-их) наличие у Претендента статуса дистрибьютора данного товара (на фирменном бланке производителя/ дистрибьютора, заверенном печатью и/или подписью, или факсимиле). В случае предоставления писем от официальных дистрибьюторов, необходимо обязательное предоставление авторизационных писем от Фирмы-производителя, подтверждающих наличие авторизации на поставку данного товара у официального дистрибьютора (на фирменном бланке производителя, заверенном печатью и/или подписью, или факсимиле).

Претендент вправе приложить к заявке иные документы, которые, по его мнению, подтверждают соответствие установленным требованиям, с комментариями, разъяснениями цель предоставления этих документов.

Все указанные документы прилагаются Претендентом в электронном виде к заявке.

ООО «ЭРИО», как и любой другой участник закупки (в том числе победитель), не является и не может являться производителем всех указанных в разделе 4 «Техническое задание» Документации о закупке товаров, т.к. Заказчиком изначально установлены требования к наличию у поставляемых товаров зарегистрированных товарных знаков, которые принадлежат различным производителям.

Действующим законодательством РФ не предусмотрен статус дистрибьютора, порядок его получения, а также правовая природа авторизационных писем от фирм-производителей товаров и порядок их получения.

Запрашиваемые Заказчиком и предложенные ООО «ЭРИО» моющие и чистящие средства находятся в свободной оптовой и розничной продаже, при этом не нуждаются в каком-либо (в том числе гарантийном) обслуживании.

Любой участник закупки имеет возможность приобретать и реализовывать вышеуказанные товары, не являясь «официальным дистрибьютором» и не получая на это каких-либо разрешительных – «авторизационных» писем от их производителей.

Запрашиваемые Заказчиком товары в необходимом количестве находятся в наличии и зарезервированы на складе ООО «ЭРИО», что было подтверждено Заказчику соответствующей справкой (исх. № 1478 /09/15 от 28.09.2015г.).

Дезинфицирующее средство «Доместос» 1 л., запрашиваемое Заказчиком, не соответствует установленным Заказчиком требованиям к его характеристикам, а именно:

в характеристиках товара запрашивается ... Состав: вода, натрия гипохлорид, ПАВ, силикат натрия, парфюмерная композиция, стабилизатор, краситель ... не соответствующий средству.

ООО «ЭРИО» обращало внимание Заказчика на этот факт в направленном запросе на разъяснение положений документации о закупке и, не получив ответ (изменение документации), предложило в своей заявке Дезинфицирующее средство «Сияние Чистоты» 1 л, характеристики которого полностью соответствуют установленным Заказчиком в техническом задании требованиям, приложив фотографию состава Дезинфицирующего средства «Доместос» 1 л.

Ознакомившись с контрактом, заключенным 01.10.2015г. между Заказчиком и победителем запроса котировок ООО «КСО», заявитель считает, что заявка ООО «КСО» не должна была быть допущена к участию в запросе котировок, т.к. содержала предложение о поставке дезинфицирующего средства «Доместос» с указанием характеристик, не соответствующих его фактическим характеристикам, указанным на потребительской упаковке.

Также ООО «ЭРИО» считает, что ООО «КСО» не может быть производителем/дистрибьютором (иметь авторизационные письма от Фирм­производителей) всех предлагаемых к поставке товаров.

Жалоба ООО «ЭРИО» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

ГУП НСО «ХОЗУ» представило следующее возражение на жалобу (вх. № 9380 от 12.10.2015г.)

Данную жалобу ГУП НСО ХОЗУ считает необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

Жалоба ООО «ЭРИО» обоснована тем, что действующим законодательством РФ не предусмотрен статус дистрибьютора, порядок его получения, а также правовая природа авторизационных писем от Фирм-производителей товаров и порядок их получения.

«ДИСТРИБЬЮТОР (от англ. distribute - распределять), в маркетинге (особенно международном) фирма, осуществляющая функции торгового посредника в организации товародвижения для производителя товара. Дистрибьютор может быть либо дочерним предприятием продуцента, либо самостоятельной фирмой, действующей на договорной основе (особенно на внешних рынках)».

Таким образом, этот довод ООО «ЭРИО» не основан на материальном законе и прямо ему противоречит.

В силу наличия у соответствующего дистрибьютора соответствующих правоотношений с производителем закупаемого Товара, такой дистрибьютор может предложить более низкие цены на закупаемый товар, а также гарантировать его качество, что полностью соответствует принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, установленного п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Довод ООО «ЭРИО» о том, что ООО «КСО» не может являться дистрибьютором всех организаций - производителей закупаемого ГУП НСО ХОЗУ по оспариваемой ООО «ЭРИО» процедуре не основан на фактических обстоятельствах дела, т.к. данная организация является официальным дистрибьютором ООО «Самсон - опт», являющегося дистрибьютором организаций - производителей закупаемых товаров.

В обоснование жалобы ООО «ЭРИО» указывает на имеющее, по его мнению, место нарушение ГУП НСО ХОЗУ требований антимонопольного законодательства, путем предъявления к ООО «ЭРИО» требований, не предусмотренных документацией о закупках. Однако, таких требований к ООО «ЭРИО» ГУП НСО ХОЗУ не предъявляло. Указание на предоставление сертификата дилера или дистрибьютора в данной документации было указанно изначально (пункт 12 Информационной карты) и, следовательно, специально к ООО «ЭРИО» не применялось.

 

12.

Требования, предъявляемые Претендентам на участие в Запросе котировок:

Установлены в разделе 1 настоящей Документации, а также следующие:

1.

2.

 

Довод ООО «ЭРИО» о том, что Заказчиком не были разъяснены положения конкурсной документации, не соответствует действительности, поскольку на поступивший от данной организации в электронной форме соответствующий запрос Заказчиком был дан ответ о возможности предложения к проводимой закупке товаров, изготовленных по иным техническим условиям с указанием торговых наименований предложенных эквивалентов, что и было выполнено ООО «ЭРИО» (запрос на разъяснение от ООО «Эрио», который поступил на электронную площадку OTC-tender 23.09.2015 в 10:18, ответ на электронную площадку ОТС- tender предоставлен 23.09.2015 в 11:45). Таким образом, права данной организации на участие в конкурсе ГУП НСО ХОЗУ не нарушались, заявка данной организации на участие в закупке была принята Заказчиком, рассмотрена им и отклонена ввиду ее несоответствия конкурсной документации и техническим требованиям, предъявляемым Заказчиком к закупаемому товару, т.е. по объективным причинам.

Несоответствие заявки ООО «ЭРИО», помимо непредоставления данной организацией сертификата дистрибьютора, дилера или производителя на 25 наименований предлагаемого к закупке товара, выразилось также в несоответствии предлагаемой фасовки закупаемого товара требованиям Заказчика, в частности: Заказчиком было заявлено о намерении приобрести чистящее средство «Комет» или его аналог в расфасовке по 475 гр. ООО «ЭРИО» предложило к закупке чистящее средство «ДЕФФ-Сан Посудомой», имеющее фасовку 400 грамм.

Кроме того, как показало сопоставление цен, на товар, предложенный к закупке ООО «ЭРИО», цена на данный товар существенно завышена, о чем свидетельствует прилагаемая таблица и иные прилагаемые документы.

Запрашиваемый товар

Кол-во

Начальная максимальная цена

Предложение ООО «ЭРИО»

Цена ООО «ЭРИО»

Рыночная цена

Примечание

Жидкий отбеливатель «Ваниш» 1л или эквивалент

30

259,00

Средство «Белоснежное белье», товарный знак отсутствует

207,20

81,40

Звонили на завод изготовитель

Дезинфицирующе средство «Доместос» 1л

267

142,00

Средство «Сияние Чистоты», товарный знак отсутствует

113,60

 

Звонили производителю «Сияние Чистоты», является «Замороженным» брендом. В данный момент линейка товаров «7 Звезд» Сан мастер.

Отбеливатель Босс 0,3 гр или эквивалент

240

44,00

Средство «Персоль-Классик» (0,3кг), товарный знак отсутствует

35,20

23,90

Прайс ООО Химпром

Отбеливатель Босс 0,6 гр или эквивалент

30

87,00

Средство «Персоль-Классик» (0,6кг), товарный знак отсутствует

69,90

35,00

Прайс ООО Химпром

Чистящее средство «Комет» вес 475 гр порошок или эквивалент

220

47,00

Средство «Дефф-Сан Посудомой» (для мытья и чистки),товарный знак отсутствует

37,60

17,00

Не соответствует техническим характеристикам вес 400 гр.

Порошок стиральный «Ариэль» авт. 0,45 кг или эквивалент

180

93,00

Средство «Лотос-автомат», товарный знак отсутствует

74,40

18,50

Прайс ООО Химпром

Средство для мытья посуды «FAIRY», или эквивалент

210

62,00

Средство «Средство моющее универсальное», товарный знак отсутствует

49,60

25,34

Прайс ООО Химпром

Чистящее средство «Пемолюкс» или эквивалент

210

40,00

Средство «Блеск», товарный знак отсутствует

32,00

18,30

Прайс ООО Химпром

Порошок стиральный для белого белья «Миф» автомат 0,4 кг, или эквивалент

388

34,60

Средство «Лотос-Био-автомат» (для белого белья), товарный знак отсутствует

27,68

19,00

Порошок предназначен для цветного и для белого белья

Порошок стиральный для цветного белья «Миф» автомат 0,4 кг, или эквивалент

250

34,60

Средство «Лотос-Био-автомат» (для белого белья), товарный знак отсутствует

27,68

19,00

Порошок предназначен для цветного и для белого белья

 

Указанные действия участника закупки прямо противоречат принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, установленного п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

ГУП НСО ХОЗУ проведена закупка в форме открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку моющих и чистящих средств для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление». Номер извещения, опубликованного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, № 31502775009. С единственным участником ООО «Комплексное Снабжение Организаций» (далее – ООО «КСО») заключен договор поставки № 1333121 от 01.10.2015г.

Согласно Протоколу № U1333121/1350578-2 заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом запросе цен в электронной форме № 1333121 от 29.09.2015г. в допуске к дальнейшему участию в процедуре было отказано трем участникам закупки из четырех, по причине отсутствия сертификатов дистрибьютора, в том числе ООО «ЭРИО» по причине отсутствия основных сертификатов дистрибьюторов и не соответствия товара заявленным техническим характеристикам.

П. 12 Информационной карты Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку моющих и чистящих средств для нужд ГУП НСО ХОЗУ (далее – Конкурсная документации) к претендентам предъявлено одно из требований на участие в запросе котировок, послужившее основанием для отказа в участии - претендент должен являться производителем или дистрибьютором всех видов товара, указанного в разделе 4 «Техническое задание» настоящей Документации, и предлагаемого Претендентом к поставке в соответствии с разделом 4 «Техническое задание» настоящей Документации.

На основании данного требования ГУП НСО ХОЗУ п. 14 Информационной карты Конкурсной документации включило в состав заявки на участие документы от производителя и/или официального дистрибьютора товара, указанного в разделе 4 «Техническое задание» настоящей Документации, подтверждающие наличие у Претендента статуса производителя и/или дистрибьютора товара, указанного в разделе 4 «Техническое задание» настоящей Документации и предлагаемого Претендентом к поставке (копии Сертификата(-ов) дистрибьютора или письма(-ем) от производителя (-ей) или дистрибьютора(-ов), подтверждающего (-их) наличие у Претендента статуса дистрибьютора данного товара (на фирменном бланке производителя/ дистрибьютора, заверенном печатью и/или подписью, или факсимиле). В случае предоставления писем от официальных дистрибьюторов, необходимо обязательное предоставление авторизационных писем от фирмы-производителя, подтверждающих наличие авторизации на поставку данного товара у официального дистрибьютора (на фирменном бланке производителя, заверенном печатью и/или подписью, или факсимиле).

Также установлено, что претендент вправе приложить к заявке иные документы, которые, по его мнению, подтверждают соответствие установленным требованиям, с комментариями, разъясняющими цель предоставления этих документов.

ООО «ЭРИО» к заявке приложено дистрибьюторское письмо, согласно которому ООО «ХимПром» является одним из ведущих производителей товаров бытовой химии на рынке Российской Федерации, в свою очередь ООО «ЭРИО» - дистрибьютор ООО «ХимПром». Несмотря на наличие указанного письма, заказчиком отказано в участии заявителю.

Победителем ООО «КСО» в составе заявки представлен сертификат ООО «Самсон-опт», подтверждающий, по мнению претендента и заказчика, то, что ООО «КСО»  является дистрибьютором всех видов товара, указанного в разделе 4 Техническое задание Конкурсной документации. Однако, исходя из содержания, сертификат ООО «Самсон-опт» подтверждает только то, что ООО «КСО» является официальным дилером по реализации товаров для офиса, школы и дома на территории г. Новосибирска и Новосибирской области. Следовательно, представленный победителем закупки сертификат не относит ООО «КСО» к производителю или дистрибьютору всех видов товара, указанного в разделе 4 Техническое задание Конкурсной документации.

Также требование к участникам закупки о принадлежности их к производителям или дистрибьюторам всех видов закупаемых ГУП НСО ХОЗУ товаров приводит к нарушению принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на основании следующего.

Действующим законодательством определено, что продукция должна соответствовать установленным законодательством Российской Федерации требованиям, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (Постановление Правительства РФ № 982 от 01.12.2009). Такое соответствие подтверждается сертификатами соответствия, декларациями о соответствии, санитарно-эпидемиологическим заключениям и тому подобное.

Положением о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ не предусмотрено право заказчика устанавливать требования о возможности участия в закупке только производителей или дистрибьюторов закупаемого товара.

Товары бытовой химии находятся в свободном доступе на рынке, создание заказчиком условий для участия в запросе котировок только производителей или дистрибьюторов моющих и чистящих средств, могло ограничить участие в закупке лиц, реализующих аналогичные товары бытовой химии, не уступающие  качественным и техническим характеристиками.

В отношении несоответствия товара, предложенного ООО «ЭРИО», установлено следующее.

Приложением № 1 к заявке на участие в открытом запросе котировок в электронной форме № 31502775009 от 23.09.2015г. представлено технико-коммерческое предложение ООО «ЭРИО».

Как пояснил на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России представитель заказчика основные позиции, по которым предложенный заявителем товар не соответствовал заявленным техническим характеристикам, пункты 18,34,35 технического задания. Однако при рассмотрении заявки ООО «ЭРИО» и положений технического задания Конкурсной документации Комиссией не установлено отличие технических характеристик заявленного ГУП НСО ХОЗУ товара и товара, предложенного в заявке ООО «ЭРИО».

Довод ГУП НСО ХОЗУ о завышении цен на некоторый товар ООО «ЭРИО» не был принят Комиссией, так как оценка осуществляется в отношении цены всего договора поставки, а не отдельно взятых товаров.

 

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭРИО» на действия организатора закупки – Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» по проведению открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку моющих и чистящих средств для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» обоснованной.
  2. Обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны