Решение №Б/н Решение по делу №80/18 в отношении ООО «М.видео Менеджмент» от 5 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №80/18

 

«05» февраля 2019 г.                                                                                              г.Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы;

члены комиссии: Ю.В. Виногорова – главный специалист-эксперт отдела рекламы;

В.Ю. Строгин – главный специалист-эксперт отдела рекламы;

М.О. Хрипченко – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело №80/18, возбужденное по факту распространения информации о предоставлении рассрочки в сети магазинов «М.Видео» в соответствии с условиями акции «0-0-25» с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в отсутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «М.видео Менеджмент» (уведомлен надлежащим образом);

заявителя: ООО «Прецедент ТВ» (уведомлен надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление редакции СМИ программы «Прецедент» (ООО «Прецедент ТВ») (вх. №5408э от 02.10.2018г.) по факту распространении информации (плакаты, ценники, иное) о предоставлении рассрочки в сети магазинов «М.Видео» в соответствии с условиями акции «0-0-25» с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

По мнению заявителя, при распространении рекламы не указаны существенные условия, а именно то, что для покупки товара по акции «0-0-25» необходимо приобрести любую услугу из дополнительного списка (льготное техобслуживание, улучшенная гарантия и прочее, от 2500р. каждая услуга), чем и был введен в заблуждение покупатель стиральной машины Samsung – «…».

По результатам рассмотрения заявления Новосибирским УФАС России возбуждено данное дело.

В отзыве на определение о возбуждении дела №80/18 ООО «М.видео Менеджмент» изложено следующее.

Дело №80/18 возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не подведомственно Новосибирскому УФАС России, так как реклама акции «Умная рассрочка 0-0-25» осуществлялась на территории многих субъектов Российской Федерации. В период с 14 августа 2018г. по 08 октября 2018г. включительно во всех розничных магазинах ООО «М.видео Менеджмент» действовала акция «Умная рассрочка 0-0-25» (далее по тексту - Акция). Акция действует на комплекты, состоящие из основного товара («iPhone8/X», «Смартфоны и планшеты», «Консоли», «Фотоаппараты», «Бытовая техника», «Компьютерная техника», «Телевизоры») и дополнительного товара (аксессуары или услуги). Сроки проведения акции и правила её проведения установлены Распоряжением №01-324/5Р от 30.07.2018г.

Рекламная акция размещалась во всех розничных магазинах ООО «МВМ». ООО «МВМ» включает в себя порядка 400 обособленных подразделений (магазинов) расположенных в различных субъектах РФ, соответственно во всех данных обособленных подразделениях (магазинах) была размещена информация о рекламной акции «Умная рассрочка 0-0-25». То есть рекламная акция «Умная рассрочка 0-0-25» распространялась на территории многих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с нормами ст. 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации и вправе применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.08.2006 №508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с п. 5 Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 №508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органов дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 №508) в случае, если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

Исходя из того факта, что акция «Умная рассрочка 0-0-25» распространялась во всех обособленных подразделениях ООО «МВМ», которые располагаются в различных субъектах Российской Федерации и руководствуясь п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.08.2006 №508, УФАС по Новосибирской области не подведомственно дело в отношении ООО «МВМ», которое инициировано определением о возбуждении дела №80/18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Данный довод не принят Новосибирским УФАС России.

В соответствии с п.3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 23.11.2012 №711/12, ФАС России вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или места распространения рекламы.

26.12.2018г. в ФАС России было направлено ходатайство о рассмотрении дела №80/18 Новосибирским УФАС России, независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, и места распространения рекламы.

На основании пункта 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. №508, ФАС России наделяет Новосибирское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы акции «Умная рассрочка 0-0-25» в розничных магазинах ООО «М.видео Менеджмент», содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе в отношении ООО «М.видео Менеджмент» (адрес: 105066, г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, корп. 20) (письмо ФАС России №АК/2881/19 от 21.01.2019г.).

При рассмотрении дела №80/18 05.02.2019г. Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В магазине «М.Видео», расположенном по адресу: ул. Гоголя, д.13, г.Новосибирск, ТРЦ «Галерея» в сентябре-октябре 2018г. размещался плакат, содержащий следующую информацию:

-«*В 2018 ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 25 ЛЕТ С ОТКРЫТИЯ ПЕРВОГО МАГАЗИНА СЕТИ М.ВИДЕО

**АКЦИЯ «УМНАЯ РАССРОЧКА 0-0-25» НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТОЙ ДЕЙСТВУЕТ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ КРЕДИТА С 14.08.2018 Г. ПО 08.10.2018 Г. КРЕДИТ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ КБ «РЕНЕССАНС КРЕДИТ» (ООО), ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА России № 3354 ОТ 26.04.2013Г. В АКЦИИ УЧАСТВУЮТ КОМПЛЕКТЫ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ТОВАРОВ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ И ТОВАРОВ И/ИЛИ УСЛУГ ИЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СПИСКА. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВЗНОС 0% ОТ ЦЕНЫ ТОВАРА. СРОК КРЕДИТОВАНИЯ 25 МЕСЯЦЕВ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА 9,92% ГОДОВЫХ, ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ КРЕДИТА СОСТАВЛЯЕТ 9,920% ГОДОВЫХ СУММА КРЕДИТА ОТ 3000 ДО 25000 РУБЛЕЙ ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ СКИДКУ НА ТОВАР, В ИТОГЕ СУММА, ПОДЛЕЖАЩАЯ ВЫПЛАТЕ БАНКУ, НЕ ПРЕВЫШАЕТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА, ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ БАНКА НЕ ПРИОБРЕТАЮТСЯ. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТОЙ. БАНК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛИБО ОТКАЗЕ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КРЕДИТА БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН. ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, ПОДРОБНОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТОВАРОВ В КРЕДИТ В РАМКАХ АКЦИИ УТОЧНЯЙТЕ В МАГАЗИНАХ «М.ВИДЕО» ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ И ПРОДАВЕЦ: ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ» 105066 РОССИЯ, МОСКВА, УЛИЦА НИЖНЯЯ КРАСНОСЕЛЬСКАЯ, ДОМ 40/12, КОРПУС 20, ОГРН 1057745840095».

При этом информация выполнена в светлых тонах на темном фоне.

Как следует из пояснений ООО «М.Видео Менеджмент», в период с 14.08.2018г. по 08.10.2018г. включительно во всех розничных магазинах ООО «М.видео Менеджмент» действует акция «Умная рассрочка 0-0-25» (далее по тексту - Акция). Акция действует на комплекты, состоящие из основного товара («iPhone8/X», «Смартфоны и планшеты», «Консоли», «Фотоаппараты», «Бытовая техника», «Компьютерная техника», «Телевизоры») и дополнительного товара (акссесуары или услуги). Сроки проведения акции и правила её проведения установлены Распоряжением №01-324/5Р от 30.07.2018г.

Суть акции заключается в том, что ООО «М.видео Менеджмент» в рамках акции предоставляет потребителю скидку на товары в комплекте, в связи с чем потребитель может купить в кредит товары, участвующие в акции со скидкой, что обеспечивает потребителю отсутствие переплаты по кредиту.

При желании потребителя участвовать в Акции и воспользоваться её выгодой, ему необходимо приобрести комплект, который будет состоять из основного товара и дополнительного товара или услуги.

При этом потребитель обладает возможностью приобрести интересующий его товар, не принимая участия в акции «Умная рассрочка 0-0-25» (т.е. приобрести товар вне комплекта), используя для расчета любые средства (наличный расчет/безналичный расчет) или путем оформления кредита на конкретный товар, но вне рамок акции «Умная рассрочка 0-0-25». Соответственно, потребитель сам принимает решение о необходимости участия в акции «Умная рассрочка 0-0-25», либо отсутствии такой необходимости.

В соответствии с дисклеймером, в рамках акции «Умная Рассрочка 0-0-25» кредит предоставлялся КБ «Ренессанс Кредит» (договора №3/Б-МВ/М от 01.12.2009г. заключенного между ООО «М.видео Менеджмент» и КБ «Ренессанс Кредит»).

Производство и доставка рекламных материалов распространяемых в магазинах, выполнялось ООО «ШИКО» на основании Договора выполнения работ № 01-1191/08-2016 от 02.09.2016г. Заказчиком, согласно данному договору, является ООО «М.видео Менеджмент». Размещение рекламных материалов акции «Умная рассрочка 0-0-25» в магазинах ООО «М.видео Менеджмент» осуществляли сотрудники магазинов ООО «М.видео Менеджмент».

По мнению ООО «М.видео Менеджмент», рекламная информация полностью соответствовала требованиям ФЗ «О рекламе» на основании следующего. ООО «М.видео Менеджмент» при проведении указанной акции в полном объеме соблюдало требования законодательства о рекламе. Так, в соответствии с требованиями закона было указано, что по акции «Умная рассрочка 0-0-25» потребителям Банком предоставляется кредит, было указано, за счет чего обеспечивается отсутствие переплаты за товар, приобретаемый в кредит, также на всех рекламных материалах присутствовала информация о том, что Банк вправе отказать в предоставлении кредита. В связи с тем, что реклама содержала рекламу финансовых услуг (кредит банка), содержание полностью соответствовало требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В рекламе присутствовали полностью соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара (кредит от Банка) и указание на факт необходимости приобретения комплекта товаров («...В акции участвуют комплекты, состоящие из товаров основных категорий и товаров и/или услуг из дополнительного списка.», что было указано как на плакатах, размещенных в магазинах, так и на ценниках, имеющихся на товаре).

Текст рекламы содержал полные, соответствующие действительности и требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе» сведения, исключающие возможность введения потребителей в заблуждение, и до каждого потребителя доводилась информация о том, что в рамках акции Банком выдается кредит, а не предоставляется рассрочка платежа, информацию о названии и лицензии кредитной организации, предоставляющей кредит, процентные ставки по кредиту, срок, на который выдается кредит, условия о его погашении.

Данные доводы рассмотрены Новосибирским УФАС России и не приняты по следующим основаниям.

В соответствии с ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация о необходимости приобретения услуги из дополнительного списка (льготное техобслуживание, улучшенная гарантия и прочее, от 2500р. каждая услуга), совместно с услугой «0-0-25» является существенной для потребителя, т.к. влияет на выбор не только товара, но и лица, оказывающего услуги по его реализации.

В случае если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера плаката и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Также данный вывод был сделан 16.10.2018г. членами Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе и антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции:

- текст, набранный мелким шрифтом в нижней части рекламного плаката, не воспринимается или плохо воспринимается потребителем;

- из текста не следует, что для покупки товара по акции «0-0-25» необходимо приобрести товар с условием «1+1» (основной товар+товар из дополнительного списка).

Таким образом, рассматриваемая рекламная информация содержит нарушение ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, в соответствии со ст.12 ФЗ «О рекламе», рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.

ООО «М.видео Менеджмент» поясняет следующее.

Материальные носители информации об акции «Умная рассрочка 0-0-25», которые фактически размещались в магазине ООО «М.видео Менеджмент» уничтожаются на следующий день после завершения акции, а, принимая во внимание, что акция «Умная рассрочка 0-0-25» была завершена 08.10.2018г., материальные носители информации были уничтожены 09.10.2018г., соответственно материальные носители информации не могут быть предоставлены в Новосибирское УФАС России.

При этом ООО «М.Видео Менеджмент» в Новосибирское УФАС России не представлено доказательств прекращения нарушения ФЗ «О рекламе»: приказа об утилизации рекламных материалов, акта об утилизации, либо иного.

Таким образом, в действиях ООО «М.видео Менеджмент» содержится нарушение ст.12 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч.6 ст.38 Закона о рекламе, за нарушение требований ч.7 ст.5, ст. 12 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель. Рекламодателем, в силу п.5 ст.3 Закона о рекламе, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как установлено материалами, рекламодателем в данном случае является ООО «М.Видео Менеджмент» (ОГРН 1057746840095, ИНН 7707548740, дата регистрации: 05.05.2005, ул. Нижняя Красносельская, дом 40/12, корпус 20, г. Москва, 105066).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу, размещенную в сентябре-октябре 2018г. на территории Российской Федерации, о предоставлении рассрочки в сети магазинов «М.Видео» в соответствии с условиями акции «0-0-25», содержащую следующую информацию:

«*в 2018 году исполняется 25 лет с открытия первого магазина сети М.видео

**акция «умная рассрочка 0-0-25» не является публичной офертой действует при оформлении кредита с 14.08.2018 г. по 08.10.2018 г. кредит предоставляется КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), лицензия Банка России №3354 от 26.04.2013г. в акции участвуют комплекты, состоящие из товаров основных категорий и товаров и/или услуг из дополнительного списка. Первоначальный взнос 0% от цены товара. срок кредитования 25 месяцев процентная ставка 9,92% годовых, полная стоимость кредита составляет 9,920% годовых сумма кредита от 3000 до 25000 рублей организатор акции предоставляет скидку на товар, в итоге сумма, подлежащая выплате банку, не превышает первоначальной стоимости товара, при условии, что дополнительные услуги банка не приобретаются. Не является публичной офертой. банк самостоятельно принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении кредита без объяснения причин. перечень товаров, подробности приобретения товаров в кредит в рамках акции уточняйте в магазинах «М.Видео» организатор акции и продавец: ООО «М.Видео Менеджмент» 105066 Россия, Москва, улица Нижняя Красносельская, дом 40/12, корпус 20, ОГРН 1057745840095», ненадлежащей,

а ООО «М.Видео Менеджмент» (ОГРН 1057746840095, ИНН 7707548740, дата регистрации: 05.05.2005, ул. Нижняя Красносельская, дом 40/12, корпус 20, г. Москва, 105066), нарушившим ч.7 ст.5, ст.12 ФЗ «О рекламе»:

- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;

- рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.

2. Выдать ООО «М.Видео Менеджмент» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3, ст.19.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме "06" февраля 2019 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

Председатель Комиссии                                         __________________И.В.Волохина

 

Члены Комиссии                                                     __________________Ю.В. Виногорова

 

__________________В.Ю. Строгин

 

__________________ М.О. Хрипченко

Связанные организации

Связанные организации не указаны